Выявление страхов и тревожности у ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 21:39, реферат

Описание работы

В отечественном психолого –педагогической литературе можно выделить несколько подходов в понимании тревожности.Некоторые исследователи рассматривают тревожность преимущественно в рамках стрессовых ситуаций, как временное отрицательное эмоциональное состояние,возникающее в трудных,угрожающих,необычных условиях. В. С.Мерлин и его ученики считают тревожность свойством темперамента.В их исследованиях получены статистически достоверные корреляции между показателями тревожности и основными свойствами нервной системы(слабостью,инертностью).

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………….
2. Определение понятия«тревожность»
3. Классификация видов тревожности
4. Причины появления и развития тревожности
5. Особенности поведения тревожных детей…………………….
6. Страх,его классификация………………………………………
7. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат психодиагностика.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

Выявление  тревожности  и страхов  у ребенка.

 

 

 

                         Содержание.

 

1. Введение………………………………………………………….

2. Определение понятия«тревожность»

3. Классификация видов  тревожности

4. Причины появления  и развития тревожности

5. Особенности поведения тревожных детей…………………….

6. Страх,его классификация………………………………………

7. Список используемой  литературы

 

 

 

                  …Введение.

 

  В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством,неуверенностью,эмоциональной неустойчивостью.

Для современного положения  детей в нашем обществе характерно социальная деприкация,т.е. лишение,ограничение,недостаточность  тех или иных условий, необходимых  для выживания и развития каждого  ребёнка.

  Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье, эмоциональной привязанности.

Проявляются признаки неблагополучия,напряженности  в контактах,страхи, тревога,регрессивные тенденции.

  В последние годы по сравнению с предшествующим периодом количество детей с устойчивой тревожностью и постоянными интенсивными страхами, существенно увеличилось в нашей стране.О возрастании тревожности и страхов у детей свидетельствуют специальные экспериментальные исследования.Так, количество детей с устойчивой тревожностью(1 – 3 классы) в 1990– 93 гг. составило от 72 до 75 % (для сравнения в1980 – 83 гг. таких детей было от12 до 16 %),т.е. если в 80 – е гг. количество тревожных детей среди младших школьников было близко к возрастной норме, то сейчас оно почти в пять раз больше.

  В отечественном  психолого –педагогической литературе  можно выделить несколько подходов  в понимании тревожности.Некоторые  исследователи рассматривают тревожность  преимущественно в рамках стрессовых  ситуаций, как временное отрицательное эмоциональное состояние,возникающее в трудных,угрожающих,необычных условиях. В. С.Мерлин и его ученики считают тревожность свойством темперамента.В их исследованиях получены статистически достоверные корреляции между показателями тревожности и основными свойствами нервной системы(слабостью,инертностью).

   Ряд ученых  рассматривают тревожность как  социально– обусловленное свойство  личности.Так Н. В. Имедадзе  называет тревожность«…Специфически  социализированное эмоций».

   Эти экспериментальные материалы показывают,что на проявление тревожности у детей большое влияние оказывает социализация,интенсивно протекающая в детских садах.

    В этом же  аспекте анализирует тревожность  В. Р. Кисловская.На основании  исследования,показывающего,что уровень тревожности надежно коррелирует с социометрическим статусом. Во всех возрастах(дошкольный,младший школьный,подростковый,юношеский). В.Р. Кисловская делает вывод о том, что «…тревожность в очень значительной мере является функцией социального общения».

  По снижению тревожности  и ее преодолению работали  многие психологи. Так,например, Рогов Евгений Иванович разработал  коррекционную работу с учащимися,испытывающие  так называемую открытую тревогу.Психологи  .И.М. Дорки разработали тест  на выявления тревожности у детей. А. М.Прихожан разработал методы и приемы психокоррекционной работы с тревожными детьми. Раиса Викторовна выделила способы преодоления тревожности у детей.

  Е. Савина и Н. Шанина разработали рекомендации воспитателю детского сада и родителям,воспитывающих такого ребенка.Маргарита Ивановна Чистякова разработала упражнения и этюды на релаксацию ,которые описала в своей книге«Психогимнастика».

   Таким образом можно сделать  вывод,что  увеличилось число  тревожных детей. Поэтому мне,  как будущему воспитателю,необходимо своевременно распознать их, так как только вовремя оказанная помощь может  предотвратить развитие у таких детей невротических состояний и неврозов.

Определение понятия  «тревожность»

  В психологической литературе можно встретить разные определения этого понятия,хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно– как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.                                                                                                                                                                                      

    Так А. М. Прихожан указывает, что тревожность– это переживание эмоционального дискомфорта,связанное с ожиданием неблагополучия,с предчувствием грозящей опасности.Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темпераметра.

    По определению Р. С. Немова,«тревожность– постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства,испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях»

      Е.Савина, доцент  кафедры психологии Орловского  государственного педагогического  Университета,считает, что тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих.

    По определению С. С. Степанова«тревожность-переживание эмоционального неблагополучия,связанное с предчувствием опасности или неудачи».

     Таким образом понятием«тревожность»психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям,опасениям и беспокойству,имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

Классификация видов  тревожности.

  Выделяют два основных вида тревожности.Первым из них– это так называемая ситуативная тревожность,т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией,которая объективно вызывает беспокойство.Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений.Это состояние не только является вполне нормальным,но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом,позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности,когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность,что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.

    Другой вид – так называемая личностная тревожность.Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают.Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок,подверженный такому состоянию,постоянно находится в настороженном и подавленном настроении,у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный.Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.

   У детей дошкольного возраста доминирует ситуативная тревожность.

 

               

Причины появления  и развития тревожности у детей.

Среди причин, вызывающих детскую тревожность,на первом месте,по мнению Е.Савиной – это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями,особенно с матерью. Так отвержение,неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материальной любви Неудовлетворение потребности ребенка в любви будут («Если я сделаю плохо,меня не будут любить»).побуждать его добиваться ее удовлетворении любыми способами.

     Детская тревожность может быть следствием и симбиотических отношений ребенка с матерью,когда мать ощущает себя единым целым с ребенком,пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Она«привязывает»к себе, предохраняя от воображаемых,несуществующих опасностей.В результате ребенок испытывает беспокойство,когда остается без матери,легко теряется,волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость.

    В тех случаях, когда воспитание основывается на завышенных требованиях,с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом, тревожность может вызываться боязнью не справиться,сделать не так,как нужно, нередко родители культируют«правильность»поведения:отношение к ребенку может включать в себя жесткий контроль,строгую систему норм и правил,отступление от которых влечет за собой порицание и наказание. В этих случаях тревожность ребенка может порождаться страхом отступление от норм и правил,устанавливаемых взрослыми(«Если я буду делать не так,как сказала мама, она не будет меня любить», «Если поступаю не так, как надо,меня накажут»).

     Тревожность  ребенка может вызываться и  особенностями взаимодействия воспитателя  с ребенком,превалированием авторитарного  стиля общения или непоследовательности  требований и оценок. И в первом  и во втором случаях ребенок  находится в постоянном напряжении из-за страха не выполнить требования взрослых, не«угодить» им,приступить жесткие рамки.

       Говоря  о жестких рамках,мы имеем в  виду ограничения,установленные  педагогом. К ним относятся  ограничения спонтанной активности  в играх (в частности,в подвижных)в деятельности,на прогулках и т. д.; ограничение детской непосредственности на занятиях,например, отрывание детей («Нина Петровна, а у меня … Тихо! Я все вижу! Сама ко всем подойду!»);пресечение детской инициативы(«положи сейчас же, я не говорила брать листочки в руки!», «Немедленно замолчи, я говорю!»). К ограничениям можно также отнести и прерывание эмоциональных проявлений детей. Так, если в процессе деятельности у ребенка возникают эмоции, их необходимо выплеснуть,чему может препятствовать авторитарный педагог («это кому там смешно,Петров?! Это я буду смеяться,когда на твои рисунки посмотрю»,«А ты чего рыдаешь?Замучила всех своими слезами!»).

     Жесткие рамки, устанавливаемые  авторитарным педагогом,нередко  подразумевают и высокий темп  занятия, что держит ребенка в постоянном напряжении в течении длительного времени и порождает страх не успеть или сделать неправильно.

    Дисциплинарные меры, применяемых  таким педагогом,чаще всего сводятся  к порицаниям,окрикам, отрицательным  оценкам, наказаниям.

    Непоследовательный воспитатель вызывает тревожность ребенка тем,что не дает ему возможности прогнозировать собственное поведение.Постоянная изменчивость требований воспитателя,зависимость его поведения от настроения,эмоциональная лабильность влекут за собой растерянность у ребенка,невозможность решить, как ему следует поступить в том или ином случае.

    Воспитателю  также необходимо знать ситуации,которые  могут вызвать детскую тревожность,прежде  всего ситуацию непринятия со  стороны сверстников;ребенок считает:в том, что его не любят, есть его вина, он плохой («любят хороших») заслужить любовь, ребенок будет стремиться с помощью положительных результатов,успехов в деятельности.Если это стремление не оправдается,то тревожность ребенка увеличивается.

     Следующая ситуация –ситуация соперничества,конкуренции,особенно сильную тревожность она будет вызывать у детей, воспитание которых проходит в условиях гиперсоциализации.В этом случае дети, попадая в ситуацию соперничества,будут стремиться быть первым,любой ценой достигнуть самых высоких результатов.

    Еще одна  ситуация– ситуация повешенной  ответственности.Когда тревожный  ребенок попадает в нее, его  тревога обусловлена страхом  не оправдать надежду, ожиданий  взрослого и быть им отвергнутым.

     В подобных  ситуациях тревожные дети отличаются,как правило,неадекватной реакцией. В случае их предвидения,ожидания или частых повторов одной и той же ситуации, вызывающих тревогу, у ребенка вырабатывается стереотип поведения,некий шаблон,позволяющий избежать тревоги или максимально ее снизить. К таким шаблонам можно отнести систематический страх от участия в тех видах деятельности,которые вызывают беспокойство,а так же молчание ребенка вместо ответов на вопросы незнакомых взрослых или тех, к кому ребенок относится негативно.

      В целом  тревожность является проявлением  неблагополучия личности. В ряде  случаев она буквально взращивается  в тревожно –мнительной психологической  атмосфере семьи, в которой  родители сами склонны к постоянным  опасениям и беспокойству.Ребенок  заражается их настроениями и перенимает нездоровую форму реагирования на внешний мир.В этом случае старый призыв к воспитателю воспитать прежде всего себя звучит чрезвычайно уместно. Если вы не хотите,чтобы ваш ребенок напоминал настороженного и пугливого зверька, взгляните честно на самих себя: не у вас ли он перенял такую манеру.

Информация о работе Выявление страхов и тревожности у ребенка