Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:42, реферат
Цель исследования: анализ социально-психологических условий адаптации детей к школе и составление рекомендаций по приемлемости адаптационного процесса учащихся начальных классов к школьному обучению.
Задачи исследования:
- Изучить научную, учебно-методическую литературу по теме выпускной квалификационной работы;
- Раскрыть понятиям «школьная адаптация»; «социально-психологические условия адаптации»; «дезадаптация» и другие;
- Дать психологическую характеристику учащихся младшей школы, рассмотреть возрастные их особенности;
Введение 3
Основная часть 8
1 Теоретические аспекты адаптации младших школьников к обучению в школе 8
1.1. Адаптация младших школьников к школе 8
1.2. Возрастные особенности младших школьников 14
1.3. Социально- психологические условия успешной адаптации младших школьников к школе 23
2 Эмпирическое исследование адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе. 36
2.1. Планирование и проведение исследования. 36
2.2. Аналитическая справка по результатам диагностики адаптации к школе учащихся 1 класса 42
Заключение 59
Глоссарий 63
Список использованных источников 66
Список сокращений 71
- у 11% учащихся доминирует
плохое настроение и
- 27 % школьников с неадекватной самооценкой (7% с негативной самооценкой : З. Игорь, И. Леша, и 14 % с инфантильной: это Т. Лена; С. Даня; Т.Юра, У. Миша).
4. «группа риска»
- 10% учащихся находятся
в состоянии перевозбуждения,
этим детям необходимо
- хроническое переутомление у 1% учащихся; (П. Леша).
- у 16 % компенсируемое состояние усталости. Это П. Леша, Ч. Женя, Н. Андрей, С. Даня.
По итогам диагностирования можно предложить следующие рекомендации по направлению деятельности для организации с первоклассниками психолого-педагогической работы:
1. Рекомендации для
администрации
- довести до сведения
педагогических работников
- провести психолого-
- организовать разработку
программ психолого-
- создать условия для
учета педагогами
- обеспечить контроль за выполнением рекомендаций специалистов.
2 . Учителям начальных классов:
- скорректировать свою
работу с учащимися, имеющими
трудности в адаптации, с
- создать систему психолого-
2.1. обеспечить преемственность
в работе дошкольного
2.2. изучить возрастные
характеристики ребенка к
2.3. создать специальные
педагогические условия для
3. Специалистам службы
психолого-педагогического
- провести индивидуальные
консультации с администрацией
общеобразовательного
- провести индивидуальные
консультации с родителями
- использовать при составлении
программы психолого-
- организовать коррекционно-
- в завершении учебного,
на основе повторного
Все перечисленные выше рекомендации, должны иметь конкретное содержание соответствуя той или иной фазе работы, в границах систем психолого-педагогического сопровождения в момент школьной адаптации.
Кроме того, родителям учащихся предлагаются рекомендации для облегчения адаптации их детей к школе (Приложение Б) и специальные формы дневников наблюдения за детьми (Приложение В).26
Учителю, который закреплен за классом в практической деятельности следует установить ориентир на диагностированные и появляющиеся трудности учеников в момент обучения.
Можно доверять в процессе обучения ребятам, которые адаптированы к школьному процессу в проявлении их самостоятельности, инициативы, поощрять их успехи, создавать условия для их всестороннего развития, помня, что для них одинаково важны и практические достижения, и познавательная активность, и успешность общения. Они должны иметь время и для контактов со сверстниками, и для полноценного отдыха, и для занятия любимым делом.27
На таких детей стоит обратить внимание, при проявлении признаков неуверенности в себе и повышенной тревожности, на макросоциальную ситуацию их развития в школе и семье, попытаться устранить психотравмирующий фактор, снизить его влияние, помочь детям найти адекватный выход из возникающего конфликта. Особую осторожность надо соблюдать при оценочных действиях, стараясь всячески поддержать ребенка, поощрять малейшие достижения.28
С детьми, которые неважно справляются со школьной нагрузкой, если у них видны нарушения процесса социализации, замечаются существенные колебания здоровья психосоматического, следует обращаться внимательнее, хвалить, поощрять. Критиковать ребенка с осторожностью, поясняя его неудачи, промахи. И ни в коем случае не делать этого на глазах других людей, лучше поговорить наедине.
С детьми, которые неважно справляются со школьной нагрузкой, если у них нет нарушений процесса социализации.
Внимательное, благоприятное отношение учителя к данной группе детей, положительно повлияет преодоление трудностей в адаптационном процессе. Учителю следует поощрять их старания, выделяя перед остальными детьми их хорошие качества. Зачастую такие ученики становятся помощниками учителей. Социальные виды взаимосотрудничества проявляют у них позитивные эмоции.
Следствием нарушений в усвоении опыта социального, нарушения адаптационного поведения является признаки у учеников школьной неуспеваемости и асоциального поведения, то есть хулиганское поведение, грубость, наглость, хамство, неявки на уроки, побеги из родного дома, агрессия, нецензурный словарный запас. Данной группе учеников не следует каждый раз говорить о их неудачах, ошибках. Они и сами все знают и понимают. Функциональные возможности такого рода ребенка только снижаются от постоянных претензий и «тыканий» взрослых. В состоянии эмоционального стресса неуверенность в себе только прогрессирует.
Есть еще дети, которые
обладают выраженными или же нет
патологическими отклонениями в
развитии, незамеченные, выявившиеся
в момент обучения или хорошо скрываемые
родителями, при вступлении ребенка
в школьное учреждение, а также
появившиеся в следствии
- соматические (наличие стойких физических неврозов, нарушения сердечнососудистой, пищеварительной, эндокринной, систем, зрения).
- психические (задержки
в психическом развитии
Большое значение для этих детей имеет соблюдение правильного режима труда и отдыха. Для них необходим полноценный отдых, спокойные прогулки на свежем воздухе. Совершенно недопустимо переутомление ребенка. Таких детей можно лишний раз отпустить с урока, если они жалуются на головную боль или плохое самочувствие, освободить от домашних заданий. Основное внимание следует уделять здоровью школьников. Нередко болезнь является защитной реакцией ребенка на чрезмерную психическую нагрузку. Такие школьники нуждаются в постоянном медицинском контроле.29
И так, подведем итоги. В практической части диагностического исследования нами изучена адаптированность учеников 1-ого класса МАОУ СОШ №4, проанализированы вероятные причины и факторы дезадаптированности первоклассников.
На основе результатов исследования разработаны рекомендации для участников образовательного процесса по созданию социально-психологических условий успешной адаптации первоклассников к школе.
В данном исследовании были
установлены задачи, решение которых
было осуществлено с помощью изучения
научных психологических и
Проанализировав научные
источники по изучаемой проблеме,
следует отметить, что понятие
адаптация связано с освоением
человеком новой сферы
Поступление в школу – это важное, и значимое событие в жизни каждого ребенка: у него появляется ответственность – учение, отношение к которому, неотъемлемо оценивается взрослыми. И кто как не мы взрослые: психологи, педагоги, родители, - должны помочь детям в такого рода ситуации.
Адаптация является отнюдь не только приспособление к благоприятному функционированию в предложенной среде, но и способность к дальнейшему социальному и психологическому развитию. Ребенок, который приспособлен к полному развитию своего интеллектуального, мотивационного, и других потенциалов– это ребенок, который успешно адаптирован к школьным условиям.
Адаптационный процесс многогранный, энергичный, в себя включает образование, формирование средств и способов поведения, которые направлены на освоение учебного процесса, деятельности, эффективное взаимодействие с новой социальной средой. Адаптация детей к школе заключается в освоении ребенком школьных требований, мер и порядков, к новым условиям жизни, к незнакомому, недавнему для него окружению. Успешная дальнейшая социальная деятельность ребенка напрямую зависит от благополучия адаптационного периода при обучении в школе. В такой ситуации учебный состав является первой социальной группой для младшего школьника (ученика). В которой детей связывают единые занятия, работа, направленные на достижение общей цели. Именно в этом возрасте начинает происходить важная перестройка всей структуры взаимоотношений между детьми. Умение ребенка реализовывать себя в этих отношениях определяет его место в учебном составе, которое, в свою очередь, является одним из успешных условий адаптации к школе.
Процесс адаптации детей в школе труден и физически, и психологически.
Сейчас все больше замечено детей, которые уже с первого класса не справляются со школьной программой обучения. Для таких детей, педагогам и психологам нужно больше уделять внимания. В связи с тем, что хроническое отставание детей младшего школьного возраста неблагоприятно сказывается на бедующем личностном развитии, а также интеллектуальном. Часто детям младшего школьно возраста требуется персональная коррекционная программа, которая основана на знании аспектов вызывающих неуспеваемость.
Главными условиями, которые способствуют успешности в адаптационном процессе детей к школьному обучению, являются положительные отношения в семье, высокий уровень образования отца и матери ребенка, благоприятная манера взаимодействия и взаимоотношения педагога с учениками, сформированность детей к школьному обучению, положительный статус ребенка в классе, во взаимоотношениях с одноклассниками, хорошие отношения со взрослыми,
Неблагоприятные критерии, которые имеют влияние на школьную адаптацию: неверное, может даже неприемлемое семейное воспитание, неудовлетворительная готовность к школьному обучению, негативное взаимоотношения со взрослыми, низкий уровень образования родителей, неблагоприятная обстановка в семье на фоне алкоголизма родителей, статус ребенка отрицательный перед тем, как он поступил в школу, не благоприятный стиль отношения педагога к ученикам, неполная семья.
Диагностического исследования в рамках выпускной квалификационной работы было проведено на основе положения о том, что «есть дети, которые в силу индивидуальных и психофизиологических особенностей первоклассников трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или же не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой».30
Выявление данной группы детей является
главной задачей психолого-
- Ребенок, поступающий в школу,
должен быть зрелым в
- Он должен достичь
- Ребенок должен владеть
- Не менее важны и навыки
речевого общения, развитая