Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции и Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:45, контрольная работа

Описание работы

Древняя Греция — страна, объединявшая множество рабовладельческих городов-государств — полисов. В истории Греции особое значение имели два полиса — Афины и Спарта. В каждом из них сложились особые системы воспитания, своеобразие которых было обусловлено, с одной стороны, закономерностями рабовладельческого строя вообще и, с другой—. особенностями развития данной страны.
Воспитание детей в Спарте.
Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Оно возникло в начале IX в. до н. э. в результате вторжения на территорию Лаконии племенных группировок дорян, завладевших землей и подчинивших себе коренных жителей.

Файлы: 1 файл

коллоквиум.docx

— 380.47 Кб (Скачать файл)

Руководящую роль в революционно-демократическом  движении 60-х году XIX в., а также  в разработке принципиальных теоретических  вопросов русской педагогики играли великие революционные демократы  Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. Они  продолжали и развивали борьбу, начатую  А. Н. Paдищевым, А. И. Герценом и В. Г. Белинским, вскрывали связь воспитания и образования с освободительной борьбой народа, с преобразованием общественных отношений. Исторической заслугой революционных демократов было то, что они, положительно оценивая многие педагогические идеи и требования прогрессивных педагогов, резко выступали против компромиссов в решении вопросов воспитания, стояли на материалистических позициях и не возлагали утопических надежд на способность царского правительства осуществить демократические реформы в области народного образования.

Общественно-педагогическое движение 60-х годов усилило интерес  и к воспитанию детей дошкольного  возраста. Возникла первая общественно-педагогическая организация — С. -Петербургское  педагогическое собрание и в ней  временная Комиссия детских садов (1867—1869). Стало издаваться несколько  педагогических журналов, в том числе  журнал “Детский сад (1866—1876)., пропагандировавший идею распространения детских садов  в России и освещавший теоретические  вопросы дошкольного воспитания детей, появились деятели по дошкольному  воспитанию.

Теория и практика дошкольного  воспитания второй половины XIX века в  России

Основы  теории дошкольного воспитания в  России были заложены крупнейшими русскими педагогами 60-х годов XIX в. Содержание и методы работы детских садов  подробно разрабатывались видными  деятелями дошкольного воспитания, принадлежавшими к прогрессивному демократическому направлению,— А. С. Симонович, Е. Н. Водовозовой, Е. И. Конради и др. Своей творческой педагогической деятельностью, теоретической и практической, они содействовали процессу выделения дошкольной педагогики из общей педагогики и оформлению ее в самостоятельную педагогическую науку.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ А. С. СИМОНОВИЧ

Аделаида  Семеновна Симонович (1840—1933) была участницей общественно-педагогического движения 60-х годов XIX в., видным деятелем дошкольного  воспитания. Она пропагандировала идею общественного дошкольного воспитания детей, редактировала журнал “Детский сад и опубликовала ряд работ  по воспитанию детей дошкольного  возраста. В 1866 г. А. С. Симонович открыла в Петербурге платный детский сад, где вела опытную работу. Она работала в тесном содружестве со своим мужем врачом Я. М. Симоновичем (1840—1883), который был соредактором журнала “Детский сад и автором ряда статей по дошкольному воспитанию.

В детском саду А. С. Симонович все  было приспособлено для творческой педагогической работы: удобное расположение просторных, светлых комнат с балконами, сад и площадки для игр и  занятий детей на воздухе.

Следуя  идее народности воспитания К. Д. Ушинского, Симоновичи стремились приспособить содержание работы детского сада к русским условиям. Они ввели подвижные игры, которые  отражали отдельные виды труда и  моменты быта русского народа и сопровождались русскими народными песнями. Изменились и строительные занятия: старшие  дети строили избу из заранее подготовленных небольших бревен (крупный строительный материал) и затем играли в этой избе. Строительные занятия, по свидетельству  многих посетителей детского сада, очень увлекали детей, проходили  дружно, оживленно, воспитывали у  них чувство взаимопомощи и товарищества.

В ходе практической работы с детьми Симонович отказалась от точного  следования методике Фребеля и на других занятиях. Вместо формальных, строго систематизированных ручных занятий по складыванию из бумаги, вырезанию и склеиванию разных фигур дети изготовляли из бумаги и картона коробочки, кукольную мебель, домики и т. д.

В младшей группе детского сада с детьми трех-четырехлетнего возраста А. С. Симонович строила работу, как в семье, проводила с ними в основном индивидуальные игры и занятия. Общие занятия детей в младшей группе были редкими. Симонович заметила, что малыши любят перетаскивать, складывать, разбирать, устанавливать предметы обстановки, строительные материалы, любят играть с куклами (индивидуально или группами в 2—3 человека). Она заметила также, что у детей этого возраста нет еще устойчивых интересов в играх и занятиях; почти все они очень подвижны, а больше всего их интересует лепка, рисование, самостоятельные постройки из кубиков, выкладывание колец. А. С. Симонович пришла к выводу, что в детском саду надо иметь достаточный запас различных материалов для детской деятельности, что детей с раннего возраста надо приучать к дружелюбию, к уступчивости и взаимопомощи.

Занятия в старшей группе, с пяти-шестилетними детьми, которой руководил Я. М. Симонович, имели природоведческий уклон. Я. М. Симонович проводил понятные детям физические опыты, ходил с ними на экскурсии к реке, в парки и т. д., во время которых дети наблюдали природу, изменения, происходящие в ней. Прогулки и экскурсии сопровождались беседами, собиранием разных предметов — растений, камешков и т. п. На последующих занятиях Я. М. Симонович читал детям статейки и рассказы, которые углубляли полученные ими знания. Весной, летом и осенью дети работали в саду. Они сажали цветы, выращивали некоторые овощи, наблюдали за обитателями сада — птицами, насекомыми, мышами и т. д., изучали их повадки. Я. М. Симонович организовывал также с детьми экскурсии в ближайшие мастерские (сапожную, слесарную и др.), рассказывал им о родине. Все занятия проходили оживленно, весело, интересно, давали детям элементарные знания, подготовляли их к школьному обучению.

Характерной особенностью детского сада Симонович  было отсутствие в нем религиозного воспитания детей. В журнале “Детский сад не было напечатано ни одной  статьи па религиозные темы.

Из-за недостатка средств в 1869 г. детский сад был закрыт, а издание журнала “Детский сад передано в другие руки.

В период 1866—1869 гг. А. С. и Я. М. Симоновичи вели большую общественно-педагогическую работу: участвовали в работе Комиссии детских садов при С. -Петербургском  педагогическом собрании, выступали  с докладами по вопросам дошкольного  воспитания, оказывали методическую помощь воспитательницам детских садов  разных городов, например Воронежа. В  этом городе при активном участии  известного педагога Н. Ф. Бунакова в 1868 г. был открыт детский сад, тесно связанный с элементарной школой.

С 1870 г. Симоновичи переехали на Кавказ. В этом году А. С. Симонович открыла в Тифлисе платный детский сад и элементарную школу, которые просуществовали до 1874 г. Там воспитывалось и обучалось 60 детей в возрасте от 4 до 14 лет — грузины, армяне, русские. Плату за детей бедных родителей вносили благотворительные организации.

В целях пропаганды идеи общественного  воспитания и некоторой помощи практическим работникам первых-детских садов  в России А. С. Симонович издала в  1874 г. книгу “Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании маленьких детей (т. I и II), состоящую частью из исправленных и дополненных статей, печатавшихся в журнале “Детский сад в период 1866—1869 гг. и частью написанных специально для этого издания. В 1907 г. ею была выпущена книга “Детский сад (практическое руководство для детских садов)— переработанное издание вышеупомянутого сборника. Педагогическая деятельность А. С. Симонович продолжалась более сорока лет; она умерла в глубокой старости, уже при Советской власти.

Общепедагогические взгляды

А. С. Симонович делила педагогику как  науку на теоретическую, определяющую цель, задачи и сущность процесса воспитания, и на практическую — искусство, цель которого, по ее словам, поставить ребенка  в наиболее выгодную среду для  развития его индивидуальности. Руководствуясь взглядами К. Д. Ушинского, А. С. Симонович считала, что теоретическая педагогика должна строиться на изучении физического и психического развития ребенка.

Как и многие русские педагоги, она  давала абстрактное, слишком широкое  определение главной цели воспитания, считала ее неизменной для всех времен. “Цель,— писала она,— воспитать  поколение самобытное, энергичное, честное, трудолюбивое, заботящееся  как о самом себе, так и о  благоденствии других людей, поколение, не стоящее в противоречии с самим  собой, т. е. поколение счастливое и  стремящееся постоянно к усовершенствованию в жизни”..

А. С. Симонович указывала, что первоосновы  развития самобытной личности будущего полезного члена общества закладываются  матерью в семейном воспитании детей. Роль и задачи . матери в воспитании ребенка она определяла также в духе высказываний К. Д. Ушинского: “Мать должна внушить ребенку те воззрения, которые заставят его всецело отдаться жизни и работать на общую пользу, и работать так, как требует личный взгляд на состояние общества, а не взгляд наиболее выгодный. Мать должна воспитать у ребенка дух честности, самоотверженности”.

Воспитание  детей следует начинать с рождения и постоянно усложнять, считала  Симонович; важное значение имеет дошкольный возраст, когда происходит усиленное развитие всех жизненных сил и способностей детей и подготовка их в процессе воспитания к школьному обучению.

А. С. Симонович высказывалась за единство процесса воспитания и обучения. “Обучение—одно из вспомогательных средств воспитания,— писала она.— Посредством обучения, начиная с раннего возраста, приобретаются элементарные знания, развиваются умственные способности и нравственные силы ребенка”.

А. С. Симонович не отрицала значения наследственности в развитии личности, однако она  и не преувеличивала ее роли. Родившийся ребенок, утверждала она, обладает известной  индивидуальностью, имеет наследственные задатки, для развития которых необходимы внешние благоприятные условия  и воспитание, иначе они останутся  неразвитыми, зачахнут; путем воспитания к тому же многое можно изменить в прирожденных индивидуальных задатках.

А. С. Симонович правильно указывала, что воспитание детей является не частным делом, а общественной обязанностью родителей и что для правильного ее выполнения требуются соответствующая обстановка и надлежащие материальные условия жизни, а также хотя бы элементарное знание родителями педагогической науки.

Учитывая  важность дошкольного периода в  развитии личности ребенка, А. С. Симонович  считала, что воспитание детей до школы должно протекать дома и  в детском саду. “От трех лет  дальнейшее пребывание в семье оказывается  уже вредно для ребенка. Он нуждается  в товарищах для игр и занятий”. В этом возрасте необходимо ребенку  посещать детский сад.

Находясь  под влиянием идей 60-х годов XIX в. о праве женщин на самостоятельный  общественный труд, А. С. Симонович настаивала на том, чтобы женщины не замыкались в узкой сфере семейной жизни: “Женщина должна работать непосредственно  не для одной семьи, а для всех”. На помощь женщине в деле воспитания детей дошкольного возраста должны прийти детские сады. А. С. Симонович  следующим образом определила цель и назначение детского сада: “Детский сад есть воспитательное заведение  для малолетних детей от 3 до 7 лет  без различия сословий, религии и  пола. Он не есть заведение, в котором  дети только играют между собой, как  дома, не руководимые никем; точно  так же он не есть учреждение, в котором  имеется только надзор за поведением детей, чтобы не шалили. Цель детского сада — физическое, умственное и  последовательно нравственное развитие детей. Он дополняет таким образом недостаточное (по многим причинам) семейное воспитание и вместе с тем подготовляет ребенка к поступлению в школу. Поэтому детский сад есть связывающее звено между семьей и школой”. Исторически прогрессивными положениями в данной формулировке цели и назначения детского сада были указания на прием детей без различия пола и вероисповедания, на установление связи детского сада с семьей и школой.

А. С. Симонович стремилась установить общие и специальные задачи детского сада и начальной школы, исходя из психологических особенностей детей  дошкольного и младшего школьного  возраста. Она указывала, что развитие личности ребенка в процессе воспитания идет непрерывно, воспитательно-образовательные задачи усложняются по возрастам. Задачи детского сада, вытекающие из особенностей возрастного развития детей, сформулированы ею следующим образом: “Пребывание в детском саду дает детям общий уровень развития... Детский сад подготовляет детей в школу. Между занятиями школы и детского сада проведена строгая черта: школа занимается серьезно наукой, и детский сад, если хотите, серьезно игрою. В школе обращается внимание на преподаваемый предмет, а в детском саду на ребенка, а предмет играет второстепенную роль, он есть только средство для достижения цели... Ребенок в этом возрасте любит жизнь подвижную. Все вокруг него играет и все сотворено для игры... Всестороннее, гармоническое развитие всех органов тела — вот воспитание детского, сада”.

Воспитательная работа в детском саду

А. С. Симонович уделяла большое  внимание вопросам внутренней организации  детского сада. Она считала, что взаимоотношения  детей между собою и воспитателя  с детьми в детском саду должны строиться по образцу семейных отношений.

К личности воспитателя детского сада она предъявляла высокие требования. “Детская садовница,— писала Симонович,— должна быть образованное лицо, преданное воспитанию детей; она должна быть энергична, бодра, свежа, весела, строга, но не злопамятна, взыскательна, но не придирчива. Она должна знать природу детей и различное ее проявление в жизни”.

От  степени умственного и нравственного  развития “садовницы зависит общая  атмосфера и направление работы детского сада. Воспитатель должен быть знаком не только с практической работой, “техникой детского сада”, но и теорией — педагогической наукой и стоять на такой ступени  развития, чтобы быть в состоянии  влиять на детей. Личность воспитателя  даст тон всему учреждению: “Энергичная, неутомимая, изобретательная воспитательница  придает детскому саду свежий колорит  и поддерживает в нем неиссякаемую веселую деятельность”.

Воспитатель должен учитывать возрастные особенности  детей, обстановку, которая окружает ребенка в семье, создавать в  детском саду такие условия, чтобы  дети “жили полной жизнью и готовились “к жизни в обществе”, чтобы у  них развивалось чувство товарищества, дружелюбия, уважения к другим и  т. д. Главными средствами в развитии чувства товарищества и дружелюбия Симонович считала игры и занятия  детей.

Информация о работе Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции и Риме