Активные методы теоретического обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования --- разработка алгоритма создания проблемной ситуации в процессе теоретического обучения.


Исходя из выше изложенного нами была сформулированна гипотеза исследования: применение активных методов теоретического обучения действительно приведет к продуктивной мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе овладения учебным материалом.


Для достижения цели исследования и выдвинутой гипотезы необходимо решить седующие задачи:


1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме внедрения активных методов теоретического обучения в учебный процесс.


2. Рассмотреть психологические основы формирования умений и навыков в процессе обучения.


3. Применить тестовую методику структуры интеллекта Р.Амтхауэра.


4. Разработать алгоритм создания проблемной ситуации в процесс теоретического обучения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………............3


ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ............................................................................................................5


1.1 Понятие об обучении………………………………………………5


1.2 Сущность формирования профессиональных умений и навыков в процессе обучения………………………………………………….9


1.2.1. Обучение навыкам…………………………………………...9


1.2.2. Обучение умениям…………………………………………..13


1.3 Анализ проблемы формирования профессиональных умений и навыков……………………………………………………………..15


1.4 Этапы и стадии формирования профессиональных умений и навыков в процессе обучения……………………………………..16


1.5 Проведение теста структуры интеллекта Р.Амтхауэра в группе учащихся. Анализ результатов тестирования……………………17


ГЛАВА 2. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПТЗО……………………..20


2.1. Общая характеристика технического мышления………………..20


2.2. Проблемное обучение как общее средство технического мышления…………………………………………………………..21


2.3. Общая характеристика методов обучения……………………….24


2.3.1. Классификация активных методов обучения……………..30


2.4. Упражнения………………………………………………………..34


2.4.1. Упражнения в творческом применении полученных знаний и умений……………………………………………………..35


2.4.2. Поисковые упражнения…………………………………….36


2.5. Алгоритм создания проблемной ситуации в процессе теоретического обучения………………………………………….36


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...39


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….40

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Украины.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

1.4.Этапы и  стадии формирования профессиональных  умений и навыков 

Овладение любой  профессиональной деятельностью немыслимо  в отрыве от усвоения ее нормативной  структуры. Используя структурные  еди-ницы деятельности (цель, проект, план, продукт), можно построить модель формирования двигательных умений и навыков, которая будет раскрывать психологические изменения в структуре управления исполнением. Общая направленность этих изменений состоит в планомерном формировании целостного контура управления.  

При определении  содержания этапов и стадий формирования профес-сиональной деятельности мы указывали  на необходимость соблюдения в процедуре  формирования общих принципов композиции и декомпозиции систем . Опираясь на них, мы пришли к выводу о необходимости постепен-ного «наращивания» психологического контура регулирования при переходе от одного этапа к другому и обеспечения условий для перехода «от общего к частному» при переходе от одной стадии к другой.  

Требование организовать процесс формирования целостной деятель-ности в четыре этапа обусловлено необходимостью предварительного овла-дения тремя самостоятельными трудовыми функциями и их последующего слияния в единый целостный трудовой процесс. Независимо от избранной стратегии формирования (снизу вверх или сверху вниз) каждый этап обуче-ния должен обрести свое специфическое содержание. Так, если, например, обучение осуществляется «снизу вверх», то на первом этапе должна форми-роваться функция исполнения, а на втором -- планирования, а на третьем -- проектирования. Если же стратегия обучения строится «сверху вниз», то и порядок овладения трудовыми функциями будет обратным. 

Ценность стратегии  «сверху вниз» обусловлена тем, что в процессе формирования профессиональной деятельности учащийся как бы воспроиз-водит общественно-исторический опыт порождения продукта труда. Каждый этап деятельности, связанный с переходом от цели к проекту, от проекта к плану, от плана к продукту труда раскрывается перед ним как процедура объяснения и раскрытия сущности процесса преобразования исходного мате-риала в заданное изделие, который сначала выступает перед ним как бы схе-матически, а затем все более и более конкретно.  

1.5. Проведение  теста структуры интеллекта Р.Амтхауэра  в группе учащихся. Анализ результатов  тестирования. 

Возмем 8 и 9 субтесты тестовой методики структуры интеллекта Р.Амтхауэра, которые выявляют уровень  пространственного воображения (ПВ) и пространственного обобщения(ПО) соответственно. За ответ, совпадающий  с ключом, ставим 1 балл, несовпадение - 0 баллов. Макси-мальный показатель по каждому из субтестов равен 20 баллов. Высокий уровень развития ПВ и ПО составляет 70% и выше, т.е. показатель субтеста должен составлят 14 баллов и выше. 

Признаком хорошо развитого ПВ является умение решать геометричес-кие задачи, богатство пространственных представлений, конструктивные практические способности, а также наличие наглядно-действенное мышление. 

Развитое ПО характеризуется умением не только оперировать про-странственными образами, но и обобщать их отношения. Учащиеся должны иметь развитое аналитико-синтетическое мышление, конструктивности теоретических и практических способностей. 

Результаты субтеста 8 

№зад. 

Уч.1 

Уч.2 

Уч.3 

Уч.4 

Уч.5 

Уч.6 

Уч.7 

Уч.8 

Уч.9 

Уч.10 

Уч.11 

ключ  

137 

б 

б 

б 

б 

б 

в 

д 

д 

б 

б 

д 

б  

138 

д 

б 

д 

д 

д 

б 

б 

д 

д 

б 

б 

б  

139 

в 

в 

в 

в 

в 

д 

в 

в 

д 

д 

в 

в  

140 

а 

а 

а 

а 

а 

в 

в 

а 

а 

а 

а 

а  

141 

г 

г 

г 

г 

г 

г 

г 

г 

д 

г 

г 

г  

142 

а 

г 

а 

а 

г 

а 

а 

а 

а 

а 

а 

а  

143 

б 

а 

д 

б 

б 

б 

а 

а 

д 

б 

б 

б  

144 

а 

а 

д 

а 

а 

д 

а 

а 

д 

а 

а 

д  

145 

г 

в 

в 

в 

г 

г 

г 

в 

в 

г 

г 

в  

146 

г 

д 

в 

в 

г 

а 

г 

г 

в 

а 

а 

г  

147 

б 

а 

а 

а 

а 

а 

а 

б 

а 

а 

а 

а  

148 

д 

б 

б 

д 

д 

д 

д 

д 

а 

д 

д 

б  

149 

д 

д 

д 

а 

д 

а 

д 

д 

д 

д 

г 

д  

150 

г 

г 

г 

г 

д 

г 

г 

д 

г 

г 

г 

г  

151 

б 

в 

б 

в 

а 

в 

в 

б 

б 

в 

в 

в  

152 

б 

б 

б 

б 

б 

б 

б 

а 

б 

б 

д 

б  

153 

д 

д 

д 

в 

д 

а 

д 

д 

д 

д 

д 

д  

154 

а 

а 

а 

а 

а 

а 

д 

а 

а 

д 

д 

а  

155 

б 

в 

б 

б 

б 

б 

в 

д 

в 

в 

в 

в  

156 

в 

б 

б 

д 

д 

в 

в 

б 

д 

г 

д 

д  
 
 

Результаты субтеста 9 

№ зад. 

1 буква  

Уч 

Уч 

Уч 

Уч 

Уч 

Уч 

Уч 

Уч 

Уч 

Уч 

10 

Уч 

11 

ключ  

157 

Б 

 

158 

Ё 

Информация о работе Активные методы теоретического обучения