Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 17:27, курсовая работа
Цель исследования – теоретико-методологическоеизучение и эмпирический анализ проблем становления системы государственного военного образования в России.
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
1. Определить теоретико-методологические основы изучения системы государственного военного образования.
2. Провести изучение и анализ системы высшего военного образования: определить институциональное положение системы, провести исторический анализ развития системы, определить функциональную структуру системы в разные периоды становления, состав и базовые социально-ценностные ориентации, провести типологический анализ режима управления в системе военного образования в разные периоды истории страны.
Военное дело на Руси имеет богатую
историю. Его истоки уходят в глубокую
древность. В древние времена, когда
народу угрожала опасность, созывалось
поголовное ополчение, причем в поход
шли все способные нести
Члены дружины разделялись на старших и младших: бояре — старшие люди дружины, были советниками князя; младшим дружинниками XII века было присвоено имя «дворяне», т. к. дружина в эти времена стала называться двором. [6].
Первоначально воинская повинность находилась вне всякой зависимости от земельной собственности и единственным преимуществом в этом отношении обладал тот, кто имел коня — он шел в конную рать. У кого не было коня, шел в пехоту. Позднее за основание для несения воинской службы была принята земля. Кроме рати немаловажную часть древнего войска составляли охочие люди и наемные дружины. Наемные дружины первоначально создавались из варягов. От них пришлось отказаться, так как варяги в большинстве случаев отличались крайне беспокойным и буйным нравом, позволяли себе бесчинства и были чрезвычайно требовательны в вопросах их содержания. Впоследствии князья предпочитали нанимать в дружины половцев, печенегов, венгров, чехов, поляков и других.
Вследствие разделения общества на касты, военное знание и право носить оружие и заниматься войной стало исключительным занятием особых каст или поколений. В то время военные касты занимали первое, либо одно из первых мест среди прочих.
Наследственность военного знания имела не только позитивные, но и негативные последствия. Сыновья считали бесполезным и даже невозможным изменять и совершенствовать то, чем руководствовались и что им передавали отцы, и хранили эти наследственные навыки и опытность, как неприкосновенную святыню. [7] В силу этих обстоятельств, военное дело, достигнув определенных пределов, далее почти не развивалось.
Лица военных каст с молодых лет приготовлялись к военному званию соответственным воспитанием: гимнастические и военные упражнения, охота против диких зверей и т. п. имели целью развить и укрепить телесные и нравственные силы юноши, сделать его мужественным и храбрым, способным к военному делу.
Число дворян и боярских детей, составлявших исключительное военное сословие, росло весьма быстро. Овладев в 1500 году в Новгороде Великом обширными землями. Иван III впервые раздал боярским детям поместья. Раздача дружинникам земель, как средство привлечения их к службе, обязывало их владельцев в случае войны являться в назначенное место и в назначенный срок с определенным количеством пеших и конных ратников.
Первым постоянным войском в России было стрелецкое, Стрельцы набирались из свободного городского и сельского не облагавшегося налогами населения. [8] Поступившие в стрельцы освобождались от всех городских повинностей, получали от казны землю, дом, денежное содержание, хлебный провиант, а при отправлении в поход — деньги на подъем. При этом вступавший в стрелецкое войско должен был представить положительное свидетельство в своей доброй нравственности и верности.
Дети стрельцов записывались в Стрелецкий приказ и по достижении совершеннолетия верстались в полки.
По кончине царя Федора Михайловича московские стрельцы стали злым орудием в руках властолюбивой царицы Софьи. Царь Борис Годунов, сознавая превосходство западных государств в военном деле, вербовал из них в русскую службу охотников. В последние годы его царствования в русском войске была дружина из 2500 человек, собранная из поляков, шведов, датчан, шотландцев и др. Иностранцы получали от казны значительное содержание и управлялись своими командирами.
По воцарении Василия Шуйского
(русский царь в 1606-1610 гг.) дружина
была распущена. Царь Михаил Федорович
(первый из рода Романовых) в 1631 году пытался
воссоздать дружину, однако его попытка
окончилась неудачей: немцы, которых
он набирал в дружину, поссорились
между собой и дружина
В 1700 году стрелецкое войско и войска иноземного строя были расформированы Петром I. В рассматриваемый период большое значение придавалось снабжению двора служилыми людьми.
В древней Руси учение являлось благоприятной случайностью и не было системою. Навык заменял все сложные педагогические приемы обучения. Средством же заставлять его приобретать служила розга. В ее силу так верили, что не стеснялись сочинять ей оды и помещать в буквари.
Что же касается побудительных причин учиться, или, выражаясь точнее, причины, которая побуждала родителей обучать детей грамоте, то ее надо искать в общем религиозном настроении: читать обучали, чтобы можно было заниматься священным писанием, быть «книжным», т.е. начитанным и ни в чем ином, как в том же священном писании;. письму — чтобы списывать те же священные книги, «кладезь всякой мудрости».
Следует подчеркнуть, что к концу ХVII века обучение арифметике, по всей вероятности, считалось необязательным. Это, естественно, не говорит о том, что счетная мудрость не была неизвестна нашим предкам. Но фактом является и то, что «цифирь» не входила в число обязательных общеобразовательных предметов. [4]
Итак, общее образование
Изучаемый период знаменателен тем, что в начале XVII века появляются первые военные книги. Первое место среди них принадлежит рукописной книге с названием: «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки, состоит из 663 указов и статей. В государствование царей и великих князей Василия Иоановича Шуйского и Михаила Федоровича, всея России самодержцев. В 1607 и 1621 годах выбраны из иностранных книг Онисимом Михайловым».
Первая военная книга, отпечатанная в Москве имела название: «Учение и хитрость ратного строя пехотных людей». [11] Эта книга — перевод с немецкого сочинения Валътаузена, изданного в Германии в 8-ти томах.
Подводя итог изложенному, следует отметить, что в рассматриваемый период в России накапливались предпосылки для создания системы военного образования. Если же учитывать тот факт, что прогресс в военном деле в то время бы равносилен прогрессу общества, то вполне понятно, что революционные изменения Петровской эпохи в области военного дела — предмет особого интереса нашего исследования.
Военно-морская наука в России выделилась из теории военно-морского дела на рубеже XIX и ХХ в.в. Так же, как и военная наука в своем развитии она прошла через три основных этапа.
В хронологических границах первого этапа (конец 17-го - начало 19-го столетия) военно-теоретические знания, лежавшие в основе боевого применения сил флота носили, в основном, донаучный (эмпирический) характер. В это время применение парусных флотов слишком сильно зависело от направления и силы ветра, состояния моря и других природных факторов. Поэтому основной задачей в процессе подготовки строевых офицеров было овладение чрезвычайно сложным искусством управления кораблем (для флагманов - соединением) в любых условиях обстановки.
Во времена безраздельного господства
линейной тактики командиров кораблей
и младших флагманов в самой
жесткой форме, буквально под
страхом смерти, требовалось, в первую
очередь, удержание своего места
в боевом строю и лишь во вторую
- поддержание темпа
Находясь
в линии баталии, младшие флагманы
и командиры кораблей формально
не имели права принять
В период зарождения и становления национальной теории военно-морского дела наиболее значительные труды в области физических основ кораблестроения и мореплавания были разработаны учеными основанной в 1724 г. Петербургской академии наук братьями Д. и Н. Бернулли, Л. Эйлером и М. В. Ломоносовым. До конца 1780-х г.г. наиболее интенсивно шло накопление военно-технических знаний, с точки зрения подготовки и ведения вооруженной борьбы на море, имевших прикладное значение. На стыках с наиболее развитыми естественными науками формировались такие научные дисциплины как теория корабля, мореходная астрономия, навигация и гидрография.
Одним из самых значительных достижений
русской военно-теоретической
Одним из объективных показателей, характеризующих эволюцию военно-морской мысли в России, особенно на ранних ее этапах, могут служить сведения о выпуске в свет книг по военно-морской тематике. По данным В. Д. Доценко с 1701 по 1725 г. в России было издано 50 трудов по военно-морскому делу. В абсолютном большинстве случаев - это переводы на русский язык работ иностранных авторов. [13]
Особого внимания заслуживает книга одного из самых образованных русских моряков начала XVIII в. капитана Конона Зотова «Разговор у адмирала с капитаном о команде. Или полное учение, како управлять кораблем во всякие разныя случаи; начинающим в научение от части знающим в доучение; а не твердо памятным в подтверждение…».
После смерти Петра I издание в России трудов по военно-морскому делу прекращается почти на четверть века и возобновляется лишь в начале царствования Екатерины II.
В годы ее правления, а также во время царствования императора Павла I, по результатам библиографического исследования, проведенного в середине 19-го столетия А. П. Соколовым, на русском языке было издано 50 наименований военно-морской литературы. С научной точки зрения наиболее ценными представляются трактаты академиков Л. Эйлера и М. В. Ломоносова – «Scitntica Navalis» и «Рассуждение о большей точности морского пути». В «Рассуждении» М. В. Ломоносов предложил учредить "Морскую академию, составленную из людей искусных в математике и, особенно, в астрономии, гидрографии и механике" "и которые бы о том единственно старались, чтобы новыми полезными изобретениями безопасность мореплавания умножить".
Преподаватель морского корпуса, подполковник Н. Г. Курганов становится первым в истории российским морским офицером, для которого "литература и преподавание" (научная работа) являются уже не дополнительным занятием "в свободные часы", а по выражению Ф. Ф. Веселаго "составляют главную цель в жизни".
В январе 1798 г. император Павел I утвердил
новые штаты Адмиралтейств-
С тех же позиций, очевидно, следует
подходить и к другому
Осмысление опыта так
Наиболее характерной чертой этого периода является широкое внедрение в теорию и практику военно-морского дела математических методов.
В 1827 г. по инициативе адмирала И. Ф. Крузенштерна
при Морском кадетском корпусе
был открыт специальный офицерский
класс для повышения
В продолжение этого периода
формируются и основы методологии
современной военно-морской