Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:45, контрольная работа
Древняя Греция — страна, объединявшая множество рабовладельческих городов-государств — полисов. В истории Греции особое значение имели два полиса — Афины и Спарта. В каждом из них сложились особые системы воспитания, своеобразие которых было обусловлено, с одной стороны, закономерностями рабовладельческого строя вообще и, с другой—. особенностями развития данной страны.
Воспитание детей в Спарте.
Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Оно возникло в начале IX в. до н. э. в результате вторжения на территорию Лаконии племенных группировок дорян, завладевших землей и подчинивших себе коренных жителей.
Однако, несмотря на то что практика работы детского сада стояла на пути преодоления педоцентризма и детский сад, руководимый Л. К. Шлегер, являлся образном продуманной, хорошо организованной воспитательной работы, в своих теоретических высказываниях Шлегер продолжала стоять на позициях защиты “свободного самовыявления ребенка”, “отрицания задач воспитания, лежащих вне ребенка”.
Л. К. Шлегер первая из. группы педагогов общества “Детский труд и отдых предложила в 1918 г. свои силы, знания и опыт дошкольному отделу Наркомпроса РСФСР В условиях Советской власти в процессе творческой работы, под влиянием идей развивающейся марксистско-ленинской педагогики она преодолела свои заблуждения и активно участвовала в методической работе и подготовке первых советских дошкольных работников.
Педагогическая теория и практика школьного и дошкольного воспитания в России в 1917-1920 годах
С первых-дней установления Советской власти в стране началась работа по созданию новой системы народного образования.
9 ноября 1917 г. была создана Государственная комиссия по просвещению во главе с А. В. Луначарским, которая должна была подготовить в кратчайший срок проекты новых законов по организации народного образования.
Специальным постановлением от 11 декабря 1917 г. все учебные заведения, находившиеся в ведении православной церкви, преобразовывались в светские и передавались Наркомпросу.
20 января 1918 г. был принят подписанный В. И. Лениным декрет “О свободе совести, церковных и религиозных обществах”, провозгласивший отделение церкви от государства и школы от церкви. Декрет объявил свободу совести и вероисповедания, запретил преподавание в школах религии и выполнение религиозных обрядов, устранял влияние церкви на учебный процесс.
Были
изданы также декреты, ликвидировавшие
сословные и национальные ограничения,
уничтожена прежняя неравноправность
женщин в области народного
Проведение
в жизнь указанных выше декретов
и мероприятий Советского правительства
встретило сначала
Коммунистической партии и Советскому правительству удалось преодолеть это сопротивление, привлечь на сторону Советской власти многих педагогов и. уже вместе с ними успешно продолжить революционную перестройку школы.
Большая часть учителей радостно встретили Октябрьскую революцию. Настроение их хорошо выразил в тот период А. С. Макаренко, бывший в 1917 г. учителем высшего начального училища. “После Октября передо мной открылись большие перспективы,— писал он.— Мы, педагоги, тогда так опьянели от этих перспектив, что и себя не помнили”.
В. И. Ленин призывал учителей слиться с борющимися против буржуазии массами трудящихся. Он рекомендовал органам народного образования вести с учителями терпеливую работу, перевоспитывать их, так как большинство учителей, будучи воспитано в учебных заведениях царского времени в духе, враждебном пролетариату, не могло сразу понять значения, задач, перспектив Октябрьской революции.
В 1918 г. было проведено в центре и на местах 164 учительских съезда и 81 съезд работников отделов народного образования. На съездах освещались политические вопросы и велась энергичная пропаганда революционных принципов организации народного образования, гуманистических целей советской школы.
В конце августа 1918 г. был созван I Всероссийский съезд по просвещению, на котором была одобрена новая система единой школы с двумя ступенями: первая ступень —5 лет, вторая —4 года; в совокупности обе ступени составляли полную среднюю общеобразовательную школу. Этим была ликвидирована крайняя разнотипность общеобразовательных школ, имевшая место до Октябрьской революции. На съезде были рассмотрены также важнейшие вопросы организации всех отраслей. народного образования — дошкольного воспитания, школы и внешкольного образования взрослых. Огромное политическое значение имело выступление на этом съезде В. И. Ленина, который в своей речи вскрыл классовую сущность буржуазной школы, ярко осветил связь культурной работы в Советской республике с задачами социалистической революции.
Выступая на II Всероссийском съезде учителей-интернационалистов, В. И. Ленин призвал их создать “широкий, охватывающий огромные массы учителей, профессиональный союз учителей, союз, который встанет решительно на почву советской платформы и борьбы за социализм...
В 1919 г. на VIII съезде РКП (б) была принята Программа партии, проект которой разработал В. И. Ленин. В части ее, относящейся к народному образованию, было записано: “В области народного просвещения РКП ставит своей задачей довести до конца начатое с Октябрьской революции 1917 г. дело превращения школы из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества.
В
период диктатуры пролетариата, т. е.
в период подготовки условий, делающих
возможным полное осуществление
коммунизма, школа должна быть не только
проводником принципов
26 декабря 1919 г. был принят разработанный по инициативе В. И. Ленина и подписанный им декрет “О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР”, который обязывал всех жителей Советской республики до 50 лет обучиться грамоте на русском или родном языке. По всей стране возникли десятки тысяч пунктов ликвидации неграмотности и школ для малограмотных. Учителя, комсомольцы, люди самых различных профессий с большим подъемом в порядке общественной работы вели обучение в этих школах. Они занимались также с небольшими группами неграмотных (в 3—4 человека) и даже с одиночками. Это был в полном смысле слова всенародный поход против безграмотности, возглавляемый состоявшей в системе Наркомпроса Всероссийской чрезвычайной комиссией по ликвидации безграмотности (ВЧКЛБ).
Перед
первой мировой войной 1914—1918 гг. в
царской России насчитывалось свыше
2, 5 миллионов беспризорных детей. За
время этой войны, за годы интервенции
и гражданской войны количество
бездомных детей еще
После
победы Великой Октябрьской
Началась усиленная работа по подготовке национальных педагогических кадров, по изданию учебников на национальных языках, а для народов, не имевших письменности,— по созданию алфавитов на языках этих народов.
Несмотря на очень трудные условия (гражданскую войну, продовольственные затруднения, отсутствие национальных кадров учителей и др.), за короткое время 1918—1920 гг. число учащихся в некоторых национальных районах выросло по сравнению с дореволюционным временем в 2—3 раза.
Огромным достижением было создание для нерусских народов светских средних общеобразовательных школ.
В 1920 г. Наркомпрос опубликовал учебный план советской школы. В объяснительной записке указывалось, что занятия в первой группе являются продолжением занятий детского сада: по развитию речи, обучению грамоте и счету, ознакомлению с природой, рисованию, пению и др.
В
дальнейшем учебные планы советской
школы многократно
2—10 октября 1920 г. в Москве состоялся III съезд Российского Коммунистического Союза Молодежи. В первый же день на съезде выступил В. И. Ленин с речью о задачах Союзов молодежи, которая явилась выдающимся произведением марксизма-ленинизма, боевой программой коммунистического воспитания. Ленин указал, что задача молодежи — завершить начатое старшим поколением коммунистов дело построения коммунистического общества и реализовать те идеи и принципы воспитания, образования и обучения, которые были провозглашены Программой Коммунистической партии.
Советская школа и дошкольное воспитание в 1921—1941 годах
Школьное
В. И. Ленин считал необходимым
изменить задачи и характер работы
школы в соответствии с новыми
задачами, вставшими перед Советской
республикой, “не в том смысле,
чтобы изменились самые основы и
направление преподавания, а в
том, чтобы приспособить характер деятельности
к переходу на мирное строительство
с широким планом промышленного
и экономического преобразования страны...
.
В начале рассматриваемого периода в РСФСР
была следующая школьная система: школа
первой ступени — 4 класса (для детей 8—12
лет); школа-семилетка—7 классов (для детей
8—15 лет); школа-девятилетка—9 классов
(для детей 8—17 лет). На Украине и в Белоруссии
после школы-семилетки подростки могли
поступить в техникум, VIII и IX классы общеобразовательной
школы были преобразованы в начальные
курсы техникумов и других профтехнических
учебных заведений. С 1924 г. в РСФСР VIII—
IX классы школ второй ступени тоже стали
профессионализироваться и готовить учащихся
к практической деятельности.
В 1923—1925 гг. Государственным
ученым советом (ГУС) были составлены новые
учебные государственные
Учебный материал школ первой ступени
располагался по трем “колонкам”: “природа
и человек”, “труд”, “общество”. Он постепенно
расширялся как бы концентрическими кругами:
в первом классе рассматривались вопросы
жизни ребенка в семье и школе, во втором
— вопросы жизни села или деревни, затем
района, губернии, республики и т. д. Кроме
того, вводились еще сезонные комплексные
темы: “Первое мая — международный праздник
трудящихся”, “Осенние работы в деревне”,
“Великая Октябрьская социалистическая
революция и т. д.
На 1927/28 учебный год Наркомпросом
РСФСР были утверждены для школ второй
ступени новые единые и обязательные учебные
планы, что являлось положительным моментом
в строительстве советской общеобразовательной
школы. Учебный план 1927 г. для школ второй
ступени включал учебные дисциплины, имевшие,
в виду широкое, разностороннее, естественнонаучное,
общественно-политическое образование
учащихся, трудовое, физическое и эстетическое
их воспитание.
Кроме общеобразовательных предметов,
в VIII-—IX классах школ второй ступени изучались
еще различные специальные учебные дисциплины,
выбор которых определялся уклонами, или
специальностью, принятой для данной школы
второй ступени.
Вместе с утверждением обязательного
и единого учебного плана осенью 1927 г.
была установлена для всех школ одинаковая
продолжительность учебного года, причем
в сельских местностях учебный год должен
был продолжаться в I—IV классах 190 учебных
дней и в V—VI классах — 200—205 учебных, дней,
в городских начальных школах— 205 учебных
дней и в школах второй ступени — 215 учебных
дней.
Летом 1927 г. были разработаны и разосланы
в школы новые комплексные программы,
имевшие целью улучшить преподавание.
В программах 1927 г. материал всех учебных
дисциплин по-прежнему был расположен
по колонкам “природа”, “труд”, “общество”,
но был введен обязательный минимум систематических
знаний и навыков по родному языку, математике
и некоторым другим учебным предметам.
Такое установление твердого минимума
систематических знаний и навыков, обязательность
программ 1927 г. для всех учителей и школ,
их стабильность и т. д. были, несомненно,
шагом вперед. Но построение их на основе
той же комплексности обусловило их существенные
недостатки.
В 1929 г. Наркомпросом
РСФСР вновь были изданы комплексно-проектные
программы для советской школы, в которых
имело место значительное сокращение
общеобразовательного материала по всем
основным учебным предметам и рекомендовалось
применять заимствованный в буржуазной
школе “метод проектов”, в соответствии
с которым ликвидировались школьные группы
(классы), их заменили звенья и бригады.
Знания учащиеся должны были усвоить в
процессе выполнения таких тем, как, например,
“Поможем нашей фабрике (заводу, колхозу)
выполнить промфинплан”, “Научимся разводить
кур и т. д.
Большое место в этих программах занимал
общественно полезный труд, теоретическое
и практическое обучение труду, что было
полезно для дела политехнического обучения,
однако занятия учащихся не связывались
с одновременным и прочным овладением
ими систематическими знаниями основ
наук, а в учебные занятия вносилась недопустимая
дезорганизация.
В резолюции июльского Пленума ЦК ВКП
(б) 1928 г. было сформулировано требование
о коренном улучшении учебной работы школы
второй ступени. “Добиться, чтобы оканчивающие школу II ступени были
подготовлены для поступления в вузы”,—
говорилось в резолюции Пленума. Пленум
обязал Наркомпрос развернуть широкую
сеть семилетних и девятилетних школ в
рабочих районах, позаботиться об улучшении
материального положения пролетарских
детей, поступавших в эти школы. 5 февраля
1929 г. Совнарком РСФСР принял постановление
о введении десятилетнего срока обучения
в средних школах.
Пленум ЦК ВКП (б), состоявшийся в 1929 г.,
снова предложил добиться решительного
перелома в улучшении учебной работы средних
общеобразовательных школ, в частности
путем пересмотра их учебных программ.
Информация о работе Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции и Риме