Адаптация ребенка в приемной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:42, реферат

Описание работы

Цель исследования: анализ социально-психологических условий адаптации детей к школе и составление рекомендаций по приемлемости адаптационного процесса учащихся начальных классов к школьному обучению.
Задачи исследования:
- Изучить научную, учебно-методическую литературу по теме выпускной квалификационной работы;
- Раскрыть понятиям «школьная адаптация»; «социально-психологические условия адаптации»; «дезадаптация» и другие;
- Дать психологическую характеристику учащихся младшей школы, рассмотреть возрастные их особенности;

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 8
1 Теоретические аспекты адаптации младших школьников к обучению в школе 8
1.1. Адаптация младших школьников к школе 8
1.2. Возрастные особенности младших школьников 14
1.3. Социально- психологические условия успешной адаптации младших школьников к школе 23
2 Эмпирическое исследование адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе. 36
2.1. Планирование и проведение исследования. 36
2.2. Аналитическая справка по результатам диагностики адаптации к школе учащихся 1 класса 42
Заключение 59
Глоссарий 63
Список использованных источников 66
Список сокращений 71

Файлы: 1 файл

Диплом на защиту.docx

— 188.07 Кб (Скачать файл)

- у 11% учащихся доминирует  плохое настроение и неприятные  переживания, причины которых  необходимо выяснить; Это З. Игорь;  А. Оля; Д. Антон.

- 27 % школьников с неадекватной  самооценкой (7% с негативной самооценкой  : З. Игорь, И. Леша,  и 14 % с  инфантильной: это Т. Лена; С. Даня; Т.Юра, У. Миша).

4. «группа риска» первоклассников  с проблемами физиологической  адаптации (27%):

- 10% учащихся находятся  в состоянии перевозбуждения,  этим детям необходимо снижение  нагрузки; это М. Рома, В. Андрей, З. Игорь.

- хроническое переутомление  у 1% учащихся; (П. Леша).

- у 16 % компенсируемое  состояние усталости. Это П.  Леша, Ч. Женя, Н. Андрей, С. Даня.

По итогам диагностирования можно предложить следующие рекомендации по направлению деятельности для  организации с первоклассниками психолого-педагогической работы:

1.  Рекомендации для  администрации общеобразовательного  учреждения - школы:

- довести до сведения  педагогических работников общеобразовательной  школы, (учреждения) результаты диагностики;

- провести психолого-педагогический  консилиум по итогам диагностики  учащихся 1-ого класса с разработкой  стратегии и тактики сопровождения  каждого ребенка, испытывающего  трудности в адаптации;

- организовать разработку  программ психолого-педагогического  сопровождения учащихся «группы  риска» по преодолению школьной  дезадаптации;

- создать условия для  учета педагогами индивидуальных  особенностей детей при построении  учебной деятельности и воспитательной  работы, внести соответствующие  коррективы в планы учебной  и воспитательной работы с  классом; 

- обеспечить контроль  за выполнением рекомендаций  специалистов.

2 . Учителям начальных  классов:

- скорректировать свою  работу с учащимися, имеющими  трудности в адаптации, с учетом  полученных результатов;

- создать систему психолого-педагогической  поддержки первоклассников, позволяющей  им успешно адаптироваться и  всесторонне развиваться в школьной  системе отношений:

2.1. обеспечить преемственность  в работе дошкольного образовательного  учреждения и школы, которая  заключается в согласованности  всех компонентов системы: цели, задачи, содержания, методов, средств,  форм организации воспитания  и обучения.

2.2. изучить возрастные  характеристики ребенка к началу  и к концу его обучения в  1-ом классе.

2.3. создать специальные  педагогические условия для учащихся, испытывающих трудности в период  их адаптационного процесса к  обучению в школе.

3. Специалистам службы  психолого-педагогического сопровождения  общеобразовательного учреждения, школы:

- провести индивидуальные  консультации с администрацией  общеобразовательного учреждения  - школы, учителями и родителями  первоклассников по результатам  диагностики;

- провести индивидуальные  консультации с родителями учащихся, имеющих стойкие затруднения  в учебной деятельности и в  адаптации к новым условиям  и школьным требованиям;

- использовать при составлении  программы психолого-педагогического  сопровождения учащихся группы  риска методические рекомендации  М. Битяновой («Адаптация к  школе. Диагностика, предупреждение  и преодоление дезадаптации»);

- организовать коррекционно-развивающую  работу, ориентированную на оказание  помощи каждому ребенку, в соответствии  с выявленными трудностями (например, по программе «Поиграем в школу»);

- в завершении учебного, на основе повторного обследования  учащихся группы риска подготовить  аналитическую справку, отражающую  результативность психолого-педагогического  сопровождения учащихся данной  категории.

Все перечисленные выше рекомендации, должны иметь конкретное содержание соответствуя той или иной фазе работы, в границах систем психолого-педагогического  сопровождения в момент школьной адаптации.

 Кроме того, родителям учащихся предлагаются рекомендации для облегчения адаптации их детей к школе (Приложение Б) и специальные формы дневников наблюдения за детьми (Приложение В).26

Учителю, который закреплен  за классом в практической деятельности следует установить ориентир на диагностированные  и появляющиеся трудности учеников в момент обучения.

Можно доверять в процессе обучения ребятам, которые адаптированы к школьному процессу в проявлении их самостоятельности, инициативы, поощрять их успехи, создавать условия для  их всестороннего развития, помня, что  для них одинаково важны и  практические достижения, и познавательная активность, и успешность общения. Они должны иметь время и для контактов со сверстниками, и для полноценного отдыха, и для занятия любимым делом.27

На таких детей стоит  обратить внимание, при проявлении признаков неуверенности в себе и повышенной тревожности, на макросоциальную  ситуацию их развития в школе и  семье, попытаться устранить психотравмирующий  фактор, снизить его влияние, помочь детям найти адекватный выход  из возникающего конфликта. Особую осторожность надо соблюдать при оценочных  действиях, стараясь всячески поддержать ребенка, поощрять малейшие достижения.28

С детьми, которые неважно  справляются со школьной нагрузкой, если у них видны нарушения  процесса социализации, замечаются существенные колебания здоровья психосоматического, следует обращаться внимательнее, хвалить, поощрять. Критиковать ребенка с  осторожностью, поясняя его неудачи, промахи. И ни в коем случае не делать этого на глазах других людей, лучше  поговорить наедине.

С детьми, которые неважно  справляются со школьной нагрузкой, если у них нет нарушений процесса социализации.

Внимательное, благоприятное  отношение учителя к данной группе детей, положительно повлияет преодоление  трудностей в адаптационном процессе. Учителю следует поощрять их старания, выделяя перед остальными детьми их хорошие качества. Зачастую такие  ученики становятся помощниками  учителей. Социальные виды взаимосотрудничества проявляют у них позитивные эмоции.

Следствием нарушений  в усвоении опыта социального, нарушения  адаптационного поведения является признаки у учеников школьной неуспеваемости и асоциального поведения, то есть хулиганское  поведение, грубость, наглость, хамство, неявки на уроки, побеги из родного  дома, агрессия, нецензурный словарный запас. Данной группе учеников не следует каждый раз говорить о их неудачах, ошибках. Они и сами все знают и понимают. Функциональные возможности такого рода ребенка только снижаются от постоянных претензий и «тыканий» взрослых. В состоянии эмоционального стресса неуверенность в себе только прогрессирует.

Есть еще дети, которые  обладают выраженными или же нет  патологическими отклонениями в  развитии, незамеченные, выявившиеся  в момент обучения или хорошо скрываемые родителями, при вступлении ребенка  в школьное учреждение, а также  появившиеся в следствии заболевания  виде осложнений:

- соматические (наличие стойких  физических неврозов, нарушения  сердечнососудистой, пищеварительной, эндокринной, систем, зрения).

- психические (задержки  в психическом развитии различной  степени эмоциональной сферы,  психические и неврозоподобные  расстройства)

Большое значение для этих детей имеет соблюдение правильного  режима труда и отдыха. Для них  необходим полноценный отдых, спокойные  прогулки на свежем воздухе. Совершенно недопустимо переутомление ребенка. Таких детей можно лишний раз отпустить с урока, если они жалуются на головную боль или плохое самочувствие, освободить от домашних заданий. Основное внимание следует уделять здоровью школьников. Нередко болезнь является защитной реакцией ребенка на чрезмерную психическую нагрузку. Такие школьники нуждаются в постоянном медицинском контроле.29

И так, подведем  итоги. В  практической части диагностического исследования нами изучена адаптированность учеников 1-ого класса МАОУ СОШ №4, проанализированы вероятные причины  и факторы  дезадаптированности  первоклассников.

На основе результатов  исследования разработаны рекомендации для  участников образовательного процесса по созданию  социально-психологических  условий  успешной адаптации первоклассников  к школе.

Заключение

В данном исследовании были установлены задачи, решение которых  было осуществлено с помощью изучения научных психологических и педагогических источников по проблеме, а также  проведения диагностического исследования школьной адаптации учащихся в первом классе МАОУСОШ №4 г. Старая Русса  Новгородской области.

Проанализировав научные  источники по изучаемой проблеме, следует отметить, что понятие  адаптация связано с освоением  человеком новой сферы деятельности, изменениями в социальном окружении  и социальной позицией.

Поступление в школу –  это важное, и значимое событие  в жизни каждого ребенка: у  него появляется ответственность –  учение, отношение к которому, неотъемлемо  оценивается взрослыми. И кто  как не мы взрослые: психологи, педагоги, родители, -  должны помочь детям  в такого рода ситуации.

Адаптация является отнюдь не только приспособление к благоприятному функционированию в предложенной среде, но и способность к дальнейшему  социальному и психологическому развитию. Ребенок, который приспособлен к полному развитию своего интеллектуального, мотивационного, и других потенциалов– это ребенок, который  успешно  адаптирован к школьным условиям.

Адаптационный процесс многогранный, энергичный, в себя включает образование, формирование средств и способов поведения, которые направлены на освоение учебного процесса, деятельности, эффективное  взаимодействие с новой социальной средой. Адаптация детей к школе  заключается в освоении ребенком школьных требований, мер и порядков, к новым условиям жизни, к незнакомому, недавнему для него окружению. Успешная дальнейшая социальная деятельность ребенка  напрямую зависит от благополучия адаптационного периода при обучении в школе. В такой ситуации учебный состав является первой социальной группой  для младшего школьника (ученика). В  которой детей связывают единые занятия, работа, направленные на достижение общей цели. Именно в этом возрасте начинает происходить важная перестройка всей структуры взаимоотношений между детьми. Умение ребенка реализовывать себя в этих отношениях определяет его место в учебном составе, которое, в свою очередь, является одним из успешных условий адаптации к школе.

Процесс адаптации детей  в школе  труден и физически, и  психологически.

Сейчас все больше замечено детей, которые уже с первого  класса не справляются со школьной программой обучения. Для таких детей, педагогам и психологам нужно  больше уделять внимания. В связи  с тем, что хроническое отставание детей младшего школьного возраста неблагоприятно сказывается на бедующем личностном развитии, а также интеллектуальном. Часто детям младшего школьно возраста требуется персональная коррекционная программа,  которая основана на знании аспектов вызывающих неуспеваемость.

Главными условиями, которые  способствуют успешности в адаптационном  процессе детей к школьному обучению, являются положительные отношения  в семье, высокий уровень образования  отца и матери ребенка, благоприятная  манера взаимодействия и взаимоотношения  педагога с учениками, сформированность детей к школьному обучению, положительный  статус ребенка в классе, во взаимоотношениях с одноклассниками, хорошие отношения  со взрослыми,

Неблагоприятные критерии, которые имеют влияние на школьную адаптацию: неверное, может даже неприемлемое семейное воспитание, неудовлетворительная готовность к школьному обучению, негативное взаимоотношения со взрослыми, низкий уровень образования родителей, неблагоприятная обстановка в семье  на фоне алкоголизма родителей, статус ребенка отрицательный перед  тем, как он поступил в школу, не благоприятный  стиль отношения педагога к ученикам, неполная семья.

Диагностического исследования в рамках выпускной квалификационной работы было проведено на основе положения  о том, что «есть дети, которые в силу индивидуальных и психофизиологических особенностей первоклассников трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или же не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой».30

Выявление данной группы детей является главной задачей психолого-педагогического  сопровождения первоклассников  на начальном этапе обучения.

- Ребенок, поступающий в школу,  должен быть зрелым в физиологическом  и социальном отношении. 

- Он должен достичь определенного  уровня умственного и эмоционально-волевого  развития. Учебная деятельность  требует определенного запаса  знаний об окружающем его мире, сформированности элементарных  понятий. 

- Ребенок должен владеть мыслительными  операциями уметь обобщать и  дифференцировать предметы и  осуществлять самоконтроль.

- Не менее важны и навыки  речевого общения, развитая мелкая  моторика руки и зрительно-двигательная  координация. 

Информация о работе Адаптация ребенка в приемной семье