Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:58, курсовая работа
Цель исследования: изучить современные подходы к повышению успешности делового общения.
Задачи исследования:
раскрыть понятие общения, его структуры и функций;
провести теоретический анализ литературы, посвященной проблемам повышения эффективности общения;
провести эмпирическое исследование общения;
дать рекомендации по повышению успешности делового общения.
Содержание
Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают. Это связано с целым рядом причин. Прежде всего, переход от индустриального общества к информационному ведет к увеличению объема информации и соответственно возрастанию интенсивности процессов обмена этой информацией. Вторая причина – все большая специализация работников, занятых в разных областях профессиональной деятельности, что требует их кооперации и взаимодействия в ходе достижения целей. Параллельно и очень быстро увеличивается число технических средств для обмена информацией (факсы, электронная почта, Интернет и т.д.). Есть еще одна причина, которая побуждает нас задуматься о возрастающей роли общения в современном обществе и сделать эту проблему предметом специального рассмотрения, – это увеличение числа людей, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением. Для профессионалов социономической группы (профессия типа «человек – человек») одной из составляющих их профессиональной компетентности является компетентность в общении. От них требуется умение устанавливать отношения и общаться с людьми, умение точно выражать свои мысли и умение внимательно слушать других.
От искусства делового общения
руководителя зависит качество работы,
эмоциональный настрой
Общение – это форма деятельности людей, приводящая к возникновению психического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании.
Деловое общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающий достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.
Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция). Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально – психологические механизмы.
Деловое общение включает в себя целый спектр умений: располагать к себе (аттракция); работать с информацией; говорить, слушать и слышать (невербальный аспект); наблюдать (невербальный аспект); учитывать индивидуально-психологические особенности партнера по общению и др.
Деловое общение требует от человека высокой психологической культуры, а также постоянного изучения и учета эмоциональной стороны деловых отношений. Успешность общения рассматривается как определенный результат усилий по преодолению трудностей и психологических барьеров, накопления позитивного опыта взаимодействия.
В основу курсовой работы положено понимание
делового общения как
Объект исследования: эффективность (успешность) общения.
Предмет исследования: пути повышения успешности делового общения.
Цель исследования: изучить современные подходы к повышению успешности делового общения.
Задачи исследования:
Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование.
Практическая значимость работы состоит в том, что была разработана схема проведения социально-психологического тренинга, направленного на развитие навыков успешного общения. Прохождение обучения на тренинге способствует развитию навыков коммуникации, более эффективному общению с клиентами и партнерами, оперативному решению вопросов и, в конечном итоге – повышению эффективности работы.
«Общение – это сложный
многоплановый процесс
В самом общем виде общение выступает как форма и способ существования социума.
Специфика общения состоит в том, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется в многообразии своих индивидуальных психологических особенностей. Общение рассматривается как форма деятельности, осуществляемая между людьми и приводящая или не приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями и характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь людей.
Общение – сложный в многогранный процесс, выступающий как:
– взаимодействие людей;
– вид самостоятельной
– атрибут других видов человеческой деятельности;
– информационный процесс;
– отношение людей друг к другу;
– взаимовлияние людей;
– взаимное переживание;
– взаимное понимание.
Общение выступает как социальный
и личностно-ориентированный
Справедливо рассматривать общение и как условие любой деятельности человека.
Выступая важнейшей социальной потребностью, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности, общение как диалектический процесс представляет собой единство двух противоположных тенденций:
– к кооперации, сотрудничеству и интеграции;
– к конкуренции, борьбе и дифференциации.
Общение характеризуется прежде всего содержанием, которое может быть различным:
– передача информации или обмен ею;
– восприятие друг друга;
– взаимооценка партнеров.
В зависимости от степени личностной
вовлеченности в преобразование
отношений можно условно
На деловом уровне людей объединяют интересы дела и совместная деятельность, направленная на достижение общих целей. Общение является психологически отстраненным, доминирует «Я-Вы» контакт. Основной принцип деловых взаимоотношений – рациональность, поиск средств повышения эффективности сотрудничества.
В целом деловое общение
Деловое общение реализуется в различных формах: деловая беседа; переговоры; совещания; публичные выступления; презентации.
Общение – процесс полифункциональный. Существуют разные подходы к выделению его функций. «Если исходить из критерия целеполагания, то в таком случае можно выделить следующие функции общения:
Контактная функция –
Информационная функция –
Побудительная функция – стимуляция активности партнера для выполнения определенных действий.
Координационная функция – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.
Функция понимания – адекватное взаимное восприятие и понимание смысла сообщений, а также намерений, установок, переживаний, психических состояний и пр.
Эмотивная функция – возбуждение
в партнере необходимых эмоциональных
переживаний, а также изменение
с его помощью своих
Функция установления отношений – осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых и прочих связей социума, в котором действует индивид.
Функция управления – изменение состояния, моделей поведения партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий и пр.» (Мокшанцев Р.И., 20, с.49).
Одним из общепринятых в отечественной социальной психологии оснований классификации является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон: информационной (коммуникативной), интерактивной и перцептивной (Андреева Г.М., 1).
Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного обмена между людьми как активными субъектами. Такое общение реализуется с учетом отношений между людьми, их установок, целей и намерений. Это приводит не просто к движению информации, но и к уточнению, обогащению знаний, сведений и мнений, которыми обмениваются люди.
Основные структурные
Реальной единицей коммуникативной
деятельности выступает диалог, а
элементарными единицами
Общение одного субъекта с другим
рассматривается как межличност
Принято считать основными
монологическая – преобладание высказывания одной личности – субъекта и слушание другой личности – субъекта общения;
диалогическая – субъекты общения взаимно активны в высказываниях и слушании;
полилогическая – многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и полно стремления максимально эффективно ее реализовать.
Каждый акт общения
– вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию;
– оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуации: благоприятная ил и неблагоприятная;
– ориентация в коммуникативной ситуации;
– постановка коммуникативной задачи с учетом особенностей ситуации общения;
– оценка эмоционально-психологического состояния партнера;
– оценка степени готовности партнера к вступлению во взаимодействие;
– выработка подхода к партнеру по взаимодействию;
– пристройка к партнеру по взаимодействию;
– самонастройка субъекта общения
на эмоционально-психологическое
– привлечение внимания партнера;
– выведение эмоционально-
– коммуникативное воздействие субъекта общения на партнера;
– оценка субъектом общения реакции партнера;
– стимулирование ответного хода партнера;
– ответный ход партнера по общению.
В ходе коммуникации инициатива общения может принадлежать либо одному из партнеров, либо им обоим.
Важная характеристика коммуникативного процесса – намерение его участников повлиять друг на друга, обеспечить свою идеальную представленность в другом, т.е. осуществить персонализацию. Необходимые условия для этого – не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения.