Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции и Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:45, контрольная работа

Описание работы

Древняя Греция — страна, объединявшая множество рабовладельческих городов-государств — полисов. В истории Греции особое значение имели два полиса — Афины и Спарта. В каждом из них сложились особые системы воспитания, своеобразие которых было обусловлено, с одной стороны, закономерностями рабовладельческого строя вообще и, с другой—. особенностями развития данной страны.
Воспитание детей в Спарте.
Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Оно возникло в начале IX в. до н. э. в результате вторжения на территорию Лаконии племенных группировок дорян, завладевших землей и подчинивших себе коренных жителей.

Файлы: 1 файл

коллоквиум.docx

— 380.47 Кб (Скачать файл)

Дошкольное 

Важнейшей задачей, вставшей перед страной с победой советского народа над силами контрреволюции, было восстановление разрушенного народного  хозяйства. Все материальные средства были мобилизованы на построение экономического фундамента социализма. В связи с. этим последовало вынужденное сокращение государственных ассигнований на народное образование. Дошкольные учреждения, как  и школы, стали переводиться на местный, еще не окрепший бюджет, что повлекло за собой сильное сокращение сети дошкольных учреждений. 
 
Назначенная заведующей дошкольным отделом Наркомпроса М. М. Виленская (1882—1948), имевшая большой опыт организации детских садов в Якутии, куда была выслана и провела в ссылке. 10 лет, была выдающимся организатором. Она сумела объединить вокруг дошкольного отдела большой актив, в том числе из национальных республик и районов, представителей всех советских организаций, которые имели возможности для создания и укрепления дошкольных учреждений. В эти трудные годы особенно действенной была связь с женотделом при ЦК партии, который очень быстро передавал соответствующие директивы на места. Большое внимание уделял дошкольный отдел непосредственному руководству центральными учреждениями, направляя их на объединение и инструктирование практических дошкольных работников, на изучение и обобщение их опыта. 
 
Вопрос о путях дальнейшего развития школы и дошкольного воспитания обсуждался на XIII съезде ВКП (б), состоявшемся в 1924 г. и посвященном прежде всего развитию советской деревни. Съезд призвал все советские учреждения повернуться “лицом к деревне”. В целях вовлечения работниц и крестьянок в социалистическое строительство съезд указал, что необходимо “проведение через советские, профессиональные, кооперативные и другие организации работы по строительству учреждений, раскрепощающих работниц и крестьянок (яслей, столовых и пр.) . 
 
Вопросы о задачах дошкольного воспитания в свете решений XIII съезда партии были поставлены на III Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию, который был созван 25 октября 1924 г. Кроме руководящих, научных и практических работников дошкольного воспитания, в работе съезда принимали активное участие представители от ЦК ВКП (б), отдела работниц и крестьянок при ЦК ВКП (б), ЦК комсомола, ВЦСПС, кооперации и других организаций, а также делегаты от всех союзных республик. В резолюции по докладу М. М. Виленской “Положение дошкольного воспитания и очередные задачи съезд подчеркнул, что “развитие сети детских учреждений в городе и создание их в деревне должно пойти по пути привлечения широко организованной общественной инициативы под общим руководством отделов народного образования. Педагогическим коллективам дошкольных учреждении съезд предложил усилить работу по установлению тесных контактов с советскими предприятиями и учреждениями, привлекать их к активному участию в строительстве дошкольных учреждений Было принято решение об организации при детских садах вечерних и ночных групп, детских комнат при рабочих клубах, кооперативных домах и т. д. для детей, матери которых заняты в вечернее время общественной работой или учебой. Съезд призвал дошкольных работников оказывать помощь национальным республикам. В детских садах районов с населением различных национальностей съезд рекомендовал организовывать отдельные группы для детей каждой национальности, с тем чтобы вести работу на родном языке. 
 
Очень большое внимание на съезде было обращено на организацию работы в деревне. Н. К. Крупская в докладе “Дошкольная работа в деревне указала на важное значение сельских дошкольных учреждений, которые обеспечивают выполнение задания партии о вовлечении крестьянок в общественно-политическую деятельность, а также способствуют оздоровлению и правильному воспитанию детей. Детские сады должны “заложить в ребятах первые навыки действовать сообща, что будет иметь огромное значение для будущего кооперирования населения сел и деревень”. Особое внимание уделяла Н. К. Крупская вопросам укрепления здоровья детей, привития им культурно-гигиенических навыков, руководству играми и занятиями, с тем чтобы они воспитывали у ребят чувство коллективизма, объединяли для совместных переживаний, учили наблюдать закономерности природы и преобразующий ее труд человека. Указывая на необходимость организации работы с крестьянками, Н. К. Крупская подчеркивала, что объединение матерей вокруг детского сада часто является первой ступенью вовлечения их в общественную жизнь деревни. В резолюции по докладу Н. К. Крупской было подчеркнуто, что задачи создания в деревне нового быта, поднятия сельского хозяйства и производительного труда обязывают органы народного образования развернуть широкую сеть детских учреждений в деревне. Съезд указал также на необходимость организации в сельских местностях летних детских площадок с ориентировкой на закрепление их в стационарные детские сады. 
 
После XIII съезда ВКП (б) сеть дошкольных учреждений вновь начала быстро расти. Женщины-работницы вместе с делегатками женотделов принимали в дошкольном строительстве самое активное участие, непосредственно связывались с профсоюзными, хозяйственными и другими организациями и добивались открытия детских очагов при предприятиях, где работало много женщин. 
 
Работа в деревне по организации летних площадок ставилась Наркомпросом как одна из ударных задач. Специальным распоряжением включались в план работы политпросвет-учреждений вопросы дошкольного воспитания. Это распоряжение обязывало органы политпросвета на местах, а также работников изб-читален всячески содействовать созданию в деревне дошкольных учреждений.  
 
Ежегодно на летнюю работу в деревню стали направлять студентов дошкольных отделений пединститутов Москвы и периферийных вузов. Дошкольный отдел проводил большую работу по их подготовке. Н. К. Крупская лично напутствовала московских студентов, призывала их быть стойкими в преодолении трудностей. Выступая на сходах, привлекая деревенскую общественность и учительство, студенты добивались открытия дошкольных летних площадок на местные средства, а иногда и преобразования их в детские сады. Они вели большую индивидуальную и групповую работу с родителями. 
 
Многие городские дошкольные учреждения в порядке шефства тоже проводили работу в деревне. 
 
Опыт работы в деревне в эти годы был обобщен в специальных сборниках, выходивших под редакцией М. М. Виленской. 
 
Начавшийся процесс социалистической индустриализации страны сопровождался включением большого числа женщин в производственную и общественную жизнь. Если в первые годы Советской власти приходилось вести агитацию за то, чтобы родители отдавали детей в детские сады, то теперь в дошкольных учреждениях не хватало мест для желающих. 
 
. Развитие промышленных предприятий и введение в них трехсменных графиков работы требовали продления часов работы дошкольных учреждений. Детские сады и очаги стали переходить на 11—12-часовой рабочий день, при детских садах организовывались ночные группы. При рабочих клубах, школах ликбеза, крупных домоуправлениях стали организовываться вечерние детские комнаты, чтобы дать возможность женщинам участвовать в культурной и общественной жизни. 
 
Советское правительство уделяло большое внимание вопросам общественного дошкольного воспитания и постепенно увеличивало ассигнования. 
 
В работу по расширению и укреплению сети дошкольных учреждений включались местные партийные, профсоюзные, комсомольские кооперативные организации и широкие массы трудящихся. В июле 1929 г. на объединенном заседании коллегии Наркомпроса РСФСР с представителями партийных, комсомольских, общественных организаций, с рабочими и работницами московских фабрик и заводов был объявлен всесоюзный “Дошкольный поход”. Формы вовлечения в него широких масс населения были самыми разнообразными. На промышленных предприятиях организовывались бригады из работниц и рабочих для изыскания материальных средств, ремонта помещений, мебели и оборудования. В ряде губерний (Саратовской, Нижегородской, Московской и др.) создавались кооперативные организации, активно занимавшиеся расширением сети дошкольных учреждений в сельских районах. В результате координации усилий различных учреждений и большого энтузиазма всего населения пятилетний план Наркомпроса РСФСР по расширению сети дошкольных учреждений был значительно перевыполнен.

ОВЕТСКАЯ ШКОЛА, ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИКА В ПЕРИОД НАСТУПЛЕНИЯ СОЦИАЛИЗМА ПО ВСЕМУ  ФРОНТУ И УПРОЧЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО  ОБЩЕСТВА (1931-1941 гг.)

 

30-е годы были важнейшим  этапом строительства социализма  в СССР. Советские люди, руководимые  Коммунистической партией, выполняли  грандиозный план реконструкции  всего народного хозяйства и  социалистической индустриализации  страны. Быстрыми темпами осуществлялась  коллективизация сельского хозяйства.  СССР превращался в мощную  индустриальную державу.

 

Социалистическое строительство  в стране, применение в широких  масштабах передовой техники  и сложных машин и агрегатов  требовали повышения культурного  уровня рабочих и крестьян, прочного овладения ими основами наук, особенно математикой, физикой, химией, биологией. Задача введения всеобщего обязательного  обучения стала неотложной.

 

Перестройка работы школы  в свете постановлений партии и правительства

 

Первоочередной задачей  было повсеместное осуществление всеобщего  обязательного начального обучения, введение всеобщего семилетнего  обучения в городах и рабочих  поселках, повышение качества знаний учащихся.

 

Введение всеобщего обязательного  начального обучения и ликвидацию неграмотности XVI съезд ВКП (б) (1930 г.) назвал боевой задачей партии на ближайший период. В стране развернулась культурная революция. В решении вопросов всеобуча активно  участвовали комсомол, профсоюзы  и вся советская общественность.

 

Быстрыми темпами шло  развитие сети школ и увеличение численности  учащихся. Об этом говорит следующая  таблица . Число школ и учащихся в них по СССР

 

Учебный год

 

Школ

 

Учащихся (в тыс.)

 

1927/28

 

118558

 

11 466

 

1932/33

 

166275

 

21 397

 

1937/38

 

168 404

 

29562

 

1940/41

 

191 545

 

34784

 

В начале 30-х годов Коммунистическая партия и Советское правительство  приняли ряд постановлений о  школе, которые определили ход ее дальнейшего развития, направление  перестройки ее учебно-воспитательной работы и дальнейших теоретических  исследований советской педагогической науки.

 

В постановлении ЦК ВКП (б) “О начальной и средней школе  от 25 августа 1931 г. содержались требования изменения учебно-воспитательной работы школы. Отметив как положительные  моменты расширение школьной сети и  изменение социального состава  учащихся, изменение содержания всей работы школы по сравнению с дореволюционным  временем и др., ЦК ВКП (б) указал, что  школа еще не отвечает требованиям, какие предъявляет к ней развернутое  социалистическое строительство в  нашей стране, не дает систематических  общеобразовательных знаний и неудовлетворительно  решает задачу подготовки учащихся для  техникумов п вузов. В постановлении было подчеркнуто, что политехническое обучение, как часть коммунистического воспитания, должно быть построено на основе глубокого овладения учащимися общеобразовательными знаниями, оно должно знакомить учащихся в теории и на практике со всеми главными отраслями производства, прово-дить тесную связь обучения с производительным трудом, тогда как до этого во многих школах ручной труд в школьных мастерских носил ремесленный характер, не знакомил с основами индустриального производства и с изучением наук.

 

В постановлении предлагалось организовать научно-марксистскую разработку учебных программ, с тем чтобы они обеспечивали высокий уровень знаний, строить политехническое обучение в тесной связи с прочным усвоением основ наук, а также улучшить методическое руководство школой и поднять роль советского учителя.

 

С 1932 г. в стране ввели новые  учебные планы и предметные программы, что было большим шагом вперед в определении содержания образования.

 

25 августа 1932 г. ЦК ВКП  (б) принял постановление “Об  учебных программах и режиме  в начальной и средней школе”. В нем отмечались некоторые положительные стороны новых программ и вместе с тем указывалось на их существенные недостатки, как-то: перегрузка учебным материалом, отсутствие межпредметных связей, в некоторых случаях упрощенчество и наличие методологических и научных ошибок, недостаточность историзма в преподавании общественных наук. ЦК ВКП (б) предложил Наркомпросу переработать учебные программы к 1 января 1933 г. В постановлении давались указания относительно организации и методов учебной работы. Осуждая применяемый “лабораторно-бригадный метод”, ЦК ВКП (б) указал, что основной организационной формой учебной работы должен быть урок “с данной группой учащихся со строго определенным расписанием занятий и твердым составом учащихся”. На уроке учитель должен систематически, последовательно излагать учебный материал, приучать к самостоятельной работе над книгой. Проводить с ними письменные, графические и лабораторные работы, экскурсии, демонстрировать опыты и приборы. В постановлении рекомендовалось систематически проводить индивидуальный учет знаний учащихся. Преподавателю вменялось в обязанность изучать каждого ученика, в конце года проводить проверочные испытания для всех учащихся. В постановлении обращалось внимание также на улучшение воспитательной работы в школе и повышение дисциплины учащихся.

 

Постановление ЦК ВКП (б) и  СНК СССР “Об организации учебной  работы и внутреннем распорядке в  начальной, неполной средней и средней  школе от сентября 1935 г. содержало  очень важные указания о начале и  продолжительности учебного года и  его структуре (деление на четверти).

 

Намеченное этими постановлениями  совершенствование учебно-воспитательной работы советской школы тормозилось  действиями педологов, которые вмешивались  в работу учителей и пытались присвоить  себе право изучения детей и определения  причин их неуспеваемости, невоспитанности, а также степени их одаренности. Педологи распространяли среди учителей мнение о том, что успеваемость детей  определяется их наследственностью  и той средой, в которой они  воспитываются. Для изучения индивидуальных особенностей детей педологи проводили  антинаучные испытания по тестам и многих нормальных советских детей  несправедливо зачисляли в разряды  “неспособных к учению”, “дефективных”, “трудных и т. п. и переводили в  так называемые вспомогательные  школы.

 

4 июля 1936 г. ЦК ВКП (б)  издал постановление “О педологических  извращениях в системе Наркомпросов”, в котором разоблачил реакционную сущность педологии как лженауки и показал, какой большой вред принесла деятельность педологов школе, учителю и учащимся. В этом постановлении ЦК потребовал восстановить в правах педагогику и педагогов, ликвидировать должности педологов в школе и создать необходимые условия для развития марксистско-ленинской педагогики как науки о воспитании и . обучении детей. Это постановление способствовало повышению учебно-воспитательной работы школы, росту авторитета учителя, улучшению контактов школы и семьи.

 

К концу 30-х годов в Советском  Союзе, во всех республиках, открылась  масса новых начальных, средних  школ и высших учебных заведений, во многих из них обучение велось на национальных языках, формировалась  многочисленная советская интеллигенция, выросло количество различных специалистов. Размах культурного строительства  отразился также в небывалом  развитии печати, кино, радио, сети домов  культуры, клубов, театров, стадионов  и спортивных учреждений.

 

В марте 1939 г. состоялся XVIII съезд  ВКП (б), который в своих решениях подытожил громадные достижения СССР во всех областях строительства  социализма и определил задачи и  пути дальнейшей работы по завершению строительства социалистического  общества и постепенному переходу к  коммунизму. Съезд утвердил третий пятилетний план развития народного  хозяйства, в котором предусматривалась  грандиозная программа культурного  строительства, открывались широчайшие перспективы развития народного  образования в нашей стране, но работа по осуществлению решений  съезда была прервана вероломным нападением фашистской Германии на нашу страну.

 

Развитие советской педагогической науки

 

В 30-е годы, в период завершения строительства социалистического  общества в СССР, сложились благоприятные  условия и для развития советской  педагогической науки. Выросшие за это  время научные кадры глубоко  изучали практический опыт и развернули большую научно-исследовательскую  работу во всех областях педагогики.

 

В научных исследованиях  тех лет большое место отводилось вопросам воспитания и обучения детей  школьного возраста. Это: воспитание советского патриотизма и интернационализма, выработка сознательной дисциплины, формирование детского коллектива, содержание и формы работы комсомольской  и пионерской организаций. Особенно успешными были исследования проблем  дидактики в. свете марксистско-ленинской  теории познания.

 

В разработке дидактических  проблем большую роль сыграли  научно-практические конференции, на которых  обсуждались такие вопросы, как  идейность преподавания, формирование в процессе преподавания научного мировоззрения  учащихся и воспитания у них коммунистической морали.

 

Особый вклад в разработку проблем педагогики внесли своими теоретическими трудами и непосредственным участием в практической деятельности Н. К. Крупская и А. С. Макаренко.

 

Решения ЦК ВКП (б) о школе, принятые в 1931—1936 гг., создали благоприятные  условия для разработки частных  методик, укрепления их роли в системе  педагогических знаний, в улучшении  школьной работы. Были написаны монографии, учебники и учебные пособия по методикам преподавания: русского языка  — В. А. Добромыслов, С. Е. Крючков, математики — А. С. Пчелко, естествознания — Б. В. Всесвятский, истории — А. И. Стражев, физики — Д. Д. Галанин и др.

 

Развитие системы дошкольного  воспитания на основе решений партии и правительства

 

Социалистическое строительство  и культурная революция обусловили рост активности женщин. Они все  шире вовлекались в работу на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве, интенсивно участвовали в культурной и общественной жизни страны. К  началу 1940 г. они составляли 41% всех рабочих и служащих. В связи  с этим резко возрастала потребность  в дошкольных учреждениях.

 

Расширение сети детских  садов было одной из составных  частей культурной революции, важнейшим  условием, обеспечивающим советским  женщинам возможность участвовать  в общественной жизни и в строительстве  социализма. Большую роль в деле увеличения числа дошкольных учреждений сыграло общественное движение (“дошкольный  поход”).

 

Детские сады открывались прежде всего в городах и поселках, где имелись или строились крупные промышленные предприятия, в колхозах и совхозах, при машинно-тракторных станциях. На период сельскохозяйственных работ открывались летние детские площадки.

 

Огромную роль в развитии сети общественных дошкольных учреждении играли крупнейшие советские предприятия, фабрики, заводы, которые открывали  ведомственные детские сады и  ясли для детей рабочих и служащих этих предприятий. Это способствовало укреплению материальной базы детских  учреждений и закреплению кадров дошкольных работников. Методическое руководство ведомственными детскими садами и медицинский надзор оставались под контролем органов народного  образования и здравоохранения.

 

Следующая таблица показывает рост сети детских садов по Советскому Союзу и числа детей и воспитателей в них (на конец года в тыс.) :

 

Годы

 

 

 

Число детских

 

садов и яслей

 

Количество

 

Количество

 

заведующих

 

и воспитателей

 

1932 1937

 

19, 6 24, 5

 

1062, 0 1045, 0

 

52, 0 71, 5

 

1940

 

24, 0

 

1172, 0

 

75, 2

 

Информация о работе Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции и Риме