Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 16:14, курсовая работа
Цель исследования --- разработка алгоритма создания проблемной ситуации в процессе теоретического обучения.
Исходя из выше изложенного нами была сформулированна гипотеза исследования: применение активных методов теоретического обучения действительно приведет к продуктивной мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе овладения учебным материалом.
Для достижения цели исследования и выдвинутой гипотезы необходимо решить седующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме внедрения активных методов теоретического обучения в учебный процесс.
2. Рассмотреть психологические основы формирования умений и навыков в процессе обучения.
3. Применить тестовую методику структуры интеллекта Р.Амтхауэра.
4. Разработать алгоритм создания проблемной ситуации в процесс теоретического обучения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………............3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ............................................................................................................5
1.1 Понятие об обучении………………………………………………5
1.2 Сущность формирования профессиональных умений и навыков в процессе обучения………………………………………………….9
1.2.1. Обучение навыкам…………………………………………...9
1.2.2. Обучение умениям…………………………………………..13
1.3 Анализ проблемы формирования профессиональных умений и навыков……………………………………………………………..15
1.4 Этапы и стадии формирования профессиональных умений и навыков в процессе обучения……………………………………..16
1.5 Проведение теста структуры интеллекта Р.Амтхауэра в группе учащихся. Анализ результатов тестирования……………………17
ГЛАВА 2. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПТЗО……………………..20
2.1. Общая характеристика технического мышления………………..20
2.2. Проблемное обучение как общее средство технического мышления…………………………………………………………..21
2.3. Общая характеристика методов обучения……………………….24
2.3.1. Классификация активных методов обучения……………..30
2.4. Упражнения………………………………………………………..34
2.4.1. Упражнения в творческом применении полученных знаний и умений……………………………………………………..35
2.4.2. Поисковые упражнения…………………………………….36
2.5. Алгоритм создания проблемной ситуации в процессе теоретического обучения………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….40
Для каждого
из этих обучающих действий характерны
свои способы управления деятельностью
ученика, свои концепция и методы
обучения. Так, преподнесение готовых
знаний и умений выражается в концепции
обучения как преподавания. Для него типичны
следующие методы: сообщение, разъяс-нение,
преподнесение, показ. Естественное самонаучение
отражается в кон-цепции обучения как
стимуляции. Характерные для него методы
пробужде-ние интереса, удивления, любопытства.
Наконец, такой вид обучающих действий,
как направление познавательной активности,
выражает концеп-цию обучения как руководства.
Его типичные методы-- постановка проб-лем
и задач, обсуждение и дискуссия, совместное
планирование и т .п.
1.2. Сущность
формирования профессиональных
умений и навыков
1.2.1. Обучение
навыкам
Движения и
действия реализуются у человека
сознательно и бессоз-нательно. Осознаются,
как правило, конечные цели действий,
а также общий их характер. С
одной стороны, никакое действие человека
не бывает до кон-ца автоматизированным
(т. е. удаленным из сознания), потому что
оно в конечном счете вызывается и управляется
сознательной целью. С другой сто-роны,
фактически любое действие человека частично
автоматизировано благодаря навыкам,
которые в значительной мере осуществляются
без учас-тия сознания. Автоматизация
отдельных сторон действий изменяет и
совершенствует их структуру.
Навыки относятся
к приемам выполнения действий, а
не к их цели и условиям. Автоматизация
освобождает сознание от контроля над
самим осу-ществлением моторных, сенсорных
и интеллектуальных операций, из кото-рых
складывается действие. В этом смысле
исполнение действия становится автоматическим.
Но в поле сознания остаются и выдвигаются
на передний план цели, ради которых выполняется
действие, и условия, и которых оно протекает,
а также его результаты. С этой точки зрения,
выполнение дейст-вия в целом становится
более сознательным.
В зависимости
от того, какие стороны действия
частично автоматизи-руются, говорят о
различных видах навыков. Могут быть сенсорные
навыки. Когда автоматизированы мышечные
действия, говорят о двигательных (или
моторных) навыках. При сочетании обоих
видов действий, т.е. когда двига-тельные
акты автоматизированно выполняются под
контролем зрения (слуха), говорят о сенсомоторных
навыках. Применительно к умственной деятельности
говорят об интеллектуальных навыках.
В более широком смысле можно говорить
о навыках решения определенных типов
задач, о навыках логического мышления.
Условия формирования
навыков. В основе образования навыков
лежат пробные попытки и отбор.
Без повторных практических попыток
формирование навыков невозможно.
Выполнение действия
у человека всегда так или иначе
регулируется со-знанием. Практические
пробы протекают как сознательные попытки
воспро-извести определенные движения.
Контроль результатов, оценка условий,
корректировка действий тоже до определенной
степени осознаны. Даже простое подражание
в той или иной мере опирается на сознательное
наблю-дение образца осваиваемых действий.
И самое главное, выбор и регуляция приемов
действия зависят от осмысливания цели
и представления их содер-жания.
Психологи и
педагоги интенсивно изучают активные
способы обу-чения. К ним относятся
расчлененный показ и детальный
инструктаж, при-менение специальных инструктивных
карточек и тренажеров и т.д. Экспе-рименты
показывают, что детальное предварительное
ознакомление ученика с формой требуемых
движений, чувственными ориентирами контроля
за действием и приемами его планирования
существенно ускоряет усвоение действий
и формирование соответствующих навыков.
Еще лучшими оказы-ваются результаты,
когда само выполнение действий управляется
внешними средствами регуляции сенсорных
и интеллектуальных действий и контроля
за ними.
При этом важен
перевод соответствующей
Процесс формирования
навыков. Навык у человека возникает как
сознательно автоматизируемое действие.
Навык освобождает сознание от контроля
над выполнением приемов действия и переносит
его на цели и условия действия.
Структура психической
и практической деятельности ученика
при упражнении и повторном выполнении
нового для него действия не остается
неизменной. При первых попытках ученик
стоит перед новым для него действием.
Постепенно соответствующие операции
или приемы выполнения действия осуществляются
быстрее и лучше. В дальнейших пробах эти
прие-мы от упражнения к упражнению изменяются
уже не так значительно. При-менение приемов
действия все более автоматизируется,
освобождается от контроля сознания, что
освобождает его, открывая возможность
произвольно управлять скоростью действий,
приспосабливать их к изменяющимся зада-чам,
переносить на новые ситуации и объекты.
Пути обучения
навыкам. Различают два главных
пути обучения навыкам. Если за основу
принимают выработку сенсорных
дифференци-ровок, то главное --учить
ориентирам действия и автоматизировать
их восприятие. Основными упражнениями
при этом должны быть упражнения на различение.
Если в основу
обучения навыкам кладут выработку
моторных диффе-ренцировок, то главное
-- тщательная отработка всех элементов
действия, связанного с данным объектом
(или задачей), при этом в процессе обучения
действию происходит автоматизирование
его выполнения.
Требования к
организации обучения также будут
различные. Если обра-зование связи
основано на подкреплении, то необходимо
создавать интерес к решаемым
задачам, показывать и разъяснять их важность
и полезность, формировать сознательную
установку на овладение навыком. Если
же главным условием считается награда,
то требуется непрерывная информация
о достигнутых результатах и поощрение
правильных действий.
Само построение
упражнений зависит от того, какой
тип научения ле-жит в их основе.
Если главное --сенсорная дифференцировка
и подкрепле-ние, то упражнения должны
быть комплесного характера на осмысленных
содержательных задачах. Обучение трудовым
навыкав происходит тогда в процессе изготовления
полезных вещей.
Если же главное
--моторные дифференцировки и награда,
то полезны упражнения аналитического
характера на формальных объектах.
Обучение трудовым действиям-- с усвоения
отдельных приемов .
Дозирование, трудность
и объем усваиваемых навыков также связаны
с решением вопроса о роли повторения.
Если суть повторения видят в запе-чатлении,
«задалбливании», отсюда вытекает, что
совершаемые учеником ошибки «запечатляются».
Поэтому надо всячески предупреждать
возмож-ность ошибки. В этом случае предлагают
вводить задачи, заведомо посиль-ные для
ученика, максимально дробить сложный
материал, переходить к но-вому чрезвычайно
осторожно и постепенно. Если же суть повторения
видят в опробовании разных действий,
то отсюда вытекает, что совершаемые ошиб-ки
позволяют отыскать и выделить правильные
действия. Оно требует вести обучение
на доступных, но трудных заданиях.
Итак, существуют
две концепции основ
Конечные итоги
этих исследований не дают оснований
предпочесть какую-нибудь из рассмотренных
методик. При этом влияние других факто-ров
-- содержания действия, индивидуальных
особенностей учащихся, лич-ности учителя
-- оказывается сильнее, чем различия методик.
1.2.2. Обучение
умениям
Способность использовать
имеющиеся данные, знания или понятия,
оперировать ими для выявления существенных
свойств вещей и успешного решения определенных
теоретических или практических задач
называется умениями.
Знания выделяют
свойства вещей, существенные в разных
отношениях и для разных целей. Чтобы
знания стали основой правильного выбора
дейст-вий (умения), нужно: 1) чтобы вещи
действительно имели те свойства, кото-рые
отображены в данном знании; 2) чтобы эти
свойства были существенны для тех целей,
которые стоят перед действием; 3) чтобы
эти действия обеспе-чивали преобразование
объекта, нужное для достижения дели.
Условия формирования
умений.Важный элемент умений -- распоз-навание
типа задачи, обнаружение в ней
тех свойств и отношений, которые
существенны для ее решения. Например,
задача: «Решите устно, чему рав-няется
полторы трети от ста»-- оказывается трудной
даже для взрослых. Между тем достаточно
заметить, что полтора равно--3/2, как задача
решается сразу:
(3/2) * (1/3) = 1/2; (1/2)
* 100 = 50.
Психологи обнаружили
ряд факторов, способствующих или мешающих
формированию умений. Было установлено,
что одним из таких факторов яв-ляется
отчетливое выделение или замаскированность
в исходных данных существенного для задачи
отношения.
Другой фактор,
влияющий на выявление нужных отношений,
-- это установка человека. Значительное
влияние оказывает также предшествую-щий
опыт.
Исходя из этих
факторов, психологи разработали
ряд приемов, облег-чающих усмотрение
нужных отношений задачи.
1. Разъяснение
принципов решения. Примером
2. Отчетливое
выделение или подчеркивание
существенных для задачи дан-
3. Анализ задачи
с точки зрения того, что именно
требуется установить.
Формирование умений.
Мыслительная деятельность при решении
за-дачи заключается в преобразованиях
объекта, в выделении все новых его сто-рон
и свойств, закрепленных в понятиях. Этот
процесс идет с помощью опе-раций анализа
- синтеза, абстрагирования - обобщения
до тех пор, пока не выделена та сторона
объекта, которая существенна для решения
данной зада-чи. При этом каждый шаг, открывая
новые стороны объекта, движет мышле-ние
вперед, определяет его следующий шаг.
Поскольку новые стороны объекта отражены
в новых понятиях, мышление протекает
как многократные переформулировки задачи.
Формирование
умений выступает с этой точки
зрения прежде всего как продукт
все углубляющихся знаний. Умения
формируются на основе осво-ения понятий
о различных сторонах и свойствах
изучаемых объектов. Глав-ный путь формирования
умений - это приучение учащихся видеть
различные стороны в объекте, применять
к нему разнообразные понятия, формулиро-вать
в понятиях многообразные отношения этого
объекта. Учащихся надо научить преобразовывать
объект с помощью синтеза через анализ.
Применя-емые преобразования зависят
от того, какие отношения и зависимости
тре-буется установить. Схема таких преобразований
и есть план решения задачи.
Научение умениям
может осуществляться разными путями.
Один из них заключается в том, что учащемуся
сообщают необходимые знания, затем перед
ним ставят задачи на их применеие. И учащийся
сам ищет решение, обнаруживая путем проб
и ошибок соответствующие ориентиры и
приемы деятельности. Этот путь называют
проблемным обучением. Другой путь за-ключается
в том, что учащихся обучают признакам,
по которым можно однозначно распознать
тип задачи и требуемые для нее решения
операции. Наконец, третий путь заключается
в том , что учащегося обучают самой умственной
деятельности, необходимой для применения
знаний. В этом случае педагог не только
знакомит учащегося с ориентирами отбора
приз-наков и операций, но и организует
деятельность учащегося по использо-ванию
полученных сведений для решения задач.
1.3.Анализ проблемы
формирования профессиональных умений
и навыков
Проблема формирования
умений и навыков неразрывно связывалась
с вопросом об автоматизации человеческого
действия, рассматриваемой двоя-ко:
с одной стороны, как феномен
конечной стадии формирования нового
действия, на которой человек достигает
совершенства его исполнения, с дру-гой
-- как важнейшее свойство сознательного
регулирования действия, обу-словливающее
достигаемое человеком мастерство исполнения.
Таким обра-зом, автоматизация одновременно
выступала перед исследователями как
фе-номен, требующий научного объяснения,
и как объяснительный принцип объективных
изменений в исполнении действия по ходу
его формирования. Эти аспекты образовали
как бы два полюса научных исследований,
вокруг которых и было сосредоточено внимание
ученых в нашей стране и за рубе-жом.
Несмотря на
самодеятельность и независимость
развития исследова-ний, постепенно накапливались
некоторые общие данные о процессе
форми-рования навыка.
Произошло значительное
продвижение в понимании