Закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями в системе оздоровления дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Также как и утренней гимнастикой, регулярно следует заниматься закаливанием. В результате этого, во-первых, повышается устойчивость организма ребёнка к различным воздействиям окружающей среды – жара, холод, ветер, солнечное излучение и т.д. Во-вторых, укрепляется нервная система, усиливается обмен веществ, улучшается деятельность сердца, лёгких и других органов и систем. В-третьих, закаливания оказывает тренирующее воздействие, в результате чего совершенствуется терморегулирующий аппарат организма детей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Система закаливающих мероприятий в сочетании
с физическими упражнениями
1.1. Эколого-природные факторы…………………………………………6
1.2. Психогигиенические факторы………………………………………...7
1.3. Физические упражнения в оздоровлении дошкольников.…………..9
1.4. Принципы закаливания……………………………………………….11
Глава 2. Использование закаливающих процедур
в условиях дошкольного учреждения
2.1. Закаливание воздухом………………………………………………...17
2.2. Водные процедуры……………………………………………………23
2.3. Солнечные ванны……………………………………………………..27
2.4. Нетрадиционные виды закаливания…………………………………30
2.4. Особенности организации закаливающих процедур……………….39
Глава 3. Экспериментальное изучение особенностей оздоровление
дошкольников путём использования закаливающих процедур
Констатирующий эксперимент.
Диагностическое состояние здоровья детей старшего
дошкольного возраста……………………………………………………42
Формирующий эксперимент.
Формирование навыков здорового образа жизни закаливания
организма в условиях дошкольного учреждения………………………44
Контрольный эксперимент.
3.3. Результаты экспериментальной работы……………………………46
Выводы……………………………………………………………………48
Заключение……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Дипломная Валя.doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)

возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей. Воспитатель сам разрабатывает двигательный режим для детей своей группы. Руководствуясь следующими научными рекомендациями:

         - общая продолжительность двигательной  активности составляет не менее  50-60% периода бодрствования ребёнка;

         - содержанием двигательного режима  является двигательная деятельность. Разнообразная по составу движений, физических упражнений, видам и формам деятельности. При этом целесообразными движениями должны быть насыщены и игры детей, бытовая и трудовая деятельность;

        - определённую  часть двигательного режима составляют  физические упражнения, специально  подобранные для формирования  систем и функций организма,  коррекционной работы, которые включаются  в организованные и индивидуальные  формы работы;

         - периоды двигательной активности  чередуются со спокойными, сидячими  видами деятельности;

         - каждый ребёнок по своему  желанию должен иметь возможность  двигаться самостоятельно в любое  время дня.

                           Примерная система закаливающих мероприятий.

  1. Приём детей на воздухе.
  2. Воздушно-температурный режим: температура воздуха в групповой комнате, спальне, одностороннее проветривание. 

                                                 10                                                            

  1. Сквозное проветривание в отсутствии детей. За 15 минут до прихода детей фрамуги закрываются.
  2. Одежда, в которой дети находятся в помещении, должна быть облегчённой (носки, гольфы, платье, рубашка с короткими рукавами).
  3. Физкультурное занятие. Одно проводится в зале. Форма у детей облегчённая (майка, трусики). Дети занимаются босиком. Используются дыхательные упражнения и релаксация. Два занятия 

      проводится на воздухе. Используется  замедленный оздоровительный                           бег и дыхательные упражнения. Форма одежды у детей облегчённая.

  1. Оздоровительная гимнастика после сна. На детях облегчённая форма (майка и трусики, босиком). Используются специальная дыхательная гимнастика, точечный массаж, корректирующие упражнения. В конце гимнастики – релаксация.
  2. Прогулки ежедневно при температуре воздуха до -20 градусов с проведением подвижных игр, упражнений, в том числе и спортивных.
  3. Гигиенические процедуры (водные процедуры), умывание. После сна умывание водой комнатной температуры.
  4. Рациональное питание.
  5. Полоскание полости рта комнатной температуры.
  6. Массаж, самомассаж в оздоровительной гимнастике.
  7. Сон при температуре 18-20 0С.
  8. После дневного сна подтягивание с напряжением и расслаблением конечностей: дыхательная гимнастика, лёжа в постели с откинутым одеялом.
  9. Лечебно-оздоровительные мероприятия по назначению врача.
  10. Использования поливитаминов.
  11. Физиотерапевтические процедуры.
  12. Смазывание зева у часто болеющих детей.
  13. Фитобар постоянно.

                                            11               

       1.4. Принцип закаливания.

При закаливании  необходимо руководствоваться определёнными  принципами, к числу которых относятся: постепенность, систематичность, учёт индивидуальных особенностей ребёнка. При несоблюдении этих принципов закаливание будет носить случайный характер.

Систематическое закаливания способствует формированию у детского организма умение безболезненно  переносить изменение окружающей среды. Закаливание приводит к усилению обмена веществ, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, оказывает благоприятное влияние на общепсихологическое состояние и поведение ребёнка.

Нельзя проводить  закаливающие процедуры, которые не нравятся малышу. Они должны доставить  ему радость.

К закаливанию  детей, часто болеющих, ослабленных надо подходить очень осторожно, внимательно наблюдать за характером их ответных реакций, постоянно консультироваться с педиатром. Но ни в коем случае нельзя вообще лишать ослабленного ребёнка закаливания, так как именно оно необходимо ему для здоровья. Выбирая закаливающие процедуры для дошкольников, воспитывающихся в детском саду, необходимо учитывать и домашние условия, в которых он живёт, температуру воздуха, режим проветривания комнаты и т.д.

Не каждому  поступающему в дошкольное учреждение можно назначать весь комплекс закаливания. Если дома температура воздуха в комнате чрезмерно высокая (24-25 0С), помещение редко проветривается, а ребёнка слишком тепло одевают, то в первые дни пребывание в дошкольном учреждении правильный режим проветривания уже сам по себе будет оказывать закаливающее воздействия.

         

 

                                                            12 

         Любое закаливание может дать положительный результат лишь в том случае, если сила воздействия применяющего фактора (воздуха, воды, солнечной радиации) будет увеличиваться, как уже говорилось постепенно.

          В начале закаливания каждая  процедура сопровождается ответными  реакциями со стороны сердечно-сосудистой  и дыхательной системы (увеличивается частота пульса и глубина дыхания). По мере повторения одних и тех же воздействий, например, обливание водой одинаковой

температуры, эта  реакция ослабевает и через несколько  дней совсем угасает. При повышении  силы раздражения, например при обливании, более холодной водой, та же реакция возникает вновь. Чтобы избежать переохлаждения, не рекомендуется очень резко снижать температуру воды или воздуха, но в то же время следует учитывать, что слишком малое её снижение не сопровождается выработкой закаливания. В каждом случае нужно выбирать среднее между чрезмерно сильным и слабым воздействием.

           Рефлекторная сущность закаливания  объясняет необходимость систематического  и постоянного повторения соответствующих  воздействий. Систематическое повторение  закаливающих процедур должно проводиться в одних и тех же условиях окружающей обстановки. Сохранение однотипности условий и времени необходимо, потому что уже через несколько ежедневных повторений у ребёнка вырабатывается условный рефлекс на обстановку. Прекращение закаливающих воздействий на несколько дней значительно уменьшает выработку ранее живость реакции (сужение и расширение кровеносных сосудов, изменение вегетативных функций). Если же перерыв увеличивается до 2 недель и более, то закаливание надо начинать вновь с исходных температур, так как образованные прежде взаимосвязи между закаливанием и организмом за такой продолжительный период полностью угасает.

       Закаливающие процедуры нельзя  отменять в случае лёгких заболеваний  детей, не сопровождающихся значительным ухудшением общего состояния.

                                                        13

Тогда применяют слабодействующую процедуру, раздражители меньшей

силы: обливание заменяют обтиранием, вместо общей процедуры   проводят местную, используют воду на 2-3 градуса теплее той, которой обливали, когда малыш был здоров. После выздоровления ребёнка температуру воды вновь снижают до нужной.

           Важнейшими необходимыми организационными  особенностями проведения закаливающих мероприятий в дошкольных учреждениях

являются постоянный и строгий контроль и оценка состояний  всей группы. Особенно это касается детей младшего возраста, поскольку  нельзя рассчитывать на удовлетворительный самоконтроль. Для того, чтобы дети постоянно находились в поле зрения работников детского учреждения, чтобы на должном уровне проводилось закаливание, необходимо активно поддерживать внимание ребёнка в течении всего процесса закаливания. Для эффективной работы с детьми персонал детских учреждений должен иметь хороший уровень здоровья, хорошее самочувствие, обладать умением создавать и поддерживать благоприятный и психологический климат в группе. Родители, которые для большинства детей являются высшим и неприкасаемым авторитетом, должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни.

         Принцип систематичности. К сожалению, нельзя закаливать ребёнка «про запас». Только при постоянном подкреплении и тренировке в течение года можно достигнуть успеха от закаливания. Самая частая жалоба родителей следующая: «Летом бегает босиком, не одевается, мокнет под дождём… и никогда не кашляет. Зимой – не вылезает из болезни». Это потому, что нарушены принципы систематичности. А без этого любая сосудисто-двигательная реакция угасает, как угасают все условные рефлексы без подкрепления. Необходимо, чтобы закаливание прочно вошло в режим дня ребёнка. Для этого нужно использовать прогулки, игры и др. Нужно

 

                                                          14

приучать ребёнка не боятся холодной воды, ходить босиком, лепить снежки голыми руками. Если зимой это всё не возможно, воспользуйтесь местными закаливающими процедурами.

            Принцип постепенного увеличения силы раздражителя. Каждая закаливающая процедура вызывает определённую реакцию. Например, при воздействии холодной воды увеличивается глубина и частота дыхания. Если такой реакции нет, значит, температура снижена не достаточно (не надо забывать, что у детей раннего возраста эффект может наступить на второй-

третий день!). Если же, кроме учащения дыхания, появились  признаки переохлаждения (дрожь, «гусиная»  кожа, посинение губ), то, вероятнее  всего, температура воды снижена  слишком резко или преждевременно. Если сила воздействия не меняется, то постепенно возникает привыкание, т. е. силу нужно увеличивать. Чем сильнее воздействие, тем оно должно быть менее продолжительным. Увеличение силы раздражителя может происходить медленно. Необходимо ориентироваться на реакцию ребёнка.

            Принцип учёта индивидуальных и типологических особенностей ребёнка.   Дети с сильным и уравновешенным типом центральной нервной системы обычно хорошо переносят любые закаливающие процедуры (обливание ног или всего тела холодной водой, душ, воздушные ванны). Эффект от закаливания у них наступает быстрее.

       Детям - шустрикам полезны успокаивающие процедуры. Это дети, у которых преобладают процессы возбуждения. Они неусидчивы, любят подвижные игры, часто отвлекаются (даже во время еды, поэтому у них снижен аппетит), они возбуждены перед сном, засыпают плохо, спят неспокойно и мало, а пробуждаясь, сразу активны. Таким детям показаны тёплые ванны на ночь или обтирания.

         Дети-мямли предпочитают спокойные игры, много спят, пробуждаются медленно, не сразу включаются в деятельность. Им необходимы бодрящие процедуры - душ, обливание.

                                                          15

Индивидуальный  подход при закаливании – это учёт возраста ребёнка, характера, физического развития, состояние здоровья и условий жизни

         - не следует начинать специальные процедуры во время болезни и сразу

же после неё, так как организм ослаблен и не сможет выработать защитную

 реакцию;

            - детям, отстающим в развитии, закаливающие процедуры тоже проводят более осторожно (например, у недоношенных детей нет жировой ткани, которая защищает от потери тепла);

          - детям, которые росли в тепличных  условиях, силу раздражителя увеличивают  постепенно. Вообще эффект от  закаливания наступает через  несколько месяцев;

         - если ребёнок поступил в детский сад, не следует спешить срочно, закаливать его от всех болезней и неприятностей. В период адаптации организм находится в состоянии стресса, он более чувствителен ко всему, и реакция на новую закаливающую процедуру может быть антифизиологичной.

           Принцип положительной эмоциональной реакции ребёнка на процедуры.     Если во время сеанса ребёнок спокоен, то он и дальше будет положительно принимать эту процедуру. Если же он капризничает, сопротивляется, нужно найти причину этого и отменить процедуру или перенести на другое время.

           Все книжные рекомендации по поводу температур, методик и пр. только примерные, так как необходимо учитывать климатические условия (если ребёнок постоянно проживает на Севере, в Якутии или Красноярском крае, ему не придётся гулять на улице, так как «по инструкции» температура

прогулки не должна быть ниже -15 градусов). Естественно, постоянно и систематичность закаливание предусматривают необходимость приучения ребёнка к тем температурам, в которых ребёнку предстоит жить.

 

                                                            16 

           Принцип полиградационности. Необходимо соблюдать этот принцип – периодически менять температуру или продолжительность процедур и т. п.,

чтобы ребёнок  не привыкал к стереотипу закаливания. При проведении закаливающих процедур следует учитывать предшествующую деятельность ребёнка, так как интенсивные мышечные нагрузки или какие-то эмоциональные реакции могут затормозить термовосстановительный процесс после охлаждения даже у здорового ребёнка.

           Принцип – все закаливающие  процедуры нужно проводить на  разных уровнях терморегуляции (в  покое и при различной двигательной  активности).                       Эффективность закаливающих процедур возможно только при положительной эмоциональной реакции ребёнка. О каком тренирующим эффекте можно говорить, если ребёнок не доволен, плачет, испытывает дискомфорт. Он скорее заболеет от действия (даже кратковременного) холодного фактора, чем закалится. Вообще реакция ребёнка на закаливающую процедуру – хороший барометр, который помогает правильно ориентироваться при определении тактики закаливания (снижать или не снижать температуру, уделять время действия закаливающего фактора или нет и т. д.). Иногда отрицательное отношение ребёнка к любым водным процедурам является первым симптомом начало острого заболеваний или каких-то более серьёзных отклонений в состоянии здоровья. 

Информация о работе Закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями в системе оздоровления дошкольников