Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 16:14, курсовая работа
Цель исследования --- разработка алгоритма создания проблемной ситуации в процессе теоретического обучения.
Исходя из выше изложенного нами была сформулированна гипотеза исследования: применение активных методов теоретического обучения действительно приведет к продуктивной мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе овладения учебным материалом.
Для достижения цели исследования и выдвинутой гипотезы необходимо решить седующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме внедрения активных методов теоретического обучения в учебный процесс.
2. Рассмотреть психологические основы формирования умений и навыков в процессе обучения.
3. Применить тестовую методику структуры интеллекта Р.Амтхауэра.
4. Разработать алгоритм создания проблемной ситуации в процесс теоретического обучения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………............3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ............................................................................................................5
1.1 Понятие об обучении………………………………………………5
1.2 Сущность формирования профессиональных умений и навыков в процессе обучения………………………………………………….9
1.2.1. Обучение навыкам…………………………………………...9
1.2.2. Обучение умениям…………………………………………..13
1.3 Анализ проблемы формирования профессиональных умений и навыков……………………………………………………………..15
1.4 Этапы и стадии формирования профессиональных умений и навыков в процессе обучения……………………………………..16
1.5 Проведение теста структуры интеллекта Р.Амтхауэра в группе учащихся. Анализ результатов тестирования……………………17
ГЛАВА 2. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПТЗО……………………..20
2.1. Общая характеристика технического мышления………………..20
2.2. Проблемное обучение как общее средство технического мышления…………………………………………………………..21
2.3. Общая характеристика методов обучения……………………….24
2.3.1. Классификация активных методов обучения……………..30
2.4. Упражнения………………………………………………………..34
2.4.1. Упражнения в творческом применении полученных знаний и умений……………………………………………………..35
2.4.2. Поисковые упражнения…………………………………….36
2.5. Алгоритм создания проблемной ситуации в процессе теоретического обучения………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….40
Использование наглядных приемов не только помогает понять и лучше запомнить учебный материал, но и создает эмоциональное отношение к изучаемому, повышает интерес к нему. Особенно сильное эмоциональное воздействие на учащихся оказывает демонстрация видео- и кинофильмов, кинофрагментов, которые могут быть использованы и в качестве иллюстративного материала, и для создания проблемных ситуаций, на основе которых строится эвристическая беседа, учебная дискуссия.
В качестве приема,
создающего эмоциональное отношение
к изу-чаемому материалу, широко
используется чтение стихотворений, отрывков
из них, фрагментов литературной прозы,
публицистических материалов. В обстановке
приподнятых чувств обостряется внимание
к теоретическому материалу, происходит
приобщение студентов к актуальным проблемам
жизни общества, придается новая окраска
изучаемому содержанию, повы-шается его
значимость в представлениях студентов.
2.3.1. Классификация
активных методов обучения
2.3.1.1. Проблемно-поисковые
методы обучения
Отличительной
чертой этих методов является постановка
перед сту-дентами вопроса (проблемы),
на который они самостоятельно ищут ответ,
са-ми создают для них новые знания, «делают
открытия», формулируют теоре-тические
выводы. Проблемно-поисковые методы требуют
активной мысли-тельной деятельности
учащихся, творческого поиска, анализа
собственного опыта и накопленных знаний,
умения обобщать частные выводы и решения.
Несомненно, познавательная деятельность
студентов протекает не самостоя-тельно,
а под руководством преподавателя, который
цепочкой вопросов и заданий подводит
студентов к выводам. Использование проблемно-поиско-вых
методов требует от преподавателя хорошего
знания учебного материала, умения устанавливать
и поддерживать в учебной работе контакт
со студен-тами, создавать атмосферу сотрудничества.
Проблемная лекция
отличается от обычной тем, что начинается
с постановки проблемы,
которую в ходе изложения учебного
материала лек-тор
Эвристическая
беседа (от лат. эврика - открытие) представляет
со-бой ряд вопросов преподавателя,
направляющих мысли и ответы учащихся.
Успех беседы зависит от умелой постановки
серии вопросов и знания пред-полагаемых
ответов учащихся. Беседа может начинаться
с сообщения фак-тов, описания явлений,
событий, демонстрации фрагментов кинофильмов,
показывающих проблемные ситуации, которые
необходимо разрешить.
В ходе эвристической
беседы преподаватель путем умело
постав-ленных вопросов заставляет студентов
на основе имеющихся знаний, наблюдений,
жизненного опыта, логических рассуждений
формулировать новые понятия, выводы,
правила. Учащихся сами «делают открытия»,
полу-чают новые знания, что доставляет
им творческую радость и стимулирует их
познавательную активность.
Эвристическая
беседа - основной метод проблемного
обучения.Сте-пень проблемности в ней
проявляется по-разному: это может
быть цепочка вопросов, обращенных
к опыту, знаниям, размышлениям студентов;
поста-новка проблемы, которую студенты
решают под руководством преподавате-ля,
выдвигая гипотезу, формулируя возможные
пути ее решения, совместно обсуждая ход
и результаты решения, экспериментируя,
подтверждая или опровергая выдвинутую
гипотезу; это может быть лишь «называние»
темы, где студенты сами формулируют и
решают проблемы.
Учебная дискуссия
- один из методов проблемного обучения.
Суть ее состоит
в том, что преподаватель излагает
две различные точки зрения, касающиеся
одной и той же проблемы, и предлагает
учащимся выбрать и обосновать свою позицию.
Преподаватель поддерживает дискус-сию,
раскрывая, уточняя аргументы спора, вводя
дополнительные вопросы, поскольку задача
участников дискуссии состоит не только
в том, чтобы отстоять свою точку зрения,
но и опровергнуть противоположную. Выяв-ление
позиций учащихся, их правильных и ошибочных
суждений дает воз-можность более обоснованно
и убедительно утвердить в их сознании
основные теоретические положения и выводы.
Для дискуссии
выбирают такие вопросы, в которых
наличие двух точек зрения может
быть естественным. Не следует создавать
искусственные ситуации, когда кто-то
отстаивает заведомо ложную точку зрения,
будучи убежденным в том, что она
ложная.
Учебная дискуссия
- организационно сложная форма работы.
Она
требует определенной
подготовленности учащихся - умения вести
обсуждение , достаточного
кругозора, запаса знаний и представлений.
Поисковая лабораторная
работа. По ряду учебных предметов
изучению теоретического материала может
предшествовать поисковая лабо-раторная
работа по инструкции, на основании которой
учащиеся сами долж-ны сделать выводы
о свойствах тех или иных веществ, взаимосвязи
и зави-симости между ними, способах выявления
этих свойств. За поисковой лабо-раторной
работой следует эвристическая беседа,
в ходе которой под руко-водством преподавателя
учащиеся на основе проведенных наблюдений
и экспериментов делают обобщения и теоретические
выводы. Выполнение отдельными группами
учащихся экспериментов с разными веществами
или различными способами обогащает коллективный
опыт, делает теоретические положения
более обоснованными, убедительными.
2.3.1.2. Решение
ситуационных производственных
задач
Этот метод
используется для формирования у
учащихся профессио-нальных умений. Основным
дидактическим материалрм служит ситуацион-ная
задача, которая включает в себя условия
(описание ситуации и исходные количественные
данные) и вопрос (задание), поставленный
перед учащими-ся. Ситуационная задача
должна содержать все необходимые данные
для ее решения, а в случае их отсутствия
-- условия, из которых можно извлечь эти
данные.
Учащиеся, как
правило, получают для решения так
называемые типо-вые задачи, т. е. характерные
для отрасли, производства, где будет
работать специалист, соответствующие
его трудовым функциям.
Типовые производственные
задачи создаются на основе анализа
про-фессиональных функций
Выполнение комплексной
учебно-производственной задачи при
изуче-нии ряда учебных дисциплин
вносит следующие важные элементы в
учеб-ный процесс:
- обеспечивает
последовательный переход от
овладения професси-ональными
- позволяет преподавателю
осуществлять обратную связь
не только на уровне знаний,
но и на уровне умений;
- дает возможность
учащимся реально понять
При обучении решению
ситуационных производственных задач
пре-подаватель направляет внимание учащихся
на последовательность выполне-ния
действий:
- анализ описанной
производственной ситуации;
- выявление способов
(нормативов, правил, методик), которые
могут быть использованы при решении задачи;
- вычленение
необходимых данных для
- выполнение
действий, обусловленных вопросом (за-данием).
2.3.1.3. Деловые
игры
Преимущество
деловых игр состоит в том, что взяв
на себя ту или иную роль, участники игры
вступают во взаимоотношения друг с другом,
причем интересы их могут не совпадать.
В результате создается конфликтная ситуация,
сопровождающаяся естественной эмоциональной
напряженностью, что создает повышенный
интерес к ходу игры. Участники могут не
только показать профессиональные знания
и умения, но и общую эрудированность,
такие черты характера, как решительность,
оперативность, коммуникатив-ность, инициативность,
активность, от которых нередко зависит
исход игры.
Она направлена
на развитие у учащихся умений анализировать
конкретные практические ситуации и
принимать решения;в ходе ее развиваются
творчес-кое мьшление (способность
поставить проблему, оценить ситуацию,
выдви-нуть возможные варианты разрешения
и, проанализировав эффективность каждого,
выбрать наиболее оптимальный вариант)
и профессиональные умения учащегося,
деятельность которого в конечном счете
сводится к принятию решений.
Деловая игра возникла
как управленческая имитационная игра,
в ходе которой участники, имитируя деятельность
того или иного служебного лица, на основе
анализа заданной ситуации принимают
решения. Деловая игра проводится, как
правило, по специальным дисциплинам и
чаще всего носит межпредметный характер.
В основе ее создания
лежит анализ профессиональной деятельности
специалиста, выявление типовых профессиональных
задач и разработка на их основе учебно-производственной
задачи.
Деловая игра обязательно
содержит игровую учебную задачу.
Игровая задача -- это то, что должен
сделать играющий в ходе игры, выполнить
определенную профессиональную деятельность.
Учебная задача
- это та цель, которую ставит преподаватель
(состави-тель, разработчик игры), т.
е. овладение знаниями, умениями.
Деловая игра эффективна
тогда, когда в ней успешно
решаются учеб-ные задачи. Форма
игры, игровой задачи привлекает учащихся,
создает у них интерес к выполнению задания,
побуждает к активному применению знаний,
вовлекает в коллективные взаимоотношения.
2.4.Упражнения
Важнейшие дидактические
принципы, пронизывающие все стороны
учебного процесса,- систематичность
обучения, прочность усвоения знаний ,
умений и навыков.
В условиях учебных
заведений , готовящих квалифицированных
рабо-чих, важным критерием прочности
знаний является умение правильно и
уве-ренно применять их при выполнении
учебно-производственных заданий, ко-торое
выражается в правильном применении знаний
для решения различных производственно-техническох
задач. Умение систематизировать и обобщать,
т.е. умение в частном найти общее и в общем
частное, является важным качественным
показателем системы знаний, умений и
навыков, получаемых учащимися в училище.
Формирование знаний, умений и навыков,
отвечаю-щих этим критериям, во многом
способствуют правильно организовать
упражнения.
2.4.1.Упражнения
в творческом применении
Творчество -- это
процесс создания нового. Его характеризует
продук-тивность мысли. Учащиеся, узнавая
новое, делают открытия для себя, и очень
важно, чтобы к открытиям они подходили
сами и всегда стремились к этому. В каждом
даже самом маленьком открытии, которое
делают для себя учащиеся, овладевая техническими
знаниями, содержатся эле-менты твор-чества,
без накопления которых невозможны последую-щие
более серьезные творческие решения.
Самым эффективным
способом развития творческого технического
мышления является систематическое
решение технических задач, осуществ-ляемое,
в частности, в ходе упражнений. Под техническими
задачами пони-маются различного рода
задания, прямо или косвенно связанные
с профес-сией, получаемой учащимися.
Одним из показателей
творческого мышления является умение
уча-щихся в частном найти общее и в общем
частное. Формируется оно при про-ведении
упражнений в систематизации изученного
материала. Системати-зация предполагает
мысленное распределение предметов и
явлений по груп-пам и подгруппам в зависимости
от их сходства и отличия. Это способст-вует
формированию у учащихся способностей
к обобщению и усвоению сис-темы знаний.
Один из распространенных
способов проведения упражнений в твор-ческом
применении знаний и умений -- решение
продуктивных задач. Коли-чественные продуктивные
задачи --это в основном задачи, в условиях
кото-рых нет всех исходных данных для
их решения, т. е. задачи с неполными дан-ными.
При решении таких задач учащиеся определяют,
какие данные допол-нительно им нужны
или где их можно найти, используют справочную
лите-ратуру. Однако большинство продуктивных
задач -- качественные, т. е. за-дачи-вопросы.
2.4.2. Поисковые
упражнения
Упражнения поискового
характера -- это тоже упражнения в
твор-ческом применении полученных знаний
и умений, но проводимые на более высоком
уровне. Они требуют максимальной самостоятельности
учащихся, способности оперировать знаниями
и умениями в довольно сложных техни-ческих
ситуациях, развитого умения мыслить --
анализировать, синтезиро-вать, делать
выводы, оценки, выбирать наилучший вариант,
принимать само-стоятельные решения.
Одним из распространенных
видов упражнений поискового
характера являются
диагностические упражнения.
При решении
диагностических задач очень
важно ставить уча-щихся в