Закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями в системе оздоровления дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Также как и утренней гимнастикой, регулярно следует заниматься закаливанием. В результате этого, во-первых, повышается устойчивость организма ребёнка к различным воздействиям окружающей среды – жара, холод, ветер, солнечное излучение и т.д. Во-вторых, укрепляется нервная система, усиливается обмен веществ, улучшается деятельность сердца, лёгких и других органов и систем. В-третьих, закаливания оказывает тренирующее воздействие, в результате чего совершенствуется терморегулирующий аппарат организма детей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Система закаливающих мероприятий в сочетании
с физическими упражнениями
1.1. Эколого-природные факторы…………………………………………6
1.2. Психогигиенические факторы………………………………………...7
1.3. Физические упражнения в оздоровлении дошкольников.…………..9
1.4. Принципы закаливания……………………………………………….11
Глава 2. Использование закаливающих процедур
в условиях дошкольного учреждения
2.1. Закаливание воздухом………………………………………………...17
2.2. Водные процедуры……………………………………………………23
2.3. Солнечные ванны……………………………………………………..27
2.4. Нетрадиционные виды закаливания…………………………………30
2.4. Особенности организации закаливающих процедур……………….39
Глава 3. Экспериментальное изучение особенностей оздоровление
дошкольников путём использования закаливающих процедур
Констатирующий эксперимент.
Диагностическое состояние здоровья детей старшего
дошкольного возраста……………………………………………………42
Формирующий эксперимент.
Формирование навыков здорового образа жизни закаливания
организма в условиях дошкольного учреждения………………………44
Контрольный эксперимент.
3.3. Результаты экспериментальной работы……………………………46
Выводы……………………………………………………………………48
Заключение……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Дипломная Валя.doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)

                                                       24

            По окончании обтирания ребёнок должен быть тепло одет. После перерыва водных процедур их возобновляют так же, как и начали. Температура воды при влажных обтираниях после возобновления процедур соответствует  начальной,   и затем её  снижают более быстро, чем при

начальной воздействие воды. В случае если начало водных процедур приходится на возраст 1-3 года, температура воды составляет 33 0С-34 0С. Снижение температуры должно осуществляться через неделю на 1 0С и доводиться до +25, +26 0С.

            Начальная температура воды для обтирания детей 3-4 лет +32 0С, для детей 5-6 лет +30 0С, для детей 6-7 лет +28 0С. Через каждые 2-3 дня её снижают на 1 0С и доводят до 220С летом и до +25 0С зимой для детей 3-4 лет, до +20 0С и +24 0С – для детей 5-6 лет, до +18 0С и 22 0С – для детей 6-7 лет.

          Спустя две недели от начала  влажных обтираний, можно назначить  местные ножные ванны.

          Обливание ступней и голеней  начинают с температуры воды +28 0С, далее охлаждают её из  расчёта 1 0С в неделю. Нижние пределы температуры воды +20 0С. Для детей трёх лет её снижают до +18 0С. Продолжительность процедуры для детей раннего возраста 15-20 минут.

          Обливание осуществляется следующим образом: на дно ванны кладут решётку из дерева или пластмассы; время процедуры 20-30 секунд; подбирают температуру воды путём её смешивания; по окончании обливания ноги ребёнка насухо обтирают, а далее растирают до лёгкого покраснения кожи. При отсутствии ванны обливание можно осуществить в тазу, ведре, любом резервуаре. Воду набирают и смешивают в кувшине.

           Закаливающие процедуры бывают  местные и общие. К общим  закаливающим процедурам относятся общее обливание, душ, плавание.

           После адаптации ребёнка к  процедуре обливание ног необходимо перейти к общему обливанию.

                                                           25 

         Обливание по своему воздействию на организм ребёнка сильнее предыдущей процедуры. Поток воды освежает тело, поднимает тонус мышц, активизирует их работу, возбуждает нервную систему, вызывает бодрость. Ребёнок поворачивается, подставляя под льющую воду спину, грудь, бока,

живот, руки. Кроме  того, он может делать движения, связанные с потоком водя, слегка растирая тело, плескаясь. По окончании процедуры, все дети тщательно вытирают тело под наблюдением воспитателя.

          Во многих детских учреждениях при систематическом закаливании практикуется по рекомендации врачей обливания до пояса после утренней гимнастике (преимущественно в подготовительных группах). Дети обливаются самостоятельно, растирая при этом шею, грудь, плечи и руки, после чего тщательно вытирают тело. Обливание водой до пояса – наиболее

доступная процедура  в различных условиях, поэтому  именно к этому виду закаливания  целесообразно приучать детей.    

       В любом возрасте необходимо пройти весь путь закаливания, начиная от неспецифических закаливающих мероприятий и переходя к специальным: воздушным ваннам, местным обливаниям, душу, плаванию.

         Купание как регулярная ежедневная процедура – прекрасное средство оздоровления и закаливания детского организма.

          Прохладная вода, чистый воздух  в сочетании с ультрафиолетовыми  лучами, движения самих детей  – весь этот комплекс средств  оказывает чрезвычайно благоприятное  воздействие на организм ребёнка, его нервную систему, эмоционально – психологическое состояние.

          Однако, несмотря на эффективность  этой процедуры, нужно подводить  к ней детей очень осторожно  – путём предварительного регулярного обтирания и обливания под душем с постепенным снижением температуры воды. Душ используется как средство закаливания по контрастному методу. Недостаточная зрелость у детей терморегуляторных функций и в связи с этим большая отдача тепла через кожу в окружающую среду определяет

                                                        26

необходимость двигательной активности детей во время  купания. Простые весёлые игры в  воде, организуемые воспитателем с  небольшими подгруппами   (6-8 человек), вызывают у детей положительные эмоции, а

мышечные движения усиливают теплообразование. Благодаря этому ребёнок чувствует себя хорошо, не мёрзнет и не боится воды.

          Купание с целью закаливания  рекомендуется в программе для  средней, старшей    и   подготовительной  группы   детей.    Приучение   к   воде,   как

показывает  практика, целесообразно начинать с 1,5-2 лет. Ходьбе по воде на мелком месте, собирание камушков, игра с надувными  игрушками, плескание помогают малышам  освоиться в новой для них водной среде, вызывают положительные эмоции, воспитывают смелость. Купание хорошо сочетается с гидроаэробики.

          Тщательная проверка места купания,  одновременное пребывание в воде  не более 3-4 детей под вниманием взрослых, соблюдение всех указаний врача – обязательные условия проведения этой процедуры. Продолжительность купания определяется для каждой возрастной группы врачом детского учреждения. При этом учитывается температура воздуха и воды, погодные условия, а также степень достигнутой закаленности организма ребёнка.

          Игра с водой может быть  использована для закаливания  как местная ручная ванна. Следует  помнить, что кисти рук (так  же как и стоп) являются важными  зонами – теплообменниками: через  эти области отводится 70% тепла.  При играх с водой её температура не должна быть ниже 28 0С. Наблюдая за реакциями детей, можно постепенно снизить температуру до комнатной, не допуская, однако, переохлаждения организма.

         В тёплое время года после  предварительного закаливания воздухом  игры с водой и обливание можно проводить под открытым небом, защитив при этом место игр от ветра.

 

                                                              27

          2.3. Солнечные ванны.

           Солнце оказывает благоприятное  влияние на организм ребёнка, укрепляя его состояние, улучшая обменные процессы. Наиболее полезны                   

ультрафиолетовые лучи. Которые обладают бактерицидным действием (останавливающим развитие бактерий), антирахическим (улучшающим деятельность   нервной системы,  повышающим    обменные  процессы,

укрепляющим костно-мышечную систему), эритемным (увеличивающим  приток крови и вызывающим покраснение  кожи).

            Такое многообразное влияние  солнца на организм ребёнка требует особой осторожности.

            При закаливании солнечными лучами необходимо помнить, что солнце действует на организм гораздо сильнее, чем вода и воздух. Лучшим периодом для пребывания детей под лучами солнца является время от 10 до 12 часов дня. Хороший эффект получается от сочетания их с зарядкой. Солнечные ванны можно принимать не ранее чем через полтора часа после еды и заканчивать не позднее, чем за 30-40 минут до еды. Закаливание солнцем может проходить на прогулках в весенне-летнее время при обычной деятельности детей. Летом на них должна быть облегчённая одежда и светлый головной убор. Если на улице жарко, детишек можно раздеть, оставить только в трусиках и панамках. Полезно походить босиком.

           Главным условием правильного  закаливания являются дозирование  пребывания ребёнка под солнечными лучами. Если ребёнок здоров, можно начинать с 5 минут, и, постепенно увеличивая, довести до 60 минут. Если он перенёс тяжелую болезнь или имеет ослабленное здоровье, нужно посоветоваться с врачом. Основными противопоказаниями для принятия солнечных ванн являются: сильное истощение и малокровие, повышенная возбудимость центральной нервной системы, острые расстройства желудочно-кишечного тракта, гриппозное состояние и т.д.

             

                                                           28

         При неправильном дозировании и злоупотреблении солнечными лучами может возникнуть тепловой удар, ожог, резкое ухудшение состояния. У ребёнка появляется головная боль, недомогание, пропадает аппетит, снижается его активность, расстраивается сон.

После солнечных ванн детям полезно искупаться при температуре воды не ниже 20 градусов, причём обязательно нужно вытереть ребёнка, даже если температура воздуха высокая, так как при влажной коже

происходит переохлаждения детского организма. После этого перейти в тень и отдохнуть. Показателями эффективности принятии солнечных ванн служит самочувствие ребёнка. При правильной дозировке у него прекрасное настроение, отличный аппетит. Если же  наблюдаются отклонения  от  норм,

необходимо  прекратить пребывание детей на солнце. Поэтому в детских учреждениях солнечные ванны должны проводиться только в соответствии с назначением врача, с обязательным учётом индивидуальных особенностей детей.

            Методика закаливания солнцем.  Закаливание солнцем проводится во время обычной прогулки детей. Иногда к закаливанию солнцем подходят неправильно: не следует укладывать детей для принятия солнечной ванны на подстилки и требовать, чтобы они лежали спокойно. Здоровым детям в бодром состоянии трудно сохранить неподвижность, кроме того, время солнечной ванны следует использовать для психического развития детей – для игр, знакомство с окружающим миром.

            Перед выходом на солнце детям  обязательно надевают светлые  головные уборы. Начинают прогулку  со световоздушных ванн в тени деревьев, затем на 5-10 минут детей выводят под прямые лучи солнца, после чего они снова должны уйти в тень. В течение прогулки это повторяется 2-3 раза.

          Необходимо предупредить начало  перегревания. Как только лицо  ребёнка немного покраснеет, его уводят в тень, занимают спокойной игрой,

                                                           29

дают выпить несколько глотков воды. По мере появления загара можно проводить солнечные ванны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           30

             2.4. Нетрадиционные виды закаливания.     

   К нетрадиционным  методам закаливания относятся  любые методы, при которых возникает  хотя бы кратковременный контакт  обнажённого тела человека со снегом, ледяной водой, воздухом отрицательной температуры.

  Именно достаточный  опыт интенсивного закаливания  детей раннего возраста в родительских  оздоровительных клубах. Однако  практически нет научных исследований, свидетельствующих о возможности использования этого вида закаливания. Практически все авторы, занимающиеся вопросами                 

закаливания детей  раннего возраста, считают купание  детей в ледяной воде противопоказанным.

           Однако существует конкретное  закаливание как переходная ступень между традиционным и интенсивным закаливанием. Это контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, контрастный душ, сауна, русская баня и др.

           Именно контрастные воздушные  и водные ванны обеспечивают  тот уровень повышения защитных сил организма, какой вообще способно дать закаливание. Если традиционное закаливание предполагает адаптацию к холоду, то пульсирующий микроклимат предполагает также и тепло, то есть те два фактора, контраст между которыми (внезапное охлаждение после перегревания) чаще всего провоцирует заболевания ребёнка. Создавая модель воздействия «тепло-холод», можно рассчитывать на выработку быстрых целесообразных терморегулирующих реакций.

          Происходящая таким образом тренировка  механизмов терморегуляции повышает резистентность организма, то есть устойчивость его к действию различных болезненных факторов.

          Наиболее распространённым методом  для детей является контрастное обливание ног водой из двух ёмкостей, имеющих разную температуру. Начиная с контраста в 7 градусов (от 37-38 0С до 30-31 0С) и трёх – четырёхкратной смены воды разной температуры. Через месяц ежедневного

                                                          31

закаливания можно  достичь контраста в 15-18 градусов при шести – восьмикратной смене температур. Необходимо соблюдать правило – нельзя обливать холодные ноги холодной водой, то есть ноги нужно предварительно согреть. В начале ноги погружают в тёплую воду на 1-2 минуты, затем сразу

в холодную на 10 секунд. Постепенно время нахождения в холодной воде увеличивается до 15-16 секунд. У здоровых детей заканчивают процедуру холодной водой, а у ослабленных – горячей. По окончании процедуры ноги вытирают полотенцем и растираются до покраснения.

          Ещё более интенсивными нетрадиционными закаливающими средствами служат контрастные водные воздействия, так как теплопроводность воды в двадцать восемь раз выше, чем воздуха.

          Контрастный душ – наиболее  эффективный метод закаливания  детей в домашних условиях. Этот  метод закаливания компенсирует отсутствие в детских учреждениях закрытого бассейна, максимально приспособленного для проведения процедур контрастного закаливания.

Информация о работе Закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями в системе оздоровления дошкольников