Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 16:14, курсовая работа
Цель исследования --- разработка алгоритма создания проблемной ситуации в процессе теоретического обучения.
Исходя из выше изложенного нами была сформулированна гипотеза исследования: применение активных методов теоретического обучения действительно приведет к продуктивной мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе овладения учебным материалом.
Для достижения цели исследования и выдвинутой гипотезы необходимо решить седующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме внедрения активных методов теоретического обучения в учебный процесс.
2. Рассмотреть психологические основы формирования умений и навыков в процессе обучения.
3. Применить тестовую методику структуры интеллекта Р.Амтхауэра.
4. Разработать алгоритм создания проблемной ситуации в процесс теоретического обучения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………............3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ............................................................................................................5
1.1 Понятие об обучении………………………………………………5
1.2 Сущность формирования профессиональных умений и навыков в процессе обучения………………………………………………….9
1.2.1. Обучение навыкам…………………………………………...9
1.2.2. Обучение умениям…………………………………………..13
1.3 Анализ проблемы формирования профессиональных умений и навыков……………………………………………………………..15
1.4 Этапы и стадии формирования профессиональных умений и навыков в процессе обучения……………………………………..16
1.5 Проведение теста структуры интеллекта Р.Амтхауэра в группе учащихся. Анализ результатов тестирования……………………17
ГЛАВА 2. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПТЗО……………………..20
2.1. Общая характеристика технического мышления………………..20
2.2. Проблемное обучение как общее средство технического мышления…………………………………………………………..21
2.3. Общая характеристика методов обучения……………………….24
2.3.1. Классификация активных методов обучения……………..30
2.4. Упражнения………………………………………………………..34
2.4.1. Упражнения в творческом применении полученных знаний и умений……………………………………………………..35
2.4.2. Поисковые упражнения…………………………………….36
2.5. Алгоритм создания проблемной ситуации в процессе теоретического обучения………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….40
Основным критерием
выделения тех или иных типов
проблемных ситу-аций является принцип
противоречий в структуре имеющихся на
данном этапе обучения у учащихся представлений,
знаний, умений и навыков. Имен-но через
разрешение различного рода противоречий
происходит глубокое и прочное усвоение
знаний и именно разрешение противоречий
способствует умственному развитию.
Проблемная ситуация
может возникнуть как следствие
противоречия между исходными знаниями
и новыми, парадоксальными фактами,
разруша-ющими известную
В общем, большинство
проблемных ситуаций можно свести к
случаям нехватки или избытка
теоретической или фактической информации
(выделя-ют проблемные задачи с неопределенностью
условий, с противоречивыми, недостающими,
избыточными, частично неверными данными
и т. п.). Глав-ное, чтобы проблемная ситуация
удивила учащегося, вызвала у него интерес,
желание разобраться.
Психологический
механизм происходящих процессов при
проблемном обучении следующий: возникновение
проблемы; осознание проблемы и ее
«принятие»; процесс поисков решения
проблемы (выдвижение гипотезных доказательств);
получение окончательного результата
и его проверка.
Выделяют основные
условия успешного проблемного
обучения: 1)необходимо вызвать интерес
учащихся к содержанию проблемы; 2)обеспе-чить
посильность работы для учеников
с возникающими проблемами;3) ин-формация,
которую учащийся получит при решении
проблемы, должна быть значимой, важной
в учебно-профессиональном плане;4)проблемное
обучение реализуется успешно лишь при
определенном стиле общения между препо-давателем
и обучаемыми, когда возможна свобода
выражения своих мыслей и взглядов учениками
при пристальном доброжелательном внимании
препо-давателя к мыслительному процессу
учащегося. В результате такое общение
в виде диалога направлено на поддержание
познавательной, мыслительной активности
учеников.
Проблемное обучение
ставит своей задачей:
1) развитие мышления
и способностей учеников, развитие
творческих умений; 2) усвоение учениками
знаний, умений добытых в ходе
активного поиска и
Выделяют три
основные метода проблемного обучения:
1)проблемное изложение;2)частично-
Наиболее простой
метод -- проблемное изложение учебного
материала по лекции, когда преподаватель
ставит проблемные вопросы, выстраивает
проблемные задачи и сам их решает,
ученики лишь мысленно включаются процесс
поиска решения.
Частично-поисковый
метод постепенно приобщает учеников
к самосто-ятельному решению
Исследовательский
метод предполагает, что ученики
самостоятельно формулируют проблему
и решают ее с последующим контролем
преподава-теля, что обеспечивает продук-тивную
деятельность (творчество) и наиболее
эффективных и прочных «знаний-трансформаций».
2.3. Общая характеристика
методов обучения
Методы обучения
- это способы взаимосвязанной
деятельности
преподавателя
и студентов, направленные на овладение
обучающимися зна-ниями, умениями и навыками,
на воспитание и развитие в процессе обу-чения.
Педагогическая наука и практика предлагают
преподавателю богатый арсенал методов
и приемов обучения. Творческая деятельность
препода-вателя состоит в том, чтобы рационально
использовать в учебном процес-се методы,
обеспечивающие наилучшее достижение
поставленной цели.
Разнообразие
методов и приемов создает
у учащихся интерес к самой
учебно-познавательной деятельности,
что чрезвычайно важно для
выработки мотивированного отношения
к учебным занятиям.
В педагогике приняты
несколько классификаций
В предлагаемой
классификации методы делятся прежде
всего на
две группы:
- методы, направленные
на первичное овладение
- методы, способствующие
закреплению и
знаний, и овладению
умениями и навыками.
В зависимости
от степени активности учащихся в
процессе обу-чения методы 1 группы
делятся на информационно-развивающие
и про-блемно-поисковые, 2-й -- на репродуктивные
и творчески-воспроизводящие.
В традиционно
сложившейся практике преподавания
в средних специальных учебных заведениях
большое место занимают информационно-развивающие
методы (лекция, объяснение, рассказ,беседа),
в которых препо-
даватель играет
более активную роль, чем студенты.
Для закрепления зна-ний и
В последние
десятилетия широкое
называемые активные
методы обучения, побуждающие обучающихся
к
самостоятельному
добыванию знаний, активизирующие их
познавательную деятельность, развитие
мышления, формирование практических
умений и навыков. Именно на решение этих
задач направлены проблемно-поисковые
и творчески-воспроизводящие методы. Новая
образовательная парадигма ориентирована
прежде всего на развитие личности, повышение
ее активности и творческих способностей,
а следовательно, и на расширение использования
методов самостоятельной работы студентов,
самоконтроля,
использования
активных форм и методов обучения.
Активные методы
обучения - это методы, которые побуждают
студентов к
активной мыслительной и практической
деятельности в процессе овладения
учебным материалом. Активное обучение
предполагает исполь-зование такой
системы методов, которая направлена
главным образом не на изложение
преподавателем готовых знаний, их запоминание
и воспроиз-ведение студентом, а на самостоятельное
овладение студентом знаниями и умениями
в процессе активной познавательной и
практической деятельности.
Для активизации
познавательной деятельности студентов
используют-ся традиционные методы обучения
с применением таких приемов, как постановка
вопроса при изложении материала, включение
в него отдельных практических упражнений,
ситуационных задач, обращение к наглядным
и техническим средствам обучения, побуждение
к ведению записей, созданию опорных конспектов.
Особенности активных
методов обучения состоят в побуждении
студентов к
практической и мыслительной деятельности,
без которой нет движения вперед
в овладении знаниями.
Появление и
развитие активных методов обусловлено
возникающими перед процессом обучения
новыми задачами, состоящими в том, чтобы
не только дать студентам знания, но и
обеспечить формирование и развитие познавательных
интересов и способностей, творческого
мышления, умений и навыков самостоятельного
умственного труда. Возникновение новых
задач обусловлено бурным развитием информации.
Познавательная
активность означает интеллектуально
эмоциональ-ный отклик на процесс
познания, стремление учащегося к
учению, к выпол-нению индивидуальных
и общих заданий, интерес к деятельности
препода-вателя и других учащихся.
Под познавательной
самостоятельностью принято понимать
стремле-ние и умение самостоятельно
мыслить, способность ориентироваться
в новой ситуации, находить свой
подход к решениюзадачи, желание понять
не только усваиваемую учебную информацию,
но и способы ее добывания, критичес-кий
подход к суждениям других, независимость
собственных суждений.
Познавательная
активность и познавательная самостоятельность
- качества, характеризующие
Активные методы
обучения могут быть использованы на
разных
этапах учебного
процесса: при первичном овладении
знаниями, закреплении и
В зависимости
от направленности на формирование системы
знаний или овладение умениями и навыками
активные методы обучения делят на неимитационные
и имитационные. Имитационные предполагают,
как правило, обучение профессиональным
умениям и навыкам и связаны с моделированием
профессиональной деятельности. При их
применении имитируются как ситуации
профессиональной деятельности, так и
сама профессиональная деятельность.
Имитационные методы, в свою очередь, делят
на игровые и неигровые в зависимости
от принимаемых студентами условий, выполняемых
ими ролей, взаимоотношений междуьролями,
уста-навливаемых правил, наличия элементов
состязательности при выполнении заданий.
Неимитационные:
проблемная лекция, эвристическая беседа,
учебная дискуссия, поисковая лабораторная
работа, исследовательский метод, само-стоятельная
работа с обучающей программой (программированное
обуче-ние), самостоятельная работа с книгой.
Имитационные:
неигровые: анализ
конкретных производственных ситуаций,
решение ситуационных
производственных задач, упражнения-действия
по инструкции
(лабораторные и практические работы по
инструкции),
выполнение индивидуальных
заданий в процессе производственной
практики;
игровые: разыгрывание
ролей (элементы деловой игры), деловая
игра.
Активные методы,
направленные на первичное овладение
знаниями, способствуют развитию мышления,
познавательных интересов и способ-ностей,
формированию умений и навыков самообразования,
однако при их планировании следует помнить,
что они требуют значительного времени.
Именно поэтому невозможно перевести
весь учебный процесс только на при-менение
активных методов. Наряду с ними используются
и традиционные: обычная лекция, объяснение,
рассказ.
При выборе метода
обучения следует прежде всего проанализировать
содержание учебного материала и
использовать активные методы там, где
наиболее действенно могут проявиться
творческое мышление учащихся , их познавательные
способности, жизненный опыт, умение адаптироваться
в реальной деятельности. В преподавательской
деятельности часто пользуются термином
«прием обучения». Прием - это часть метода,
которая усиливает,
повышает его
эффективность. Так, в практике обучения
широко используют-ся наглядные приемы
обучения, сопровождающие лекцию, объяснение,
рас-сказ, беседу: показ изображений
на таблицах, плакатах, демонстрация моде-лей,
натуральных объектов, устройств, механизмов.
Объяснение учебного материала может
сопровождаться демонстрацией опытов,
слайдов; показом диа- и кинофильмов и
их фрагментов, видеозаписей, телефильмов
и т. п.