Адаптация ребенка в приемной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:42, реферат

Описание работы

Цель исследования: анализ социально-психологических условий адаптации детей к школе и составление рекомендаций по приемлемости адаптационного процесса учащихся начальных классов к школьному обучению.
Задачи исследования:
- Изучить научную, учебно-методическую литературу по теме выпускной квалификационной работы;
- Раскрыть понятиям «школьная адаптация»; «социально-психологические условия адаптации»; «дезадаптация» и другие;
- Дать психологическую характеристику учащихся младшей школы, рассмотреть возрастные их особенности;

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 8
1 Теоретические аспекты адаптации младших школьников к обучению в школе 8
1.1. Адаптация младших школьников к школе 8
1.2. Возрастные особенности младших школьников 14
1.3. Социально- психологические условия успешной адаптации младших школьников к школе 23
2 Эмпирическое исследование адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе. 36
2.1. Планирование и проведение исследования. 36
2.2. Аналитическая справка по результатам диагностики адаптации к школе учащихся 1 класса 42
Заключение 59
Глоссарий 63
Список использованных источников 66
Список сокращений 71

Файлы: 1 файл

Диплом на защиту.docx

— 188.07 Кб (Скачать файл)



Оглавление 

Введение 3

Основная часть 8

1 Теоретические аспекты адаптации младших школьников к обучению в школе 8

1.1. Адаптация младших школьников к школе 8

1.2. Возрастные особенности младших школьников 14

1.3. Социально- психологические условия успешной адаптации младших школьников к школе 23

2 Эмпирическое исследование адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе. 36

2.1. Планирование и проведение исследования. 36

2.2. Аналитическая справка по результатам диагностики адаптации к школе учащихся 1 класса 42

Заключение 59

Глоссарий 63

Список использованных источников 66

Список сокращений 71


Введение

 

Когда ребенок идет в общеобразовательное  учреждение - школу, социальный статус его изменяется, определяется следующая  социальная роль – «ученик». Следует  считать это становлением социального  «Я» ребенка. Смена внешней позиции  ведет к изменению самосознания личности школьника, идет переоценка ценностей.

В данной ситуации – вступления ребенка в школьную жизнь, важно, как его организм приспособиться к новым условиям жизнедеятельности, к нагрузкам, которые связанны с систематическим обучением, изменениям во внимании, характере мышления, памяти, насколько благоприятно пройдет адаптационный процесс ребенка к обучению в школе. У младших школьников складывается иное мировоззрение, формируется ряд идейных, моральных принципов и представлений. Когда ребенок не готов к социальной ступени школьника, то ему будет сложно в школьной области, даже если у него присутствует необходимый запас навыков. 1

Наблюдения социологов и  психологов дают понять, что среди  младших школьников есть дети, которые в силу индивидуальных психологических особенностей с великим трудом адаптируются к новым для них условиям. Они частично справляются с режимом учебного дня, недели и учебной программой.

Психологам, педагогам, родителям важно грамотно помочь ребенку в облегчении его вступления в школьную среду, гармоничного развития, предоставить возможность раскрыть полностью свой потенциал.

Данная работа, направлена на исследование социально-психологических  условий адаптации детей младшего школьного возраста к школе. Перед  нами поставлены вопросы, которые связаны  с раскрытием понятий «школьная  адаптация», «младший школьник», рассмотрением  доминирующих факторов, которые способствуют успешной адаптации детей к школьному обучению, подбором диагностического материала, обуславливающим изучение возможностей детской адаптации. В контексте данной работы ударение ставится на изучение процесса адаптации к школе учащихся начальных классов.

Цель исследования: анализ социально-психологических условий  адаптации детей к школе и  составление рекомендаций по приемлемости  адаптационного процесса учащихся начальных  классов к школьному обучению.

Задачи исследования:

- Изучить научную, учебно-методическую  литературу по теме выпускной  квалификационной работы;

- Раскрыть понятиям «школьная  адаптация»; «социально-психологические  условия адаптации»; «дезадаптация»  и другие;

- Дать психологическую  характеристику учащихся младшей  школы, рассмотреть возрастные  их особенности;

- Проанализировать социально-психологические  условия адаптации младших школьников;

- Разработать программу  эмпирического исследования;

- Провести диагностику  адаптации учащихся первых классов  к школьному обучению;

- Провести анализ результатов  диагностического исследования  и разработать рекомендации педагогам  по условия школьной среды,  направленной на адаптацию младших  школьников к школе.

Объект исследования: дети младшего школьного возраста.

В исследовании были задействованы 27 учеников 1 «Б» класса школы города Старая Русса Новгородской области МАОУСОШ № 4.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия адаптационного процесса младших  школьников к обучению в школе.

Гипотеза: создание социально-психологических  условий обеспечивает благоприятное  течение адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в  школе.

Эмпирическая база исследования: муниципальное автономное образовательное  учреждение средняя общеобразовательная  школа №4 с углубленным изучением  математики, расположенная в городе Старая Русса Новгородской области (далее -  МАОУСОШ № 4).

Методологическую основу работы составили научные и учебно-методические труды Р.В. Овчаровой, Л.А. Ясюковой, Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко,  Ю.А. Александровского, И.Н. Никитиной, Д.Б. Эльконина и других авторов, в которых отражены психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного  возраста, рассмотрены вопросы школьной адаптации и адаптации детей  младшего школьного возраста к образовательному учреждению.

Основные понятия, которые  были использованы в данной выпускной  квалификационной работе:

«Младший школьный возраст» - период жизни ребенка от 6–7 до 10 - 11 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I – IV классы) современной школы.

«Школьная адаптация» - приспособление ребенка к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения и взаимоотношений  в новом коллективе.

 «Социально-психологическая адаптация» - сложная система мероприятий, направленных на овладение новыми общественными формами деятельности и связана, прежде всего, с изменением статуса индивида.

Методы исследования:

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Методы тестирования по технологии Л.А. Ясюковой «Методика определения  готовности к школе»2.

Методы количественной и  качественной обработки полученных данных.

Научная новизна и практическая значимость работы:

В выпускной квалификационной работе проведен анализ современных  подходов к проблеме адаптации детей  младшего школьного возраста к школе, актуализированы условия благоприятной  адаптации детей к обучению в  школьной среде. Разработанные рекомендации школьному педагогическому коллективу по  адаптации младших школьников к обучению в школе используются в практической деятельности работников учреждения. Материалы выпускной квалификационной работы могут представлять интерес для педагогов-психологов, учителей начальных классов.

Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, основной частью, заключением, списком использованных источников, списком сокращений, глоссарием и  приложениями. Основная часть работы состоит из двух глав. В первой главе нами рассмотрены «адаптация младших школьников к школе», «возрастные особенности младших школьников», «социально-психологические условия успешной адаптации младших школьников к школе». Во второй главе отражены вопросы планирования и проведения исследования, дан анализ полученных эмпирических данных и рекомендации по направлению деятельности для организации с первоклассниками психолого-педагогической работы.

1 Теоретические аспекты адаптации  младших школьников к обучению  в школе

 

    1. Адаптация младших школьников к школе

 

Адаптация - от латинского adaptare – приспособлять – процесс приспособления живого организма к окружающим условиям.3

Адаптация человека – различные  столкновения человеческого организма  с многообразными переменами окружающей среды. У растущего организма  чаще происходят подобного рода столкновения, так как в процессе роста и  развития человек проходит цикл социального  существования, в каждом из которых  содержатся факторы, предъявляющие  новые требования к человеку. В  процессе индивидуального развития, организм человека, для существования  в новых условиях, вынужден адаптироваться. У впервые приступающего к  тому или иному роду деятельности человека, наступает процесс адаптации, к условиям реализации деятельности. Происходит перестройка, а не настройка  функций, процессов, строения организма, на уровень, который требуется для  достижения нужного результата. Перестройка  происходит даже при самой малой  существенной смене ода деятельности. В основном вся деятельность многокомпонентна по своим этапам, так и по механизмам, обеспечивающим ее осуществление. Наличие  уже сложившихся механизмов, наличие  резервов, которые обеспечивают их действие, и заключается в их включении, предполагает настройка на деятельность. Адаптация – процесс формирования таких механизмов, установление связей ранее не существующих, накопления резервов.

В нашей стране определение  «социальная адаптация» стало использоваться в средней части 60-х годов XX века. Но этот термин различными авторами понимался неоднозначно, в связи с этим существует несколько его значений. В стандартном определении социальная адаптация – это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды или результат этого процесса.4

С.С.Степанов отечественный  психолог определяет социальную адаптацию  в следующем виде – активное приспособление к условиям социальной среды путем  усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в  обществе.5

По мнению Н.Никитиной  социальная адаптация – это интеграция личности в сложившуюся систему  социальных отношений.6

На протяжении всей жизни  человек большое количество раз  меняет свой статус индивида, когда  попадает в те или иные социальные условия (детский сад, школа, семья, работа), снова и снова ему нужно  вырабатывать новые виды поведения, для этих условий.

Когда человек приступает к неведомой для него деятельности, он переживает момент адаптации к  новым условиям и со временем к  ним вырабатывается привыкание. В  помощь для этого приходит накопленный  с годами жизненный опыт, с возрастом  который становиться все богаче и шире.

Под школьной адаптацией подразумевается  трудоемкая операция приспособления детей  к школе. В рамках адаптации социальной может быть подчеркнута адаптация  детей к школе.

Школьная адаптация –  реформа эмоционально-волевой, мотивационной, познавательной сфер детей на момент перехода к организованному, систематическому обучению. К адаптированности ведет благоприятное сочетание внешних социальных условий. А неблагоприятное ведет к дизадаптации.

Старт обучения в общеобразовательном  учреждении, как в физическом, психологическом, социальном, так и в педагогическом плане, является одним из наиболее ответственных  и трудных моментов в детской  жизни.

Поступив в школьное учреждение, дети не сразу становятся школьниками. Становление такого рода, вхождение  в жизнь школьную, действует на протяжении всех начальных классов. Сочетание качеств детства дошкольного  с особенностями ученика-школьника  характеризует полный возрастной период школьника младшего. Ребят, которые  начинают учиться в школе, ожидают  на пути те или иные затруднения.

В.А. Сухомлинский так писал: «Школа не должна вносить резкого  перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть  новое появляется в его жизни  постепенно и не ошеломляет лавиной  впечатлений»7.

Особой ролью в жизни  младшего школьника выступает учитель. Эмоциональное самочувствие детей, зависит во многом, именно от него. Для  них суждение педагога является основным мотивом и измерителем его  стремлений, стараний к успеху. Обоснованная и справедливая оценка педагога, направленная учащемуся начальных классов, определяет формирование одноклассниками положительного обращения к нему.

Изучая наблюдения В.А.Сухомлинского, следует отметить, что неверное поведение  педагога, в силах повлиять на поведение  младших школьников.  У кого-то появляются нотки «взвинченности»  в характере, у кого частая, несправедливая, чрезмерная обидчивость, озлобленность, у кого беззаботность, безучастность, есть ребята, кто испытывает боязнь наказания, а кто-то становится забиякой.

Бывают случаи, когда у  учеников происходят изменения в  поведении, в худшую сторону, из-за оступков педагога. Гарантия стабильности в  состоянии таких ребят оказывается  родительское отношение к своему чаду. В том случае, когда ребенок  с детства уверен в своей защищенности, он неуязвим в стрессах вне семьи. Но такое, к сожалению, очень редко  встречается. Семейное общение школьника, может усугубить затруднения, с  которыми ребенок вернулся из школы, а не то, что компенсировать их. У  родителей могут всплыть чувства  неуверенности, боязни школы, навеянные  личным учебным опытом. Зачастую родители ждут высоких достижений от своего ребенка, и чрезмерно демонстрируют  недовольство, если ребенок не оправдал их ожиданий. В связи с этим у  ребят формируется ориентир на результативную сторону обучения, а не на процессуальную. Это может стать следствием стараний ребенка стать отличником, и нанести  ущерб своему психическому здоровью.

На момент поступления  в школьное учреждение на первый план ребенка становится учение. Хотя деятельность учебная была уже и в дошкольном учреждении, но для него она стояла на второстепенном плане, а главенствующую роль занимала деятельность игровая.

Режим занятий в школе  требует наиболее высокого, в отличие  от детства дошкольного, произвольного  поведения. Развитые навыки общения  – это неотъемлемый атрибут для  налаживания и поддержки взаимоотношений  с одноклассниками и педагогами в процессе единой учебной деятельности. В данной связи главную роль получает готовность к обучению в школе, она  должна сформироваться еще у старших  дошколят. Ребята, которые имеют  богатый опыт в общении, с достаточным  речевым развитием, с навыками произвольно-волевой  регуляции поведения, познавательные мотивы, которые сформированы, с  легкостью адаптируются к условиям школьной среды.

Информация о работе Адаптация ребенка в приемной семье