Активные методы теоретического обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования --- разработка алгоритма создания проблемной ситуации в процессе теоретического обучения.


Исходя из выше изложенного нами была сформулированна гипотеза исследования: применение активных методов теоретического обучения действительно приведет к продуктивной мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе овладения учебным материалом.


Для достижения цели исследования и выдвинутой гипотезы необходимо решить седующие задачи:


1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме внедрения активных методов теоретического обучения в учебный процесс.


2. Рассмотреть психологические основы формирования умений и навыков в процессе обучения.


3. Применить тестовую методику структуры интеллекта Р.Амтхауэра.


4. Разработать алгоритм создания проблемной ситуации в процесс теоретического обучения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………............3


ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ............................................................................................................5


1.1 Понятие об обучении………………………………………………5


1.2 Сущность формирования профессиональных умений и навыков в процессе обучения………………………………………………….9


1.2.1. Обучение навыкам…………………………………………...9


1.2.2. Обучение умениям…………………………………………..13


1.3 Анализ проблемы формирования профессиональных умений и навыков……………………………………………………………..15


1.4 Этапы и стадии формирования профессиональных умений и навыков в процессе обучения……………………………………..16


1.5 Проведение теста структуры интеллекта Р.Амтхауэра в группе учащихся. Анализ результатов тестирования……………………17


ГЛАВА 2. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПТЗО……………………..20


2.1. Общая характеристика технического мышления………………..20


2.2. Проблемное обучение как общее средство технического мышления…………………………………………………………..21


2.3. Общая характеристика методов обучения……………………….24


2.3.1. Классификация активных методов обучения……………..30


2.4. Упражнения………………………………………………………..34


2.4.1. Упражнения в творческом применении полученных знаний и умений……………………………………………………..35


2.4.2. Поисковые упражнения…………………………………….36


2.5. Алгоритм создания проблемной ситуации в процессе теоретического обучения………………………………………….36


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...39


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….40

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Украины.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

Основным критерием  выделения тех или иных типов проблемных ситу-аций является принцип противоречий в структуре имеющихся на данном этапе обучения у учащихся представлений, знаний, умений и навыков. Имен-но через разрешение различного рода противоречий происходит глубокое и прочное усвоение знаний и именно разрешение противоречий способствует умственному развитию. 

Проблемная ситуация может возникнуть как следствие  противоречия между исходными знаниями и новыми, парадоксальными фактами, разруша-ющими известную теорию, между теоретически возможным способом реше-ния и его практической нецелесообразностью, между практически доступ-ным результатом и отсутствием теоретического обоснования и т. п.  

В общем, большинство  проблемных ситуаций можно свести к  случаям нехватки или избытка  теоретической или фактической информации (выделя-ют проблемные задачи с неопределенностью условий, с противоречивыми, недостающими, избыточными, частично неверными данными и т. п.). Глав-ное, чтобы проблемная ситуация удивила учащегося, вызвала у него интерес, желание разобраться. 

Психологический механизм происходящих процессов при  проблемном обучении следующий: возникновение  проблемы; осознание проблемы и ее «принятие»; процесс поисков решения  проблемы (выдвижение гипотезных доказательств); получение окончательного результата и его проверка.  

Выделяют основные условия успешного проблемного  обучения: 1)необходимо вызвать интерес  учащихся к содержанию проблемы; 2)обеспе-чить посильность работы для учеников с возникающими проблемами;3) ин-формация, которую учащийся получит при решении проблемы, должна быть значимой, важной в учебно-профессиональном плане;4)проблемное обучение реализуется успешно лишь при определенном стиле общения между препо-давателем и обучаемыми, когда возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов учениками при пристальном доброжелательном внимании препо-давателя к мыслительному процессу учащегося. В результате такое общение в виде диалога направлено на поддержание познавательной, мыслительной активности учеников. 

Проблемное обучение ставит своей задачей:  

1) развитие мышления  и способностей учеников, развитие  творческих умений; 2) усвоение учениками  знаний, умений добытых в ходе  активного поиска и самостоятельной»  решения проблем, в результате  эти знания, уме-ния более прочные,  чем при традиционном обучении; 3) воспитание актив-ной, творческой личности ученика, умеющего видеть, решать нестандартные профессиональные проблемы. 

Выделяют три  основные метода проблемного обучения: 1)проблемное изложение;2)частично-поисковая  деятельность; 3)самостоятельная исследо-вательская деятельность. 

Наиболее простой  метод -- проблемное изложение учебного материала по лекции, когда преподаватель  ставит проблемные вопросы, выстраивает  проблемные задачи и сам их решает, ученики лишь мысленно включаются процесс  поиска решения.  

Частично-поисковый  метод постепенно приобщает учеников к самосто-ятельному решению проблем; в ходе проблемных семинаров, практических занятий, эвристических бесед ученики  под руководством преподавателя  ре-шают проблемы. Преподаватель придумывает  систему проблемных вопро-сов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях, т. е. вопросы должны вызывать интеллек-туальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поиск. Преподаватель должен придумать возможные «подсказки» и наводящие воп-росы, он сам подитоживает главное, опираясь на ответы учеников.  

Исследовательский метод предполагает, что ученики  самостоятельно формулируют проблему и решают ее с последующим контролем  преподава-теля, что обеспечивает продук-тивную деятельность (творчество) и наиболее эффективных и прочных «знаний-трансформаций». 

2.3. Общая характеристика  методов обучения 

Методы обучения - это способы взаимосвязанной  деятельности 

преподавателя и студентов, направленные на овладение обучающимися зна-ниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обу-чения. Педагогическая наука и практика предлагают преподавателю богатый арсенал методов и приемов обучения. Творческая деятельность препода-вателя состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процес-се методы, обеспечивающие наилучшее достижение поставленной цели. 

Разнообразие  методов и приемов создает  у учащихся интерес к самой  учебно-познавательной деятельности, что чрезвычайно важно для  выработки мотивированного отношения к учебным занятиям. 

В педагогике приняты  несколько классификаций методов  обучения, имеющих разные основания: по источнику учебной информации (нагляд-ные, словесные, игровые, практические), по способам взаимодействия обу-чающих и обучающихся (объяснительно-иллюстративный, частично-поиско-вый, проблемный, исследовательский). Нами рассматривается классифика-ция, в основании которой лежит направленность методов на решение тех или иных дидактических задач. Пользуясь ею, преподаватель может выбрать из общего набора методов те, которые наиболее способствуют решению конкретной дидактической задачи на конкретном этапе обучения: в про-цессе первичного ознакомления с учебным материалом, при закреплении и совершенствовании знаний, в процессе формирования умений и навыков. 

В предлагаемой классификации методы делятся прежде всего на 

две группы: 

- методы, направленные  на первичное овладение знаниями; 

- методы, способствующие  закреплению и совершенствованию 

знаний, и овладению  умениями и навыками. 

В зависимости  от степени активности учащихся в  процессе обу-чения методы 1 группы делятся на информационно-развивающие  и про-блемно-поисковые, 2-й -- на репродуктивные и творчески-воспроизводящие. 

В традиционно  сложившейся практике преподавания в средних специальных учебных заведениях большое место занимают информационно-развивающие методы (лекция, объяснение, рассказ,беседа), в которых препо- 

даватель играет более активную роль, чем студенты. Для закрепления зна-ний и совершенствования  умений особенно часто используют репродуктив-ные методы (пересказ - воспроизведение студентами учебного материала, выполнение упражнений по образцу, лабораторных работ по инструкции). Эти методы более ориентированы на запоминание и воспроизведение учеб-ного материала, менее - на развитие творческого мышления, активизацию самостоятельной познавательной деятельности. 

В последние  десятилетия широкое распространение  получили так 

называемые активные методы обучения, побуждающие обучающихся  к 

самостоятельному  добыванию знаний, активизирующие их познавательную деятельность, развитие мышления, формирование практических умений и навыков. Именно на решение этих задач направлены проблемно-поисковые и творчески-воспроизводящие методы. Новая образовательная парадигма ориентирована прежде всего на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, а следовательно, и на расширение использования методов самостоятельной работы студентов, самоконтроля, 

использования активных форм и методов обучения. 

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают 

студентов к  активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения  учебным материалом. Активное обучение предполагает исполь-зование такой  системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроиз-ведение студентом, а на самостоятельное овладение студентом знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности. 

Для активизации  познавательной деятельности студентов используют-ся традиционные методы обучения с применением таких приемов, как постановка вопроса при изложении материала, включение в него отдельных практических упражнений, ситуационных задач, обращение к наглядным и техническим средствам обучения, побуждение к ведению записей, созданию опорных конспектов. 

Особенности активных методов обучения состоят в побуждении 

студентов к  практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. 

Появление и  развитие активных методов обусловлено возникающими перед процессом обучения новыми задачами, состоящими в том, чтобы не только дать студентам знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации.  

Познавательная  активность означает интеллектуально  эмоциональ-ный отклик на процесс  познания, стремление учащегося к  учению, к выпол-нению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности препода-вателя и других учащихся. 

Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремле-ние и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться  в новой ситуации, находить свой подход к решениюзадачи, желание понять не только усваиваемую учебную информацию, но и способы ее добывания, критичес-кий подход к суждениям других, независимость собственных суждений. 

Познавательная  активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности человека к уче-нию. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятель-ности. Отсутствие условий для проявления активности и самостоятельности приводит к тому, что они не развиваются. Вот почему только широкое ис-пользование активных методов, побуждающих к мыслительной и практи-ческой деятельности, причем с самого начала процесса обучения, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в даль-нейшем его деятельное желание в постоянном овладении знаниями и приме-нении их на практике. 

Активные методы обучения могут быть использованы на разных 

этапах учебного процесса: при первичном овладении  знаниями, закреплении и совершенствовании  знаний, формировании умении и навыков. Нельзя рез-ко разделить имеющиеся методы обучения на активные и неактивные. Используя разнообразные приемы активизации познавательной деятельнос-ти, преподаватель добивается повышения познавательной активности сту-дентов. 

В зависимости  от направленности на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками активные методы обучения делят на неимитационные и имитационные. Имитационные предполагают, как правило, обучение профессиональным умениям и навыкам и связаны с моделированием профессиональной деятельности. При их применении имитируются как ситуации профессиональной деятельности, так и сама профессиональная деятельность. Имитационные методы, в свою очередь, делят на игровые и неигровые в зависимости от принимаемых студентами условий, выполняемых ими ролей, взаимоотношений междуьролями, уста-навливаемых правил, наличия элементов состязательности при выполнении заданий. 

Неимитационные: проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, поисковая лабораторная работа, исследовательский метод, само-стоятельная работа с обучающей программой (программированное обуче-ние), самостоятельная работа с книгой. 

Имитационные: 

неигровые: анализ конкретных производственных ситуаций, 

решение ситуационных производственных задач, упражнения-действия 

по инструкции (лабораторные и практические работы по инструкции), 

выполнение индивидуальных заданий в процессе производственной 

практики; 

игровые: разыгрывание ролей (элементы деловой игры), деловая 

игра. 

Активные методы, направленные на первичное овладение  знаниями, способствуют развитию мышления, познавательных интересов и способ-ностей, формированию умений и навыков самообразования, однако при их планировании следует помнить, что они требуют значительного времени. Именно поэтому невозможно перевести весь учебный процесс только на при-менение активных методов. Наряду с ними используются и традиционные: обычная лекция, объяснение, рассказ. 

При выборе метода обучения следует прежде всего проанализировать содержание учебного материала и  использовать активные методы там, где наиболее действенно могут проявиться творческое мышление учащихся , их познавательные способности, жизненный опыт, умение адаптироваться в реальной деятельности. В преподавательской деятельности часто пользуются термином «прием обучения». Прием - это часть метода, которая усиливает, 

повышает его  эффективность. Так, в практике обучения широко используют-ся наглядные приемы обучения, сопровождающие лекцию, объяснение, рас-сказ, беседу: показ изображений  на таблицах, плакатах, демонстрация моде-лей, натуральных объектов, устройств, механизмов. Объяснение учебного материала может сопровождаться демонстрацией опытов, слайдов; показом диа- и кинофильмов и их фрагментов, видеозаписей, телефильмов и т. п. 

Информация о работе Активные методы теоретического обучения