Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 21:39, реферат
В отечественном психолого –педагогической литературе можно выделить несколько подходов в понимании тревожности.Некоторые исследователи рассматривают тревожность преимущественно в рамках стрессовых ситуаций, как временное отрицательное эмоциональное состояние,возникающее в трудных,угрожающих,необычных условиях. В. С.Мерлин и его ученики считают тревожность свойством темперамента.В их исследованиях получены статистически достоверные корреляции между показателями тревожности и основными свойствами нервной системы(слабостью,инертностью).
1. Введение………………………………………………………….
2. Определение понятия«тревожность»
3. Классификация видов тревожности
4. Причины появления и развития тревожности
5. Особенности поведения тревожных детей…………………….
6. Страх,его классификация………………………………………
7. Список используемой литературы
Однако
такая неприятная
Также
к возникновению и развитию
тревожности и страха способны
интенсивно воздействовать на
развивающееся воображения
Тревожность
имеет ярко выраженную
Эти«возрастные
тревожности»являются
Особенности поведения тревожных детей.
Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях,в которых ребенку,казалось бы,ничего не грозит.Тревожные дети отличаются особой чувствительностью.Так, ребенок может тревожиться:пока он в саду,вдруг с мамой что-нибудь случится.
Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой,в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих.Это характерно для тех детей,чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя этого, что дети выполнить не в состоянии,причем в случае неудачи их, как правило, наказывают,унижают («Ничего ты делать не умеешь! Ничего у тебя не получается!»).
Тревожные дети очень
чувствительны к своим
У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий.Вне занятий это живые,общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены.Отвечают на вопросы воспитателя тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их, может быть как очень быстрой,торопливой,так и замедленной,затрудненной.Как правило,возникает длительное возбуждение:ребенок теребит руками одежду,манипулирует чем-нибудь.
Тревожные дети имеют
склонность к вредным привычкам
невротического характера (они грызут
ногти,сосут пальцы,
Распознать тревожных детей помогает рисование.Их рисунки отличаются обилием штриховки,сильным нажимом,а также маленькими размерами изображений.Нередко такие дети «застревают»на деталях,особенно мелких.
У тревожных детей
серьезное,сдержанное выражение лица,опущенные
глаза, на стуле сидит аккуратно,
Но некоторых родителей
волнует поведение своих детей.
Таким образом поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении,все время ощущая угрозу, чувствуя,что в любой момент могут столкнуться с неудачами.
Страх,его классификация.
Страх принодлежит к категории фундаментальных эмоций человека.Мотивация старха - условно-рефлекторная,т. к. в нем закодирована эмоционально переработанная информация о возможности опасности. Само же чувство страха появляется непроизвольно,помимо воли,сопровождаясь выраженным чувством волнения,беспокойства или ужаса.
Страх классифицируется как ситуативною и личностно обусловоенный острый и хронический,инстиктивный и социально опосредованный.Боязнь и тревожность,как состояние,соответствующее страху и тревоге.Реальный (при конкретной угрозе) и воображаемые(на уровне представлений).
По степени выраженности страх
делится на ужас, испуг,собственно страх,тревогу,опасения,
Был проведен опрос детей в возрасте от3 до 16 лет. Задавался вопрос: "Скажи,пожалуйста,ты боишься или не боишься"и далее было перечисление страхов (папу,маму, бабу Ягу,темноту, страшный сон и т.д.). Наибольшая чувствительность к стархам проявляется в 7 лет, меньше всего страха- в 15. У дощкольников чаще встречаются страхи боли,уколов, огня,сказочных персонажей,темноты, снов,наказания. В школьном возрасте преобладают страхи войны,смерти родителей,опоздания.
Семейная обусловленность страхов.
В неполной семье значительное
увеличение страхов. Отстутствие отца
в семье нарушает формирование поведения,соответствующего
полу ( у мальчиков),и
Возрастные особенности.
Известны рефлекторные реакции новорожденных типа беспокойства в ответ на громкий звук, потеря равновесия,приближение большого предмета.Однако собственно о страхе, а не о реакциях беспокойства можно говорить не раньше 6 мес.Беспокойство во второй подловине первого года Фрейд связал с опасностью отделения от матери. В 8 мес.появляется страх на появление незнакомых лиц. Легко передается беспокойство матери, если она спешит или взволнована.В дальнейшем это коварные сказочные герои, способные отнять жизнь,нанести увечье,ущерб, в отличие от матери, дающей тепло, любовь,жизнь.
Преддошкольный возраст.
Страх незнакомых,чужих уменьшается на 2 году жизни.При встрече с незнакомыми людьми ребенок смущается,робеет, что достаточно быстро проходит.Наиболее рапространенным страхом в этом возрасте является страх наказания со стороны родителей.В 2 года максимально угрожающи значением обладает сказочный образ волка,после ознакомления со сказками.Нередко в представленни ребенка, волк"реализует свои замыслы"во время сна,что сопровожнается двигательным расторможением,криками, пробуждением.
Итак:типичными возрастными
страхами у детей обоего пола 1-3 лет
жизни будет : в 1 год- страхи одиночества,незнакомых,
Младший дошкольный возраст.
В три
года у мальчиков чаще
Старший дошкольный возраст.
Это возраст наибольшей выраженности страхов, что обусловлено не столько эмоциональным,сколько возросшим пониманием опасности.Центральное место занимает страх смерти.Из других типичных страхов следует отметить страх глубины. Связующим звеном страхов у старших дошкольников будет страх смерти. Нередко возникают вопросы вроде: сколько жил твой папа, мама?Зачем люди живут? Откуда все взялось?И заклинания: Не хочу быть старушкой, хочу быть все время девушкой.Подобные фразы говорят о развитии абстрактного мышления, понимания категорий,времени и пространства.Возникновение страха смерти означает осознание необратимости происходящих возрастных изменений.Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует собой смерть.Страх смерти встречается у детей, у которых обнаруживаются в 8 мес страхи незнакомых лиц, а также некоторая осторожность при начале ходьбы. Эти дети не съезжают с горки, не подходят к открытому окну, не стоят на краю обрыва и т. д. Все это- проявление инстинкта самосохранения,который обостряется у физически соматически и нервно ослабленных детей. Начиная со старшего дошкольного возраста у мальчиков и девочек представлет и страх чертей,как представителей потустороннего мира. Появляются страхи покойников,драконов и т.д.
Младший школьный возраст
Дальнейший рост
самосознания в данном
Страхи при неврозах
Страх- одно из ведущих проявлений при неврозах.Невротичесикй страх в виде общей боязливости,страха ожидания лежит в основе невроза страха.Классической моделью невротического страха является фобии. В отличие от невротического,реальный страх возникает при конкретной внешней опасности, являясь выражением инстинкта самосохранения.Страхов при неврозах во всех возрастах достоверно больше, чем в норме, что подчеркивает повышенную чувствительность к страхам при неврозах. Возраст родителей также оказывает влияние на развитие страхов у детей. Среднее число страхов,особенно у девочек молодых родителей (до30 лет) достоверно больше, чем у родителей от30 и старше. Более молодые родители чаще прибегают к наказаниям и угрозами. В младшем дошкольном возрасте невротической разновидностью будет страх быть "никем",основанной на выраженной в этом возрасте потребности в эмоциональном признании и поддержки со стороны близких к ребенку лиц, к которым он привязан.Лежащий в основе страха быть никем, страх одиночества сопровожнается аффективно заостренной и нередко навязчивой потребностью присутсвия рядом взрослых,повышеннвм вниманием с их стороны.Страх чаще встречается у детей гиперопекающих и эгоцентричных родителей.Эти родители часто не обеспечивают необходимого тепла и любви во взаимоотношениях с детьми, требуя в то же время беспрекословного подчинения,беззаветных проявлений чувств любви и признания.Страх быть никем максимально представлен при истерическом неврозе, являясь одной из центральной мотиваций его внутреннего конфликта.
Информация о работе Выявление страхов и тревожности у ребенка