Тревожность и внимание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 08:56, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выявить уровень свойств внимания при условии изменения уровня тревожности в сторону его понижения у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты тревожности и внимания у детей младшего школьного возраста.
2. Экспериментально выявить уровень тревожности и уровень свойств внимания у детей младшего школьного возраста.
3. Составить и провести комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.
4. Экспериментально выявить уровень тревожности и уровень свойств внимания у детей младшего школьного возраста, после проведение формирующего эксперимента.
5. Дать сравнительный анализ результатов диагностики тревожности и внимания у детей младшего школьного возраста, на этапе констатирующего и контрольного экспериментов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОЖНОСТИ И
ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Содержания понятия «внимание»………………………………….7
1.2. Характеристика, виды тревожности……………............................. 16
1.3. Тревожность как фактор изменения внимания у детей
младшего школьного возраста……………………………………………. 24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………… 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
ТРЕВОЖНОСТИ НА ВНИМАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования…………………………...35
2.2. Методика исследования……………………………………………37
2.3. Анализ результатов исследования………………………………...48
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………........ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………........ 63
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………....... 65
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ МОЙ.doc

— 916.50 Кб (Скачать файл)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ТРЕВОЖНОСТИ И

ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    1. Содержания понятия «внимание»………………………………….7
    2. Характеристика, виды тревожности……………............................. 16
    3. Тревожность как фактор изменения внимания у детей

младшего школьного возраста……………………………………………. 24

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………… 33

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ

ТРЕВОЖНОСТИ  НА  ВНИМАНИЕ  ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1.     Цель, гипотеза и задачи исследования…………………………...35

2.2.    Методика исследования……………………………………………37

2.3.   Анализ результатов исследования………………………………...48

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………........ 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………........ 63

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………….......  65

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………… 69

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Внимание, играет важную роль в процессе развития и обучения детей младшего школьного возраста, обеспечивает успешный результат любой деятельности, определяет ее организованность и продуктивность.

Научная литература указывает на многообразие различных подходов к определению внимания, пониманию сущности генезиса данного психического процесса

Внимание стало объектом научных психологических исследований, однако единого подхода к пониманию данного процесса не существует. Так же не существует и единого мнения в том, является ли внимание самостоятельным психическим процессом или свойством других процессов. Э.Рубин, У.Джемс, И.В. Страхов утверждают, что внимание присутствует в любом психическом процессе, поэтому оно не может рассматриваться как самостоятельное явление. Ж.О. Ламетри, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, наоборот считают внимание самостоятельным психическим процессом.

Также существуют противоречия в том, к какому классу психических явлений следует отнести внимание. А.Трейсман, Н.Ф.Добрынин, С.Л.Рубинштейн Ю.Б.Дормашев считают, что внимание – это познавательный психический процесс. В.Джемс, Т. Рибо, Л.С. Выготский, Н.Н.Ланге, А.Н.Леонтьев, Ю.Б.Гиппенрейтер,  считают, что внимание имеет связь с деятельностью и волей человека, основываясь на том, что без внимания невозможна любая деятельность, в том числе познавательная и учебная, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий.

Выше сказанное актуализирует проблему поиска причин оказывающих влияние на внимание детей младшего школьного возраста. Психологи указывают на то, что одной из таких причин является тревожность.

В последнее десятилетие увеличился процент детей с высоким уровнем тревожности, отличающихся неуверенностью, беспокойством, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема тревожности является весьма актуальной.

Тревожность как, с одной стороны, врожденная, психодинамическая характеристика, рассмотрена в работах А.И.Захарова, Н.Д.Левкова и, с другой стороны, как условие социализации, раскрывается в работах Н.В.Имедадзе, Н.Д.Левитова, A.M.Прихожан, Е.Савиной, К.Хорни, Н.Шаниной.

Исследование тревожности у детей младшего школьного возраста, позволяет понять ее действие на дальнейшее развитие личности ребенка и результатов его деятельности. На наш взгляд, проведенные исследования в данной области, помогут понять ряд проблем младшего школьника такие как: затянувшийся кризис 7 лет, развитие личности в этот период, адаптация младших школьников к новым условиям, принятие на себя новых социальных ролей, успешности учебной деятельности и многих других.

О.Б. Куликовская, И.А. Левочкина, Ш. Левис, Е.И. Рогов, А.С. Спиваковская рассматривают разные методы используемые для снижения тревожности у детей,  Н.Н. Лебедева, Г.Л. Лэндтрет  указывают о возможности использования игры для снижения тревожности у детей.

Вышесказанное позволило определить тему исследования: «Влияние тревожности на внимание младших школьников».

Проблема исследования: какой уровень свойств внимания, проявляется при определенном уровне тревожности и обусловливает ли снижение уровня тревожности, изменение уровня свойств внимания у детей младшего школьного возраста в сторону его повышения.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выявить уровень свойств внимания при условии изменения уровня тревожности в сторону его понижения у детей младшего школьного возраста.

Объект  исследования: внимание детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: тревожность как фактор изменения внимания у детей младшего школьного возраста.

 Гипотезные положения исследования,   мы предполагаем что:

- у детей младшего школьного возраста с более низким уровнем тревожности, проявляются более высокие показатели уровня свойств внимания и наоборот;

- изменение уровня тревожности  с высокого на низкий, обеспечивает  возможность изменения уровня свойств внимания, в сторону их повышения у детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические аспекты тревожности и внимания у детей младшего школьного возраста.

2. Экспериментально выявить уровень тревожности и уровень свойств внимания у детей младшего школьного возраста.

3. Составить и провести комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста. 

4.  Экспериментально  выявить уровень тревожности и уровень свойств внимания у детей младшего школьного возраста, после проведение формирующего эксперимента.

5. Дать сравнительный анализ результатов  диагностики тревожности и внимания у детей младшего школьного возраста, на этапе констатирующего и контрольного экспериментов.

Методы исследования: анализ литературы по теме, проведение констатирующего, формирующего и контрольного  экспериментов, тестирование, наблюдение в естественных условиях.

Практическая значимость работы: зкспериментально-психологические критерии дифференциации тревоги и тревожности как свойства личности, а также внимания, его особенностей у детей младшего школьного возраста могут быть использованы в практической работе психологами, при составлении психологического банка данных на младших школьников; в психологическом консультировании, а также в работе с учителями и родителями.

База исследования: Опытно-экспериментальная часть нашего исследования проводилась на базе МАОУ «СОШ №1» г. Соликамск Пермского края. В эксперименте участвовали 37 человек.

Апробация работы: Основные положения диплома обсуждены на Международной научно-практической студенческой конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Непрерывное образование личности как феномен XXI века». Соликамск, 2013г., представлены в статье «Влияние тревожности на внимание детей младшего школьного возраста».

Структура выпускной квалификационной работы: Работа состоит из введения, 2-х глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНИМАНИЯ И

ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

      1. Содержания понятия «внимание»

 

 

 

Проблема внимания традиционно занимает одно из самых центральных мест в научной психологии. [14, с.7].

Первоначально проблемы изучения внимания входили в круг более обширного философского понятия апперцепции, разработка которого была начата Г.Ф.Лейбницем и И.Кантом. В общих чертах, понятие «апперцепция» выражает зависимость восприятия действительности от прошлого опыта, общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных способностей. [47, с.146].

Классическая психология сознания стала первым направлением, в котором была поставлена проблема изучения внимания. В.Вундт был первым исследователем, который попытался экспериментально подойти к изучению внимания. [46, с.56-57]

Внимание В.Вундт понимал как «психический процесс, происходящий  при более  ясном  восприятии, ограниченной сравнительно  со всем  полем сознания, области содержаний». [7, с.85].

Идеи В.Вундта подхватил и разработал его ученик Э.Титченер. [46, с.57]. Он рассматривал внимание, как  состояние сознания, та  степень сознательности, которая обеспечивает нашему  умственному труду  лучшие результаты. [41, с.64].

У.Джемс определял внимание как одна из характернейших  особенностей  нашей  духовной жизни, когда,  находясь под постоянным наплывом все  новых и новых  впечатлений,  проникающих в область  наших чувств, мы замечаем лишь самую  ничтожную  часть их. [12, с.173].

Т.Рибо предложил моторную теорию внимания. Согласно его теории основная роль внимания состоит в «поддержании и усилении данного состояния сознания». [34, с. 19]. Он рассматривал внимание, как относительный «умственный монодеизм, сопровождаемый непроизвольным или искусственным приспособлением индивидуума» [34, с.6]. Таким образом, внимание из состояния сознания, каким оно представлялось в классической психологии сознания, превращается в состояние целостного организма. [46, с. 85].

Особым образом активность познающего субъекта нашла отражение во взглядах на внимание, сформированных в рамках гештальтпсихологии. [46, с. 81]. К.Коффка понимал под вниманием эго-объектную силу, связывающую наблюдателя (Эго или Я) и воспринимаемый им объект. [46, с. 427].

Д.Бродберент  предложил первую модель фильтра в 1958г. По его мнению, внимание – это фильтр, отбирающий информацию именно на входах, т.е. на периферии. В дальнейшем было установлено, что периферические механизмы отбирают информацию по физическим характеристикам.  [23, с. 358].

У.Найссер в конце 1960-х гг. создает конструктивную теорию внимания, где внимание было представлено как механизм активного процесса построения перцептивного образа, который можно обозначить как перцептивное действие. [28, с. 136]

Д.Норман и Т.Шаллис дают следующее определение понятию внимание – это результат работы «диспетчерской службы внимания», оно управляет только величинами активности и торможения, но не процессом отбора. [46, с. 408].

 Изучение внимания в отечественной психологии проводилось в основном с целью тестирования его свойств у лиц различных категорий. Особую группу образуют исследования психофизиологических показателей внимания. [14, с. 37].

Нередко в качестве простейшей формы внимания рассматривают ориентировочный рефлекс – непроизвольную реакцию организма на новизну раздражителя. И.П.Павлов обозначил её как рефлекс «Что такое?».  [46, с. 90-91].

Е.Н.Соколов предложил рассматривать ориентировочный рефлекс как основу различных форм внимания, прежде всего сенсорного. [38, с. 58].

А.А.Ухтомский ввел понятие доминанты, ставшее весьма немаловажным для психологии внимания. [46, с. 85]. Он полагал, что «в высших этажах и в коре полушарий принцип доминанты является основой акта внимания и предметного мышления». [45, с. 46]. Исследовали внимание с разных общепсихологических позиций в отечественной психологии Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Добрынин, Д.Н.Узнадзе, их работы имеют фундаментальное значение. [14, с. 38]. Связь внимания и движения становится явной в работах Н.Н. Ланге, который представлял её как причинно-следственную. Движения здесь не просто включены в акт внимания, но обусловливают его, делают внимание возможным. [46, с. 86]. Теория Н.Н.Ланге – уже собственно моторная, или эффекторная. [21, с. 354]. Внимание в ней – не особое состояние сознания, обеспечиваемое двигательным приспособлением организма, но «целесообразная реакция организма, моментально улучшающая условия восприятия. [20, с. 40]. Долгие годы в центре научных интересов Н.Ф. Добрынина находилась проблема внимания. Внимание он определяет как сосредоточенность и направленность психической деятельности и поясняет: «Под направленностью мы понимаем выбор деятельности и поддержание этого выбора. Под сосредоточенностью мы понимаем углубление в данную деятельность и отстранение, отвлечение от всякой другой деятельности». [14, с. 39].

В статье «Экспериментальное формирование внимания» С.Л.Кабыльницкая и П.Я.Гальперин упоминали о том, что внимание представляет собой «контроль в особой форме – форме идеального, сокращенного, автоматизированного действия, конечный продукт поэтапного формирования контроля как «умственного действия». [37, с. 149].

Как и все психические функции, Л.С. Выготский представляет внимание в двух формах- как продукт культурного развития , то есть как высшую психическую функцию, и как природное внимание. Л.С. Выготский дает следующее определение  произвольному вниманию - обращенный внутрь  процесс опосредованного внимания, подчиненный общим законам культурного развития. [33, 126]

Д.Н.Узнадзе говорит, что внимание – это  процесс  объективации, при котором из круга наших первичных восприятий выделяется какое-нибудь из них, становясь наиболее  ясным из актуальных содержаний нашего сознания. [43, с. 343].

В своей книге «Дошкольная психология» Г.А.Урунтаева дает следующее определение понятию внимание – это сосредоточенность и направленность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других. Условием успешного осуществления любой деятельности, как внутренней, так и внешней, является этот процесс, а его продуктом – ее качественное выполнение. В своей элементарной форме, внимание выполняет биологическую защитную функцию, выступает как ориентировочный рефлекс «что такое?», Так, человек выделяет раздражитель и определяет его отрицательное или положительное значение. [44, с.115].

Информация о работе Тревожность и внимание младших школьников