Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:42, реферат
Цель исследования: анализ социально-психологических условий адаптации детей к школе и составление рекомендаций по приемлемости адаптационного процесса учащихся начальных классов к школьному обучению.
Задачи исследования:
- Изучить научную, учебно-методическую литературу по теме выпускной квалификационной работы;
- Раскрыть понятиям «школьная адаптация»; «социально-психологические условия адаптации»; «дезадаптация» и другие;
- Дать психологическую характеристику учащихся младшей школы, рассмотреть возрастные их особенности;
Введение 3
Основная часть 8
1 Теоретические аспекты адаптации младших школьников к обучению в школе 8
1.1. Адаптация младших школьников к школе 8
1.2. Возрастные особенности младших школьников 14
1.3. Социально- психологические условия успешной адаптации младших школьников к школе 23
2 Эмпирическое исследование адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе. 36
2.1. Планирование и проведение исследования. 36
2.2. Аналитическая справка по результатам диагностики адаптации к школе учащихся 1 класса 42
Заключение 59
Глоссарий 63
Список использованных источников 66
Список сокращений 71
В результате диагностирования обследованной группы первоклассников мы изучили компоненты школьной адаптации: интеллектуальные способности, особенности нервной системы, эмоциональное состояние, энергетический потенциал.
Вследствие, чего мы выявили:
- детей успешно адаптированных к процессу обучения;
- детей «группа риска» дезадаптации;
- детей, не адаптировавшихся к школьному обучению.
Результаты диагностического
обследования позволили нам сформулировать
рекомендации по направлению деятельности
для организации с
Деятельность коллектива образовательного учреждения по адаптации учащихся к школе должна быть продуманной, основанной на объективных данных психолого-педагогического изучения детей и носить комплексный характер. Педагогическим коллективом обязательно должно быть предусмотрено проведение таких мероприятий, как
- организация психолого-
- разработка системы психолого-
- проведение индивидуальных
консультаций родителей по
- в конце года провести
повторное обследование
Таким образом, можно утверждать,
что создание социально-психологических
условий на основе данных психолого-педагогической
диагностики позволяют
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Адаптация |
от латинского adaptare – приспособлять – процесс приспособления живого организма к окружающим условиям. |
2 |
Адаптация человека |
различные столкновения человеческого организма с многообразными переменами окружающей среды. |
3 |
Воля |
это свойство (процесс, состояние) человека,
проявляющееся в его |
4 |
Готовность к школе (школьная зрелость |
комплекс психических качеств,
необходимых ребенку для |
5 |
Дизадаптация школьная |
это образование неадекватных механизмов
приспособления ребенка к школе
в форме нарушений учебы и
поведения, конфликтных отношений,
психогенных заболеваний и |
6 |
Интеллект |
от лат. Intellectus - познание, понимание, рассудок - способность мышления, рационального познания, в отличие от таких, например, душевных способностей, как чувство, воля, интуиция, воображение и т. п. |
7 |
Инфантильное поведение |
поведении ребенка, в котором сохраняются черты, присущие более раннему возрасту. |
8 |
Младший школьный возраст. |
период жизни ребенка от 6–7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I – IV классы) современной школы. |
9 |
Мотив |
осознаваемая причина, лежащая в основе поведения и поступков человека. Мотивами могут быть потребности и интересы, влечения и эмоции, установить и идеалы. |
10 |
Мотивация |
это некое эмоциональное состояние, которое побуждает к действию. |
11 |
Опосредование |
процесс восприятия и передачи информации без непосредственной помощи органов чувств. |
12 |
Социальная адаптация |
это интеграция личности
в сложившуюся систему |
13 |
Социальная адаптация |
это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды или результат этого процесса. |
14 |
Память |
психический процесс накопления, хранения и использования информации, воспринятой человеком в различные периоды жизни. |
15 |
Психологическая адаптация |
приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества. |
16 |
Школьная адаптация |
реформа эмоционально-волевой, мотивационной, познавательной сфер детей на момент перехода к организованному, систематическому обучению. |
17 |
Эмоции |
особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или не приятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. |
1. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация: (Пограничные нервно-психические расстройства). - М., Медиздат, 1976. - 276с.
2. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности //Вопросы психологии. - 1989. - С.92 - 100.
3. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? – М., 1991.
4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Медицина, 1988. 270с.
5. Богомолов Ю.П., Воронина А.И., Куст В.П. Краткие сведения по применению некоторых медико-психологических тестов //Вопросы психологической адаптации. - Новосибирск: НГУ, 1974. - С. 42 - 54.
6. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., Генезис, 2001. - 340с.
7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2002. - 528с.
8. Вегнер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. В 2-х частях. - М.: Генезис, 2001. - 425с.
9. Введение в психодиагностику: Учебное пособие. Для студентов средних педагогических учебных заведений /Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. - М.: ИЦ Академия, 1999. - 199с.
10. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СПб.: Союз, 1999. - С. 3 - 129.
11. Валлон А. Психологическое развитие ребенка. - СПб.: Питер, - 208с.
12. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. - СПб.: А.О.Сфера, 1994. - С.25 - 37.
13. Гришин В.В., Лушин П.В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. - М.: ИКА «Москва», 1990. - 63с.
13 Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 264 с.
15. Дусавицкий А.К. Зависимость между интересами и тревожностью в учебной деятельности школьников. //Вопросы психологии. 1982.№3. С.551 - 53.
16. Иванова Н.В., Кузнецова М.С. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт. //Журнал практического психолога №2, 1997. - С.14 - 20.
17. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. //Специальная литература. М.,1996. - С.35 - 40.
18. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 2000. - 364с.
19. Коцбей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. - М.: Знание, 1988. - 264с.
20. Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Вселенная внутри тебя. (Эмоции. Поведение. Адаптация.) - Новосибирск: НГУ, 1979. - 205с.
21. Лангмей Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984. - С.144 - 200.
22. Маклаков А.Т. Общая психология. - СПб.: Питер, 2002. - С. 437 - 453.
23. Немов Р.С. Психология: В 3кн. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1999. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научно - психологические исследования с элементами математической статистики. - 632с.
24. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш.пед. учебн. заведений: в 3 кн. - М.: Изд - во ВЛАДОС, 200. - Кн. 1. - С. 158 - 165.
25. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.:Тривола, 1995. - 297с.
26. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.:РПА, 1996. - С. 238 - 284.
27. Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - СПб.:Речь, 2000. - 439с.
28. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Педагогика, 1993. - С. 26 - 49.
29. Основы психологии. Практикум / Ред. Сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Изд - во «Феникс», 2000. - С. 268 - 277.
30. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: МГУ, 1992. - 224с.
31. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога. - М., 1990. - С. 136 - 154.
32. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. - М.: МГУ, 1979. - 232с.
33. Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога. - М.,2001. - С.186 - 241.
34 Ратанова Т.А., Шляхт Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. Учеб.пособие - М.: Флинта 1998. - 264с.
35. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности //Вестник СПб гос. Унив. 1995.- Серия 6, Выпуск 3. С.72 - 86.
36. Семенов И.Н. Тенденция психологического развития мышления, рефлексии и познавательной активности. М.: МПСИ; - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2000. - С.4 - 16.
37. Смид Р.А. Групповая работа с детьми. - М.: Генезис, 2000. - 258с.
38. Философские проблемы теории адаптации. - М., Наука, 1975. - 277с.
39. Хекхаузен Х. Тревожность. /Под ред. Астапова В.М. - СПб.: Питер, 2001. С.272 - 289.
40. Хрипкова А.Г. Адаптация организма школьников к учебным и физиологическим нагрузкам. - М.:Педагогика, 1983. - 326с.
41. Цукерман Г.А. Психология саморазвития. Задача для подростков и их педагогов. - Рига: ПЦ «Эксперимент»,1997. С.29 - 35.
42. Шилова Т.А. Диагностика психологической дезадаптации детей и подростков. М.: Аврис ПРЕСС, 2004. С.3 - 14.
43. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. - М.: Педагогика, 1995. - С. 21 - 84.
44. Ясюкова Л.А.Прогноз и профилактика проблем обучения учащихся 1 классов (комплексное обеспечение психологической практики).- СПб.: ©ГП «ИМАТОН», 1999.- 174с.
45. http://festival.1september.ru/
46. http://adalin.mospsy.ru/l_04_
47. http://www.vashpsixolog.
МАОУ СОШ № 4 - муниципальное
автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная
ОУ – общеобразовательное учреждение.
Приложение А
Инструкция по проведению диагностического комплекса.
ЗАДАНИЕ 1. КРАТКОВРЕМЕННАЯ РЕЧЕВАЯ ПАМЯТЬ
Инструкция:
«Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты слушай внимательно и запоминай. Когда я перестану говорить, сразу повторяй все, что запомнилось, в любом порядке.» Четко произнесите слова с интервалом в полсекунды, по окончании кивните головой и тихо скажите: «Говори.»
Слова для запоминания предъявляются только один раз. Если с первого предъявления ребенок ничего не запомнил, можно повторить слова еще раз и после этого выслушать ребенка, чтобы у него не осталось ощущения неуспеха. Однако при интерпретации будет учитываться первый «нулевой» вариант.
1 Только для дошкольников
и первоклассников
Запишите все, что скажет ребенок (слова, которые он придумал сам, повторы и т. п.), не поправляя и не критикуя его ответы. Записывайте слова так, как они произнесены ребенком, помечая для себя искажения и дефекты произношения. В конце работы обязательно похвалите ребенка, сказав: «Задание было трудное, и ты — молодец, много запомнил.» (даже если ребенок запомнил всего 2-3 слова).
ЗАДАНИЕ 2. КРАТКОВРЕМЕННАЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ
Положите перед ребенком таблицу с 16-ю картинками.
Инструкция:
«А здесь нарисованы картинки. Смотри и запоминай. Потом я у тебя заберу эти картинки, а ты мне назовешь все, что запомнилось, в любом порядке.»
Время предъявления картинок — 20-30 секунд.
Запишите все, что скажет ребенок дословно. Когда ребенок замолчит, скажите ему: «Попробуй мысленно просмотреть картинку, может быть, ты еще что-то увидишь.» Обычно детям удается вспомнить что-нибудь еще. Запишите то, что вспомнит ребенок, и обязательно похвалите его за работу.
ЗАДАНИЕ 3. ИНТУИТИВНЫЙ РЕЧЕВОЙ АНАЛИЗ-СИНТЕЗ
Инструкция:
«А теперь я тебе буду говорить слова, а ты ищи, какое слово лишнее. Всего будет пять слов, четыре можно объединить, они друг к дружке подходят, а одно — неподходящее, лишнее, его и называй».
Зачитайте последовательность слов и запишите лишнее слово, которое назовет ребенок. Похвалите его. Не просите ребенка объяснять, почему он выбрал то или иное слово. Если ребенок будет сам что-то пояснять, запишите его комментарии. Если ребенок неправильно выполняет первое задание или не понимает, как это — найти лишнее слово, — разберите с ним пример: «роза, тюльпан, ромашка, фасоль, фиалка».1 Пусть о каждом слове ребенок скажет, что это такое. Помогите ему выбрать лишнее слово и объясните, почему оно лишнее. Пометьте, если ребенок догадался сам.
1 При конкурсном отборе
в гимназические классы
Если в первом задании ребенок в качестве лишнего назвал последнее слово в ряду, а до этого он плохо справился с заданием на кратковременную речевую память, спросите у него, все ли слова он запомнил. Прочитайте слова еще раз. Если после этого ребенок дает правильный ответ, следующие ряды ему надо зачитывать 2-3 раза. При конкурсном наборе в гимназические классы детей надо заранее предупредить, что по их просьбе вы можете повторить слова еще раз.
Все повторные предъявления слов отмечаются в Бланке ответов для того, чтобы потом при интерпретации выяснить причину, анализируя показатели скорости переработки информации, внимательности, речевой памяти, мышления, тревожности.
ЗАДАНИЕ 4. РЕЧЕВЫЕ АНТОНИМЫ
Инструкция:
«А теперь я тебе буду говорить слово, а ты придумывай, какое слово будет наоборот. Например: маленький, а наоборот — большой, чистый, а наоборот — грязный. Понятно?»
Зачитывайте слова по очереди. Если ребенок не может придумать антоним после предъявления слова, помогите ему, задав вопрос более конкретно:
«Пластилин мягкий, а камень — ...?
Нож бывает острый, а бывает — ...?
Дорога широкая, а тропинка —...?
Река глубокая, а лужа — ...?»
Если ребенок отвечает неправильно или произносит слова с приставкой «не» (неострый, неглубокий и пр.), не поправляйте его, записывайте ответы дословно, обязательно хвалите или хотя бы поощряйте его словом «хорошо».
ЗАДАНИЕ 5. РЕЧЕВЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ
Инструкция:
«А теперь другое задание. «Кастрюля, тарелка...» — какие еще слова сюда подойдут, что еще можно добавить?»
Желательно, чтобы ребенок придумал не меньше двух слов (больше трех не надо). Если ребенок не может — не настаивайте. Запишите все его ответы. Затем спросите: «Что это такое? Как все это можно назвать одним словом?» Запишите ответ. Похвалите ребенка.
Если ребенок добавил слова «каша, суп» или «плита, стол» и т. п., запишите ответы, не поправляя, но спросите: «Кастрюля, тарелка» — что это такое, как можно назвать это одним словом?» Запишите ответ. Если ребенок затрудняется ответить, скажите ему: «Забыл, да? Ничего страшного, давай сделаем другое задание».
С остальными заданиями на
речевые классификации