Закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями в системе оздоровления дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Также как и утренней гимнастикой, регулярно следует заниматься закаливанием. В результате этого, во-первых, повышается устойчивость организма ребёнка к различным воздействиям окружающей среды – жара, холод, ветер, солнечное излучение и т.д. Во-вторых, укрепляется нервная система, усиливается обмен веществ, улучшается деятельность сердца, лёгких и других органов и систем. В-третьих, закаливания оказывает тренирующее воздействие, в результате чего совершенствуется терморегулирующий аппарат организма детей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Система закаливающих мероприятий в сочетании
с физическими упражнениями
1.1. Эколого-природные факторы…………………………………………6
1.2. Психогигиенические факторы………………………………………...7
1.3. Физические упражнения в оздоровлении дошкольников.…………..9
1.4. Принципы закаливания……………………………………………….11
Глава 2. Использование закаливающих процедур
в условиях дошкольного учреждения
2.1. Закаливание воздухом………………………………………………...17
2.2. Водные процедуры……………………………………………………23
2.3. Солнечные ванны……………………………………………………..27
2.4. Нетрадиционные виды закаливания…………………………………30
2.4. Особенности организации закаливающих процедур……………….39
Глава 3. Экспериментальное изучение особенностей оздоровление
дошкольников путём использования закаливающих процедур
Констатирующий эксперимент.
Диагностическое состояние здоровья детей старшего
дошкольного возраста……………………………………………………42
Формирующий эксперимент.
Формирование навыков здорового образа жизни закаливания
организма в условиях дошкольного учреждения………………………44
Контрольный эксперимент.
3.3. Результаты экспериментальной работы……………………………46
Выводы……………………………………………………………………48
Заключение……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Дипломная Валя.doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)

      

                          

 

 

 

 

 

 

                                                          17                                            

            Глава 2 Использование закаливающих процедур в условиях дошкольного учреждения.

         2.1. Закаливание воздухом.

          Первое, с чего мы начинаем  закаливание, - температура помещения, в котором находятся дети (от 1 года до 3 лет температура в помещении должна быть – 20 – 18 градусов, от 3 до 7 лет – 18 – 16 градусов). Цифры примерные. Второе, на что мы обращаем внимание, начиная и проводя закаливание - прогулка. Главное правило на прогулке: правильно одеть ребенка – значит дать ему возможность свободно двигаться, при этом руки, ноги и нос его должны быть тёплыми. В детский сад лучше всего ребёнка сразу приводить одетым так, чтобы он мог свободно ходить, бегать и выполнять физические упражнения. Рекомендуется при температуре выше 22 градуса одевать ребёнка только в трусы и в майку, а при снижении температуры постепенно увеличивать количество слоёв одежды (майка + рубашка, майка + рубашка + свитер, майка + рубашка + свитер + куртка и т.п.).

        Важно, что даже при температуре  -15 градусов количество слоёв  одежды не должно превышать  четырёх, можно лишь менять  их качество, то – есть рубашка  может быть фланелевой, колготки – шерстяными и т.п. Важно, что бы ребёнка не кутали, чтобы он мог двигаться.

        В помещении на всё время  бодрствования детей можно оставлять  в облегчённой одежде (гольфы, одежда  с короткими рукавами) не только  летом, но и зимой (только  закалённых детей). Данная рекомендация  должна восприниматься крайне индивидуально. Дети даже с лёгкими перинатальными расстройствами склонны к спазму периферических сосудов и больше подвержены охлаждению.

         При резком похолодании, особенно  зимой, одежду нужно изменить; если появляются признаки охлаждения, то детям надевают колготки, рубашки, платья с длинными рукавами, чтобы им было тепло.

 

                                                            18

        При температуре воздуха от +6 до -2 градуса дети должны быть  одеты в четырёхслойную одежду: бельё, платье, трикотажную кофту, колготки, рейтузы, куртку или демисезонное пальто (при зимнем пальто не следует надевать кофты), сапоги. 

          При снижении температуры от -3 до -8 градусов демисезонное пальто  заменяется зимним, на ноги надевают  утеплённые сапоги; при температуре от -9 до -14 градусов дополнительно надевают вторые рейтузы, утеплённые сапоги с носками. В летнее время дети постепенно переходят на двухслойную, а затем на однослойную одежду.

         Зимой резкое действие холодного  воздуха воспринимается, прежде всего, кожей лица и слизистыми покровами верхних дыхательных путей, поэтому особенно важно предупреждать охлаждение детей, следить за тем, чтобы они могли свободно дышать через нос, чтобы ноги и руки у них были сухими. Важно так организовать деятельность детей, чтобы они не перегревались. Игры и спортивные развлечения не должны требовать чрезмерной подвижности. Прогулки и дневной сон в холодное время года обеспечивают общее пребывание детей на открытом воздухе в течение 4-5 часов.

         В весенне–летний период одежда детей во время подвижных игр и спортивных развлечений должна быть лёгкой (костюм или трусы с майкой). Летом все режимные процессы, кроме ночного сна, проводятся на воздухе.

         Воздух – это среда, постоянно  окружающая человека. Воздушные ванны обеспечивают непосредственное воздействие воздуха на обнажённую поверхность кожи во время двигательной деятельности детей. Наиболее целесообразным и естественным видом такой воздушной ванны является утренняя гимнастика, проводимая на воздухе и в помещении по назначению врача, преимущественно в старшей и подготовительной к школе группах.

         

 

                                                             19

       Физкультурные занятия и утренняя гимнастика, в которые входят воздушные ванны, имеют свои особенности. При проведении их в помещении температура воздуха постоянно снижается через каждые 2-3 дня                 

с таим же постепенным облегчением одежды. Это осуществляется по указанию врача, с учётом состояние здоровья детей и при индивидуальном подходе к каждому из них.                   

         Специальные воздушные ванны  могут проводиться двумя способами:  либо увеличивается продолжительность  ванны по времени, либо постепенно  снижается температура воздуха  в помещении.

         Для детей, отнесённых к третьей группе закаливания, рекомендуются кратковременные воздушные ванны при смене белья или во время гимнастики и массажа, обтирание сухой рукавицей, сухим полотенцем. Обтирание сухой рукавицей снимает психологическое напряжение, создаёт положительный эмоциональный настрой ребёнка. Основной методический принцип обтирания                                                        

сводится к  тому, что вначале обтирают дистальные отделы конечностей, затем – проксимальные. Далее переходят к обтиранию туловища. Обтирание сухой рукавицей следует проводить до появления на кожи лёгкой красноты. Надо помнить, что кожа в раннем возрасте ещё нежна и весьма чувствительна ко всякого рода механическим воздействиям.

         Великолепная закаливающая процедура – сон на воздухе.

         Для организации сна на воздухе  вовсе не обязательно, чтобы ребёнок спал при температуре 20-30 градусов. Она может быть не выше +5 градусов. Если нет возможности вынести ребёнка на улицу или на балкон, можно уложить его в комнате и открыть окно или фрамугу.

         Главное – повязать голову ребёнка платочком (или надеть тонкую шапочку) и подоткнуть одеяло так, чтобы он не раскрывался. Если голова открыта, то ребёнок будет забираться под одеяло и выделяющийся при дыхании углекислый газ, будет мешать здоровому сну ребёнка.

                                                                 20

         Метод воздушного закаливания в пульсирующем режиме доступен для использования в дошкольных учреждениях при минимальных организационно – технических затратах и позволяет без дополнительный

нагрузки на персонал охватить одновременно детей всей группы и  осуществлять за ними контроль. Это  закаливание проводится воспитателем или методистом после дневного сна в групповом помещении, где в одной из комнат (спальня, игровая или раздевалка) температура воздуха поддерживается в пределах 21-24 0С, а в другой – на 3-5 0С ниже и за 6-8 недель снижается до +12, +16 0С.

         Дети просыпаются под звуки  музыки, что создаёт радостный эмоциональный фон, и, лёжа в постели поверх одеяла, выполняют в течении 2-3 минут 3-4 физических упражнения, охватывающих все группы мышц тела, например: «подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками и последующим выпрямлением», перекрёстное и параллельное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно относительно туловища», «покачивание ног, согнутых в коленях, в правую и левую стороны с противоположным движением рук», а так же различные упражнения в положении «лёжа на боку, на животе, сидя».

         Затем по команде воспитателя  дети встают с постели, быстро  снимают спальную одежду и,  оставаясь лишь в трусах или  майках и трусах, выполняют в течение 1-1,5 минут циклические движения умеренной интенсивности (бег, ходьба, танцевальные элементы) попеременно в «холодном» и «тёплом» помещениях, то есть принимать общую воздушно-контрастную ванну.

        Температура воздуха в «тёплом» помещении поддерживается с помощью подогревателя (включением калориферов), в «холодном» - понижается за счёт интенсивного проветривания, летом вплоть до сквозняков.

       

                                                             21

      Во время пребывания в тёплом помещении имеется несколько видов занятия, которые могут чередоваться. Они имеют важное значение в поддерживании интересов детей к закаливающей процедуре, создавая у них положительный    эмоциональный   настрой.   На   этом   этапе   предлагается

следующие занятия: разработанные подвижные игры со словесным сопровождением или проговариванием  вместе с детьми для дополнительной тренировки голосового аппарата; подвижные  игры с включением заданий на развитие воображения и творческих элементов; разучивание и выполнение новых нестандартных физических упражнений и танцевальных элементов; разучивание направленных на развития, прежде всего координационных возможностей; более спокойный темп выполнение тех же физических упражнений, что и в «холодной комнате»; различные виды ходьбы, маршировка, разнообразные построения, перестроение для развития ориентировке в пространстве.

         Возможно специально оборудованной  комнаты со спортивными снарядами  и инвентарём, применяемым для  развития и укрепления свода  стопы. Эти предметы располагаются так, чтобы вся группа детей могла заниматься одновременно, переходя от одного снаряда к другому. Характер пребывания в «тёплом» помещении отличается от пребывания в «холодном» более спокойным темпом, так чтобы дети не перегревались во время выполнение физических упражнений. Использование подвижных игр даст детям возможность активно участвовать в проведении процедуры, развивает их сообразительность находчивость.

        Количество  перебежек из одной комнаты  в другую за время занятий (12-15 минут) с пребыванием в каждой из них по 1-1,5 минуте составляет не менее шести. Заканчивается процедура быстрыми перебежками из «холодной комнаты» в «тёплую» в ходе игры типа: «самолётики», «перелётные птицы», «спутники планеты». Ритмичная мажорная музыка, сопровождающая воздушные ванны, положительно влияет на эмоциональное состояние детей.

                                                         22

       Для оздоровления детей раннего возраста в сочетании с воздушными ваннами после дневного сна используются «игровые дорожки», повышающие двигательную активность. «Игровая дорожка» обозначается в группе (спальне, игровой, раздевалке) импровизированными спортивными

предметами  и инвентарём (лоток с галькой  и водой, махровый коврик, ребристая  доска, банкетка, лесенка стремянка  и коврики резиновые, шерстяные, тёплые, холодные, сухие, влажные). Этот инвентарь располагается так, чтобы дети всей группы могли заниматься одновременно, переходя от одного снаряда к другому, включая в работу все группы мышц.

         Детям, плохо переносящим снижение  температуры среды, плохо адаптирующимся  к закаливающим мероприятиям, необходимо постепенно обнажать тела. При этом вначале обнажают руки, затем ноги, далее обнажают тело до пояса, и лишь затем ребёнка можно оставить в трусах.

         Анализ заболеваемости  563 дошкольников  показал, что при систематическом применении воздушных ванн в сочетании с двигательной активностью в циклическом ритме снижения числа случаев ОРЗ достоверно и в разных оздоровительных комплексах колеблется от 32 до 54%.

        Таким образом, воздушные ванны  в сочетании с динамическими  упражнениями преимущественно циклического характера положительно влияют на состояние здоровья дошкольников и способствуют снижению числа случаев острых респираторных заболеваний более чем в два раза. Этот вид оздоровления детей может быть использован в учреждениях любого типа.

 

 

 

 

 

 

                                                      23    

         2.2 Водные процедуры.

         Вода по сравнению с воздухом  является более сильным средством  закаливания, так как обладает  большой теплопроводностью и теплоёмкостью, в связи, с чем она удобна для закаливающих процедур,

поскольку   можно легко дозировать и равномерно распределять температурное воздействие на ребёнка.

        Закаливание  водой с учётом индивидуальных  возрастных особенностей ребёнка.  В качестве закаливающих процедур   могут  быть   использованы

умывание, растирание до пояса, мытьё рук, обливание их водой, игры с водой, влажное обтирание всего  тела, обливание водой под душем.  

        В процессе водных процедур целесообразно и желательно активное поведение ребёнка. В первой младшей группе активность исходит в основном от взрослого, стимулирующего ребёнка к движению. С трёх лет ребёнок приучается действовать самостоятельно.

          Проведению водных процедур предшествует закаливание воздухом – воздушные ванны и обтирание ребёнка сухой рукавицей, сухим полотенцем. Вначале обтирают дистальные отделы конечностей, затем проксимальные. Далее переходят к обтиранию туловища. Обтирание сухой рукавицей следует проводить до появления на коже лёгкой красноты.

         При влажном обтирании, состоящем из лёгких массирующих движений в направлении от периферии к центру, дети приучаются действовать сами при помощи отжатой варежки. Стоя в кругу или полукруге, они одновременно обтирают грудь, плечи и руки, а после этого, повернувшись в обратную сторону, передают свою варежку сзади стоящим детям, и каждый из них обтирает спину своему товарищу. Таким образом, в процессе обтирания ребёнок находится в движении, не мёрзнет и получает под руководством воспитателя необходимый жизненный навык. Важно помнить, что каждую часть тела после обтирания необходимо вытереть насухо до лёгкого покраснения – точно так же, как и при сухом обтирании.  

Информация о работе Закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями в системе оздоровления дошкольников