Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 17:27, курсовая работа
Цель исследования – теоретико-методологическоеизучение и эмпирический анализ проблем становления системы государственного военного образования в России.
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
1. Определить теоретико-методологические основы изучения системы государственного военного образования.
2. Провести изучение и анализ системы высшего военного образования: определить институциональное положение системы, провести исторический анализ развития системы, определить функциональную структуру системы в разные периоды становления, состав и базовые социально-ценностные ориентации, провести типологический анализ режима управления в системе военного образования в разные периоды истории страны.
Исследования в области
Военная организация представляет собой иерархическую систему, которая обладает одним характерным свойством — она принимает в целом свойства личности, которая находится сверху. Отправной точкой является традиция русских князей воспитывать дружину личным примером. Нравственные качества воина, в сумме именуемые честью — являются залогом победы или поражения. Система воспитания русских воинов складывалась веками, и не является секретом, что в ее основе было христианство. Правда, немало было унаследовано из языческих времен — отношение к изменникам (смертная казнь), элементы военной демократии и пр. Но эта система имела одну особенность — она действовала в продолжении всей жизни человека.
Сохранилась точная дата, когда Русская Православная Церковь стала делить военную судьбу Отечества (радость побед и горечь поражений): 26 марта 1111 г. по приказу великого князя Владимира Мономаха.
Роль личности в армии вроде не вызывает сомнений. Стоит упомянуть о том, что в 1943 г. была издана первая в СССР книга по истории военной культуры.
При серьезном повышении уровня технической оснащенности войск сегодня необходимо создать экономную, рациональную систему комплектования, подготовки военных кадров, военного образования, военной науки и военной инфраструктуры.
Анализ истории возникновения и развития военного образования позволяет сформулировать некоторые выводы о его истории, происхождении и развитиии его предназначения. [16]
Необходимость и общественная
полезность воспитания молодых
поколений своего социума (
В России появление учреждений кадетского образования прямо связано с царствующей фамилией Романовых.
После революции 1917 года и с
началом Гражданской войны в
России были ликвидированы все
кадетские корпуса. Часть
- "Поглощение" сирот войны или решение задач "военного сиротства", но никогда проблемы детской беспризорности;
-Коррекция поведения и судеб воспитанников;
- Ранняя профессионализация воспитанников в направлении их последующей обязательной государственной службы;
- Государственно-национальная патриотическая идентификация и социализация воспитанников.
Все эти социальные задачи и функции были характерны для всех типов учреждений и для всех исторических периодов кадетского образования, но каждое государство и даже каждый период его истории вносили свои коррективы в приоритетность тех или иных задач. [11]
Как показывает анализ литературы, специфика предназначений учреждений кадетского образования, а значит и специфика образования получаемого их воспитанниками, в зависимости от исторического времени и задач, решаемых государствами - менялись. Кадетские корпуса Императорской России являлись государственными учреждениями, комплектовались детьми погибших в войне и на воинской службе офицеров и гражданских государственных чиновников, а так же тех из них, которые имели заслуги перед Россией, но не имели средств на образование своих детей. Их воспитанники готовились к государственной службе на военном и гражданском поприще, т.к. эта служба была обязательной. Этот период истории кадетского образования дал России замечательную когорту великих военачальников и государственных деятелей, поэтов, писателей, композиторов, инженеров и ученых.
Суворовские военные и нахимовские
военно-морские училища
В целом. В СССР
с момента образования
Их выпускники имели
четко направленное военное
Обучение и воспитание
в училищах осуществлялось
Программа
военно-патриотического
Результатом
такой деятельности было то, что
Вооруженные Силы не испытывали недостатка
в призывниках. Для молодежи в
то время характерно было стремление
в армию. Редко кто в юные годы
не мечтал стать летчиком, артиллеристом,
моряком, а позднее десантником,
ракетчиком. Не все становились
В прессе, на телевидении и по радио в то время можно было прочитать, увидеть и услышать только негативные моменты из прошлого и настоящего страны, ее Вооруженных Сил. Делалось все возможное, для того чтобы очернить российскую историю. Для этого использовалась фальсификация истории войн и вооруженных конфликтов с участием российских и советских войск, нечистоплотные измышления по фактам жизни политических и военных деятелей России/СССР, бредовые идеи насчет гегемонистических устремлений русского народа. Миллионными тиражами публиковались книги и воспоминания изменников Родины В. Резуна, О. Гордиевского, В. Шевченко и др. Превозносилась и рекламировалась деятельность бандитов и террористов. Так, например, в книге «Энциклопедия военного искусства», в которой практически ни слова не сказано о военном искусстве как таковом (достаточно ознакомиться с ее содержанием: глава 1. Кризис в Венгрии, глава 2. Берлинский кризис, глава 3. Вторжение СССР в Чехословакию, глава 4. Кризис в Польше, глава 5. Румынская революция и т.д.), приводится описание того как «полковник вооруженных сил Республики Ичкерия (Басаев) укрепившись по всем правилам военного искусства в здании больницы (г. Буденновск), провел на территории противника диверсионную акцию, адекватную тому, что творили федеральные войска в Чечне, в результате которой батальон Басаева с триумфом вернулся в Чечню, униженный и оскорбленный Кремль был вынужден де-факто признать Дудаева лидером Ичкерии, а Степашина на посту директора ФСБ сменил Барсуков». [2]
На волне
псевдодемократии и дешевого популизма
отдельных политиков и
Следствием такой деятельности стало то, что слова «патриот», «патриотизм» в общественном сознании стал приобретать негативный оттенок. Если в 1987 г. патриотами своего Отечества считали себя 93% опрошенных, то уже в 1991 году этот показатель составил менее половины – 42%, а в 1998 году таковыми себя считали не более 23% опрошенных. Среди опрошенного пополнения, поступившего в войска осенью 1997 года, только каждый пятый был готов встать в солдатский строй, а 36% из числа опрошенных хотели бы покинуть Родину.Как результат усилилась тенденция уклонения граждан от призыва на военную службу. Так, если в 1985 году от призыва уклонились 443 человека, то осенью 1999 года почти 40 000 призывников. Количество молодых граждан, годных к военной службе по состоянию здоровья, снизилось с 92,7% в 1988 году до 66% в 1999 году, т.е. более чем на четверть. Среди призывной молодежи стал наблюдаться рост наркомании, алкоголизма, венерических заболеваний и других болезней, обусловленных социальными причинами. Отмена в 1991 году обязательной допризывной подготовки стало причиной резкого ухудшения качественных характеристик призывного контингента. В частности, на 19% (с 92,8% до 73,8%) уменьшилось количество граждан, направленных в войска с начальным, средним профессиональным, средним (полным) общим образованием, на 40% (с 3,6% до 43,6%) увеличилось количество нигде не работающих и не учащихся призывников.Учитывая сложившуюся ситуацию, руководство страны приняло ряд мер по улучшению положения дел. [9]
Так, в марте 1998 года была принята новая редакция Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», которая ввела в стране обязательную и добровольную систему подготовки молодёжи к военной службе, военно-патриотическое воспитание, а также лечебно-оздоровительную работу, без чего невозможно воспитание здорового поколения России. Принимается Постановление Правительства РФ № 1441 от 31 декабря 1999 года, подписанное В.В.Путиным. Оно носит название «Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к военной службе».
В образовательных учреждениях было организовано обучение учащихся по курсу «Основы военной службы» интегрированного с курсом ОБЖ. Содержание учебных программ курса включает: получение начальных знаний в области обороны государства, правовые основы военной службы, военно-патриотическое воспитание; основы медицинских знаний и др. Кроме теоретических занятий Программа предусматривает проведение пятидневных учебных сборов в период летних каникул на базе воинских частей, определенных военными комиссариатами или учебными подразделениями РОСТО. Вместе с тем, следует отметить, что проводимая всеми институтами государства работа по военно-патриотическому образованию учащихся осуществляется недостаточно целенаправленно и бессистемно. [8]