Закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями в системе оздоровления дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Также как и утренней гимнастикой, регулярно следует заниматься закаливанием. В результате этого, во-первых, повышается устойчивость организма ребёнка к различным воздействиям окружающей среды – жара, холод, ветер, солнечное излучение и т.д. Во-вторых, укрепляется нервная система, усиливается обмен веществ, улучшается деятельность сердца, лёгких и других органов и систем. В-третьих, закаливания оказывает тренирующее воздействие, в результате чего совершенствуется терморегулирующий аппарат организма детей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Система закаливающих мероприятий в сочетании
с физическими упражнениями
1.1. Эколого-природные факторы…………………………………………6
1.2. Психогигиенические факторы………………………………………...7
1.3. Физические упражнения в оздоровлении дошкольников.…………..9
1.4. Принципы закаливания……………………………………………….11
Глава 2. Использование закаливающих процедур
в условиях дошкольного учреждения
2.1. Закаливание воздухом………………………………………………...17
2.2. Водные процедуры……………………………………………………23
2.3. Солнечные ванны……………………………………………………..27
2.4. Нетрадиционные виды закаливания…………………………………30
2.4. Особенности организации закаливающих процедур……………….39
Глава 3. Экспериментальное изучение особенностей оздоровление
дошкольников путём использования закаливающих процедур
Констатирующий эксперимент.
Диагностическое состояние здоровья детей старшего
дошкольного возраста……………………………………………………42
Формирующий эксперимент.
Формирование навыков здорового образа жизни закаливания
организма в условиях дошкольного учреждения………………………44
Контрольный эксперимент.
3.3. Результаты экспериментальной работы……………………………46
Выводы……………………………………………………………………48
Заключение……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Дипломная Валя.doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                  «Центр развития ребёнка –  детский сад №300»

                  Авиастроительного района города  Казани.

 

 

 

 

                                

 

 

 

 

 

Закаливающие  мероприятия в сочетании с

физическими упражнениями в системе оздоровления

дошкольников

 

                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Выполнила:   Смирнова Валентина  Анатольевна 

 

 

                                                  Содержание.

         Введение……………………………………………………………………3

         Глава 1. Система закаливающих  мероприятий в сочетании

         с физическими упражнениями

         1.1. Эколого-природные факторы…………………………………………6

         1.2. Психогигиенические факторы………………………………………...7

         1.3. Физические упражнения в оздоровлении дошкольников.…………..9

         1.4. Принципы закаливания……………………………………………….11

         Глава 2. Использование закаливающих  процедур

         в условиях дошкольного учреждения

         2.1. Закаливание воздухом………………………………………………...17

         2.2. Водные процедуры……………………………………………………23

         2.3. Солнечные ванны……………………………………………………..27

         2.4. Нетрадиционные виды закаливания…………………………………30

         2.4. Особенности организации закаливающих процедур……………….39

          Глава 3. Экспериментальное изучение особенностей оздоровление

          дошкольников путём использования закаливающих процедур

                          Констатирующий эксперимент.

  • Диагностическое состояние здоровья детей старшего
  • дошкольного возраста……………………………………………………42

                    Формирующий эксперимент.

  • Формирование навыков здорового образа жизни закаливания
  • организма в  условиях дошкольного учреждения………………………44

                    Контрольный эксперимент.

    3.3. Результаты  экспериментальной работы……………………………46

    Выводы……………………………………………………………………48

    Заключение……………………………………………………………….49

    Список литературы………………………………………………………52     .

                                                   3

                                                      Введение.

            Закаливание – ведущий метод повышения неспецифической сопротивляемости детского организма к целому ряду неблагоприятных факторов.

            Также как и утренней гимнастикой,  регулярно следует заниматься  закаливанием. В результате этого,  во-первых, повышается устойчивость организма ребёнка к различным воздействиям окружающей среды – жара, холод, ветер, солнечное излучение и т.д. Во-вторых, укрепляется нервная система, усиливается обмен веществ, улучшается деятельность сердца, лёгких и других органов и систем. В-третьих, закаливания оказывает тренирующее воздействие, в результате чего совершенствуется терморегулирующий аппарат организма детей.

              В дошкольных учреждениях в  целях закаливания детей используются  воздушные ванны, водные процедуры  (обтирание, обливание, душ, купание).

              Закаливающие мероприятия наиболее эффективны в сочетании с физическими упражнениями; активная мышечная работа содействует совершенствованию прочёса терморегуляции и тем самым приспособлению организма к окружающей внешней среде. В процессе закаливания происходит глубокая перестройка организма, и если ребёнок активен, она осуществляется естественно и просто. Закаливающие мероприятия в сочетании с интенсивными для ребёнка физическими упражнениями вызывает эмоциональный подъём, повышает функции высших нервных центров, благотворно воздействует на вегетативную нервную систему, регулирующую работу внутренних органов и обмена веществ.

           Очень большое значение имеет  закаливание в борьбе с заболеваниями  верхних дыхательных путей. Склонность к хроническому насморку, часто повторяющемуся бронхиту, гриппу, ангине имеется многих детей дошкольного возраста. Таких детей матери, а за ними и воспитатели, оберегают от простуды,   

                                                          4   

    закутывают при малейшем кашле, не выпускают на прогулку, лишают сна на открытом воздухе. Такое укутывание в силу перегревания организма, предрасполагает к заболеванию ангиной или гриппом.

             Несомненно, весомо значение закаливания  в профилактике детских инфекций. Если систематическое закаливание нельзя считать средством, предостережением ребёнка от заразных болезней, то, во всяком случае, оно помогает легче справится с болезнью, поднимая общий тонус организма.

             Целью - работы является изучение особенностей оздоровления дошкольников путём использования закаливающих процедур в условиях дошкольного учреждения.

               Изучаемая проблема – влияние закаливающих процедур на повышение уровня здоровья детей.

               Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста, детского сада №300 Авиастроительного района города Казани.

               Предметом исследования являются закаливающие мероприятия в системе оздоровительной работы дошкольного учреждения.

                В ходе исследования выдвинуты следующие гипотезы: «Система закаливающих мероприятий способствует повышению уровня здоровья детей».

                Для достижения цели работы  были поставлены следующие задачи:

    1. Изучить методическую  литературу по данной теме.

    2. Проанализировать условия  дошкольного учреждения по предмету исследования.

    3. Разработать систему  закаливающих мероприятий для  детей старшего дошкольного возраста.

              Методы исследования:

    1. Метод наблюдения.
    2. Метод опроса.
    3. Метод анализа опыта работы.

     

                                                                  5

    Практическая  значимость работы заключается возможности  использовать

     дошкольным  учреждением и родителями системы  закаливающих мероприятий по оздоровлению дошкольников.

       

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

                                                                 6

                 Глава 1. Система закаливающих мероприятий в сочетании с физическими упражнениями.

        1. Эколого-природные факторы.

    Природа – среда  обитания человека, источник его здоровья, физического и двигательного  развития. Солнце, воздух, земля, вода могут щедро одарить ребёнка здоровьем, если научить его с благодарностью принимать этот дар:

              - больше времени проводить в  естественной среде – на воздухе;

             - чаще соприкасаться с природой  – ступать босыми ногами на землю, подставлять под лучи жаркого солнца и свежего ветра своё тело, использовать любую возможность, чтобы побродить по воде;

             - знать и выполнять специальные  упражнения, развивающие зрение, слух, обоняние, осязание;

             - больше двигаться, используя все разнообразие способов движений в естественной природной среде.

            Однако нельзя забывать и об  экологии. К сожалению, есть на  нашей планете так называемые  «загрязнённые» места. Поэтому,  собираясь с детьми на прогулку, сначала убедитесь, что с точки зрения экологии всё в порядке.

            Особенно важно правильно использовать  природные факторы в качестве  закаливающих процедур. Прежде всего, их следует органически включить в режимные процессы. Например, облегчить одежду, обувь во время физкультурных мероприятий, использовать холодную воду при умывании и полоскании горла и рта после еды и т.д.

     

     

     

     

     

     

     

                                                             7

        1. Психогигиенические факторы.

                Психогигиенические факторы включают  общий режим труда и отдыха, питание, гигиену одежды, обуви, физкультурного оборудования и т.д. Любой из этих перечисленных факторов способствует осуществлению целей и задач физического воспитания лишь при условии полного физиологического и психологического комфорта ребёнка.

              Для реализации оптимальной двигательной  активности и эффектного закаливания  ребёнка важно обеспечить его  полноценным питанием. Питание должно  соответствовать характеру обмена  веществ в организме и особенностям  переработки пищи в желудочно-кишечном тракте, а подбор продуктов – естественной технологии ассимиляции (усвоение) пищи.

            Физиологически важным компонентами  пищи являются не только белки,  жиры, углеводы, витамины, минералы  и микроэлементы, но и балластные  вещества – растительные волокна и клетчатка. Питание должно обеспечить организм необходимым набором строительных материалов и веществ, выполняющих регуляторные функции.

              Питание должно быть:

              - адекватным, т.е. соответствующим  потребностям;

             - полноценным, т.е. содержать все необходимые для организма вещества в необходимых количествах;

             - сбалансированным, т.е. вещества, поступающие  в организм, должны находиться  в оптимальных соотношениях.

              Между приёмами пищи ребёнку  не следует давать сладости, лучше заменить их яблочным или морковным соками, богатыми витаминами, оказывающими слабое мочегонное действие. Суточная потребность в воде детей 3-4 лет около 1 литра, 5-6 лет – до 1,3 литра.

              Для реализации оздоровительных  режимов в дошкольных учреждениях необходимо создание специальных условий, которые разрабатываются в соответствии с особенностями   индивидуального биоритмологического

                                                                 8

    профиля детей, включающего такие компоненты, как физическая и умственная работоспособность, а также эмоциональная реактивность в динамики дня. В режиме дня предусматривается стереотипное повторение режимных моментов: время приёма пищи, дневной и ночной сон, достаточная по времени общая длительность пребывание ребёнка на открытом воздухе и в помещении.

              Закаливание детей в дошкольных  учреждениях, помимо специальных  закаливающих процедур, предусматривает  также строгое соблюдение рациональных  гигиенических условий и требований: чистый воздух, оптимальные соотношение температуры воздуха в помещениях и адекватная одежда, активный двигательный режим и др. Закаливающие мероприятия требуют специального обучения медицинского персонала, педагогов, родителей и ребёнка.

               Процедуры закаливания должны дополняться повседневным соблюдением «температурной гигиены», которая устраняет риск перегревания ребёнка и обеспечивает тонизирующее влияние изменений температуры окружающей среды. Одним из обязательных условий любого вида закаливания следует считать создание рациональной температуры воздушной среды в помещениях, где находятся дети.

               Следующим обязательным условием  эффективного закаливания является  наличие у детей одежды, которая  должна соответствовать погоде  на данное время дня. Практика показывает, что следует неукоснительно и постоянно бороться распространённым и стойким предрассудком о пользе значительно утепляющей одежды для профилактики переохлаждения. В такой одежде дети становятся малоподвижными, быстро потеют, снижаются теплообмен и теплоизоляционные свойства одежды, тем выше риск возникновения острого респираторного заболевания.

     

               

                                                                9                                                             

        1. Физические упражнения в оздоровлении дошкольников.

               Физические упражнения считаются  специфическим средством физического  воспитания. Двигательная активность  – биологическая потребность  организма, от степени, удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Физические упражнения обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего

    Информация о работе Закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями в системе оздоровления дошкольников