Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 17:27, курсовая работа
Цель исследования – теоретико-методологическоеизучение и эмпирический анализ проблем становления системы государственного военного образования в России.
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
1. Определить теоретико-методологические основы изучения системы государственного военного образования.
2. Провести изучение и анализ системы высшего военного образования: определить институциональное положение системы, провести исторический анализ развития системы, определить функциональную структуру системы в разные периоды становления, состав и базовые социально-ценностные ориентации, провести типологический анализ режима управления в системе военного образования в разные периоды истории страны.
Трудно сегодня со всей очевидностью указать на все факторы, связанные с формированием личности Петра I и его взглядов на военное дело.
Тем не менее, фактом является то, что в его судьбе большое значение сыграли «потешные войска». Известна история создания этих войск. В начале I683 года товарищи детства Петра были размещены в подмосковном селе Преображенное, где вместе с юным царем занимались военными играми, называемыми «потешными». В конце 1683 года в число «потешных» стали записываться и взрослые. Первым 30 ноября 1683 года в потешные записался придворный конюх С. Бухвостов. Он считается первым солдатом. В 1687-1688 гг. из потешных были сформированы два полка — Преображенский и Семеновский. Отметим, что уже в эти годы начинает складываться система взглядов Петра I на вопросы военного образования». «Потешные» потребовались Петру не как забава. [4]
По приказу Петра I от 14 января 1701 года создается новая школа в Сухаревой башне в Москве, где «быть математических и навигационных, т.е. мореходно-хитростных наук изучению». Эта школа обучала не только мореходным наукам, но и давала широкий круг знаний по артиллерии, фортификации и геодезии. Царь понимал, что западные государства ушли далеко вперед в развитии военного образования. Многие из них с древнейших времен имели особые учреждения, в которых с малолетства люди готовились к военной службе.
По всей вероятности, эти и другие факты нацелили устремления Петра I к созданию у нас постоянного войска по образцу европейских армий. В этих заботах царь привлекал на русскую службу иностранцев и посылал многих русских людей для обучения за границу. Примечательно и то, что Петр не рассчитывал на бескорыстие иностранцев, а вводил в действие надежный экономический механизм. Так, к примеру, штатом I711 года были введены два оклада: «иноземный» и «русский». Согласно ему денежное содержание «иноземных» офицеров было почти в два раза выше содержания офицера русского. [6]
Возвращаясь к «школе математических и навигационных наук», следует обратить внимание на такие сведения. Во-первых, уже с первых лет своего существования данная школа делилась на две части: школу верхнюю и школу нижнюю. В число предметов «верхней» школы входили: арифметика, геометрия, тригонометрия, архитектура и фортификация. Это говорит о том, что «верхняя» школа, по существу была уже высшим учебным заведением, т. к. там изучалось «инженерство». Bo-вторых, дворянство с большой неохотой посылало учиться в школу своих детей, не видя практической целесообразности в этом обучении, т.к. та или иная степень родовитости позволяла получать чины и без образования. Петр I, зная об этом, со свойственной ему практичностью задействовал ряд надежных рычагов. [6]
Первое, что он сделал, это издание указа о явке в школу под угрозой «потеряния чести и живота». Думается, эта мера оказала влияние на определенную часть дворянства. В 1714 году он задействовал еще один механизм, стимулирующий стремление дворян к образованию. В этом году было объявлено, что дворянин не может жениться, если не представит свидетельства о сдаче экзамена из грамоты, цифири и части геометрии. По мнению Петра, это было то образование, которое позволяло пользоваться правами взрослого человека. Но самым большим изобретением Петра I было то, что ему удалось поставить в прямую зависимость продвижение по службе от образования и реальных заслуг офицера, нарушив тем самым древнюю традицию — действие принципа родовитости при решении вопросов продвижения по службе.
Благоприятно на развитие военного
образования повлияли и другие действий
Петра I, как, к примеру, издание в
1713 году указания офицерам и унтер-офицерам
Преображенского полка в
Таким образом, Петр I положил начало созданию системе военного образования в России. Заимствуя некоторые принципы и методы из западного опыта, Петр, тем не менее, предпринял попытку дать развитие отечественным аспектам этой подготовки. Великий преобразователь России, один из немногих государственных деятелей того времени, понял необходимость специализированной подготовки офицеров.
Семилетняя война явилась суровым испытанием двух систем подготовки войск и офицерских кадров: русской и прусской. В 1756 году начальником артиллерийской и инженерной школы стал граф П.И. Шувалов (1710-1762) , один из организаторов русской армии в Семилетней войне. В педагогических вопросах он находился под влиянием М.В. Ломоносова (1711-1765) . Под влиянием и при непосредственном участии Ломоносова он в 1758 году представил императрице доклад о преобразовании артиллерийской и инженерной школ. К сожалению, реализовать этот проект из-за Семилетней войны не удалось. Тем не менее, эти меры подготовили школу к преобразованию в кадетский корпус, что совершилось уже в царствование Екатерины II. [6]
Петра I можно с большим основанием
считать родоначальником
Фактом является и то, что военному
образованию все это время
большое внимание уделяли царствующие
особы, обеспечивая тем самым
необходимое финансирование его, отбор
контингента обучаемых и
Новый этап в развитии военного образования связан с именем Екатерины II, вступившей в царствование в 1762 году. Уже 25 октября этого года она утверждает «Устав нового артиллерийского и инженерного шляхетского корпуса», тем самым возводя практику инженерно-артиллерийской подготовки на новый уровень. При постановке обучения мысль была такова: будущим офицерам следует преподавать артиллерию и фортификацию таким образом, чтобы один и тот же офицер мог бы отправлять при необходимости обе службы. Относительно сухопутного кадетского корпуса произошло заметное изменение: согласно указа Екатерины II от 7 марта 1765 года она стала шефом этого корпуса. Историки считают, что большое влияние на нее в это время оказал генерал-поручик И.И. Бецкой. Педагогические воззрения Екатерины II и ее главного помощника И. И. Бецкого наиболее рельефно выразились в «Новом уставе сухопутного кадетского корпуса», утвержденного 11 сентября 1766 года.
Следует подчеркнуть, что этот документ составлен под влиянием педагогических сочинений Ш.Л. Монтескье (1689-1755) , Монтеня (1533-1592) , Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) . Этот факт объясняется тем, что Екатерина II состояла в переписке с рядом французских просветителей, предлагала некоторым из них (Ж.-Ж. Руссо) принять участие в преобразовании учебных заведений России. В 1784 году Екатерина II утвердила проект преобразования Артиллерийского и Инженерного кадетского корпуса. По новому штату увеличивалось число кадет (с 166 до 400) ; кадеты делились на 3 возраста (ранее было пять) . Характерно и то, что в новом проекте красной нитью проводилась мысль о превалировании воспитания над обучением.
Было бы неправомерным не принять во внимание роль и место в изучаемом процессе А.В. Суворова (1730-1800) . Суворов не служил в военно-учебных заведениях и, тем не менее, он оказал существенное влияние на углы и сердца офицеров его эпохи и последующих столетий. [10]
Как известно, А.В. Суворов создал оригинальную
и прогрессивную систему
Все это позволило создать А.В. Суворову стройную систему воинского обучения. В основу этой системы была положена идея «учить войска тому, что необходимо на войне». Tем не менее, видимо, нужно признать фактом то, что его идеи в то время не доходили до стен военно-учебных заведений. Таковы краткие обобщения по данному периоду развития военного дела и военного образования. [2]
Со вступлением на престол Павла I начались новые изменения в военном управлении и системе подготовки офицерских кадров. Прежде всего эти преобразования отразились на кадетских корпусах. Желая ближе познакомиться с их жизнью, Павел I взял их в свое непосредственное ведение. В 1798 году Павел I учредил Военно-сиротский дом в С.-Петербурге и его отделения в гарнизонах для «воспитания детей недостаточных штаб и обер-офицеров и нижних чинов гвардии и артиллерии, преимущественно из сирот». В 1829 году это учреждение было переименовано в Павловский кадетский корпус. Учрежденное в 1778 году генералом Зоричем на его иждивение Шкловское благородное училище, в 1797 году было переименовано в Шкловский кадетский корпус, а в 1824 году переведено в Москву и стало называться 1-м Московским кадетским корпусом.
В 1800 году изменились названия двух ведущих военно-учебных заведений сухопутных войск: Императорский Сухопутный Кадетский корпус стал носить название 1-го Кадетского корпуса, а Артиллерийский и Инженерный шляхетский Кадетский корпус стал называться 2-ым Кадетским корпусом.
Начало царствования Александра I ознаменовалось созданием ряда новых военно-учебных заведений. По проекту П.А. Зубова (1767-1822) , последнего фаворита Екатерины II, открыли 3 военных училища: в Туле (I801) , Тамбове (1802) и Оренбурге (1825). В 1802 году был учрежден Пажеский Kopпус, как военно-учебное заведение (для подготовки гражданских чиновников он был открыт еще в 1759 году). [3]
С 1799 года берет начало Медико-хирургическая академия. В целом же, специальная медицинская подготовка началась в России еще в 1707 году при Петре I. Большой госпиталь в Москве приютил у себя первое училище, где для лекарского дела начали готовить людей. Слушатели первого набора Meдико-хирургической академии набирались из учеников названного училища, а также из лиц, окончивших духовные семинарии, причем набор производился по поручению Синода врачебными управами на местах. Впервые в истории России 29 июня 1801 года было разработано специальное «Постановление о диспутах для получения докторского звания».
Новый этап в развитии военно-учебных заведений этого периода связан с 1805 годом и принятием 21 марта этого года «Плана военного воспитания».
Согласно
«Плана» воспитание молодых дворян
предполагалось начинать в губернских
военных училищах, а заканчивать
в столичных кадетских
В связи с тем, что в царствование Александра I русская армия увеличилась почти вдвое, возникла проблема с офицерскими кадрами: кадетские корпуса уже не успевали справиться с поставленной задачей. Вот почему в 1807 году при 2-м Кадетском корпусе было образовано особое учреждение, названное сначала «Волонтерным корпусом», а затем переименованное в «Дворянский полк». Цель данного учреждения заключалась в том, чтобы дать возможность дворянским детям, получившим первоначальное домашнее воспитание и образование, путем изучения военных наук, прямо (т.е., не оканчивая какого-либо другого военно-учебного заведения) получить офицерский чин в армии.
Численность обучаемых в Дворянском полку была к концу 1808 года около 600 человек, а в 1818 г. достигла уже 2236 чел. В Дворянский полк шли в основном те, кто имел невысокую подготовку и желал побыстрее получить офицерский чин. Весь режим этого заведения основывался, главным образом, на строгом содержании воспитанников, строевой подготовке, изучении уставов.
Таким образом, в период царствования Александра I существовало одновременно как бы три разряда военно-учебных заведений, отличавшихся по режиму, престижности, характеру подготовки обучаемых.
Изучаемый период характерен созданием новых специализированных военно-учебных заведений:
— 14 марта 1812 года учрежден Гаапаньемский топографический корпус для подготовки к военной службе детей финских уроженцев (с 1819 года он называется Финляндским кадетским корпусом) ;
— в 1815 году в Москве открыто училище колонновожатых для подготовки молодых людей к службе в генеральном штабе (в 1823 году это училище переведено в С. — Петербург, а в 1826 году упразднено);
— в 1819 году
создается Главное инженерное училище
(позднее преобразованное в
— в 1820 году было создано Главное артиллерийское училище (позже преобразованное в Михайловскую артиллерийскую академию и Михайловское артиллерийское училище) ;
— в 1823 году
учреждается Школа гвардейских
подпрапорщиков и юнкеров в составе
одной роты при гвардейском корпусе
для воспитания портупей-прапорщиков
и юнкеров гвардейской пехоты{
— в 1824 году учреждено Неплюевское Оренбургское училище для детей, отцы которых служили в иррегулярных войсках{60} Оренбургского корпуса, а также детей из Средней Азии (училище названо Неплюевским в честь сенатора Неплюева, основателя Оренбургской губернии) .
Другими словами, период 1796-1825 гг. насыщен событиями, имеющими отношение к военному делу и постановке военного образования в России. Вновь, как и прежде, заметны такие тенденции, как: влияние сильных личностей на этот процесс; борьба прогрессивной линии с реакционной в деле подготовки офицерских кадров; наращивание позитивного в содержании и методике обучения и воспитания; расширение сети военно-учебных заведений и другие. [15]