Адаптация ребенка в приемной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:42, реферат

Описание работы

Цель исследования: анализ социально-психологических условий адаптации детей к школе и составление рекомендаций по приемлемости адаптационного процесса учащихся начальных классов к школьному обучению.
Задачи исследования:
- Изучить научную, учебно-методическую литературу по теме выпускной квалификационной работы;
- Раскрыть понятиям «школьная адаптация»; «социально-психологические условия адаптации»; «дезадаптация» и другие;
- Дать психологическую характеристику учащихся младшей школы, рассмотреть возрастные их особенности;

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 8
1 Теоретические аспекты адаптации младших школьников к обучению в школе 8
1.1. Адаптация младших школьников к школе 8
1.2. Возрастные особенности младших школьников 14
1.3. Социально- психологические условия успешной адаптации младших школьников к школе 23
2 Эмпирическое исследование адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе. 36
2.1. Планирование и проведение исследования. 36
2.2. Аналитическая справка по результатам диагностики адаптации к школе учащихся 1 класса 42
Заключение 59
Глоссарий 63
Список использованных источников 66
Список сокращений 71

Файлы: 1 файл

Диплом на защиту.docx

— 188.07 Кб (Скачать файл)

Резко изменяется и характер деяний – раньше была игровая основа, а ведь в ней результативность не главное. В игре завораживает и  волнует сам процесс, в обучении все не так. На первое место встает оценка, результат. Из-за этого проявляется  кризис в ориентациях ценностных, а после первые разочарования  и неожиданности. Не только у ребят, а и у родителей. У психологов, педагогов, родственников, возникает  вопрос: что же сделать, чтобы адаптационный  период ребенка прошел успешно, быстро, безболезненно?

Какие же психолого-педагогические условия нужны для успешной адаптации  младшего школьника к школе?

Я выделила основные:

1. Функциональная готовность  к школьному обучению.

2. Учет возрастных и  индивидуальных особенностей ребенка.

3. Положительные взаимоотношения  педагога к ученику и ученика  к педагогу.

4. Оптимальный стиль семейного  воспитания.

 

Выводы по 1 главе

Процесс школьной адаптации  является одним из наиболее трудных  периодов в жизни ребенка. И от того, насколько успешно пройдет  данный  процесс зависит дальнейшая школьная жизнь ребенка.

Детская адаптация к школьному  обучению включает в себя – физическую и психологическую, а также социальную готовность.

Неготовность ребенка  к школьному обучению в дальнейшем проявится причиной его школьной дезадаптации.

Ведущая деятельность в возрасте младшего школьника – это учеба. Главной задачей для ребенка 6-7 лет является формирование учебной  мотивации.

Учет индивидуальных и  возрастных особенностей детей  - это  необходимое условие успешной адаптации  к их обучению в школьном учреждении.

Социально-психологическая  работы по адаптации детей к школе  осуществляется действиями школьного  психолога, классного руководителя, социального педагога и, безусловно, родителей. Ведется данная работа поэтапно.

Соблюдение основных социально-психологический  условий является важным фактором успешной школьной адаптации ребенка.

2 Эмпирическое исследование адаптации  детей младшего школьного возраста  к обучению в школе.

 

2.1. Планирование и проведение  исследования.

 

При организации исследования, мы основывались на понимании, что проблема процесса адаптации учащихся младшего школьного возраста к школе должна быть сориентировано на соблюдение некоторых  требований:

- измерять основные компоненты  адаптации, дезадаптации;

- информация, которая получена  в последствии исследования, должна  стать ориентиром для психолога  в факторах вероятной дезадаптации;

- не должна занимать  много времени.

Для изучения проблемы, мы провели  психолого-педагогическую диагностику  адаптации к школе учащихся 1-х  классов из СОШ  № 4; г. Старая Русса  Новгородской области.

Объект исследования: 27 учеников 1-ого  «Б» класса.

Разработка диагностической программы  была сориентирована на теоретическом  обосновании:

Психологи отмечаю, что «есть дети, которые в силу индивидуальных и  психофизиологическх логических особенностей первоклассников трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или же не справляются  вовсе) с режимом работы и учебной  программой».22

Выявление данной группы детей является главной задачей психолого-педагогического  сопровождения первоклассников  на начальном этапе обучения.

- Ребенок, поступающий в школу,  должен быть зрелым в физиологическом  и социальном отношении. 

- Он должен достичь определенного  уровня умственного и эмоционально-волевого  развития. Учебная деятельность  требует определенного запаса  знаний об окружающем его мире, сформированности элементарных  понятий. 

- Ребенок должен владеть мыслительными  операциями уметь обобщать и  дифференцировать предметы и  осуществлять самоконтроль.

- Важны положительное отношение  к учителю, способность к саморегуляции  поведения и проявление волевых   усилий для выполнения поставленных  задач, требований.

- Не менее важны и навыки  речевого общения, развитая мелкая  моторика руки и зрительно-двигательная  координация. 

Поэтому понятие «адаптация ребенка  к школе» - комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни  ребенка.

Таким образом, в рамках программы  исследования нам следует:

- Взять согласие родителей  на проведение психодиагностического  обследования нацеленного на  анализ воздействия психолого-педагогических  и социальных технологий на  качество обучения и развитие личности, а также оказания  содействия личностному, интеллектуальному, социальному развитию детей и подростков на протяжении всего адаптационного периода  в школьном учреждении.

- Познакомиться с участниками  диагностики;

- Провести обследование (групповое) учеников 1-ого «Б»  класса СОШ №4: интеллектуальных  способностей; особенностей нервной  системы; эмоционально состояния;  энергетического потенциала.

- Качественно дать анализ  полученным результатам.

- Разработать и предоставить  рекомендации на тему повышения  уровня адаптации младших школьников  к обучающему процессу.

- Провести вторичное диагностирование  детей «группы риска», выявленной  по результатам первого исследования.

Для исследования была использована «Методика определения готовности к школе» Л.А Ясюковой23.

Теоретическое обоснование  технологии:

Для любого индивида, адаптационный  процесс всегда труден, потому что  в данный период идет перелом и  разрушение старых стереотипов и  методов реагирования и становление  новых умений взаимодействия с окружающей средой.

В основном выделяется три  адаптационные сферы, частичное  или полное изменение которых  влияет на адаптационные перестройки:

- адаптация к смене  режима и условий жизнедеятельности;

- адаптация к иной социальной  области, при изменении круга  общения или же сферы;

- адаптация к сменившейся  главной деятельности.

Во всех трех сферах, у  учащихся первых классов происходят глобальные изменения. Вследствие этого, очень остро может происходить  кризис адаптации. (Например, для сравнения,  ученики, которые переходят в 5-й  класс сталкиваются с преобразованиями частичными в общих условиях, общении, режиме жизнедеятельности.) И так  при изучении готовности ученика  к школе, главное оценить его  адаптационные запасы. Мы знаем, что  перелом стереотипов сопутствуется  нарушением регуляции, чувством дискомфорта, напряжением эмоциональным, а формирование новых видов реагирования, сопровождается энергетическими затратами.

Запуск адаптационного процесса происходит «на автомате», вследствие внешних изменений, и происходит не зависимо, принимает ли индивид  сам в нем участие или же нет. Нам важно узнать эмоционально-энергетическую специфику ребенка и главное  уровень сбалансированности эмоционального реагирования. При направленности к  господству отрицательных эмоций, страхах, повышенной тревожности происходит фиксация на неудачах и трудностях, парализуется активность и адаптация  замедляет ход. При эйфорической беспечности более долго остается инерция старых стереотипов, практически  отсутствует коррекция, уточнение  новых форм поведения в связи  с изменившемся положением, из-за этого  адаптационный процесс также  затягивается.

Эмоциональную самооценку детей, тоже очень важно знать. Если у  ребенка положительная, устойчивая самооценка, то он со спокойствием переносит, переживает затруднения и неудачи, которые свойственны периоду  адаптации, осознавая, что они временные, сохраняя при этом привычную степень  активности.

Для того, чтобы уберечь  ребенка от перегрузок, нужно знать  энергетические его возможности.

Чтобы школьнику адекватно  усваивать и понимать учебные  основы, с которыми он начинает знакомиться  в школе, необходимо наличие понятийного  мышления (или его зачатков). Развитие понятийного мышления происходит постепенно, мы с ним не рождаемся. Есть вероятность, что оно не сформируется и к 8 - и годам, потому что не повинуется законам природы возрастного  созревания.

В момент обучения у детей  усваиваются научные понятия, которые  системны по своей природе как  элементы целостной структуры. Еще  до школьного обучения, может быть начато понимание научных понятий, формирование, таким образом, понятийного  мышления. Когда родитель, отвечает на вопросы ребенка и дает ему  не «мифологическое» и бытовое объяснение, а использует научные определения, данные, то у него к периоду поступления в школьную среду уже заимеются в зачаточном виде интеллектуальные подструктуры и механизмы, совместимые с теми, которые необходимы при усвоении научных знаний.24

Ребенок может считать, что  ему все понятно и ясно хотя бы из-за того, что он как-то объясняет  для себя свои действия. Но зачастую он видит совсем не ту «форму», которая  определена правилом. Есть единственный метод проверки верности понимания: дать ребенку задания, где нужно  применить это правилом. Адекватным применение будет, если у него сформирована соответствующая понятийная структура, в рамках которой легко осуществляется перенос принципа деятельности в  другие аналогичные ситуации. Этим же методом можно проверить, сформирован  ли у ученика сам операциональный  механизм работы мышления по правилу.

В используемой методике имеются  задания на образные, визуальные, речевые  аналогии.

Абстрактное мышление оперирует  формальными характеристиками явлений  и объектов - интервальными количественными, функциональными, структурными, и иными  закономерными зависимостями и  отношениями. Именно такие формальные характеристики безотносительно к  качественной определенности информации подвергаются преобразованиям.

Детям позволяют поэтапно сознательно планировать свое деяние, намного быстрее формировать  понятийные структуры и пользоваться ими произвольно, даже зачатки абстрактного мышления.

Ребенок, должен не только выделять заложенный в нем принцип действия, но и переносить его в другую ситуацию, чтобы он мог пользоваться правилом самостоятельно. Должно быть сформировано у него «мышление по аналогии».

Ребенок должен владеть навыками, различать несущественное и существенное, определять важное в потоке незначимой и второстепенной информации. Это  возможно при сформированости интеллектуальной установки на иерархическое разделение признаков.

Для того чтобы ребенок  способен был на уроке, усваивать  необходимую информацию, он должен достичь высокого уровня интеллектуального  развития.

Визуальное мышление, оперирует  формально-графическими изображениями. В визуальном мышлении становится мысленное  структурирование симультанно предъявленной  зрительной информации.

Закладка визуального  мышления начинается еще до того момента, как ребенок начинает говорить, оно  формируется не имея зависимость  от речи, даже при речевом отсутствии может быть широко развито.

Для того чтобы ребенок  мог понимать, усваивать научную  информацию, прочитанный рассказ, ему  необходимо иметь хорошее речевое  развитие, богатый словарный запас. Следует разобрать при диагностики  развития ребенка: он усвоил стандартные  речевые обороты или же основы грамматически правильно строить  предложения и свою речь.

Тесты – это ядро используемой нами диагностически, позволяющие дать анализ особенностям интеллектуального  развития ребенка и дать оценку мере сформированности понятийного мышления, которое нужно для успешного  школьного обучения и будущего полноценного развития.25

Инструкция по проведению диагностических процедур представлена в Приложении А.

Основываясь на полученных результатах проведенного диагностического комплекса, мы определяли группы учеников, которые адаптированы к школьному  обучению, а также ребят, которые находятся в дезадаптационном положении; анализировали основные причины школьной дезадаптации обследованной группы детей. Разработали рекомендации по направлению деятельности для организации с первоклассниками «группы риска» психолого-педагогической работы. Повторно диагностировали, выявленную группу детей в результате первичного обследования с дизадаптациооным положением, на успешность адаптации к школе.

2.2. Аналитическая справка  по результатам диагностики адаптации  к школе учащихся 1 класса

 

Цели психологического анализа:

оптимизация эффективности психолого-педагогической деятельности по адаптации учащихся 1 класса к обучению в школе;

конкретизация индивидуальных программ адаптации к процессу обучения первоклассников;

конкретизация педагогических подходов в воспитании личности учащихся;

определение стратегии психолого-педагогических воздействий в работе с родителями учащихся.

Объект психологического анализа - учащихся 1-ого «Б» класса МАОУ СОШ № 4 г. Старая Русса Новгородской области. В диагностики принимали участие 27 детей.

Информация о работе Адаптация ребенка в приемной семье