Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:42, реферат
Цель исследования: анализ социально-психологических условий адаптации детей к школе и составление рекомендаций по приемлемости адаптационного процесса учащихся начальных классов к школьному обучению.
Задачи исследования:
- Изучить научную, учебно-методическую литературу по теме выпускной квалификационной работы;
- Раскрыть понятиям «школьная адаптация»; «социально-психологические условия адаптации»; «дезадаптация» и другие;
- Дать психологическую характеристику учащихся младшей школы, рассмотреть возрастные их особенности;
Введение 3
Основная часть 8
1 Теоретические аспекты адаптации младших школьников к обучению в школе 8
1.1. Адаптация младших школьников к школе 8
1.2. Возрастные особенности младших школьников 14
1.3. Социально- психологические условия успешной адаптации младших школьников к школе 23
2 Эмпирическое исследование адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе. 36
2.1. Планирование и проведение исследования. 36
2.2. Аналитическая справка по результатам диагностики адаптации к школе учащихся 1 класса 42
Заключение 59
Глоссарий 63
Список использованных источников 66
Список сокращений 71
Предмет психологического анализа сформированность необходимых для успешной адаптации новообразований у первоклассников
Задачи психологического анализа:
получение психометрических данных о особенностях адаптации учащихся;
обработка психометрических данных;
психологический анализ адаптированности школьников;
формулирование общих выводов и рекомендаций для педагога по оптимизации процесса адаптации учащихся.
При анализе эмпирических данных за
основу было взято теоретическое
положение о том, что нормой социально-психологического
явления выступает
Начальными психологическими данными
для анализа эффективности
Анализ эмпирических данных по основаниям:
- интеллектуальные способности;
- особенности нервной системы;
- эмоциональные особенности;
- энергетический потенциал.
Интеллектуальные способности.
Оценка интеллектуальных способностей учащихся показала, что основными причинами школьной дезадаптации данной группы учащихся может быть негармоничное интеллектуальное развитие.
Проблемы в освоении учебного материала учащихся в первую очередь могут быть связаны с неумением детей:
- мыслить по аналогии,
видеть закономерности в
- самостоятельно разбираться в материале – слабый уровень понятийного мышления (21%);
- выделять отношения в чистом виде, отвлекаясь от подметных составляющих – низкий уровень абстрактного мышления (41%);
- грамматически правильно строить предложения и свою речь в целом словарный запас (11%) учащихся (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 - Причины проблем в освоении учебного материала учащихся
В целом у 72% учащихся первого класса уровень интеллектуальной готовности в норме. 28% учащихся первого класса имеют недостаточный уровень интеллектуальной готовности к обучению (рисунок 2.2).
Дети, которых можно отнести к группе риска по вероятности развития школьной дезадаптации из-за интеллектуальных проблем:
- Андрей В.;
- Алесей И.;
- Алена С.;
- Игорь З.;
- Ольга А.;
- Маша А.;
- Настя П.;
- Леша П..
Рисунок 2.2 - Показатели уровня интеллектуальной готовности к школе у учащихся первого класса.
Особенности нервной системы.
1. Умственная работоспособность и продуктивность умственной деятельности:
Умственная работоспособность
связана со скоростью выполнения
умственной работы, определяет динамические
особенности психической
- восприятия;
- переработки информации.
У 48 % диагностированных детей
уровень умственной работоспособности
в норме. 52% учащихся 1-ого класса
уровень умственной работоспособности
ниже среднего. Такие дети могут
испытывать трудности в обучении
уже при средних учебных
Педагогам, работающим в первом «Б» классе, в первую очередь для:
Алены С.; Антона Д.;
Оли А.; Юры Т.; Андрея В.; Алексея
И.; Дани С.; Настя П.; Маша А.; Леша
П.; Андрей Н.; Лена С.; Катя Е.; Саша
В., рекомендуется учитывать
2. Продуктивность умственной деятельности, то есть внимательность, связанная с точностью выполнения работы, характеризующая развитость произвольного внимания и, в особенности, способность к произвольной концентрации, у 49% учащихся сформирована нормально, а у 51% сформирована недостаточно. Обследованные ребята, имеющие сниженный уровень продуктивности умственной деятельности: Леша И.; Алена С.; Андрей В.; Рома М.; Вика Л.; Даня С.; Маша А.; И. Таня, Настя П.; Леша И.; Игорь З.; Женя Ч.; Антон Д.
3. Зритильно-моторная координация – восприятие зрительного образа и перенос его с помощью моторной координации – к моменту обучения в 1-м классе у детей должна быть сформирована. Это необходимо для успешного выполнения списывания и выполнения заданий с доски, учебников, прописей.
У 39% детей, участвовавших
в диагностики, развитие зрительно-моторной
координации находится в
Первоклассники с низким уровнем зрительно-моторной координацией: Алексей И.; Даня С.; Вика Л.; Таня И.; Маша А.; Антон Д.; Андрей Н.; Лена С.; Катя Е.; Миша У.; Аня Т.; Лена Т.; Леша П.; Рома М.; Алена С.
Рисунок 2.3 - Особенности нервной системы
Эмоциональное состояние.
Отрицательный эмоциональный
фон снижает адаптационные
У 89% детей эмоциональный фон в норме. Преобладание отрицательных эмоциональных состояний: для 11% учащихся: Игорь З.; Оля А.; Антон Д., доминирует плохое настроение и неприятные переживания, причины которых необходимо выяснить (Рисунок 2.4).
Рисунок 2.4 - Результаты диагностики эмоционального состояния.
Самооценка:
Эмоциональную самооценку ребенка также необходимо знать. Ребенок со спокойствием переживает свойственные неудачи, препятствия, имея устойчивую положительную самооценку, осознавая, что это все временно, сохраняется обычный уровень активности. Такие дети отождествляют себя с «хорошими детьми». Такие дети составляют 79% из диагностированных.
Негативная самооценка у 7% детей: ребенок ассоциирует себя с плохими людьми, сам себе не нравится. Отрицательная самооценка не позволяет ребенку стать лучше, он уже воспринимает себя как плохого человека. Это: Игорь З., Леша И.
Причинами негативной самооценки могут быть:
- несоответствие требований учителей возможностям ребенка;
- публичное унижение, оскорбление учащихся;
- постоянная критика в
адрес ученика со стороны
Инфантильная самооценка
14%: При инфантильной самооценке младший
школьник сохраняет детское
Рисунок 2.5 - Результаты диагностики по показателю «Самооценка»
При доминировании инфантильных
установок ребенок предъявляет
требования не к себе, а к окружающим
и, особенно, к окружающим его взрослым.
Инфантилизм обычно проявляется
в недостаточной
Энергетический потенциал.
Характеризует энергетический баланс организма: способность к энергозатратам или установку на сбережение энергии. В психологической практике обозначается как «физиологическая энергия».
У 73% обследованных детей
в рамках нормы показания
Процесс физиологической адаптации не завершен у 27 % учащихся, так как не установился внутренний энергетический баланс: Андрей В.; Алексей И.; Оля А.; Настя П.; Рома М.; Вика Л.; Саша В. (Рисунок 2.6).
Компенсируемое состояние усталости: самовосстановление нормальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности, выявлено 16% учащихся 1-ог класса СОШ № 4 г. Старая Русса Новгородской области: Алексей П.; Женя Ч.; Даня С.; Андрей Н.
Перевозбуждение: которое в дальнейшем может привести к переутомлению, встречается у 10% учащихся 1-ого класса:
- Рома М.;
- Андрей В.;
- Игорь З.
Чаще всего такое состояние является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, а не в оптимальном режиме, что приводит к быстрому истощению. Для данной группы ребят следует снизить нагрузки, обеспечить нормализацией трудового режима, отдыха, темпа деятельности.
Состояние истощения: нагрузки непосильны для ребенка, требуется их существенной снижение. Обычно переутомление связано с наличием или обострением хронических заболеваний. Состояние истощения отмечено у 1% учащихся из всех обследованных:
- Алексей П.
Рисунок 2.6 - Результаты диагностики по «Энергетический потенциал».
Адаптированность.
Исходя из приведенных
выше результатов диагностики
Общий уровень адаптированности учащихся 1- ого класса СОШ № 4 города Старая Русса Новгородской области – 78% (при норме 75%).
Дезадаптационное состояние наблюдается у 22% диагностированных детей: Андрей В.; Алексей И; Игорь З.; Настя П.; Даня С.; Леша П. (Рисунок 2.7).
Причинам дезадаптации отдельных учеников («группа риска») являются внутренние проблемы.
Рисунок 2.7.- Уровень адаптированности
Подведем итоги:
В ходе комплексной психодиагностики было изучено актуальное развитие каждого первоклассника, выявлены имеющиеся трудности, которые могут помешать успешной адаптации в школе. Были опрелены следующие «группы риска» первоклассников:
1. «группа риска» детей
с низким уровнем
- не умеют мыслить по
аналогии, видеть закономерности
в организации элементов
- не умеют самостоятельно
разбираться в учебном
- не могут выделять
главное, оперирование
- не могу грамматически правильно строить предложения и свою речь.
2. «группа риска» детей
с общей функциональной
- 52% учащихся (уровень работоспособности
ниже среднего) испытывают трудности
в обучении уже при средних
учебных нагрузках и скорости
подачи учебного материала и,
вследствие этого, нуждаются в
индивидуальном подходе со
- 51% детей со сниженным
уровнем продуктивности
- 61% детей 1-х классов
характерно недостаточное
3. «группа риска» детей
с неблагоприятным