Закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями в системе оздоровления дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Также как и утренней гимнастикой, регулярно следует заниматься закаливанием. В результате этого, во-первых, повышается устойчивость организма ребёнка к различным воздействиям окружающей среды – жара, холод, ветер, солнечное излучение и т.д. Во-вторых, укрепляется нервная система, усиливается обмен веществ, улучшается деятельность сердца, лёгких и других органов и систем. В-третьих, закаливания оказывает тренирующее воздействие, в результате чего совершенствуется терморегулирующий аппарат организма детей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Система закаливающих мероприятий в сочетании
с физическими упражнениями
1.1. Эколого-природные факторы…………………………………………6
1.2. Психогигиенические факторы………………………………………...7
1.3. Физические упражнения в оздоровлении дошкольников.…………..9
1.4. Принципы закаливания……………………………………………….11
Глава 2. Использование закаливающих процедур
в условиях дошкольного учреждения
2.1. Закаливание воздухом………………………………………………...17
2.2. Водные процедуры……………………………………………………23
2.3. Солнечные ванны……………………………………………………..27
2.4. Нетрадиционные виды закаливания…………………………………30
2.4. Особенности организации закаливающих процедур……………….39
Глава 3. Экспериментальное изучение особенностей оздоровление
дошкольников путём использования закаливающих процедур
Констатирующий эксперимент.
Диагностическое состояние здоровья детей старшего
дошкольного возраста……………………………………………………42
Формирующий эксперимент.
Формирование навыков здорового образа жизни закаливания
организма в условиях дошкольного учреждения………………………44
Контрольный эксперимент.
3.3. Результаты экспериментальной работы……………………………46
Выводы……………………………………………………………………48
Заключение……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Дипломная Валя.doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)

          Методика контрастного душа схожа  с методикой закаливающих процедур в условиях бассейна. После непродолжительной утренней зарядки ребёнка встаёт под душ, обливается водой температурой в 36-38 0С в течение 30-40 секунд, затем температура воды снижается на 2-3 градуса, а продолжительность обливания сокращается до 20-30 секунд. Так процедура повторяется два раза. Через одну – полторы недели разница температур воды возрастает до 4-5 градусов и так постепенно в течение двух-трёх месяцев доводится до 19-20 градусов – для детей 5-6 лет.

         Полоскание горла прохладной  водой со снижением её температуры  является методом профилактики заболеваний носоглотки. Ослабленные туберкулёзом дети особо подвержены им, более того, эти заболевания могут выступать вторичными следствиями (проявлениями) перенесённой или

 

 

                                                            32

переносимой туберкулёзной  интоксикации. Поэтому таким детям  также может  быть рекомендован данный  вид закаливания (после консультации

врача и санации  носоглотки). Старшие дошкольники  умеют полоскать горло и начинают эти процедуры при температуре воды 36-37градусов. Далее она снижается каждые 2-3 дня на один градус и доводится до комнатной.            

        Процедура такого закаливания может включать в себя игровые составляющие, тогда она приобретает более осмысленный и произвольный характер. Для этой цели используют, например, полуфункциональная развивающая игра с элементами звуковой гимнастики «Волшебный напиток».

          Ходьба босиком. Учитывая высокую рефлекторную связь между холодными рецепторами стопы и слизистой верхних дыхательных путей, хождение босиком является действенным методом повышение устойчивости организма к воздействию низких температур. Одновременно данная процедура способствует укреплению связок и правильному формированию свода стоп.

         Начинать следует при температуре пола 18 градусов (при наличии высокой чувствительности к холоду). Особо чувствительным детям можно ходить в носках в течение 2-3 дней, затем босиком по 3-4 минуты в день, постепенно увеличивая продолжительность на 1-2 минуты до 15-20 минут. Хорошо закаленные дети могут ходить дома босиком постоянно.

          Ходьба босиком – это своеобразные  сеансы точечного массажа. Физиологи доказали, что подошвы ног – одна из самых мощных рефлексогенных зон организма человека. По мнению некоторых специалистов, подошвы ног являются своеобразным распределительным щитом с 72 тысячами нервных окончаний, щитом, через который можно «подключится» к любому органу. Вот почему ходьба босиком тонизирует организм и способствует поддержанию его в рабочем состоянии.

         

                                                               33

         Приучать ребёнка к ходьбе босиком нужно с самого раннего детства, практически с того момента, как он освоил ходьбу как таковую.

Как и все  виды физической нагрузки или тренировки, закаливание ходьбой босиком должно быть постепенным и систематическим. Особенно это касается детей раннего возраста. Начинать лучше всего с хождения в тёплой комнате по ковру или половику,  затем по  деревянному полу.  Для

занятия очень  хорошо использовать резиновые коврики с шиповым рифлением. Каждое утро с детьми можно начинать зарядку с ходьбы босиком на этом коврике. Отличное тонизирующее средство! Зарядки хватит на целый день. В дальнейшем, используя этот коврик, можно перейти к бегу на месте и  прыжкам. Повседневно массировать стопы можно с помощью скалки или круговой палки, т. е. чтобы ребёнок катал их подошвами по нескольку раз в день.

          Однако ходьба босиком в помещении  ни в коей мере не заменяет  радость ходьбы босиком по  земле и траве. Разные виды почвы вызывают различную реакцию нервных центров. Горячий песок и асфальт, острые камни и шлак, шишки или хвойные иглы действуют как сильные раздражители. Тёплый песок, мягкая трава, дорожная пыль, комнатный ковёр, напротив, действуют успокаивающе.

          Учитывая это обстоятельство, если  есть такая возможность, после  тёплого песка перейти на траву,  затем потерпеть покалывание  свежескошенной стерни и завершить  прогулку на земляной тропинке  в мягкой дорожной пыли. По  аналогии с перечисленным выше в домашних условиях занятия надо начинать с ходьбы по ковру или полу, затем продолжить их на коврике с шиповым рифлением и заканчивать на обычном ковре.

          При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всём организме, улучшается деятельность.

                                                            34

          Самомассаж от простуды. Каждый орган имеет своё представительство (зону) на коже, куда посылает информацию о своём состоянии и откуда

получает информацию о всех изменениях внешней среды. Таких представителей на коже тысячи. Некоторые из них являются основными, так как связанны с важнейшими регуляторами жизнедеятельности организма.

         При возникновении нарушений в области кожи и регуляторов могут ухудшаться защитные свойства связанного с ними участка слизистой верхних дыхательных путей. И, наоборот, при возникновении воспалительных процессов или дегенеративных изменений в слизистой появляются нарушения в области кожи и регуляторов.

            Насморк – одна из ступеней  развития разнообразных заболеваний.  Массаж активных жизненных точек  повышает защитные свойства оболочек  носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, такие как интерферон, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

           Самомассаж делать не сложно. Слегка следует надавить на точку и делать круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелке. Для профилактики респираторных заболеваний этот массаж следует делать 3 раза в день, а в случаи заболевания для лечения можно воспользоваться самомассажем активных точек каждые 40 минут.

         Детей следует также познакомить с этими волшебными точками.

         1-я зона расположена на груди.  Массаж этой зоны ведёт к  улучшению кровообращения и иннервации костного мозга, пищевода, трахеи, бронхов, лёгких.

          2-я зона связана с вилочковой  железой. Эту точку полезно массировать для профилактики ОРЗ. Она регулирует защитные свойства организма, повышает иммунитет к простудным заболеваниям.

     

                                                        35

        3-я зона – место разделения сонных артерий на наружную и внутреннюю ветви. Воздействие на эту зону позволяет регулировать обмен веществ и

поддерживать  постоянство внутренней среды организма. Эта точка является также надёжным контролёром химического состава  крови.

         4-я зона – район первых четырёх шейных позвонков, где расположен симпатический узел (затылочная ямка). Массаж этой зоны важен для нормальной работы головного мозга, сердечно-сосудистой системы.

           5-я зона – 7-й шейный позвонок  и первый грудной позвонок. Если наклонить вперёд голову, то самый выступающий остистый отросток будет принадлежать седьмому шейному позвонку. Массаж этой точки улучшает общее состояние организма, позволяет компенсировать нарушения, связанные с влиянием фактора внешней среды.                                                                                                                                                                                           

         6-я зона – область носа и  гайморовых пазух. Эта точка  наиболее доступна для массажа. Воздействие на эту точку поможет вылечить от насморка, облегчит носовое дыхание. Массаж этой точки способствует улучшению кровообращения слизистой оболочки носа и гайморовых пазух. Кроме того, регулярная акупрессура этой зоны стимулирует организм на выработку биологически активных антивирусных веществ, которые мы обычно пытаемся заменить лекарствами.

         7-я зона – надбровные дуги ближе к переносице. Массаж этой точки улучшает кровоснабжение и иннервацию любых отделов мозга, а также глаз, что в свою очередь снимает головную боль и боли в глазах.

            8-я зона – у самой ушной раковины. Массаж этой точки обеспечивает хорошее состояние некоторых отделов коры головного мозга, вестибулярного аппарата и органа слуха. Воздействие на эту точку уменьшит боль в ушах, если они болят.

            9-я зона – место смыкания большого пальца руки с внешней поверхностью ладони. Воздействие на эту точку позволяет избавиться от головной боли и насморка.

                                                       36   

          При систематическом применении точечного массажа не только повышается    степень   закаленности,   но,  даже   если   ребёнок  заболеет,

заболевание пройдёт  в более лёгкой форме, только массаж нужно делать через каждые 30-40 минут.

             Если делать точечный массаж ребёнку на протяжении года, то, его можно избавить от аденоидов и других хронических заболеваний носоглотки. Очень важно, что метод действует только при систематическом применении! Иначе мы дезорганизуем иммунную систему. Метод эффективен в том случаи, когда он станет привычкой, как чистка зубов. Одновременно с точечным массажем рекомендуется массаж ушей, кистей рук и стоп.

             Ушные раковины – своеобразная  рефлексогенная территория, которая  состоит в контакте со всеми без исключения внутренними органами.

            Есть несколько способов укрепить здоровья с помощью «ушной гимнастики».

    1. Несколько раз подёргать за оба уха, взявшись за верхнюю часть большими и указательными пальцами.
    2. Потереть мочку уха, расположив её между средним и указательным пальцем.
    3. Вставить концы больших пальцев в наружный слуховой проход и сделать несколько вращательных движений.
    4. Ладонями отогнуть ушные раковины, а затем резко их отпустить, почувствовав лёгкий хлопок («хлопаем ушами»).    

           Дыхательная гимнастика для детей с ЛОР – заболеваниями.

          1 этап. Выработка брюшного дыхания  (лучше в лежачем положении). Одна  рука лежит на животе, другая  – на грудной клетке.

          Вдох: животом пытаемся вытолкнуть  руку.

          Выдох: втягиваем живот, надавливаем  рукой на живот.

          2 этап. После того, как хорошо  научились дышать животом (можно  положить на живот ребёнка  надутый шарик).             

                                                           37

           Вдох: на счёт «раз, два». Взрослый медленно произносит: «Мы… надуваем… шар…»

Выдох: на счёт «раз, два, три, четыре». Постепенно выдох  удлиняется до «раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь». При этом взрослый

медленно произносит: «Мы… надуваем… воздушные… шары: красный… синий… зелёный… и т.д.»

           В настоящее время существуют  разные варианты дыхательной  гимнастики, рекомендуемые авторами.

          3 этап. Вдох идёт на счёт «раз».

          Выдох: на счёт «шесть, семь, восемь».

          4 этап. Вдох – выдох. На выдохе  зажимается одна ноздря, затем  другая. Можно предложить подуть  на что-то носом.

          5 этап. Ввинчивающие движения пальцев  в боковые поверхности носа.

          После поэтапного освоения всех  движений дыхательную гимнастику можно проводить в комплексе.         

          Массаж кистей рук и стоп. Зоны кистей рук, также как и зона ушей, относится к участкам тела, где имеются представительство всего организма. Любое прикосновение к рукам (их растирание, надавливание на поверхность) не только поверхностный массаж, но и воздействие на весь организм. Надавливание на ногтевые фаланги (ногти) стимулирует развитие головного мозга, а также улучшает его кровообращение и обращение спинномозговой жидкости.

          Это чрезвычайно важно для детей с повышенным внутричерепным давлением (в настоящее время это не редкость), а также для детей, которые перенесли сотрясение головного мозга и менингит. В то же время подобный массаж успокаивает детей. В Древнем Китае был обычай перебирать в руках грецкие орехи (некоторые врачи и сейчас рекомендуют делать это). Подобный массаж рук у малыша не только способствует закаливанию, но и улучшает умственное и физическое развитие детей (особенно развитие речи).

                                                             38

Кстати, для  точечного массажа кистей в лавках народной медицины продаются специальные  колечки для нанизывания на пальцы.

 Родителям, воспитателям, педагогам и всем, кто занимается с детьми, необходимо знать, что перерыв в закаливании на 2-3 недели снижает                                         

сопротивляемость  организма простудным факторам, и  поэтому он крайне нежелателен. Но нельзя и не учитывать индивидуальные особенности  ребёнка, его возраст, возможно существующую повышенную чувствительность к закаливающим процедурам. Не рекомендуется проводить их на фоне отрицательных эмоциональных состояний, например, страха, беспокойства, обиды. Это может привести к невротическим расстройствам.

Информация о работе Закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями в системе оздоровления дошкольников