Значение военного образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – теоретико-методологическоеизучение и эмпирический анализ проблем становления системы государственного военного образования в России.
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
1. Определить теоретико-методологические основы изучения системы государственного военного образования.
2. Провести изучение и анализ системы высшего военного образования: определить институциональное положение системы, провести исторический анализ развития системы, определить функциональную структуру системы в разные периоды становления, состав и базовые социально-ценностные ориентации, провести типологический анализ режима управления в системе военного образования в разные периоды истории страны.

Файлы: 6 файлов

введение.docx

— 16.41 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

литература.docx

— 15.31 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

заключение.docx

— 16.08 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

гл3.docx

— 26.04 Кб (Скачать файл)

Глава 3

Значение военного образования  в России

3.1.Социальный аспект  военного образования

 

Исследования в области военной  культуры России показывают, что инициаторами проведения реформ выступали, как правило, яркие личности. Если обратиться к истории культуры России, то она изобилует выдающимися государственными и общественными деятелями, полководцами, духовными наставниками, гениальными представителями науки и искусства, чей труд воплощался в победах на поле брани. Все они — «живое лицо истории. Безусловно, в истории культуры существуют объективные закономерности развития, и их роль важна и несомненна, но нельзя рассматривать этот сложный и многогранный процесс развития целой страны, руководствуясь одними только абстрактными моделями, точно так, как невозможно представить и объяснить становление и расцвет Древнерусского государства без деяний князей Святослава, Владимира Святого, Ярослава Мудрого; борьбу с псами-рыцарями без Александра Невского, Куликовскую битву — без ратного подвига Дмитрия Донского и духовного подвига Сергия Радонежского; образование Российского государства — без «государя всея Руси» князя Ивана III, прозванного «Великим»; преодоление «Смутного времени» начала XVII в. — без участия замечательной троицы: Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, патриарха Гермогена (вот когда Гражданин, Воин и Святитель выступили в «едином строю» для защиты Отечества!); реформы XVIII в. — без Петра Великого, полководца, флотоводца и государственного деятеля. Результаты исследования духовной формы культуры России однозначно показывают: военный человек должен быть Разумным и Нравственным. [16]

Военная организация представляет собой  иерархическую систему, которая  обладает одним характерным свойством  — она принимает в целом  свойства личности, которая находится сверху. Отправной точкой является традиция русских князей воспитывать дружину личным примером.  Нравственные качества воина, в сумме именуемые честью — являются залогом победы или поражения. Система воспитания русских воинов складывалась веками, и не является секретом, что в ее основе было христианство. Правда, немало было унаследовано из языческих времен — отношение к изменникам (смертная казнь), элементы военной демократии и пр. Но эта система имела одну особенность — она действовала в продолжении всей жизни человека.

Сохранилась точная дата, когда Русская  Православная Церковь стала делить военную судьбу Отечества (радость  побед и горечь поражений): 26 марта 1111 г. по приказу великого князя Владимира  Мономаха.

Роль  личности в армии вроде не вызывает сомнений. Стоит упомянуть о том, что в 1943 г. была издана первая в СССР книга по истории военной культуры.

При серьезном повышении уровня технической оснащенности войск  сегодня необходимо создать экономную, рациональную систему комплектования, подготовки военных кадров, военного образования, военной науки и военной инфраструктуры.

Анализ истории возникновения  и развития военного образования позволяет сформулировать некоторые выводы о его истории, происхождении и развитиии его предназначения. [16]

     Необходимость и общественная  полезность воспитания молодых  поколений своего социума (рода, племени, народа, государства и  нации) понималась нашими предками  всегда. Это воспитание первоначально носило характер подготовки "вскормленных с копья" детей непосредственно к войне, как главному делу человеческого социума.

     В России появление учреждений  кадетского образования прямо  связано с царствующей фамилией Романовых.

     После революции 1917 года и с  началом Гражданской войны в  России были ликвидированы все  кадетские корпуса. Часть корпусов  удалось вывести вместе с Белой амией и продолжить их работу в Сербии (Белая церковь) и Франции (Версаль), последний русский кадетский корпус был закрыт в Версале в 1964 году. В 1943 году сразу после стратегической победы Красной армии над войсками немецкого вермахта под Курском, в Советском Союзе была создана система суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ, созданных по "типу старых кадетских корпусов". Базовыми социальными функциями и задачами учреждений кадетского образования исторически были:

- "Поглощение" сирот войны или решение задач "военного сиротства", но никогда проблемы детской беспризорности;

-Коррекция поведения и судеб воспитанников;

- Ранняя профессионализация воспитанников в направлении их последующей обязательной государственной службы;

- Государственно-национальная патриотическая идентификация и социализация воспитанников.

 Все эти социальные задачи и функции были характерны для всех типов учреждений и для всех исторических периодов кадетского образования, но каждое государство и даже каждый период его истории вносили свои коррективы в приоритетность тех или иных задач. [11]

Как показывает анализ литературы, специфика предназначений учреждений кадетского образования, а значит и специфика образования получаемого их воспитанниками, в зависимости от исторического времени и задач, решаемых государствами - менялись. Кадетские корпуса Императорской России являлись государственными учреждениями, комплектовались детьми погибших в войне и на воинской службе офицеров и гражданских государственных чиновников, а так же тех из них, которые имели заслуги перед Россией, но не имели средств на образование своих детей. Их воспитанники готовились к государственной службе на военном и гражданском поприще, т.к. эта служба была обязательной. Этот период истории кадетского образования дал России замечательную когорту великих военачальников и государственных деятелей, поэтов, писателей, композиторов, инженеров и ученых.

Суворовские военные и нахимовские  военно-морские училища Советского Союза изначально и до 1963 года, предназначались: "Для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов… организовать девять суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов…. Установить, что суворовские военные училища имеют целью подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование". Суворовские военные училища являлись государственными военными учебными учреждениями и входили в ствол профессионального военного образования, подчинялись непосредственно Министерству обороны СССР и выполняли задачи и его разнарядку на подготовку воспитанников для продолжения профессиональной военной службы в составе офицерского корпуса. [11]

     В целом. В СССР  с момента образования национальной  суворовской военной школы в  1943 году и до 1963 года, училища комплектовались  детьми погибших офицеров и  работников государственной службы, в течение семи-девяти лет им  давалось широкое гуманитарное  образование, государственно-патриотическое  воинское воспитание и прекрасная  физическая и военно-профессиональная  подготовка. В аттестате зрелости  выпускника указывалось, что выпускник  получил среднее общее образование  и "прошел производственное  обучение по специальности «военная подготовка», которое, к примеру, давало ему право, в случае службы в Советской армии на рядовых должностях, занимать должности младшего командного состава - сержантов.

     Их выпускники имели  четко направленное военное предназначение  и, по окончанию училища они,  по старшинству баллов, распределялись  для поступления в высшие военные учебные заведения, выполняя, таким образом, сформированный государственный заказ Вооруженных Сил СССР.

     Обучение и воспитание  в училищах осуществлялось специально  подобранным контингентом преподавателей  и офицеров-воспитателей, каждый  из которых отвечал высоким  требованиям (например, обязательное  высшее образование, знание иностранного  языка, способность и желание  работать с детьми, собственная  благополучная семья, любовь к  детям) и периодически обучался  в специальном институте усовершенствования  учителей.      Этот период дал наиболее впечатляющие результаты по воспитанию для страны и армии огромного количества выдающихся генералов и офицеров, государственных чиновников, ученых и спортсменов.

3.2. Нравственно-патриотический  аспект военного образования

Программа военно-патриотического образования  в СССР была продумана на государственном уровне и вопрос о ней периодически поднимался на съездах КПСС и ВЛКСМ. В прессе и на телевидении много внимания уделялось освещению подвигов советских солдат и офицеров, рассказам о героической профессии защитника Отечества. [2]

Результатом такой деятельности было то, что  Вооруженные Силы не испытывали недостатка в призывниках. Для молодежи в  то время характерно было стремление в армию. Редко кто в юные годы не мечтал стать летчиком, артиллеристом, моряком, а позднее десантником, ракетчиком. Не все становились профессиональными  военными, но от службы в армии никто  не увиливал. Это считалось позорным в молодежной среде. Однако вторая половина 80-х годов и 90-е годы прошлого века ознаменовались кардинальными изменениями в военно-патриотическом образовании учащихся.

В прессе, на телевидении и по радио в  то время можно было прочитать, увидеть  и услышать только негативные моменты  из прошлого и настоящего страны, ее Вооруженных Сил. Делалось все возможное, для того чтобы очернить российскую историю. Для этого использовалась фальсификация истории войн и  вооруженных конфликтов с участием российских и советских войск, нечистоплотные измышления по фактам жизни политических и военных деятелей России/СССР, бредовые идеи насчет гегемонистических устремлений русского народа. Миллионными тиражами публиковались книги и воспоминания изменников Родины В. Резуна, О. Гордиевского, В. Шевченко и др. Превозносилась и рекламировалась деятельность бандитов и террористов. Так, например, в книге «Энциклопедия военного искусства», в которой практически ни слова не сказано о военном искусстве как таковом (достаточно ознакомиться с ее содержанием: глава 1. Кризис в Венгрии, глава 2. Берлинский кризис, глава 3. Вторжение СССР в Чехословакию, глава 4. Кризис в Польше, глава 5. Румынская революция и т.д.), приводится описание того как «полковник вооруженных сил Республики Ичкерия (Басаев) укрепившись по всем правилам военного искусства в здании больницы (г. Буденновск), провел на территории противника диверсионную акцию, адекватную тому, что творили федеральные войска в Чечне, в результате которой батальон Басаева с триумфом вернулся в Чечню, униженный и оскорбленный Кремль был вынужден де-факто признать Дудаева лидером Ичкерии, а Степашина на посту директора ФСБ сменил Барсуков». [2]

На волне  псевдодемократии и дешевого популизма  отдельных политиков и общественных деятелей, институт подготовки молодежи к службе в армии и военно-патриотического  воспитания был разрушен. Под лозунгом демилитаризации школы НВП была упразднена. Армию стали сравнивать с тюрьмой, сделали ее предметом  насмешек, стали нагнетаться нездоровые эмоции среди молодежи, особенно призывного возраста.

Следствием  такой деятельности стало то, что  слова «патриот», «патриотизм» в  общественном сознании стал приобретать  негативный оттенок. Если в 1987 г. патриотами своего Отечества считали себя 93% опрошенных, то уже в 1991 году этот показатель составил менее половины – 42%, а в 1998 году таковыми себя считали не более 23% опрошенных. Среди опрошенного  пополнения, поступившего в войска осенью 1997 года, только каждый пятый  был готов встать в солдатский строй, а 36% из числа опрошенных хотели бы покинуть Родину.Как результат усилилась тенденция уклонения граждан от призыва на военную службу. Так, если в 1985 году от призыва уклонились 443 человека, то осенью 1999 года почти 40 000 призывников. Количество молодых граждан, годных к военной службе по состоянию здоровья, снизилось с 92,7% в 1988 году до 66% в 1999 году, т.е. более чем на четверть. Среди призывной молодежи стал наблюдаться рост наркомании, алкоголизма, венерических заболеваний и других болезней, обусловленных социальными причинами. Отмена в 1991 году обязательной допризывной подготовки стало причиной резкого ухудшения качественных характеристик призывного контингента. В частности, на 19% (с 92,8% до 73,8%) уменьшилось количество граждан, направленных в войска с начальным, средним профессиональным, средним (полным) общим образованием, на 40% (с 3,6% до 43,6%) увеличилось количество нигде не работающих и не учащихся призывников.Учитывая сложившуюся ситуацию, руководство страны приняло ряд мер по улучшению положения дел. [9]

Так, в  марте 1998 года была принята новая  редакция Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», которая ввела в стране обязательную и добровольную систему подготовки молодёжи к военной службе, военно-патриотическое воспитание, а также лечебно-оздоровительную работу, без чего невозможно воспитание здорового поколения России. Принимается Постановление Правительства РФ № 1441 от 31 декабря 1999 года, подписанное В.В.Путиным. Оно носит название «Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к военной службе».

В образовательных  учреждениях было организовано обучение учащихся по курсу «Основы военной службы» интегрированного с курсом ОБЖ. Содержание учебных программ курса включает: получение начальных знаний в области обороны государства, правовые основы военной службы, военно-патриотическое воспитание; основы медицинских знаний и др. Кроме теоретических занятий Программа предусматривает проведение пятидневных учебных сборов в период летних каникул на базе воинских частей, определенных военными комиссариатами или учебными подразделениями РОСТО. Вместе с тем, следует отметить, что проводимая всеми институтами государства работа по военно-патриотическому образованию учащихся осуществляется недостаточно целенаправленно и бессистемно. [8]

Информация о работе Значение военного образования в России