Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 16:14, курсовая работа
Цель исследования --- разработка алгоритма создания проблемной ситуации в процессе теоретического обучения.
Исходя из выше изложенного нами была сформулированна гипотеза исследования: применение активных методов теоретического обучения действительно приведет к продуктивной мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе овладения учебным материалом.
Для достижения цели исследования и выдвинутой гипотезы необходимо решить седующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме внедрения активных методов теоретического обучения в учебный процесс.
2. Рассмотреть психологические основы формирования умений и навыков в процессе обучения.
3. Применить тестовую методику структуры интеллекта Р.Амтхауэра.
4. Разработать алгоритм создания проблемной ситуации в процесс теоретического обучения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………............3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ............................................................................................................5
1.1 Понятие об обучении………………………………………………5
1.2 Сущность формирования профессиональных умений и навыков в процессе обучения………………………………………………….9
1.2.1. Обучение навыкам…………………………………………...9
1.2.2. Обучение умениям…………………………………………..13
1.3 Анализ проблемы формирования профессиональных умений и навыков……………………………………………………………..15
1.4 Этапы и стадии формирования профессиональных умений и навыков в процессе обучения……………………………………..16
1.5 Проведение теста структуры интеллекта Р.Амтхауэра в группе учащихся. Анализ результатов тестирования……………………17
ГЛАВА 2. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПТЗО……………………..20
2.1. Общая характеристика технического мышления………………..20
2.2. Проблемное обучение как общее средство технического мышления…………………………………………………………..21
2.3. Общая характеристика методов обучения……………………….24
2.3.1. Классификация активных методов обучения……………..30
2.4. Упражнения………………………………………………………..34
2.4.1. Упражнения в творческом применении полученных знаний и умений……………………………………………………..35
2.4.2. Поисковые упражнения…………………………………….36
2.5. Алгоритм создания проблемной ситуации в процессе теоретического обучения………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….40
2.5. Алгоритм
создания проблемной ситуации
в процессе теоретического
Опыт обучения
показывает необходимость специальной
подготовки преподавателя к проведению
проблемного занятия. Одно из основных
требо-ваний - тщательный теоретико-логический
анализ учебного материала, кото-рый
должен быть усвоен учащимися, разбивка
его на отдельные порции и выбор способа
структурирования (причинная, хронологическая
или любая другая структура). Преподавателю
следует заранее планировать деятельность
не только свою, но и учащихся, гипотетически
определяя ход урока, четко выделяя по
отношению к каждой порции учебного материала,
на основе ко-торого создается тот или
иной тип проблемной ситуации. Сталкиваясь
с про-тиворечивой, новой, непонятной проблемой,
у учащегося возникает состоя-ние недоумения,
удивления, возникает вопрос: в чем суть?
Далее мыслитель-ный процесс учащегося
происходит по следующей схеме: выдвижение
гипо-тез, их обоснование и проверка. И
учащийся либо самостоятельно осуществ-ляет
мыслительный поиск, открытие неизвестного,
либо с помощью препода-вателя.
Алгоритм
2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой
работе мы рассмотрели проблему внедрения
активных методов теоретического обучения
и правильного их применения в
процессе обучения ПТЗО.
В ходе работы мы
изучили и сделали анализ психолого-педагогической
литературы по данной теме, рассмотрели
психологические основы формирования
умений и навыков в процессе обучения,
применили тестовую методику структуры
интеллекта Р.Амтхауэра, а также разработали
алгоритм создания проблемной ситуации
в процессе теоретического обучения, что
и было целью данной работы.
Развитие активных
методов обусловлено
В результате изученного,
мы пришли к выводу, что применение
актив-ных методов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Профессиональная
педагогика: Учебник для студентов,
обучающихся по педагогическим
специальностям и направлениям.
2. Педагогика
профессионального образования.
3. Безрукова
В.С. Педагогика. Проективная педагогика.-
Екатеринбург,1996.-344 с.
4. Семушина Л.Г.,
Ярошенко Н.Г. Содержание и
методы обучения в средних
специальных учебных
5. Немов Р.С.
Психология, Т.2 М., 1998.
6. Обухова Л.Ф.
Возрастная психология. М., 1996.
7. Петровский
А.В. Возрастная и
8. Мошкова И.Н.,
Малов С.Л. Психология
9. Периодические издания по психологии - «Вопросы психологии».