Адаптация ребенка в приемной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:42, реферат

Описание работы

Цель исследования: анализ социально-психологических условий адаптации детей к школе и составление рекомендаций по приемлемости адаптационного процесса учащихся начальных классов к школьному обучению.
Задачи исследования:
- Изучить научную, учебно-методическую литературу по теме выпускной квалификационной работы;
- Раскрыть понятиям «школьная адаптация»; «социально-психологические условия адаптации»; «дезадаптация» и другие;
- Дать психологическую характеристику учащихся младшей школы, рассмотреть возрастные их особенности;

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 8
1 Теоретические аспекты адаптации младших школьников к обучению в школе 8
1.1. Адаптация младших школьников к школе 8
1.2. Возрастные особенности младших школьников 14
1.3. Социально- психологические условия успешной адаптации младших школьников к школе 23
2 Эмпирическое исследование адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе. 36
2.1. Планирование и проведение исследования. 36
2.2. Аналитическая справка по результатам диагностики адаптации к школе учащихся 1 класса 42
Заключение 59
Глоссарий 63
Список использованных источников 66
Список сокращений 71

Файлы: 1 файл

Диплом на защиту.docx

— 188.07 Кб (Скачать файл)

В основном можно выделить такие главные этапы:

Начальный первый этап –  вступление ребёнка в школу.

Он стартует в марте  – апреле месяце, когда проходит запись дошколят в школу и завершается  в начале сентября. На данном этапе  предполагается:

1. Психолого-педагогическая  диагностика, направленная на  оценку школьной готовности детей.  В основном, диагностика содержит  в себе две составные части.  Вначале проводится  общая экспресс  диагностика. Данная диагностика  позволит получить сведения о  шкале психологической готовности, а также о уровне готовности  некоторых учебных знаний, навыков  у детей. После, в отношении  ребят, которые показали слабые  результаты, проводится второй диагностический  этап. Его направление – установить  причины слабых результатов. Второй  диагностический этап, возможно, осуществлять  и в конце летнего периода.  Но все-таки данная диагностика эффективна в осенний период, спустя несколько недель, с момента зачисления в школу.

2. Проведение индивидуальных  и групповых родительских консультаций. Групповые консультации проводятся  в форме родительских собраний. Это хороший способ предоставить  и донести до родителей полезную  информацию на тему о том  как лучше подготовить ребенка  к школе, как правильно общаться  с ребенком. Консультации индивидуальные, прежде всего, организуются для  конкретных родителей, дети которых  показали слабые результаты в  процессе диагностики,  и, вполне  возможно, будут испытывать затруднения  в приспособлении к школьной  среде. С такого рода группой  родителей, можно провести диагностику  «насколько ваш ребенок готов  к школе», дабы выявить насколько  хорошо родители знают своих  детей, и на что следует обратить  внимание.

3. Групповая консультация  учителей будущих школьников, которая  несет общую ознакомительную  характеристику, на данном периоде. 

4. Организация психолого-педагогического  собрания-консилиума с повесткой  на тему «результаты диагностики», главной целью которого анализированная  выработка и воплощение особого  подхода к формированию класса.

Второй этап первичной  адаптации ребят в школе. Я  не преувеличу, если назову его самым  важным и сложным для ребят, и  ответственным для родителей. В  рамках этого этапа, предполагается, провести в период с сентября по февраль:

1. Проведение работы просветительской  и консультативной с родителями  начинающих школьников, цель, которой  ознакомить взрослых с основными  затруднениями и задачами на  момент первичной адаптации, манерой  общения и помощи ребятам.

2. Проведение индивидуальных  и групповых консультаций для  учителей по определению общего  подхода к отдельным ребятам  и общей формы требований к  классу различными педагогами, совершающих  учебную деятельность  с классом.

3. Организация методической  работы педагогов, направленной  на построение учебного процесса  в соответствии с индивидуальными  особенностями и возможностями  школьников, выявленных в ходе  диагностики и наблюдения за  детьми в первые недели обучения.

4. Формирование педагогической  поддержки младших школьников.

Такого рода работу проводят, как признанно воспитатели, педагоги вне уроков. Игры – являются основным видом проведения данного рода работы. Грамотно подобранные и правильно  проведенные игры помогут ребятам  скорее познакомиться друг с другом, быстрее настроиться и усвоить  предъявленную школьную систематизацию требований, поближе познакомиться  с педагогом, снять психическое  напряжение.

5. Формирование развивающей  групповой работы с ребятами, которая направлена на увеличение  уровня их готовности к школе,  социально-психологическую адаптацию  в недавней системе отношений.  Такого рода групповая деятельность  образуется как проанализированный  порядок занятий с определенной  группой школьников, 10 человек –  не более. 

6. Работа аналитическая,  ее направлением является анализ  результатов работы психологов, педагогов и родителей в периодизацию  первичной адаптации.

Третий этап психолого-педагогическая работа с младшими школьниками, которые  испытывают затруднения в школьной адаптации. Заключается в следующем:

1. Психолого-педагогическое  диагностирование, направленное на  выявление числа школьников, которые  испытывают затруднения в школьном  учении, отношениях с учителями  и сверстниками, плохое самочувствии.

2. Консультирование родителей  групповое, индивидуальное, а также  просветительское действие по  результатам диагностики. 

3. Консультирование и  просвещение учителей на темы  обучения, отношений с определенными  школьниками, а также детьми  в целом, данного возраста.

4. Организация и предоставление  педагогической помощи, учитывая  данные психодиагностики, ребятам,  которые испытывают различного  вида трудности в обучении.19

Методическая деятельность педагогов, которая направлена на разбор содержания и метода преподавания школьных предметов. При анализе можно  определить и ликвидировать моменты  в обучающем процессе, которые  способны провоцировать разные школьные затруднения.

5. Организация со школьниками  психокоррекционной групповой работы, которые испытывают затруднения  в дисциплине и обучении.

6. Аналитическая работа, которая направлена на анализ  результатов проведённой работы  за полугодия и год целиком.

В наше время вопрос школьной готовности плотно проработан, проанализирован  в отечественной психологической  и педагогической  литературе. Сформированность к школе – тяжелое целостное  действие, характеризующее психофизиологическое положение, состояние младшего школьника  целиком.

Наибольшую значимость, среди  различных ее психологических факторов, имеет когнитивная готовность, младшего школьника становление главнейших познавательных навыков и процессов, которые позволяют положительно производить необходимую умственную учебную работу. Готовность мотивационная, становление внутренней позиции  школьника, самооценка. Готовность социальная, способность, умение пленить социально  продуктивную и одобряемую  позицию  во взаимоотношениях, общении с одноклассниками  и  педагогом.

Как я уже говорила ранее, "первичная адаптация" определяется период, который длиться примерно первые пол- года учения в школе. Конкретно  на данный период проводится основной труд коллектива психологов, педагогов  родителей, которая направлена на скорейшее  освоение детей в школе, приспособления к ней как области своей  жизнедеятельности, развития, роста. Психолого-педагогический аккомпанемент в данном периоде  регламентируется такими задачами:

- обеспечение условий,  критериев для успешной социально-психологической  адаптации ребят в общеобразовательном  учреждении, их всеобщего социального,  нравственного формирования, то  есть создание дружной классной  группы, предъявление ребятам единых  обоснованных требований, установить  нормы отношений с педагогами  и со сверстниками;

- увеличение высоты психологической  готовности ребят к благополучному  учению, усвоению навыков, познавательному  совершенствованию, уровню самооценки;

- адаптация к учебной  программе, нагрузкам, образовательным  средствам к индивидуальным, личностным, возрастным способностям и потребностям  школьников.

Следовательно, определяются и основные направленности работы:

1.Просвещение и консультирование  педагогов.

2. Просвещение и консультирование  родителей.

3.Развивающая педагогическая  работа по социально-психологической  адаптации.

4. Развивающая психологическая  работа по увеличению степени  школьной готовности; личной самооценки.

5. Педагогическая методическая  работа по модификации и анализу  обучающего процесса, учитывая сведения  о перспективах и способностях  обучения частных учеников.

Психологическая и педагогическая поддержка – это помощь ученикам в преодолени различного вида трудностей, препятствий, применяя ориентира на потенциальные и реальные  способности  и возможности,  имеющиеся у  него, формируя потребность в триумфе  самостоятельных деяний.

Положение социальной среды  детей к их неудачам и успехам, где главная роль в руках учителя, выступает одним из адаптационных  условий младшего школьника к  школе. Педагог в силах помочь детям в успешной адаптации, при  помощи методов игры психоррекционного  и развивающего свойства. Игра –  неотъемлемое средство введения ребят  в учебную область деятельности, метод предоставления эмоционального ответа на воздействия воспитательные и нормальных, без переутомления, норм жизнедеятельности.

Г.М. Чуткина выделила факторы, обуславливающие высокий уровень  адаптации.20

Таблица 1.1.

Факторы, обуславливающие  высокий уровень адаптации 

Благоприятные факторы социальной микросреды

% выборки, классифицирующей  по данному фактору группу  детей с высоким уровнем адаптации

Полная семья

77,6

Высокий уровень образования  отца

87,9

 

Продолжение таблицы 1.1

Высокий уровень образования  матери

83,2

Правильные методы воспитания в семье

95,3

Отсутствие конфликтной  ситуации из-за алкоголизма в семье

91,1

Отсутствие конфликтной  ситуации в семье

94,4

Положительный стиль отношения  к детям учителя подготовительно  класса

62,7

Положительный стиль отношения  к детям учителя первого класса

59,8

Функциональная готовность к обучению в школе

86,9

Благоприятный статус ребенка  в группе до поступления в первый класс

85,8

Удовлетворенность в общении  со взрослыми

74,3

Адекватное осознание  своего положения в группе сверстников

97,8


 

Влияние неблагоприятных  факторов на адаптацию ребенка к  школе, по данным того же исследования, имеет следующую последовательность: неправильные методы воспитания в семье, функциональная неготовность к обучению в школе, неудовлетворенность в  общении со взрослыми, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, низкий уровень образования отца и матери, конфликтная ситуация из-за алкоголизма родителей, отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс, отрицательный стиль отношения учителя к детям, неполная семья.21

Нам необходимо заинтересоваться фактором, который влияет на успешную адаптацию – возрастное начало систематического обучения. Ребята шестилетнего возраста адаптируются к школе более долго, чем семилетнего возраста. Кажется, всего один год, какая разница? А  ведь именно он очень важен для  психологического,  функционального  и физического развития.  Проанализировав  многие исследования, следует заметить, что самый оптимальный возраст  для вступления в школу это 6.5 лет (на 1-е сентября). Именно от 6 и  до 7 лет сформировывается большое  количество важных психологических  новообразований: развиваются усиленно регуляции поведения, ориентир социальных требований и норм, закладывается  основа логического мышления., формирование внутреннего плана действий.

Большинство дошколят с нетерпением  ждут первого сентября, когда они  уже пойдут в школу, первый раз  переступят ее порог. Их наполняют позитивные эмоции, чувство чего-то прекрасного  и нового. Но проходит время и  эмоциональный позитив куда-то исчезает. Ребята первый раз столкнулись с  личными затруднениями, они не все  понимают, у них получается не все, они начинают испытывать чувство  разочарования. Все это естественно, ведь старт учения в школе выпадает на кризис 7 лет. Зачастую данный возраст  нарекают период «смены молочных зубов».  Родители видят, что у их детей  происходят изменения, нельзя сказать, что они превращаются в непослушаек, скорее им подойдет определение непонятные, другие.

Что с ними происходит? Дети теряют простодушие, непосредственность, наивность, в контрасте его нормы  поведения представляется не таким, неестественным, другим, для тех близких, кто знаком с ним ранее. В какой-то мере это верно. Потеряв одни нормы поведения, он еще не принял, не освоил иные. У беззаботного ранее малыша образуются неведомые ему обязанности: своим временем он не может в школе распоряжаться, должен придерживаться дисциплинарных правил, которые ему не всегда кажутся верными и разумными. Ему не в домек, зачем надо целый урок сидеть смирно? Почему не разрешают бегать, шуметь, кричать. Он задается вопросом: куда же я попал? После состояния дошкольника (динамичных игр) школьная жизнь ему кажется не интересной и утомительной. Дисциплинарное поведение в школе требует огромного напряжения, младшему школьнику сложно регулировать желаниями и чувствами.

Информация о работе Адаптация ребенка в приемной семье