Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 21:39, реферат
В отечественном психолого –педагогической литературе можно выделить несколько подходов в понимании тревожности.Некоторые исследователи рассматривают тревожность преимущественно в рамках стрессовых ситуаций, как временное отрицательное эмоциональное состояние,возникающее в трудных,угрожающих,необычных условиях. В. С.Мерлин и его ученики считают тревожность свойством темперамента.В их исследованиях получены статистически достоверные корреляции между показателями тревожности и основными свойствами нервной системы(слабостью,инертностью).
1. Введение………………………………………………………….
2. Определение понятия«тревожность»
3. Классификация видов тревожности
4. Причины появления и развития тревожности
5. Особенности поведения тревожных детей…………………….
6. Страх,его классификация………………………………………
7. Список используемой литературы
Выявление тревожности и страхов у ребенка.
Содержание.
1. Введение…………………………………………………………
2. Определение понятия«
3. Классификация видов тревожности
4. Причины появления и развития тревожности
5. Особенности поведения тревожных детей…………………….
6. Страх,его классификация…………………
7. Список используемой литературы
…Введение.
В настоящее время увеличилось число
тревожных детей, отличающихся повышенным
беспокойством,неуверенностью,
Для современного положения
детей в нашем обществе характерно
социальная деприкация,т.е. лишение,ограничение,
Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье, эмоциональной привязанности.
Проявляются признаки неблагополучия,напряженности в контактах,страхи, тревога,регрессивные тенденции.
В последние годы по сравнению с предшествующим периодом количество детей с устойчивой тревожностью и постоянными интенсивными страхами, существенно увеличилось в нашей стране.О возрастании тревожности и страхов у детей свидетельствуют специальные экспериментальные исследования.Так, количество детей с устойчивой тревожностью(1 – 3 классы) в 1990– 93 гг. составило от 72 до 75 % (для сравнения в1980 – 83 гг. таких детей было от12 до 16 %),т.е. если в 80 – е гг. количество тревожных детей среди младших школьников было близко к возрастной норме, то сейчас оно почти в пять раз больше.
В отечественном
психолого –педагогической
Ряд ученых
рассматривают тревожность как
социально– обусловленное
Эти экспериментальные материалы показывают,что на проявление тревожности у детей большое влияние оказывает социализация,интенсивно протекающая в детских садах.
В этом же
аспекте анализирует
По снижению тревожности
и ее преодолению работали
многие психологи. Так,
Е. Савина и Н. Шанина разработали рекомендации воспитателю детского сада и родителям,воспитывающих такого ребенка.Маргарита Ивановна Чистякова разработала упражнения и этюды на релаксацию ,которые описала в своей книге«Психогимнастика».
Таким образом можно сделать вывод,что увеличилось число тревожных детей. Поэтому мне, как будущему воспитателю,необходимо своевременно распознать их, так как только вовремя оказанная помощь может предотвратить развитие у таких детей невротических состояний и неврозов.
Определение понятия «тревожность»
В психологической литературе можно
встретить разные определения этого понятия,хотя
большинство исследований сходятся в
признании необходимости рассматривать
его дифференцированно– как ситуативное
явление и как личностную характеристику
с учетом переходного состояния и его
динамику.
Так А. М. Прихожан указывает, что тревожность– это переживание эмоционального дискомфорта,связанное с ожиданием неблагополучия,с предчувствием грозящей опасности.Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темпераметра.
По определению Р. С. Немова,«тревожность– постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства,испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях»
Е.Савина, доцент
кафедры психологии Орловского
государственного
По определению С. С. Степанова«тревожность-
Таким образом понятием«тревожность»психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям,опасениям и беспокойству,имеющей отрицательную эмоциональную окраску.
Классификация видов тревожности.
Выделяют два основных вида тревожности.Первым из них– это так называемая ситуативная тревожность,т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией,которая объективно вызывает беспокойство.Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений.Это состояние не только является вполне нормальным,но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом,позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности,когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность,что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.
Другой вид – так называемая личностная тревожность.Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают.Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок,подверженный такому состоянию,постоянно находится в настороженном и подавленном настроении,у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный.Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.
У детей дошкольного возраста доминирует ситуативная тревожность.
Причины появления и развития тревожности у детей.
Среди причин, вызывающих детскую тревожность,на первом месте,по мнению Е.Савиной – это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями,особенно с матерью. Так отвержение,неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материальной любви Неудовлетворение потребности ребенка в любви будут («Если я сделаю плохо,меня не будут любить»).побуждать его добиваться ее удовлетворении любыми способами.
Детская тревожность может быть следствием и симбиотических отношений ребенка с матерью,когда мать ощущает себя единым целым с ребенком,пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Она«привязывает»к себе, предохраняя от воображаемых,несуществующих опасностей.В результате ребенок испытывает беспокойство,когда остается без матери,легко теряется,волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость.
В тех случаях, когда воспитание основывается
на завышенных требованиях,с которыми
ребенок не в силах справиться или справляется
с трудом, тревожность может вызываться
боязнью не справиться,сделать не так,как
нужно, нередко родители культируют«правильность»
Тревожность
ребенка может вызываться и
особенностями взаимодействия
Говоря
о жестких рамках,мы имеем в
виду ограничения,
Жесткие рамки,
Дисциплинарные меры, применяемых
таким педагогом,чаще всего
Непоследовательный воспитатель вызывает тревожность ребенка тем,что не дает ему возможности прогнозировать собственное поведение.Постоянная изменчивость требований воспитателя,зависимость его поведения от настроения,эмоциональная лабильность влекут за собой растерянность у ребенка,невозможность решить, как ему следует поступить в том или ином случае.
Воспитателю
также необходимо знать
Следующая ситуация –ситуация соперничества,конкуренции,
Еще одна
ситуация– ситуация повешенной
ответственности.Когда
В подобных ситуациях тревожные дети отличаются,как правило,неадекватной реакцией. В случае их предвидения,ожидания или частых повторов одной и той же ситуации, вызывающих тревогу, у ребенка вырабатывается стереотип поведения,некий шаблон,позволяющий избежать тревоги или максимально ее снизить. К таким шаблонам можно отнести систематический страх от участия в тех видах деятельности,которые вызывают беспокойство,а так же молчание ребенка вместо ответов на вопросы незнакомых взрослых или тех, к кому ребенок относится негативно.
В целом
тревожность является
Информация о работе Выявление страхов и тревожности у ребенка