Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 16:14, курсовая работа
Цель исследования --- разработка алгоритма создания проблемной ситуации в процессе теоретического обучения.
Исходя из выше изложенного нами была сформулированна гипотеза исследования: применение активных методов теоретического обучения действительно приведет к продуктивной мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе овладения учебным материалом.
Для достижения цели исследования и выдвинутой гипотезы необходимо решить седующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме внедрения активных методов теоретического обучения в учебный процесс.
2. Рассмотреть психологические основы формирования умений и навыков в процессе обучения.
3. Применить тестовую методику структуры интеллекта Р.Амтхауэра.
4. Разработать алгоритм создания проблемной ситуации в процесс теоретического обучения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………............3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ............................................................................................................5
1.1 Понятие об обучении………………………………………………5
1.2 Сущность формирования профессиональных умений и навыков в процессе обучения………………………………………………….9
1.2.1. Обучение навыкам…………………………………………...9
1.2.2. Обучение умениям…………………………………………..13
1.3 Анализ проблемы формирования профессиональных умений и навыков……………………………………………………………..15
1.4 Этапы и стадии формирования профессиональных умений и навыков в процессе обучения……………………………………..16
1.5 Проведение теста структуры интеллекта Р.Амтхауэра в группе учащихся. Анализ результатов тестирования……………………17
ГЛАВА 2. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПТЗО……………………..20
2.1. Общая характеристика технического мышления………………..20
2.2. Проблемное обучение как общее средство технического мышления…………………………………………………………..21
2.3. Общая характеристика методов обучения……………………….24
2.3.1. Классификация активных методов обучения……………..30
2.4. Упражнения………………………………………………………..34
2.4.1. Упражнения в творческом применении полученных знаний и умений……………………………………………………..35
2.4.2. Поисковые упражнения…………………………………….36
2.5. Алгоритм создания проблемной ситуации в процессе теоретического обучения………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….40
1.4.Этапы и
стадии формирования
Овладение любой
профессиональной деятельностью немыслимо
в отрыве от усвоения ее нормативной
структуры. Используя структурные
еди-ницы деятельности (цель, проект, план,
продукт), можно построить модель формирования
двигательных умений и навыков, которая
будет раскрывать психологические изменения
в структуре управления исполнением. Общая
направленность этих изменений состоит
в планомерном формировании целостного
контура управления.
При определении
содержания этапов и стадий формирования
профес-сиональной деятельности мы указывали
на необходимость соблюдения в процедуре
формирования общих принципов композиции
и декомпозиции систем . Опираясь на
них, мы пришли к выводу о необходимости
постепен-ного «наращивания» психологического
контура регулирования при переходе от
одного этапа к другому и обеспечения
условий для перехода «от общего к частному»
при переходе от одной стадии к другой.
Требование организовать
процесс формирования целостной деятель-ности
в четыре этапа обусловлено необходимостью
предварительного овла-дения тремя самостоятельными
трудовыми функциями и их последующего
слияния в единый целостный трудовой процесс.
Независимо от избранной стратегии формирования
(снизу вверх или сверху вниз) каждый этап
обуче-ния должен обрести свое специфическое
содержание. Так, если, например, обучение
осуществляется «снизу вверх», то на первом
этапе должна форми-роваться функция исполнения,
а на втором -- планирования, а на третьем
-- проектирования. Если же стратегия обучения
строится «сверху вниз», то и порядок овладения
трудовыми функциями будет обратным.
Ценность стратегии
«сверху вниз» обусловлена тем,
что в процессе формирования профессиональной
деятельности учащийся как бы воспроиз-водит
общественно-исторический опыт порождения
продукта труда. Каждый этап деятельности,
связанный с переходом от цели к проекту,
от проекта к плану, от плана к продукту
труда раскрывается перед ним как процедура
объяснения и раскрытия сущности процесса
преобразования исходного мате-риала
в заданное изделие, который сначала выступает
перед ним как бы схе-матически, а затем
все более и более конкретно.
1.5. Проведение
теста структуры интеллекта Р.
Возмем 8 и 9 субтесты
тестовой методики структуры интеллекта
Р.Амтхауэра, которые выявляют уровень
пространственного воображения (ПВ)
и пространственного обобщения(
Признаком хорошо
развитого ПВ является умение решать
геометричес-кие задачи, богатство пространственных
представлений, конструктивные практические
способности, а также наличие наглядно-действенное
мышление.
Развитое ПО
характеризуется умением не только
оперировать про-странственными образами,
но и обобщать их отношения. Учащиеся
должны иметь развитое аналитико-синтетическое
мышление, конструктивности теоретических
и практических способностей.
Результаты субтеста
8
№зад.
Уч.1
Уч.2
Уч.3
Уч.4
Уч.5
Уч.6
Уч.7
Уч.8
Уч.9
Уч.10
Уч.11
ключ
137
б
б
б
б
б
в
д
д
б
б
д
б
138
д
б
д
д
д
б
б
д
д
б
б
б
139
в
в
в
в
в
д
в
в
д
д
в
в
140
а
а
а
а
а
в
в
а
а
а
а
а
141
г
г
г
г
г
г
г
г
д
г
г
г
142
а
г
а
а
г
а
а
а
а
а
а
а
143
б
а
д
б
б
б
а
а
д
б
б
б
144
а
а
д
а
а
д
а
а
д
а
а
д
145
г
в
в
в
г
г
г
в
в
г
г
в
146
г
д
в
в
г
а
г
г
в
а
а
г
147
б
а
а
а
а
а
а
б
а
а
а
а
148
д
б
б
д
д
д
д
д
а
д
д
б
149
д
д
д
а
д
а
д
д
д
д
г
д
150
г
г
г
г
д
г
г
д
г
г
г
г
151
б
в
б
в
а
в
в
б
б
в
в
в
152
б
б
б
б
б
б
б
а
б
б
д
б
153
д
д
д
в
д
а
д
д
д
д
д
д
154
а
а
а
а
а
а
д
а
а
д
д
а
155
б
в
б
б
б
б
в
д
в
в
в
в
156
в
б
б
д
д
в
в
б
д
г
д
д
Результаты субтеста
9
№ зад.
1 буква
Уч
1
Уч
2
Уч
3
Уч
4
Уч
5
Уч
6
Уч
7
Уч
8
Уч
9
Уч
10
Уч
11
ключ
157
Б
4
4
4
4
3
4
2
4
4
4
4
4
158
Ё
5