Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:42, реферат
Цель исследования: анализ социально-психологических условий адаптации детей к школе и составление рекомендаций по приемлемости адаптационного процесса учащихся начальных классов к школьному обучению.
Задачи исследования:
- Изучить научную, учебно-методическую литературу по теме выпускной квалификационной работы;
- Раскрыть понятиям «школьная адаптация»; «социально-психологические условия адаптации»; «дезадаптация» и другие;
- Дать психологическую характеристику учащихся младшей школы, рассмотреть возрастные их особенности;
Введение 3
Основная часть 8
1 Теоретические аспекты адаптации младших школьников к обучению в школе 8
1.1. Адаптация младших школьников к школе 8
1.2. Возрастные особенности младших школьников 14
1.3. Социально- психологические условия успешной адаптации младших школьников к школе 23
2 Эмпирическое исследование адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе. 36
2.1. Планирование и проведение исследования. 36
2.2. Аналитическая справка по результатам диагностики адаптации к школе учащихся 1 класса 42
Заключение 59
Глоссарий 63
Список использованных источников 66
Список сокращений 71
Оглавление
Введение 3
Основная часть 8
1 Теоретические аспекты адаптации младших школьников к обучению в школе 8
1.1. Адаптация младших школьников к школе 8
1.2. Возрастные особенности младших школьников 14
1.3. Социально- психологические условия успешной адаптации младших школьников к школе 23
2 Эмпирическое исследование адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе. 36
2.1. Планирование и проведение исследования. 36
2.2. Аналитическая справка по результатам диагностики адаптации к школе учащихся 1 класса 42
Заключение 59
Глоссарий 63
Список использованных источников 66
Список сокращений 71
Когда ребенок идет в общеобразовательное учреждение - школу, социальный статус его изменяется, определяется следующая социальная роль – «ученик». Следует считать это становлением социального «Я» ребенка. Смена внешней позиции ведет к изменению самосознания личности школьника, идет переоценка ценностей.
В данной ситуации – вступления ребенка в школьную жизнь, важно, как его организм приспособиться к новым условиям жизнедеятельности, к нагрузкам, которые связанны с систематическим обучением, изменениям во внимании, характере мышления, памяти, насколько благоприятно пройдет адаптационный процесс ребенка к обучению в школе. У младших школьников складывается иное мировоззрение, формируется ряд идейных, моральных принципов и представлений. Когда ребенок не готов к социальной ступени школьника, то ему будет сложно в школьной области, даже если у него присутствует необходимый запас навыков. 1
Наблюдения социологов и психологов дают понять, что среди младших школьников есть дети, которые в силу индивидуальных психологических особенностей с великим трудом адаптируются к новым для них условиям. Они частично справляются с режимом учебного дня, недели и учебной программой.
Психологам, педагогам, родителям важно грамотно помочь ребенку в облегчении его вступления в школьную среду, гармоничного развития, предоставить возможность раскрыть полностью свой потенциал.
Данная работа, направлена
на исследование социально-психологических
условий адаптации детей
Цель исследования: анализ
социально-психологических
Задачи исследования:
- Изучить научную, учебно-
- Раскрыть понятиям «школьная адаптация»; «социально-психологические условия адаптации»; «дезадаптация» и другие;
- Дать психологическую
характеристику учащихся
- Проанализировать социально-
- Разработать программу эмпирического исследования;
- Провести диагностику
адаптации учащихся первых
- Провести анализ результатов
диагностического исследования
и разработать рекомендации
Объект исследования: дети младшего школьного возраста.
В исследовании были задействованы 27 учеников 1 «Б» класса школы города Старая Русса Новгородской области МАОУСОШ № 4.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия адаптационного процесса младших школьников к обучению в школе.
Гипотеза: создание социально-психологических
условий обеспечивает благоприятное
течение адаптации детей
Эмпирическая база исследования: муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением математики, расположенная в городе Старая Русса Новгородской области (далее - МАОУСОШ № 4).
Методологическую основу
работы составили научные и учебно-
Основные понятия, которые были использованы в данной выпускной квалификационной работе:
«Младший школьный возраст» - период жизни ребенка от 6–7 до 10 - 11 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I – IV классы) современной школы.
«Школьная адаптация» - приспособление ребенка к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе.
«Социально-психологическая адаптация» - сложная система мероприятий, направленных на овладение новыми общественными формами деятельности и связана, прежде всего, с изменением статуса индивида.
Методы исследования:
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Методы тестирования по технологии Л.А. Ясюковой «Методика определения готовности к школе»2.
Методы количественной и качественной обработки полученных данных.
Научная новизна и практическая значимость работы:
В выпускной квалификационной
работе проведен анализ современных
подходов к проблеме адаптации детей
младшего школьного возраста к школе,
актуализированы условия
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, основной частью, заключением, списком использованных источников, списком сокращений, глоссарием и приложениями. Основная часть работы состоит из двух глав. В первой главе нами рассмотрены «адаптация младших школьников к школе», «возрастные особенности младших школьников», «социально-психологические условия успешной адаптации младших школьников к школе». Во второй главе отражены вопросы планирования и проведения исследования, дан анализ полученных эмпирических данных и рекомендации по направлению деятельности для организации с первоклассниками психолого-педагогической работы.
Адаптация - от латинского adaptare – приспособлять – процесс приспособления живого организма к окружающим условиям.3
Адаптация человека – различные
столкновения человеческого организма
с многообразными переменами окружающей
среды. У растущего организма
чаще происходят подобного рода столкновения,
так как в процессе роста и
развития человек проходит цикл социального
существования, в каждом из которых
содержатся факторы, предъявляющие
новые требования к человеку. В
процессе индивидуального развития,
организм человека, для существования
в новых условиях, вынужден адаптироваться.
У впервые приступающего к
тому или иному роду деятельности
человека, наступает процесс адаптации,
к условиям реализации деятельности.
Происходит перестройка, а не настройка
функций, процессов, строения организма,
на уровень, который требуется для
достижения нужного результата. Перестройка
происходит даже при самой малой
существенной смене ода деятельности.
В основном вся деятельность многокомпонентна
по своим этапам, так и по механизмам,
обеспечивающим ее осуществление. Наличие
уже сложившихся механизмов, наличие
резервов, которые обеспечивают их
действие, и заключается в их включении,
предполагает настройка на деятельность.
Адаптация – процесс
В нашей стране определение «социальная адаптация» стало использоваться в средней части 60-х годов XX века. Но этот термин различными авторами понимался неоднозначно, в связи с этим существует несколько его значений. В стандартном определении социальная адаптация – это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды или результат этого процесса.4
С.С.Степанов отечественный психолог определяет социальную адаптацию в следующем виде – активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.5
По мнению Н.Никитиной социальная адаптация – это интеграция личности в сложившуюся систему социальных отношений.6
На протяжении всей жизни человек большое количество раз меняет свой статус индивида, когда попадает в те или иные социальные условия (детский сад, школа, семья, работа), снова и снова ему нужно вырабатывать новые виды поведения, для этих условий.
Когда человек приступает к неведомой для него деятельности, он переживает момент адаптации к новым условиям и со временем к ним вырабатывается привыкание. В помощь для этого приходит накопленный с годами жизненный опыт, с возрастом который становиться все богаче и шире.
Под школьной адаптацией подразумевается трудоемкая операция приспособления детей к школе. В рамках адаптации социальной может быть подчеркнута адаптация детей к школе.
Школьная адаптация – реформа эмоционально-волевой, мотивационной, познавательной сфер детей на момент перехода к организованному, систематическому обучению. К адаптированности ведет благоприятное сочетание внешних социальных условий. А неблагоприятное ведет к дизадаптации.
Старт обучения в общеобразовательном учреждении, как в физическом, психологическом, социальном, так и в педагогическом плане, является одним из наиболее ответственных и трудных моментов в детской жизни.
Поступив в школьное учреждение,
дети не сразу становятся школьниками.
Становление такого рода, вхождение
в жизнь школьную, действует на
протяжении всех начальных классов.
Сочетание качеств детства
В.А. Сухомлинский так писал: «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»7.
Особой ролью в жизни младшего школьника выступает учитель. Эмоциональное самочувствие детей, зависит во многом, именно от него. Для них суждение педагога является основным мотивом и измерителем его стремлений, стараний к успеху. Обоснованная и справедливая оценка педагога, направленная учащемуся начальных классов, определяет формирование одноклассниками положительного обращения к нему.
Изучая наблюдения В.А.Сухомлинского, следует отметить, что неверное поведение педагога, в силах повлиять на поведение младших школьников. У кого-то появляются нотки «взвинченности» в характере, у кого частая, несправедливая, чрезмерная обидчивость, озлобленность, у кого беззаботность, безучастность, есть ребята, кто испытывает боязнь наказания, а кто-то становится забиякой.
Бывают случаи, когда у
учеников происходят изменения в
поведении, в худшую сторону, из-за оступков
педагога. Гарантия стабильности в
состоянии таких ребят
На момент поступления в школьное учреждение на первый план ребенка становится учение. Хотя деятельность учебная была уже и в дошкольном учреждении, но для него она стояла на второстепенном плане, а главенствующую роль занимала деятельность игровая.
Режим занятий в школе
требует наиболее высокого, в отличие
от детства дошкольного, произвольного
поведения. Развитые навыки общения
– это неотъемлемый атрибут для
налаживания и поддержки