Выявление страхов и тревожности у ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 21:39, реферат

Описание работы

В отечественном психолого –педагогической литературе можно выделить несколько подходов в понимании тревожности.Некоторые исследователи рассматривают тревожность преимущественно в рамках стрессовых ситуаций, как временное отрицательное эмоциональное состояние,возникающее в трудных,угрожающих,необычных условиях. В. С.Мерлин и его ученики считают тревожность свойством темперамента.В их исследованиях получены статистически достоверные корреляции между показателями тревожности и основными свойствами нервной системы(слабостью,инертностью).

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………….
2. Определение понятия«тревожность»
3. Классификация видов тревожности
4. Причины появления и развития тревожности
5. Особенности поведения тревожных детей…………………….
6. Страх,его классификация………………………………………
7. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат психодиагностика.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

В старшем дошкольном возрасте формируется другая разновидность невротического страха - страх быть "ничем",т.е. не быть, не существовать.Источник этого страха - страх смерти, распространенный как в норме,так и при неврозах.Ребенок при неврозе страха боится не столько смерти как таковой, сколько всего того, что может привести к непоправимому несчастью,беде, необратимым физическим изменением.Обеспечение адекватной психологической защиты, и тем самым уменьшение количества страха принадлежит отцу. Речь идет не только о недостаточной роли отца в семье, мягкости его характера,но и жестком обращением с детьми, постоянно испытывающими чувство страха перед угрозой физических расправ.

Типичным у детей с неврозами  младшего и школьного возраста будет  страх быть не нем, т.е. не соответствовать общепринятым нормам, ожиданиям со стороны знакомых лиц.Это страх сделать не так, как нужно,не то, что следует,т.е. страх ошибки,неудачи. Страх быть не тем встречается в возрасте интенсивного развития нравственно-этических и нормативно регулирующих социальных отношений, отражая возросший уровень самосознания в формировании личности новую социальную позицию школьника.Его клиническое заострение происходит под влиянием ряда факторов.Важнейшие из них : подчеркнутое чувство собственного достоинства,самолюбия,выраженность чувства вины у детей, высокая тревожность у родителей,интеллектуальная перегрузка,контроль родителей за уроками и оценками.Рассмотренная клиника психологическая детерминация страха быть не тем свойственна такому распространенному неврозу, как невростения,при которой он одна из ведущих мотиваций внутреннего конфликта.Страх быть не тем часто сопровождается скованностью и излишним напряжением при вопросах с места, ответах у доски, общении с незнакомыми людьми, выполнение ответственных заданий. У младших школьников при неврастении будет торможение, реже - возбуждение. В эти условиях проявляются заикание, тики, возможные мочеиспускания,боли в животе,кашель, икота.В подростковом возрасте -вегтососудитстые реакции тапа покраснеия,ознобы, головокружения,обморока.

 

Типичным для подросткового  возраста является невротический страх  бать "не собой", т.е. быть болезненно измененным,неспособным владеть  собой и контролировать чувства. Страх быть не собой или страх  изменения представляет одну из главных мотиваций внутреннего конфликта при обсессивном неврозе. Навязчивые идеи и страхи воспринимаются как несовместимые с Я, чуждые сознанию,как одержимость.Страх быть не собой - это одновременно страх быть другим - обезличенным, лишенным самосознания, индивидуальности и самобытности. Страх быть не собой как реакция на угрозу изменения, отторжения и потери .Я часто возникает в следствии попыток родителей с гиперсоциальными,а также тревожно-мнительными и паранойяльными чертами характера односторонне навязать детям свой образ мышления, действий и поступком без учета реальных обстоятельств. Страх быть не собой имеет при неврозах сложную мотивацию своего происхождения. Ведущая линия в нем - аффективно переживаемая невозможность быть собой вследствие прогрессирующих невротических изменений личности и идиосинкразической реакции на навязываемой родителями образ Я, несовместимый с индивидуально преломляемым самосознанием и потенцией развития. Общим для перечисленных страхов является страх отсутствия признания(групповой поддержки) или страх быть не таким, как все.

   

Список используемой литературы:.

 

Макшанцера Л. В. Тревожность  и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад. //Ж. «Психологическая наука и образование», 1998 г., № 2.

·  Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.//Ж. «Психологическая наука и образование» 1998, №2.

·  Савина Е., Шарнина Н. Тревожные дети. /Ж. «Дошкольное воспитание», 1996 г., №4.

·  А. И. Захаров. Неврозы у детей. / «Дельта», 1996.

 

 

    

 

 

 

 

Диагностика психических свойств и качеств личности

   при  помощи  тестов.

                        Содержание.

1.Введение.

2. Краткие характеристики психодиагностических методик.

3. Тесты и тестирование.

4. Требования,предъявляемые  к тестам.

5. Особые требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам.

6. Правила проведения  тестирования, обработки и интерпретации  результатов.

7.Заключение.

8. Литература.

                              

   

                 Введение.

В настоящее время  созданы и практически используются множество психодиагностических методов. В начале ХХ в. в психодиагностике как науке были признаны и приняты требования, предъявляемые к наиболее развитым современным наукам, например физике. Это требования операционализации и верификации.

Операционализация – предполагает указания на практические действия или операции, которые может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться в том, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему приписываются.

Верификация – т. е. всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на научность, должно пройти проверку на его непустоту, т.е. на реальность существования явления, определяемого этим понятием.

   

                        Краткие характеристики психодиагностических методик

Бланковые методики – составляют большинство из них. В них испытуемому предлагают серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят о психологии испытуемого.

Эти методики просты для разработки, использования и обработки результатов.

Опросные методики – занимают второе место по частоте применения. В них испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы.

Недостатки:

субъективность, которая  проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них;

эти методики трудно стандартизировать, а следовательно,добиться высокой  надежности и сравнимости результатов.

Рисуночные  психодиагностические методики – используют созданные испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанный характер. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых изображений.

Проективные методики – в свою очередь могут быть бланковыми, опросными, рисуночными. Применяются все чаще, т. к. методики этой группы наиболее валидные и информативные.

Объективно-манипуляционные  методики – в которых решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т. п.

Более развернутую классификацию психодиагностических методик можно представить, выделив другие критерии (см. табл. 1)

Таблица 1. Классификация  психодиагностических методик

Критерий

Наменование методики

Краткая характеристика

По типу применяемых  тестовых задач

Опросные

Используются вопросы, адресуемые испытуемым

утверждающие

Используются суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен согласиться или не согласиться

 

Продуктивные

Применяют собственную  творч. продукцию испытуемых – вербальную, образную, материальную

 

Действенные

Задание выполнить нек-рый  комплекс практических действий

 

Физиологические

П/диагностика на основе анализа непроизвольных физических или физиологических р-ций организма

 

По адресату используемого  тестового материала

сознательные

Апеллирующие к сознанию испытуемого

бессознательные

Направленные на неосознаваемые реакции человека

 

По форме представления  тестового материала испытуемым

бланковые

Тестовый материал в  письменной или иной знаковой форме (рисунок, схема и т. п.)

технические

Тестовый материал в аудио-, видео-или киноформе, или ч/з иные технические устройства

 

сенсорные

Тестовый материал в  виде физических стимулов, непосредственно  адресованных органам чувств

 

По характеру данных, используемых для выводов о результатах  п/диагностики

объективные

Используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или экспериментатора

субъективные

Используются показатели, зависящие от желания и сознания экспериментатора или испытуемого (пример - интроспекция

 

По наличию в методике тестовых норм

Имеющие тестовые нормы

 

Не имеющие тестовых норм

   

По внутренней структуре  методики

мономерные

В них диагностируется  и оценивается единственное качество

Многомерные

Предназначены для п/диагностики  или оценки сразу нескольких одно- или разнотипных психологических  качеств человека

 

По типу анализа экспериментальных данных

качественный

Диагностируемое св-во описывается  ч/з известные научные понятия

количественный

Диагностируемое св-во описывается  ч/з относительную степень развития его у данного человека по сравнению  с другими людьми

 

Тесты и тестирование. Тесты и тестирование

Тесты – стандартизированные  методики психодиагностики,позволяющие  получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени  развитости изучаемых свойств.

Стандартизированность методики – т. е. она должна применяться  всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретации результатов.

Сопоставимость –  т. е. оценки, получаемые при помощи теста можно сравнивать друг с  другом независимо от того, где, когда  и кем они были получены.

Классификация разновидностей тестов приведена в табл. 2

Таблица 2. Классификация  тестов

Признак группы

Название вида теста

Краткая характеристика вида теста

По предмету тестирования

(какое качество оценивается)

интеллектуальные

Предназначены д/оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и отдельных когнитивных процессов – восприятие, внимание, воображение, память, речь.

личностные

Связаны с п/диагностикой устойчивых инд. особенностей чел., определяющих его поступки – темперамент, характер, мотивации, эмоции, способности.

 

Межличностные

Оценивают чел. отношения  в различных социальных группах

 

По особенностям используемых задач

Практические тестовые задания

З-чи и упражнения, кот. испытуемый должен выполнить, практически  манипулируя реальными предметами или их заменителями.

Образные задания

Упражнения с образами, картинками, рисунками, схемами, представлениями.предполагают активное использование воображения.

 

Вербальные тесты

Задания на оперирование словами.определение понятий, умозаключений, сравнение объема и содержания разл. слов, и т. п.

 

По характеру тестового  материала, предъявляемого испытуемым

Бланковые

Используется тестовый материал в виде бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и т. п.

Аппаратурные

С применением различной  аппаратуры для предъявления и обработки результатов тестирования – аудио- и ТV техника, ЭВМ.

 

По объекту оценки

Процессуальные

Исследуют какой-либо психологический  или поведенческий процесс, напр. процесс запоминания, процесс межличностного взаимодействия в группе.

Тесты достижений

Оцениваются успехи человека в различных видах деятельности, или сферах познания – продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания и др.

 

Тесты состояний и  свойств

Диагностика более-менее  стабильных психологических качеств  человека – черты личности, свойства темперамента, способности и др.

 

Особая группа

Проективные тесты

Основаны на косвенной  оценке психологических качеств  человека. Оценка – результат анализа  восприятия и интерпретации человеком  некоторых многозначных объектов, напр. бесформенных пятен, незавершенных предложений и т. д.


Требования,предъявляемые  к тестам

К тестам, как методам  точной психодиагностики предъявляется  ряд особых требований. Это:

Социокультурная адаптированность теста – соответствие тестовых заданий  и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.

Простота формулировок и однозначность тестовых заданий  – в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.

Ограниченное время  выполнения тестовых заданий – полное время выполнения заданий психодиагностического  теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человеку трудно сохранить свою работоспособность  на достаточно высоком уровне.

Наличие тестовых норм для  данного теста –репрезентативные  средние показатели по данному тесту, - т. е. показатели, представляющие большую  совокупность людей, с которыми можно  сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития.

Норма теста – средний  уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого  по ряду социально – демографических  характеристик.

Особые требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам

Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований.

Такими требованиями являются

Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”.Есть несколько разновидностей валидности.

Валидность теоретическая  – определяется по соответствию показателей  исследуемого качества, получаемых с  помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик. Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи различных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории.

Валидность эмпирическая – проверяется по соответствию диагностических  показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей.

Валидность внутренняя - означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть вопросов,заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.

Валидность внешняя  – примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

Информация о работе Выявление страхов и тревожности у ребенка