Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:42, реферат
Цель исследования: анализ социально-психологических условий адаптации детей к школе и составление рекомендаций по приемлемости адаптационного процесса учащихся начальных классов к школьному обучению.
Задачи исследования:
- Изучить научную, учебно-методическую литературу по теме выпускной квалификационной работы;
- Раскрыть понятиям «школьная адаптация»; «социально-психологические условия адаптации»; «дезадаптация» и другие;
- Дать психологическую характеристику учащихся младшей школы, рассмотреть возрастные их особенности;
Введение 3
Основная часть 8
1 Теоретические аспекты адаптации младших школьников к обучению в школе 8
1.1. Адаптация младших школьников к школе 8
1.2. Возрастные особенности младших школьников 14
1.3. Социально- психологические условия успешной адаптации младших школьников к школе 23
2 Эмпирическое исследование адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе. 36
2.1. Планирование и проведение исследования. 36
2.2. Аналитическая справка по результатам диагностики адаптации к школе учащихся 1 класса 42
Заключение 59
Глоссарий 63
Список использованных источников 66
Список сокращений 71
1 Обычно с тестом эти
дети не справляются даже
каждую строчку я буду давать одну минуту. За одну минуту никто всю строчку сделать не успеет. Кто-то сделает столько (показать полстрочки), кТо-то столько (показать чуть больше или чуть меньше). Не надо торопиться, надо работать внимательно!
Как только пройдет минута, я скажу: «Стоп, пошла вторая строчка.» Вы сразу переносите руку (показать на бланке) и начинаете делать вторую строчку.
Работаете, работаете, пройдет еще минута, и я скажу: «Стоп, пошла третья строчка.» Сразу переносите руку и начинаете делать третью строчку (показать). И так мы сделаем 10 строчек. Сравнивать нужно с этими же квадратиками (показать на квадратики-образцы), делать все то же самое, что вы только что делали: так же зачеркивать и подчеркивать. Понятно?»
Если детям все понятно, скажите: «Теперь все взяли ручки, поставили руку на первую строчку (проверить, чтобы это сделали все дети) и начали.»
По истечении 10 минут: «Стоп, все работу закончили, ручки положили, никто ничего больше не пишет. Отдохнули, помахали руками.»
В процессе тестирования следите, чтобы все дети работали точно по инструкции. Кинестетики и высокотревожные дети после дополнительного пояснения обычно успешно справляются с заданием. В процессе работы всех детей необходимо хвалить и подбадривать. Сначала похвалите их за то, что все правильно поняли, как надо работать. Тех, кто ошибся на тренировочной строчке и расстроился, успокойте, сказав, что ничего страшного в этом нет. В процессе выполнения самого задания обязательно говорите детям: «Все молодцы, хорошо работаете.» К концу работы подбадривайте: «Молодцы. Уже немного осталось»
ТЕСТ РАВЕНА
Когда дети закончат работать с тестом Тулуз-Пьерона, следует раздать им книжечки с заданиями серий А и В теста Равена. Дети продолжают работать на тех же бланках. На доску необходимо перерисовать таблицу для записи ответов к тесту Равена. Она изображена снизу на Бланках ответов к тесту Тулуз-Пьерона. При работе с тестом Равена лучше, чтобы первоклассники, сидящие за одной партой, вы-полняли задания разных серий1. Необходимо следить, чтобы дети не списывали друг у друга. Все дошкольники, сидящие по одному, выполняют сначала задания серии А, затем — задания серии В.
Инструкция:
«Все получили книжки с картинками. В них ничего ни писать, ни рисовать, ни помечать нельзя. Мы будем в них только смотреть. Писать будем на своих листочках.
Все нашли на своих листочках вот такую табличку (показать на доске). В эту табличку вы будете записывать свои ответы. Все умеют писать цифры? Кто не умеет, тому я помогу. Поднимите руку, кто не умеет.
Сейчас взяли книжечки в руки те, у кого вот такая картинка (показать картинку А1).
Видите, здесь нарисована большая картинка (показать), из нее как будто вынули кусочек, получилась как будто дырочка (показать), а ниже нарисованы заплатки (показать). Посмотрите, какую из этих заплаток надо сюда (показать) положить, чтобы этой дырочки не было видно, чтобы ее не стало, чтобы рисунок совпал, чтобы картинка получилась правильная. Покажите пальчиком эту заплатку.» Проверьте, все ли показывают правильный ответ. Объясните тем, кто не понял. Отметьте для себя детей, которые не поняли инструкцию в процессе группового объяснения, для того, чтобы в дальнейшем уточнить причину. Как правило, дополнительные разъяснения требуются:
- детям-кинестетикам;
- детям-аудиалам;
- детям с нарушениями зрительного анализа;
- детям с недостаточно развитым мышлением.
Продолжение инструкции:
Спросить у класса: «Какой номер у заплатки, которую мы выбрали?» Выслушав детей, скажите: «Правильно, четыре.» Покажите в таблице, нарисованной на доске, клеточку А1: «Вот ваша картинка А1, и вот сюда, под ней, в пустую клеточку, пишем но-
1 Тест Равена раздается
детям следующим образом. Из
двух ребят, сидящих за одной
партой, серию В дают более
сообразительному ребенку,
мер заплатки, которую мы выбрали — 4. Запишите все в своих листочках цифру 4 (проверить).
Дальше работаем самостоятельно, никто ничего не говорит. Переворачиваем страницу. Смотрим следующую картинку — какая заплатка сюда подходит (Молча! Никто ничего не говорит!), и вот сюда (показать на доске клеточку А2) записываем ее номер.
Так работаем дальше, до конца книжечки: переворачиваем странички, ищем подходящие заплатки и записываем их номера в табличку.»
Перейдите к заданиям серии В (озвучивается русский, а не латинский вариант буквы): «Теперь взяли книжечки те, у кого картинка В1... (Вся инструкция повторяется). Работаем самостоятельно, не разговариваем».
После того, как все начали работать, помогите тем, кто не умеет писать. Дети должны молча показывать пальцем ответ, а Вы записываете его в таблицу.
Завершившие работу с первой серией заданий поднимают руку и получают следующую книжку. При этом необходимо проверить, не пропустил ли ребенок какое-либо задание. Если на ответном листе остались пустые клетки или ребенок говорит, что у него не помещаются все ответы, следует с ним вместе проделать всю работу заново.
ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТБЕНДЕР
Все, кто закончил работать с тестом Равена, получают чистый лист (можно использовать обратную сторону Бланка ответов к тесту Тулуз-Пьерона) и образец для срисовывания. Чистый лист должен лежать перед ребенком горизонтально. Образец для срисовывай и я также в горизонтальной ориентации располагается над ч истым листом.
Инструкция:
«На чистый лист бумаги постарайся срисовать эти картинки так, чтобы получилось очень похоже.»
Срисовывать ребенок должен ручкой. Важно, чтобы он правильно воспроизводил и общий вид, и расположение рисунков. По окончании работы предложите ему проверить, все ли получилось похоже. Если ребенок захочет, он может перерисовать или исправить свое изображение. Пометьте тот рисунок, который ребенок выберет как наиболее похожий.
Приложение Б
Инструкция для родителей
«Перечень указаний, что желательно делать и как себя вести для облегчения адаптации ребенка к школе»
Инструкция включает
3 основных блока: 1. Пожелания к
общению с ребенком на
Инструкция для родителей, составленная Афанасьевой А.В.
Не требуйте от ребенка того, чего он еще не умеет.
При неудаче в учебе, никогда не ставьте в пример конкретного ученика, или человека.
Давайте ребенку возможность вести себя в свободное от учебы время, как дошкольник. Ему это очень надо.
Гуляйте с ребенком не меньше 40 минут в день.
Бег, подвижные игры, плавание помогут снимать напряжение. Важно, чтобы занятия спортом не переутомляли ребенка.
Ограничьте время
Ежедневно ненавязчиво интересуйтесь школьной жизнью ребенка. Делитесь своим школьным опытом.
Играйте с ребенком.
Найдите, за что похвалить ребенка, за малейшее достижение в учебной деятельности и в поведении, чтобы ребенок чувствовал себя успешным.
Оказывайте ребенку
Создайте для ребенка щадящий режим:
Сохраните дневной сон (у кого он был до школы) или послеобеденный отдых.
Ограничьте виды деятельности, возбуждающе действующие на ребенка: посещение театра, приглашение гостей или нанесение визитов.
Сократите время просмотра телевизора и время, проводимое за компьютером (общее время не более полутора часов).
Если ребенок сильно устает, можно укладывать его пораньше спать.
Не кричите на ребенка.
Не обсуждайте при ребенке ни положительные, ни отрицательные качества школы, учителя, одноклассников и их родителей.
Любите и во всем помогайте своему ребенку.
Приложение В
Дневники наблюдения за детьми для родителей.
Данный дневник заполняет один из родителей ребенка. Описание ежедневного состояния ребенка ведется по следующим пунктам:
1 Выготский Л.С. лекции по психологии. – СПб.: Союз, 1999. – С. 3-129.
2 Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения учащихся 1 классов (комплексное обследование психологической практики) –СПб.: ГП «ИМАТОН», 1999. С 10
3 http://psi.webzone.ru/st/
4 Краткий психологический словарь. /Ред. – сост. Л.А.Карпенко; Под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – 2 изд., расш.,испр. и доп. – Ростов н/Д:изд-во «Феникс», 1999г. С .67
5 Исторатова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы, 12-е изд./ серия «Справочник». - Ростов н/Д: Феникс, 2004, С. 56
6 Никитина И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации/ И.Н.Никитина-., 1980, С.54
7 http://festival.1september.ru/
8 Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.:ТЦ «Сфера», 2000, С. 157
9 Овчарова Р.В. Справочная книга психолога. – 2-е изд..дораб. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996г.,
С. 95.
10 Михальчик Т.С., Матюхина М.В., Прокина Н.Ф. и др.Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пед. ин – тов – М.: Просвещение, 1984. – С 100-155
11 Эльконин Д.Б. «Введение в психологию развития». – М.: Педагогика, 1995. – С. 21-84
12 Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пед. ин – тов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Подж ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984. –С. 246.
13 Выготский Л.С. лекции по психологии. – СПб.: Союз, 1999. – С. 3-129.
14 Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет) – м: Учпедгиз, 1990. С. 15-55
15 Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: РПА, 1996. – С. 238-284
16 Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.:ТЦ «Сфера», 2000. – 448с.; с. 157
17 http://vashpsixolog.ru/
18 http://vashpsixolog.ru/
19 http://vashpsixolog.ru/
20 Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности// Вестник Спб.гос. Унив. 1995г. Серия 6 С. 72-86
21 Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности// Вестник Спб.гос. Унив. 1995г. Серия 6 С. 72-86
22 http://shkola10.ucoz.net/
23 Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения учащихся 1 классов (комплексное обследование психологической практики) –СПб.: ГП «ИМАТОН», 1999. С 10
24 Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения учащихся 1 классов (комплексное обследование психологической практики) –СПб.: ГП «ИМАТОН», 1999. С 30-50
25 Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения учащихся 1 классов (комплексное обследование психологической практики) –СПб.: ГП «ИМАТОН», 1999. С 30-50
26 Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.- М., Генезис, 2001. – 340С
27 Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.- М., Генезис, 2001. – 340С
28 Богомолов Ю.П., Воронина А.И., Куст В.П. Краткие сведения по применению некоторых медико-психологических тестов// Вопросы психологической адаптации.- Новосибирск. НГУ, 1974 – С 30-39.
29 Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности// Вопросы психологии 1989 – С 23-46
30 http://shkola10.ucoz.net/