Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 19:28, курсовая работа
Также как и утренней гимнастикой, регулярно следует заниматься закаливанием. В результате этого, во-первых, повышается устойчивость организма ребёнка к различным воздействиям окружающей среды – жара, холод, ветер, солнечное излучение и т.д. Во-вторых, укрепляется нервная система, усиливается обмен веществ, улучшается деятельность сердца, лёгких и других органов и систем. В-третьих, закаливания оказывает тренирующее воздействие, в результате чего совершенствуется терморегулирующий аппарат организма детей.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Система закаливающих мероприятий в сочетании
с физическими упражнениями
1.1. Эколого-природные факторы…………………………………………6
1.2. Психогигиенические факторы………………………………………...7
1.3. Физические упражнения в оздоровлении дошкольников.…………..9
1.4. Принципы закаливания……………………………………………….11
Глава 2. Использование закаливающих процедур
в условиях дошкольного учреждения
2.1. Закаливание воздухом………………………………………………...17
2.2. Водные процедуры……………………………………………………23
2.3. Солнечные ванны……………………………………………………..27
2.4. Нетрадиционные виды закаливания…………………………………30
2.4. Особенности организации закаливающих процедур……………….39
Глава 3. Экспериментальное изучение особенностей оздоровление
дошкольников путём использования закаливающих процедур
Констатирующий эксперимент.
Диагностическое состояние здоровья детей старшего
дошкольного возраста……………………………………………………42
Формирующий эксперимент.
Формирование навыков здорового образа жизни закаливания
организма в условиях дошкольного учреждения………………………44
Контрольный эксперимент.
3.3. Результаты экспериментальной работы……………………………46
Выводы……………………………………………………………………48
Заключение……………………………………………………………….
17
Глава 2 Использование закаливающих процедур в условиях дошкольного учреждения.
2.1. Закаливание воздухом.
Первое, с чего мы начинаем закаливание, - температура помещения, в котором находятся дети (от 1 года до 3 лет температура в помещении должна быть – 20 – 18 градусов, от 3 до 7 лет – 18 – 16 градусов). Цифры примерные. Второе, на что мы обращаем внимание, начиная и проводя закаливание - прогулка. Главное правило на прогулке: правильно одеть ребенка – значит дать ему возможность свободно двигаться, при этом руки, ноги и нос его должны быть тёплыми. В детский сад лучше всего ребёнка сразу приводить одетым так, чтобы он мог свободно ходить, бегать и выполнять физические упражнения. Рекомендуется при температуре выше 22 градуса одевать ребёнка только в трусы и в майку, а при снижении температуры постепенно увеличивать количество слоёв одежды (майка + рубашка, майка + рубашка + свитер, майка + рубашка + свитер + куртка и т.п.).
Важно, что даже при
В помещении на всё время
бодрствования детей можно
При резком похолодании,
18
При температуре воздуха от +6 до -2 градуса дети должны быть одеты в четырёхслойную одежду: бельё, платье, трикотажную кофту, колготки, рейтузы, куртку или демисезонное пальто (при зимнем пальто не следует надевать кофты), сапоги.
При снижении температуры от -3 до -8 градусов демисезонное пальто заменяется зимним, на ноги надевают утеплённые сапоги; при температуре от -9 до -14 градусов дополнительно надевают вторые рейтузы, утеплённые сапоги с носками. В летнее время дети постепенно переходят на двухслойную, а затем на однослойную одежду.
Зимой резкое действие
В весенне–летний период одежда детей во время подвижных игр и спортивных развлечений должна быть лёгкой (костюм или трусы с майкой). Летом все режимные процессы, кроме ночного сна, проводятся на воздухе.
Воздух – это среда, постоянно окружающая человека. Воздушные ванны обеспечивают непосредственное воздействие воздуха на обнажённую поверхность кожи во время двигательной деятельности детей. Наиболее целесообразным и естественным видом такой воздушной ванны является утренняя гимнастика, проводимая на воздухе и в помещении по назначению врача, преимущественно в старшей и подготовительной к школе группах.
Физкультурные занятия и утренняя гимнастика, в которые входят воздушные ванны, имеют свои особенности. При проведении их в помещении температура воздуха постоянно снижается через каждые 2-3 дня
с таим же постепенным облегчением одежды. Это осуществляется по указанию врача, с учётом состояние здоровья детей и при индивидуальном подходе к каждому из них.
Специальные воздушные ванны
могут проводиться двумя
Для детей, отнесённых к
сводится к тому, что вначале обтирают дистальные отделы конечностей, затем – проксимальные. Далее переходят к обтиранию туловища. Обтирание сухой рукавицей следует проводить до появления на кожи лёгкой красноты. Надо помнить, что кожа в раннем возрасте ещё нежна и весьма чувствительна ко всякого рода механическим воздействиям.
Великолепная закаливающая процедура – сон на воздухе.
Для организации сна на
Главное – повязать голову ребёнка платочком (или надеть тонкую шапочку) и подоткнуть одеяло так, чтобы он не раскрывался. Если голова открыта, то ребёнок будет забираться под одеяло и выделяющийся при дыхании углекислый газ, будет мешать здоровому сну ребёнка.
Метод воздушного закаливания в пульсирующем режиме доступен для использования в дошкольных учреждениях при минимальных организационно – технических затратах и позволяет без дополнительный
нагрузки на персонал охватить одновременно детей всей группы и осуществлять за ними контроль. Это закаливание проводится воспитателем или методистом после дневного сна в групповом помещении, где в одной из комнат (спальня, игровая или раздевалка) температура воздуха поддерживается в пределах 21-24 0С, а в другой – на 3-5 0С ниже и за 6-8 недель снижается до +12, +16 0С.
Дети просыпаются под звуки музыки, что создаёт радостный эмоциональный фон, и, лёжа в постели поверх одеяла, выполняют в течении 2-3 минут 3-4 физических упражнения, охватывающих все группы мышц тела, например: «подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками и последующим выпрямлением», перекрёстное и параллельное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно относительно туловища», «покачивание ног, согнутых в коленях, в правую и левую стороны с противоположным движением рук», а так же различные упражнения в положении «лёжа на боку, на животе, сидя».
Затем по команде воспитателя дети встают с постели, быстро снимают спальную одежду и, оставаясь лишь в трусах или майках и трусах, выполняют в течение 1-1,5 минут циклические движения умеренной интенсивности (бег, ходьба, танцевальные элементы) попеременно в «холодном» и «тёплом» помещениях, то есть принимать общую воздушно-контрастную ванну.
Температура воздуха в «тёплом» помещении поддерживается с помощью подогревателя (включением калориферов), в «холодном» - понижается за счёт интенсивного проветривания, летом вплоть до сквозняков.
Во время пребывания в тёплом помещении имеется несколько видов занятия, которые могут чередоваться. Они имеют важное значение в поддерживании интересов детей к закаливающей процедуре, создавая у них положительный эмоциональный настрой. На этом этапе предлагается
следующие занятия: разработанные подвижные игры со словесным сопровождением или проговариванием вместе с детьми для дополнительной тренировки голосового аппарата; подвижные игры с включением заданий на развитие воображения и творческих элементов; разучивание и выполнение новых нестандартных физических упражнений и танцевальных элементов; разучивание направленных на развития, прежде всего координационных возможностей; более спокойный темп выполнение тех же физических упражнений, что и в «холодной комнате»; различные виды ходьбы, маршировка, разнообразные построения, перестроение для развития ориентировке в пространстве.
Возможно специально
Количество перебежек из одной комнаты в другую за время занятий (12-15 минут) с пребыванием в каждой из них по 1-1,5 минуте составляет не менее шести. Заканчивается процедура быстрыми перебежками из «холодной комнаты» в «тёплую» в ходе игры типа: «самолётики», «перелётные птицы», «спутники планеты». Ритмичная мажорная музыка, сопровождающая воздушные ванны, положительно влияет на эмоциональное состояние детей.
Для оздоровления детей раннего возраста в сочетании с воздушными ваннами после дневного сна используются «игровые дорожки», повышающие двигательную активность. «Игровая дорожка» обозначается в группе (спальне, игровой, раздевалке) импровизированными спортивными
предметами и инвентарём (лоток с галькой и водой, махровый коврик, ребристая доска, банкетка, лесенка стремянка и коврики резиновые, шерстяные, тёплые, холодные, сухие, влажные). Этот инвентарь располагается так, чтобы дети всей группы могли заниматься одновременно, переходя от одного снаряда к другому, включая в работу все группы мышц.
Детям, плохо переносящим
Анализ заболеваемости 563 дошкольников
показал, что при
Таким образом, воздушные
2.2 Водные процедуры.
Вода по сравнению с воздухом
является более сильным
поскольку можно легко дозировать и равномерно распределять температурное воздействие на ребёнка.
Закаливание
водой с учётом индивидуальных
возрастных особенностей
умывание, растирание до пояса, мытьё рук, обливание их водой, игры с водой, влажное обтирание всего тела, обливание водой под душем.
В процессе водных процедур целесообразно и желательно активное поведение ребёнка. В первой младшей группе активность исходит в основном от взрослого, стимулирующего ребёнка к движению. С трёх лет ребёнок приучается действовать самостоятельно.
Проведению водных процедур предшествует закаливание воздухом – воздушные ванны и обтирание ребёнка сухой рукавицей, сухим полотенцем. Вначале обтирают дистальные отделы конечностей, затем проксимальные. Далее переходят к обтиранию туловища. Обтирание сухой рукавицей следует проводить до появления на коже лёгкой красноты.
При влажном обтирании, состоящем из лёгких массирующих движений в направлении от периферии к центру, дети приучаются действовать сами при помощи отжатой варежки. Стоя в кругу или полукруге, они одновременно обтирают грудь, плечи и руки, а после этого, повернувшись в обратную сторону, передают свою варежку сзади стоящим детям, и каждый из них обтирает спину своему товарищу. Таким образом, в процессе обтирания ребёнок находится в движении, не мёрзнет и получает под руководством воспитателя необходимый жизненный навык. Важно помнить, что каждую часть тела после обтирания необходимо вытереть насухо до лёгкого покраснения – точно так же, как и при сухом обтирании.