Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:42, реферат
Цель исследования: анализ социально-психологических условий адаптации детей к школе и составление рекомендаций по приемлемости адаптационного процесса учащихся начальных классов к школьному обучению.
Задачи исследования:
- Изучить научную, учебно-методическую литературу по теме выпускной квалификационной работы;
- Раскрыть понятиям «школьная адаптация»; «социально-психологические условия адаптации»; «дезадаптация» и другие;
- Дать психологическую характеристику учащихся младшей школы, рассмотреть возрастные их особенности;
Введение 3
Основная часть 8
1 Теоретические аспекты адаптации младших школьников к обучению в школе 8
1.1. Адаптация младших школьников к школе 8
1.2. Возрастные особенности младших школьников 14
1.3. Социально- психологические условия успешной адаптации младших школьников к школе 23
2 Эмпирическое исследование адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе. 36
2.1. Планирование и проведение исследования. 36
2.2. Аналитическая справка по результатам диагностики адаптации к школе учащихся 1 класса 42
Заключение 59
Глоссарий 63
Список использованных источников 66
Список сокращений 71
В основном можно выделить такие главные этапы:
Начальный первый этап – вступление ребёнка в школу.
Он стартует в марте – апреле месяце, когда проходит запись дошколят в школу и завершается в начале сентября. На данном этапе предполагается:
1. Психолого-педагогическая
диагностика, направленная на
оценку школьной готовности
2. Проведение индивидуальных
и групповых родительских
3. Групповая консультация учителей будущих школьников, которая несет общую ознакомительную характеристику, на данном периоде.
4. Организация психолого-
Второй этап первичной адаптации ребят в школе. Я не преувеличу, если назову его самым важным и сложным для ребят, и ответственным для родителей. В рамках этого этапа, предполагается, провести в период с сентября по февраль:
1. Проведение работы
2. Проведение индивидуальных
и групповых консультаций для
учителей по определению
3. Организация методической
работы педагогов,
4. Формирование педагогической поддержки младших школьников.
Такого рода работу проводят, как признанно воспитатели, педагоги вне уроков. Игры – являются основным видом проведения данного рода работы. Грамотно подобранные и правильно проведенные игры помогут ребятам скорее познакомиться друг с другом, быстрее настроиться и усвоить предъявленную школьную систематизацию требований, поближе познакомиться с педагогом, снять психическое напряжение.
5. Формирование развивающей
групповой работы с ребятами,
которая направлена на
6. Работа аналитическая,
ее направлением является
Третий этап психолого-педагогическая работа с младшими школьниками, которые испытывают затруднения в школьной адаптации. Заключается в следующем:
1. Психолого-педагогическое
диагностирование, направленное на
выявление числа школьников, которые
испытывают затруднения в
2. Консультирование родителей групповое, индивидуальное, а также просветительское действие по результатам диагностики.
3. Консультирование и просвещение учителей на темы обучения, отношений с определенными школьниками, а также детьми в целом, данного возраста.
4. Организация и предоставление педагогической помощи, учитывая данные психодиагностики, ребятам, которые испытывают различного вида трудности в обучении.19
Методическая деятельность педагогов, которая направлена на разбор содержания и метода преподавания школьных предметов. При анализе можно определить и ликвидировать моменты в обучающем процессе, которые способны провоцировать разные школьные затруднения.
5. Организация со школьниками
психокоррекционной групповой
6. Аналитическая работа,
которая направлена на анализ
результатов проведённой
В наше время вопрос школьной
готовности плотно проработан, проанализирован
в отечественной
Наибольшую значимость, среди
различных ее психологических факторов,
имеет когнитивная готовность, младшего
школьника становление
Как я уже говорила ранее, "первичная адаптация" определяется период, который длиться примерно первые пол- года учения в школе. Конкретно на данный период проводится основной труд коллектива психологов, педагогов родителей, которая направлена на скорейшее освоение детей в школе, приспособления к ней как области своей жизнедеятельности, развития, роста. Психолого-педагогический аккомпанемент в данном периоде регламентируется такими задачами:
- обеспечение условий,
критериев для успешной
- увеличение высоты
- адаптация к учебной
программе, нагрузкам,
Следовательно, определяются и основные направленности работы:
1.Просвещение и
2. Просвещение и
3.Развивающая педагогическая
работа по социально-
4. Развивающая психологическая работа по увеличению степени школьной готовности; личной самооценки.
5. Педагогическая методическая
работа по модификации и
Психологическая и педагогическая поддержка – это помощь ученикам в преодолени различного вида трудностей, препятствий, применяя ориентира на потенциальные и реальные способности и возможности, имеющиеся у него, формируя потребность в триумфе самостоятельных деяний.
Положение социальной среды
детей к их неудачам и успехам,
где главная роль в руках учителя,
выступает одним из адаптационных
условий младшего школьника к
школе. Педагог в силах помочь
детям в успешной адаптации, при
помощи методов игры психоррекционного
и развивающего свойства. Игра –
неотъемлемое средство введения ребят
в учебную область
Г.М. Чуткина выделила факторы,
обуславливающие высокий
Таблица 1.1.
Факторы, обуславливающие высокий уровень адаптации
Благоприятные факторы социальной микросреды |
% выборки, классифицирующей
по данному фактору группу
детей с высоким уровнем |
Полная семья |
77,6 |
Высокий уровень образования отца |
87,9 |
Продолжение таблицы 1.1 | |
Высокий уровень образования матери |
83,2 |
Правильные методы воспитания в семье |
95,3 |
Отсутствие конфликтной ситуации из-за алкоголизма в семье |
91,1 |
Отсутствие конфликтной ситуации в семье |
94,4 |
Положительный стиль отношения
к детям учителя |
62,7 |
Положительный стиль отношения к детям учителя первого класса |
59,8 |
Функциональная готовность к обучению в школе |
86,9 |
Благоприятный статус ребенка в группе до поступления в первый класс |
85,8 |
Удовлетворенность в общении со взрослыми |
74,3 |
Адекватное осознание своего положения в группе сверстников |
97,8 |
Влияние неблагоприятных
факторов на адаптацию ребенка к
школе, по данным того же исследования,
имеет следующую
Нам необходимо заинтересоваться фактором, который влияет на успешную адаптацию – возрастное начало систематического обучения. Ребята шестилетнего возраста адаптируются к школе более долго, чем семилетнего возраста. Кажется, всего один год, какая разница? А ведь именно он очень важен для психологического, функционального и физического развития. Проанализировав многие исследования, следует заметить, что самый оптимальный возраст для вступления в школу это 6.5 лет (на 1-е сентября). Именно от 6 и до 7 лет сформировывается большое количество важных психологических новообразований: развиваются усиленно регуляции поведения, ориентир социальных требований и норм, закладывается основа логического мышления., формирование внутреннего плана действий.
Большинство дошколят с нетерпением ждут первого сентября, когда они уже пойдут в школу, первый раз переступят ее порог. Их наполняют позитивные эмоции, чувство чего-то прекрасного и нового. Но проходит время и эмоциональный позитив куда-то исчезает. Ребята первый раз столкнулись с личными затруднениями, они не все понимают, у них получается не все, они начинают испытывать чувство разочарования. Все это естественно, ведь старт учения в школе выпадает на кризис 7 лет. Зачастую данный возраст нарекают период «смены молочных зубов». Родители видят, что у их детей происходят изменения, нельзя сказать, что они превращаются в непослушаек, скорее им подойдет определение непонятные, другие.
Что с ними происходит? Дети теряют простодушие, непосредственность, наивность, в контрасте его нормы поведения представляется не таким, неестественным, другим, для тех близких, кто знаком с ним ранее. В какой-то мере это верно. Потеряв одни нормы поведения, он еще не принял, не освоил иные. У беззаботного ранее малыша образуются неведомые ему обязанности: своим временем он не может в школе распоряжаться, должен придерживаться дисциплинарных правил, которые ему не всегда кажутся верными и разумными. Ему не в домек, зачем надо целый урок сидеть смирно? Почему не разрешают бегать, шуметь, кричать. Он задается вопросом: куда же я попал? После состояния дошкольника (динамичных игр) школьная жизнь ему кажется не интересной и утомительной. Дисциплинарное поведение в школе требует огромного напряжения, младшему школьнику сложно регулировать желаниями и чувствами.