Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:45, контрольная работа
Древняя Греция — страна, объединявшая множество рабовладельческих городов-государств — полисов. В истории Греции особое значение имели два полиса — Афины и Спарта. В каждом из них сложились особые системы воспитания, своеобразие которых было обусловлено, с одной стороны, закономерностями рабовладельческого строя вообще и, с другой—. особенностями развития данной страны.
Воспитание детей в Спарте.
Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Оно возникло в начале IX в. до н. э. в результате вторжения на территорию Лаконии племенных группировок дорян, завладевших землей и подчинивших себе коренных жителей.
Дошкольное
Важнейшей задачей, вставшей
перед страной с победой
Назначенная заведующей дошкольным отделом
Наркомпроса М. М. Виленская (1882—1948), имевшая
большой опыт организации детских садов
в Якутии, куда была выслана и провела
в ссылке. 10 лет, была выдающимся организатором.
Она сумела объединить вокруг дошкольного
отдела большой актив, в том числе из национальных
республик и районов, представителей всех
советских организаций, которые имели
возможности для создания и укрепления
дошкольных учреждений. В эти трудные
годы особенно действенной была связь
с женотделом при ЦК партии, который очень
быстро передавал соответствующие директивы
на места. Большое внимание уделял дошкольный
отдел непосредственному руководству
центральными учреждениями, направляя
их на объединение и инструктирование
практических дошкольных работников,
на изучение и обобщение их опыта.
Вопрос о путях дальнейшего развития школы
и дошкольного воспитания обсуждался
на XIII съезде ВКП (б), состоявшемся в 1924
г. и посвященном прежде всего развитию
советской деревни. Съезд призвал все
советские учреждения повернуться “лицом
к деревне”. В целях вовлечения работниц
и крестьянок в социалистическое строительство
съезд указал, что необходимо “проведение
через советские, профессиональные, кооперативные
и другие организации работы по строительству
учреждений, раскрепощающих работниц
и крестьянок (яслей, столовых и пр.) .
Вопросы о задачах дошкольного воспитания
в свете решений XIII съезда партии были
поставлены на III Всероссийском съезде
по дошкольному воспитанию, который был
созван 25 октября 1924 г. Кроме руководящих,
научных и практических работников дошкольного
воспитания, в работе съезда принимали
активное участие представители от ЦК
ВКП (б), отдела работниц и крестьянок при
ЦК ВКП (б), ЦК комсомола, ВЦСПС, кооперации
и других организаций, а также делегаты
от всех союзных республик. В резолюции
по докладу М. М. Виленской “Положение
дошкольного воспитания и очередные задачи
съезд подчеркнул, что “развитие сети
детских учреждений в городе и создание
их в деревне должно пойти по пути привлечения
широко организованной общественной инициативы
под общим руководством отделов народного
образования. Педагогическим коллективам
дошкольных учреждении съезд предложил
усилить работу по установлению тесных
контактов с советскими предприятиями
и учреждениями, привлекать их к активному
участию в строительстве дошкольных учреждений
Было принято решение об организации при
детских садах вечерних и ночных групп,
детских комнат при рабочих клубах, кооперативных
домах и т. д. для детей, матери которых
заняты в вечернее время общественной
работой или учебой. Съезд призвал дошкольных
работников оказывать помощь национальным
республикам. В детских садах районов
с населением различных национальностей
съезд рекомендовал организовывать отдельные
группы для детей каждой национальности,
с тем чтобы вести работу на родном языке.
Очень большое внимание на съезде было
обращено на организацию работы в деревне.
Н. К. Крупская в докладе “Дошкольная работа
в деревне указала на важное значение
сельских дошкольных учреждений, которые
обеспечивают выполнение задания партии
о вовлечении крестьянок в общественно-политическую
деятельность, а также способствуют оздоровлению
и правильному воспитанию детей. Детские
сады должны “заложить в ребятах первые
навыки действовать сообща, что будет
иметь огромное значение для будущего
кооперирования населения сел и деревень”.
Особое внимание уделяла Н. К. Крупская
вопросам укрепления здоровья детей, привития
им культурно-гигиенических навыков, руководству
играми и занятиями, с тем чтобы они воспитывали
у ребят чувство коллективизма, объединяли
для совместных переживаний, учили наблюдать
закономерности природы и преобразующий
ее труд человека. Указывая на необходимость
организации работы с крестьянками, Н.
К. Крупская подчеркивала, что объединение
матерей вокруг детского сада часто является
первой ступенью вовлечения их в общественную
жизнь деревни. В резолюции по докладу
Н. К. Крупской было подчеркнуто, что задачи
создания в деревне нового быта, поднятия
сельского хозяйства и производительного
труда обязывают органы народного образования
развернуть широкую сеть детских учреждений
в деревне. Съезд указал также на необходимость
организации в сельских местностях летних
детских площадок с ориентировкой на закрепление
их в стационарные детские сады.
После XIII съезда ВКП (б) сеть дошкольных
учреждений вновь начала быстро расти.
Женщины-работницы вместе с делегатками
женотделов принимали в дошкольном строительстве
самое активное участие, непосредственно
связывались с профсоюзными, хозяйственными
и другими организациями и добивались
открытия детских очагов при предприятиях,
где работало много женщин.
Работа в деревне по организации летних
площадок ставилась Наркомпросом как
одна из ударных задач. Специальным распоряжением
включались в план работы политпросвет-учреждений
вопросы дошкольного воспитания. Это распоряжение
обязывало органы политпросвета на местах,
а также работников изб-читален всячески
содействовать созданию в деревне дошкольных
учреждений.
Ежегодно на летнюю работу в деревню стали
направлять студентов дошкольных отделений
пединститутов Москвы и периферийных
вузов. Дошкольный отдел проводил большую
работу по их подготовке. Н. К. Крупская
лично напутствовала московских студентов,
призывала их быть стойкими в преодолении
трудностей. Выступая на сходах, привлекая
деревенскую общественность и учительство,
студенты добивались открытия дошкольных
летних площадок на местные средства,
а иногда и преобразования их в детские
сады. Они вели большую индивидуальную
и групповую работу с родителями.
Многие городские дошкольные учреждения
в порядке шефства тоже проводили работу
в деревне.
Опыт работы в деревне в эти годы был обобщен
в специальных сборниках, выходивших под
редакцией М. М. Виленской.
Начавшийся процесс социалистической
индустриализации страны сопровождался
включением большого числа женщин в производственную
и общественную жизнь. Если в первые годы
Советской власти приходилось вести агитацию
за то, чтобы родители отдавали детей в
детские сады, то теперь в дошкольных учреждениях
не хватало мест для желающих.
. Развитие промышленных предприятий и
введение в них трехсменных графиков работы
требовали продления часов работы дошкольных
учреждений. Детские сады и очаги стали
переходить на 11—12-часовой рабочий день,
при детских садах организовывались ночные
группы. При рабочих клубах, школах ликбеза,
крупных домоуправлениях стали организовываться
вечерние детские комнаты, чтобы дать
возможность женщинам участвовать в культурной
и общественной жизни.
Советское правительство уделяло большое
внимание вопросам общественного дошкольного
воспитания и постепенно увеличивало
ассигнования.
В работу по расширению и укреплению сети
дошкольных учреждений включались местные
партийные, профсоюзные, комсомольские
кооперативные организации и широкие
массы трудящихся. В июле 1929 г. на объединенном
заседании коллегии Наркомпроса РСФСР
с представителями партийных, комсомольских,
общественных организаций, с рабочими
и работницами московских фабрик и заводов
был объявлен всесоюзный “Дошкольный
поход”. Формы вовлечения в него широких
масс населения были самыми разнообразными.
На промышленных предприятиях организовывались
бригады из работниц и рабочих для изыскания
материальных средств, ремонта помещений,
мебели и оборудования. В ряде губерний
(Саратовской, Нижегородской, Московской
и др.) создавались кооперативные организации,
активно занимавшиеся расширением сети
дошкольных учреждений в сельских районах.
В результате координации усилий различных
учреждений и большого энтузиазма всего
населения пятилетний план Наркомпроса
РСФСР по расширению сети дошкольных учреждений
был значительно перевыполнен.
ОВЕТСКАЯ ШКОЛА, ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИКА В ПЕРИОД НАСТУПЛЕНИЯ СОЦИАЛИЗМА ПО ВСЕМУ ФРОНТУ И УПРОЧЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА (1931-1941 гг.)
30-е годы были важнейшим
этапом строительства
Социалистическое
Перестройка работы школы в свете постановлений партии и правительства
Первоочередной задачей было повсеместное осуществление всеобщего обязательного начального обучения, введение всеобщего семилетнего обучения в городах и рабочих поселках, повышение качества знаний учащихся.
Введение всеобщего
Быстрыми темпами шло развитие сети школ и увеличение численности учащихся. Об этом говорит следующая таблица . Число школ и учащихся в них по СССР
Учебный год
Школ
Учащихся (в тыс.)
1927/28
118558
11 466
1932/33
166275
21 397
1937/38
168 404
29562
1940/41
191 545
34784
В начале 30-х годов Коммунистическая партия и Советское правительство приняли ряд постановлений о школе, которые определили ход ее дальнейшего развития, направление перестройки ее учебно-воспитательной работы и дальнейших теоретических исследований советской педагогической науки.
В постановлении ЦК ВКП (б)
“О начальной и средней школе
от 25 августа 1931 г. содержались требования
изменения учебно-
В постановлении предлагалось организовать научно-марксистскую разработку учебных программ, с тем чтобы они обеспечивали высокий уровень знаний, строить политехническое обучение в тесной связи с прочным усвоением основ наук, а также улучшить методическое руководство школой и поднять роль советского учителя.
С 1932 г. в стране ввели новые учебные планы и предметные программы, что было большим шагом вперед в определении содержания образования.
25 августа 1932 г. ЦК ВКП (б) принял постановление “Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе”. В нем отмечались некоторые положительные стороны новых программ и вместе с тем указывалось на их существенные недостатки, как-то: перегрузка учебным материалом, отсутствие межпредметных связей, в некоторых случаях упрощенчество и наличие методологических и научных ошибок, недостаточность историзма в преподавании общественных наук. ЦК ВКП (б) предложил Наркомпросу переработать учебные программы к 1 января 1933 г. В постановлении давались указания относительно организации и методов учебной работы. Осуждая применяемый “лабораторно-бригадный метод”, ЦК ВКП (б) указал, что основной организационной формой учебной работы должен быть урок “с данной группой учащихся со строго определенным расписанием занятий и твердым составом учащихся”. На уроке учитель должен систематически, последовательно излагать учебный материал, приучать к самостоятельной работе над книгой. Проводить с ними письменные, графические и лабораторные работы, экскурсии, демонстрировать опыты и приборы. В постановлении рекомендовалось систематически проводить индивидуальный учет знаний учащихся. Преподавателю вменялось в обязанность изучать каждого ученика, в конце года проводить проверочные испытания для всех учащихся. В постановлении обращалось внимание также на улучшение воспитательной работы в школе и повышение дисциплины учащихся.
Постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР “Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе от сентября 1935 г. содержало очень важные указания о начале и продолжительности учебного года и его структуре (деление на четверти).
Намеченное этими
4 июля 1936 г. ЦК ВКП (б)
издал постановление “О
К концу 30-х годов в Советском Союзе, во всех республиках, открылась масса новых начальных, средних школ и высших учебных заведений, во многих из них обучение велось на национальных языках, формировалась многочисленная советская интеллигенция, выросло количество различных специалистов. Размах культурного строительства отразился также в небывалом развитии печати, кино, радио, сети домов культуры, клубов, театров, стадионов и спортивных учреждений.
В марте 1939 г. состоялся XVIII съезд
ВКП (б), который в своих решениях
подытожил громадные достижения
СССР во всех областях строительства
социализма и определил задачи и
пути дальнейшей работы по завершению
строительства
Развитие советской
В 30-е годы, в период завершения
строительства
В научных исследованиях
тех лет большое место
В разработке дидактических проблем большую роль сыграли научно-практические конференции, на которых обсуждались такие вопросы, как идейность преподавания, формирование в процессе преподавания научного мировоззрения учащихся и воспитания у них коммунистической морали.
Особый вклад в разработку проблем педагогики внесли своими теоретическими трудами и непосредственным участием в практической деятельности Н. К. Крупская и А. С. Макаренко.
Решения ЦК ВКП (б) о школе, принятые в 1931—1936 гг., создали благоприятные условия для разработки частных методик, укрепления их роли в системе педагогических знаний, в улучшении школьной работы. Были написаны монографии, учебники и учебные пособия по методикам преподавания: русского языка — В. А. Добромыслов, С. Е. Крючков, математики — А. С. Пчелко, естествознания — Б. В. Всесвятский, истории — А. И. Стражев, физики — Д. Д. Галанин и др.
Развитие системы дошкольного воспитания на основе решений партии и правительства
Социалистическое
Расширение сети детских садов было одной из составных частей культурной революции, важнейшим условием, обеспечивающим советским женщинам возможность участвовать в общественной жизни и в строительстве социализма. Большую роль в деле увеличения числа дошкольных учреждений сыграло общественное движение (“дошкольный поход”).
Детские сады открывались прежде всего в городах и поселках, где имелись или строились крупные промышленные предприятия, в колхозах и совхозах, при машинно-тракторных станциях. На период сельскохозяйственных работ открывались летние детские площадки.
Огромную роль в развитии
сети общественных дошкольных учреждении
играли крупнейшие советские предприятия,
фабрики, заводы, которые открывали
ведомственные детские сады и
ясли для детей рабочих и служащих
этих предприятий. Это способствовало
укреплению материальной базы детских
учреждений и закреплению кадров
дошкольных работников. Методическое
руководство ведомственными детскими
садами и медицинский надзор оставались
под контролем органов
Следующая таблица показывает
рост сети детских садов по Советскому
Союзу и числа детей и
Годы
Число детских
садов и яслей
Количество
Количество
заведующих
и воспитателей
1932 1937
19, 6 24, 5
1062, 0 1045, 0
52, 0 71, 5
1940
24, 0
1172, 0
75, 2
Информация о работе Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции и Риме