Выявление страхов и тревожности у ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 21:39, реферат

Описание работы

В отечественном психолого –педагогической литературе можно выделить несколько подходов в понимании тревожности.Некоторые исследователи рассматривают тревожность преимущественно в рамках стрессовых ситуаций, как временное отрицательное эмоциональное состояние,возникающее в трудных,угрожающих,необычных условиях. В. С.Мерлин и его ученики считают тревожность свойством темперамента.В их исследованиях получены статистически достоверные корреляции между показателями тревожности и основными свойствами нервной системы(слабостью,инертностью).

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………….
2. Определение понятия«тревожность»
3. Классификация видов тревожности
4. Причины появления и развития тревожности
5. Особенности поведения тревожных детей…………………….
6. Страх,его классификация………………………………………
7. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат психодиагностика.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

       Однако  такая неприятная индивидуальная  особенность проявляется порой  и у детей,чьи родители не  подвержены мнительности и настроены  в целом оптимистично.Такие родители,как  правило,хорошо знают чего они хотят добиться от своих детей.Особое внимание они уделяют дисциплине и познавательным достижениям ребенка. Поэтому перед ним постоянно ставится разнообразные задачи, которые они должны решать, чтобы оправдать высокие ожидания родителей.Справится со всеми задачами ребенку не всегда по силам,а это и вызывает недовольство старших. В результате ребенок оказывается в ситуации постоянного напряженного ожидания: сумел ли он угодить родителям или допустил какое то упущение,за которое последует неодобрение и порицании.Ситуация может усугубляться непоследовательностью родительских требований.Если ребенок не знает наверняка,как будет оценен тот или иной его шаг, но в принципе предвидит возможное недовольство,то все его существование окрашивается напряженной настороженностью и тревогой.

       Также  к возникновению и развитию  тревожности и страха способны  интенсивно воздействовать на  развивающееся воображения детей  сказочного образца. В 2 года  это Волк – зубами щелк, способный  причинить боль,загрызть, съесть,как красную шапочку. На рубеже 2-3 лет дети боятся Бармалея. В 3года у мальчиков и в 4 года у девочек«монополия на страх» принадлежит образам Бабы Яги и Кащея Бессмертного.Все эти персонажи могут как раз познакомить детей с отрицательными,негативными сторонами взаимоотношений люде, с жестокостью и коварством,бездушием и жадностью, как и опасностью вообще. Вместе с тем жизнеутверждающий настрой сказок,в которых добро одерживает победу над злом, жизнь над смертью, дает возможность показать ребенку,как можно преодолеть возникающие трудности и опасности.

     Тревожность  имеет ярко выраженную возрастную  специфику,обнаруживающуюся в ее  источниках,содержании,формах проявления  и запрете. Для каждого возрастного  периода существуют определенные  области, объекты действительности,которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.

    Эти«возрастные  тревожности»являются следствием  наиболее значимых социальных  потребностей.У детей раннего возраста тревожность порождается разлукой с матерью. В возрасте6-7 лет главную роль играет адаптация к школе, в младшем подростковом– общении со взрослыми(родителями и учителями),в ранней юности– отношение к будущему и проблемы, связанные с отношениями полов.

Особенности поведения  тревожных детей.

    Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях,в которых ребенку,казалось бы,ничего не грозит.Тревожные дети отличаются особой чувствительностью.Так, ребенок может тревожиться:пока он в саду,вдруг с мамой что-нибудь случится.

Тревожные дети нередко  характеризуются низкой самооценкой,в  связи с чем у них возникает  ожидание неблагополучия со стороны окружающих.Это характерно для тех детей,чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя этого, что дети выполнить не в состоянии,причем в случае неудачи их, как правило, наказывают,унижают («Ничего ты делать не умеешь! Ничего у тебя не получается!»).

Тревожные дети очень  чувствительны к своим неудачам,остро  реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности,например рисования,в  которой испытывают затруднения.

У таких детей можно  заметить заметную разницу в поведении  на занятиях и вне занятий.Вне занятий это живые,общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены.Отвечают на вопросы воспитателя тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их, может быть как очень быстрой,торопливой,так и замедленной,затрудненной.Как правило,возникает длительное возбуждение:ребенок теребит руками одежду,манипулирует чем-нибудь.

Тревожные дети имеют  склонность к вредным привычкам  невротического характера (они грызут ногти,сосут пальцы,выдергивают  волосы, занимаются онанизмом).Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение,успокаивают.

Распознать тревожных  детей помогает рисование.Их рисунки  отличаются обилием штриховки,сильным  нажимом,а также маленькими размерами  изображений.Нередко такие дети «застревают»на деталях,особенно мелких.

У тревожных детей  серьезное,сдержанное выражение лица,опущенные  глаза, на стуле сидит аккуратно,старается  не делать лишних движений, не шуметь, предпочитает не обращать на себя внимание окружающих. Таких детей называют скромными,застенчивыми.Родители сверстников обычно ставят их в пример своим сорванцам:«Смотри, как хорошо ведет себя Саша. Он не балуется на прогулке.Он каждый день аккуратно складывает игрушки. Он слушается маму». И, как ни странно,весь этот перечень добродетелей бывает правдой– эти дети ведут себя «правильно».

Но некоторых родителей  волнует поведение своих детей.«Саша  совсем .Любит делать только то, к  чему привык. Никак не удается заинтересовать его чем-то новым.«Люба очень нервная. Чуть что – в слезы.И не хочет играть с ребятами –боится, что они поломают ее игрушки». «Алеша постоянно жмется к маминой юбке – не оттащишь.

Таким образом поведение  тревожных детей отличается частыми  проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении,все время ощущая угрозу, чувствуя,что в любой момент могут столкнуться с неудачами.

Страх,его классификация.

    Страх принодлежит к категории фундаментальных эмоций человека.Мотивация старха - условно-рефлекторная,т. к. в нем закодирована эмоционально переработанная информация о возможности опасности. Само же чувство страха появляется непроизвольно,помимо воли,сопровождаясь выраженным чувством волнения,беспокойства или ужаса.

Страх классифицируется как ситуативною и личностно  обусловоенный острый и хронический,инстиктивный и социально опосредованный.Боязнь и тревожность,как состояние,соответствующее страху и тревоге.Реальный (при конкретной угрозе) и воображаемые(на уровне представлений).

По степени выраженности страх  делится на ужас, испуг,собственно страх,тревогу,опасения,бекспокойство и волнение.Несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняется разнообразные функции в психической жизни человека.Как реакция на угрозу, страх позволяет избежать встречи с ней, играя таким образом защитную, адаптивную роль в системе психической саморегуляции.Это своеобразное средство в познании окружающей действительности.В некотором роде страх - способ ограничения"Я" от чужеродного,неприемлимого влияния извне,страх может мобилизовать"Я" перед лицом внешней опасности,способствуя интеграции внутренних психических ресурсов. Взрастные страхи в некоторой степени отражают исторический путь развития самосознания человека. В начале ребенок боится остаться один без поддержки близкого лица(7 мес), опасается посторонних,не известных ему лиц (8 мес),далее он боится высоты, боли,бабы Яги. Далее темноты, огня пожара и т. д.,всего того, что было развито у первобытных людей. Человек не смог бы выжить,пренебрегая этими страхами.В отличие от естественных,социальные страхи приобретаются путем научения в процессе формирования личности. При большем, чем в норме количестве страхов и их невротическом характере возникает состояние психического напряжения,скованности,аффективно заостренного стремления к поиску опоры.Поведение становится все более пассивным,отрофируется любопытство,любознательность,избегается любой риск,связанный с вхождением в новую, неизвестную ситуацию общения.Развивается настороженность и замкнутость,уход в себя, в свои проблемы.Усиливается не свойственная детям ориентация на травмирующее прошлое. Неумение радоваться пропорционально умению тревожиться.

Был проведен опрос детей в возрасте от3 до 16 лет. Задавался вопрос: "Скажи,пожалуйста,ты боишься или не боишься"и далее  было перечисление страхов (папу,маму, бабу Ягу,темноту, страшный сон и т.д.). Наибольшая чувствительность к стархам проявляется в 7 лет, меньше всего страха- в 15. У дощкольников чаще встречаются страхи боли,уколов, огня,сказочных персонажей,темноты, снов,наказания. В школьном возрасте преобладают страхи войны,смерти родителей,опоздания.

Семейная обусловленность  страхов.

   

В неполной семье значительное увеличение страхов. Отстутствие отца в семье нарушает формирование поведения,соответствующего полу ( у мальчиков),и психологической  защиты от идущей извне угроз( у девочек). И также требуется навык защиты себя от опасности.В полных семьях,абсолютное отсутствие страхов, во всяком случае в дошкольном возрасте, скорее исключение и достаточно часто служит проявлением органической расторможенности,накритичности и невысокого интеллектуального уровня. Большще страхов у детей,живущих в отдельных квартирах, у единственных в семье, если считают главой в семье мать,если есть конфликтные отношения между родителями.

Возрастные  особенности.

Известны рефлекторные реакции новорожденных типа беспокойства в ответ на громкий звук, потеря равновесия,приближение большого предмета.Однако собственно о страхе, а не о реакциях беспокойства можно говорить не раньше 6 мес.Беспокойство во второй подловине первого года Фрейд связал с опасностью отделения от матери. В 8 мес.появляется страх на появление незнакомых лиц. Легко передается беспокойство матери, если она спешит или взволнована.В дальнейшем это коварные сказочные герои, способные отнять жизнь,нанести увечье,ущерб, в отличие от матери, дающей тепло, любовь,жизнь.

Преддошкольный  возраст.

  

Страх незнакомых,чужих  уменьшается на 2 году жизни.При встрече с незнакомыми людьми ребенок смущается,робеет, что достаточно быстро проходит.Наиболее рапространенным страхом в этом возрасте является страх наказания со стороны родителей.В 2 года максимально угрожающи значением обладает сказочный образ волка,после ознакомления со сказками.Нередко в представленни ребенка, волк"реализует свои замыслы"во время сна,что сопровожнается двигательным расторможением,криками, пробуждением.

Итак:типичными возрастными  страхами у детей обоего пола 1-3 лет  жизни будет : в 1 год- страхи одиночества,незнакомых,неожиданных резких звуков;в 2 года _ страхи неаказания,животных, врачей,уколов. Страхов относительно меньше и они быстрее сходят на нет, если в семье доиминирует отец, родители не ведут "войну"с самостоятельностью детей, если родители сами уверены в себе и способны помочь ребенку в преодолении воображаемых и реальных опасностей.

Младший дошкольный возраст.

     В три  года у мальчиков чаще представлены  страхи сказочных персонажей,высоты, крови,темноту, уколов.У девочек  -одиночества,темноты и боли. В младшем дошкольном возрасте страх одиночества,основанный на диффузном чувстве беспокойства или тревоги,конкретизируется страхом нападения,воплощенном в лице сказочных персонажей.Расшифровка этого в том,что рабенок,оставщись один без поддержки родителей испытывает чувство опасности.Обычно дети достаточно активно манипулируют сказочными образами в игре, а при участии в играх родителей,особенно отца,подобные страхи сходят на нет,если ребенок сам распределяет роли. Положительный эффект также наблюдается при рисовании различных чудовищ в представлении детей. Следует сказать о триаде страхов, типичных для этого возраста:одиночества,темноты, замкнутого пространства.В таком случае ребенок не остатся один при засыпании,в комнате должен гореть свет,дверь полуоткрыта.Здесь многое зависит от умения родителей не создавать из этих страхов личные проблемы,вовремя успокоить детей, нежно поговорить с ними.

Старший дошкольный возраст.

 Это возраст наибольшей выраженности страхов, что обусловлено не столько эмоциональным,сколько возросшим пониманием опасности.Центральное место занимает страх смерти.Из других типичных страхов следует отметить страх глубины. Связующим звеном страхов у старших дошкольников будет страх смерти. Нередко возникают вопросы вроде: сколько жил твой папа, мама?Зачем люди живут? Откуда все взялось?И заклинания: Не хочу быть старушкой, хочу быть все время девушкой.Подобные фразы говорят о развитии абстрактного мышления, понимания категорий,времени и пространства.Возникновение страха смерти означает осознание необратимости происходящих возрастных изменений.Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует собой смерть.Страх смерти встречается у детей, у которых обнаруживаются в 8 мес страхи незнакомых лиц, а также некоторая осторожность при начале ходьбы. Эти дети не съезжают с горки, не подходят к открытому окну, не стоят на краю обрыва и т. д. Все это- проявление инстинкта самосохранения,который обостряется у физически соматически и нервно ослабленных детей. Начиная со старшего дошкольного возраста у мальчиков и девочек представлет и страх чертей,как представителей потустороннего мира. Появляются страхи покойников,драконов и т.д.

Младший школьный возраст

  

  Дальнейший рост  самосознания в данном возрасте  связан прежде всего с новой  социальной позицией школьника.пероеживание  своего соответствия групповым стандартам,правилам, нормам сопровождается выраженным чувством вины при мнимых и реальных отклонениях.Поэтому в рассматриваемом возрасте основной страх будет - опоздание в школу.Страх смерти еще выраженнее у мальчиков заметно уменьшается у девочек.Распространен страх несчастья,беды, рокового стечения обстоятельств,т.е. всего того,что потом получает развитие в страхах перед судьбой, роком и т.д. Подобные страхи, опасения,предчувствия являются отражением зарождающейся тревожности,мнительности,внушаемости.

   Страхи  при неврозах

 

Страх- одно из ведущих проявлений при неврозах.Невротичесикй страх в виде общей боязливости,страха ожидания лежит в основе невроза страха.Классической моделью невротического страха является фобии. В отличие от невротического,реальный страх возникает при конкретной внешней опасности, являясь выражением инстинкта самосохранения.Страхов при неврозах во всех возрастах достоверно больше, чем в норме, что подчеркивает повышенную чувствительность к страхам при неврозах. Возраст родителей также оказывает влияние на развитие страхов у детей. Среднее число страхов,особенно у девочек молодых родителей (до30 лет) достоверно больше, чем у родителей от30 и старше. Более молодые родители чаще прибегают к наказаниям и угрозами. В младшем дошкольном возрасте невротической разновидностью будет страх быть "никем",основанной на выраженной в этом возрасте потребности в эмоциональном признании и поддержки со стороны близких к ребенку лиц, к которым он привязан.Лежащий в основе страха быть никем, страх одиночества сопровожнается аффективно заостренной и нередко навязчивой потребностью присутсвия рядом взрослых,повышеннвм вниманием с их стороны.Страх чаще встречается у детей гиперопекающих и эгоцентричных родителей.Эти родители часто не обеспечивают необходимого тепла и любви во взаимоотношениях с детьми, требуя в то же время беспрекословного подчинения,беззаветных проявлений чувств любви и признания.Страх быть никем максимально представлен при истерическом неврозе, являясь одной из центральной мотиваций его внутреннего конфликта.

Информация о работе Выявление страхов и тревожности у ребенка