Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 16:14, курсовая работа
Цель исследования --- разработка алгоритма создания проблемной ситуации в процессе теоретического обучения.
Исходя из выше изложенного нами была сформулированна гипотеза исследования: применение активных методов теоретического обучения действительно приведет к продуктивной мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе овладения учебным материалом.
Для достижения цели исследования и выдвинутой гипотезы необходимо решить седующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме внедрения активных методов теоретического обучения в учебный процесс.
2. Рассмотреть психологические основы формирования умений и навыков в процессе обучения.
3. Применить тестовую методику структуры интеллекта Р.Амтхауэра.
4. Разработать алгоритм создания проблемной ситуации в процесс теоретического обучения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………............3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ............................................................................................................5
1.1 Понятие об обучении………………………………………………5
1.2 Сущность формирования профессиональных умений и навыков в процессе обучения………………………………………………….9
1.2.1. Обучение навыкам…………………………………………...9
1.2.2. Обучение умениям…………………………………………..13
1.3 Анализ проблемы формирования профессиональных умений и навыков……………………………………………………………..15
1.4 Этапы и стадии формирования профессиональных умений и навыков в процессе обучения……………………………………..16
1.5 Проведение теста структуры интеллекта Р.Амтхауэра в группе учащихся. Анализ результатов тестирования……………………17
ГЛАВА 2. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПТЗО……………………..20
2.1. Общая характеристика технического мышления………………..20
2.2. Проблемное обучение как общее средство технического мышления…………………………………………………………..21
2.3. Общая характеристика методов обучения……………………….24
2.3.1. Классификация активных методов обучения……………..30
2.4. Упражнения………………………………………………………..34
2.4.1. Упражнения в творческом применении полученных знаний и умений……………………………………………………..35
2.4.2. Поисковые упражнения…………………………………….36
2.5. Алгоритм создания проблемной ситуации в процессе теоретического обучения………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….40
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
159
Ч
3
3
3
3
3
3
2
3
2
3
3
3
160
Щ
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
161
Я
5
5
5
5
5
5
5
2
5
2
5
5
162
Ф
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
163
Х
5
5
1
5
5
5
2
1
5
5
5
5
164
У
3
3
3
2
3
3
3
5
3
3
5
3
165
М
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
166
П
3
3
4
3
4
3
3
3
3
4
4
3
167
Д
4
2
5
3
5
4
5
5
5
4
4
5
168
А
3
5
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
169
С
4
5
4
4
4
4
4
4
4
5
4
4
170
Н
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
171
Ш
2
2
1
1
2
1
2
2
2
2
2
2
172
К
4
3
4
2
4
4
2
4
4
4
4
4
173
Т
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
174
О
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
175
Ж
3
3
3
3
3
2
3
2
3
3
2
3
176
Г
2
1
1
2
2
2
1
3
2
1
1
1
По результатам
тестирования было выявлено, что у 2
человек хорошо развито ПВ, а у
11 человек - ПО. Следовательно, педагогу
в своей работе с такими учащимися
следует чаще применять активные
методы обучения, ко-торые направлены
на активизацию мыслительной и практической
деятельно-сти в процессе овладения учебным
материалом. Например, создавать в ходе
урока проблемные ситуации либо проводить
деловые игры. Последние будут стимулировать
к продуктивной деятельности и менее активных
учащихся. Оценивая субтесты 8 и 9 в комплексе,
мы пришли к выводу, что только у 2 человек
из 11 испытуемых развиты конструктивные
способности теоретичес-кого и практического
плана. Одинаково высокие результаты по
обоим суб-тестам являются хорошим основанием
не только для естественно-техничес-кой,
но и научной одаренности.
ГЛАВА 2. Активные
методы теоретического обучения и их
использование в процессе обучения
ПТЗО.
2.1 Общая характеристика
технического мышления.
Особенности многих
технических задач и объектов, само оперирова-ние
производственно-техническим материалом
придают мышлению свое-образный характер.
По своим истокам и основам техническое
мышление является тем же обобщенным и
опосредованным познанием действитель-ности
и осуществ-ляется также через решение
задач (проблем). Однако при решении техни-ческих
задач одни стороны мышления (его направленность,
структурные особенности, определенные
качества ума) получают преиму-щественное
развитие, тогда как другие проявляются
в меньшей степени.
Решение любой
технической задачи базируется на использовании
большого запаса специальных знаний, на
умении «добывать» недостающую информацию.
Особое внимание следует обратить на специфику
технических задач (проблем), в ходе решения
которых и осуществляется мыслительная
деятельность.
Характеризуя
техническое мышление, следует подчеркнуть
важней-шую его особенность, которая проявляется
в тесном единстве теоретичес-ких и практических
компонентов деятельности, в непрерывном
сочетании и взаимодействии умственных
(мыслительных) и практических действий.
Психологические
исследования показывают, что успех
решения техни-ческих задач во многом
зависит от того, как сочетаются
в деятельности че-ловека теория и
практика.Отсюда следует педагогический
вывод: техничес-кий интеллект нельзя
развить, применяя «словесно-меловой»
способ преподавания.
Другая важная
особенность технического мышления
проявляется в тесной взаимосвязи
и взаимодействии понятийных и образных
компонентов деятельности. Специфичен
и сам процесс технического мышления,
характер его протекания, что обусловлено
особенностями технических задач, а также
условиями деятельности по их решению.
2.2. Проблемное
обучение как общее средство
развития технического мышления
В результате более
или менее длительного опыта
решения техничес-ких задач
Проблемное обучение
-- это система обучения, предполагающая
создание в учебно-педагогическом процессе
условий, при которых учащийся усваивает
знания и умения путем проблемных ситуаций
и овладения спосо-бами их разрешения.
Основу теории проблемного обучения составляют
по-нятия проблемной ситуации и способа
ее разрешения. Проблемная ситуация --
это психическое состояние человека, испытывающего
познавательную трудность, это противоречие,
выявившееся в форме вопроса, заданного
са-мому себе. В результате разрешения
системы таких ситуаций учащиеся открывают
для себя новые знания и способы действий
с ними, овладевают общими принципами
решения задач. Проблемные ситуации должны
быть доступными для учащихся определенного
возраста, учитывать их познава-тельные
и практические возможности и т. п.
В максимальной
степени процесс мышления проявляется
и развивается при решении проблемных
задач.
Обращаясь к
проблемному обучению, преподаватель
не сообщает зна-ний в «готовом виде»,
а ставит перед учащимися проблемные
задачи, побуж-дает искать пути и средства
для их решения. Здесь сама проблема
«прокла-дывает путь» к новым знаниям
и способам действия, а не наоборот. То,
что новые знания вводятся не ради получения
следующей порции сведений, а ра-ди решения
проблемы , является принципиально важным.
Можно выделить
три признака проблемной ситуации в
обучении. Во-первых, она должна быть такой,
чтобы ее разрешение можно было ориен-тировать
на возможности познавательной и исследовательской
активности учащихся. Во-вторых, все вопросы,
порождаемые проблемной ситуацией, должны
быть значимыми для учащихся. В-третьих,
разрешение основной проблемы, как правило,
должно протекать на фоне решения цепи
соподчи-ненных проблем, вытекающих одна
из другой и показывающих логические отношения
между изучаемыми явлениями, законами,
процессами.