Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:58, курсовая работа
Цель исследования: изучить современные подходы к повышению успешности делового общения.
Задачи исследования:
раскрыть понятие общения, его структуры и функций;
провести теоретический анализ литературы, посвященной проблемам повышения эффективности общения;
провести эмпирическое исследование общения;
дать рекомендации по повышению успешности делового общения.
где группа 1 – менеджеры;
группа 2 – торговые агенты (консультанты);
группа 3 – студенты-товароведы.
Анализ таблицы подтвердил субъективное мнение испытуемых и выявил достаточно хороший уровень общительности (во всех трех группах – выше среднего). Это говорит о том, что большинство испытуемых общительны, любознательны, свободно высказывают свое мнение; встречи и общение с новыми людьми не вызывают неприятных эмоций. При этом наиболее высокий уровень общительности (шкальная оценка 5,6 баллов) обнаружен в группе торговых представителей (консультантов). Самые низкие показатели – в группе студентов-товароведов (шкальная оценка 4,9 баллов).
На втором этапе для более детального исследования коммуникативности была использована методика КОС. В табл. 5, 6 и 7 представлены данные обследования соответственно 1, 2 и 3 группы. Сырые баллы переведены в шкальные оценки, вычислены коэффициенты коммуникативных и организаторских склонностей.
Таблица 5
Коммуникативные и организаторские склонности, менеджеры
Испытуемый |
Кх |
Кк |
Шк. оц. |
Ох |
Ко |
Шк. оц. |
Светлана А. |
9 |
0,45 |
1 |
13 |
0,65 |
2 |
Ирина Г. |
16 |
0,80 |
5 |
14 |
0,70 |
3 |
Людмила Н. |
14 |
0,70 |
4 |
17 |
0,85 |
5 |
Елена С. |
18 |
0,90 |
5 |
16 |
0,80 |
4 |
Оксана Т. |
10 |
0,50 |
2 |
15 |
0,75 |
4 |
Николай К. |
15 |
0,75 |
4 |
15 |
0,75 |
4 |
Дмитрий Л. |
12 |
0,60 |
3 |
15 |
0,75 |
4 |
Евгений С. |
11 |
0,55 |
2 |
17 |
0,85 |
5 |
Среднее |
3,25 |
3,88 |
Как видно из табл. 5, для группы менеджеров характерен средний уровень коммуникативных (Ккшк=3,25) и организаторских (Кошк=3,88) склонностей, при этом уровень организаторских склонностей заметно выше. Испытуемые стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, принимая самостоятельные решения.
Таблица 6
Коммуникативные и организаторские склонности, торговые представители (консультанты)
Испытуемый |
Кх |
Кк |
Шк. оц. |
Ох |
Ко |
Шк. оц. |
Елена А. |
17 |
0,85 |
5 |
14 |
0,70 |
3 |
Анна В. |
14 |
0,70 |
4 |
13 |
0,65 |
3 |
Галина М. |
18 |
0,90 |
5 |
15 |
0,75 |
4 |
Наталья Р. |
17 |
0,85 |
5 |
16 |
0,80 |
4 |
Татьяна П. |
17 |
0,85 |
5 |
16 |
0,80 |
4 |
Михаил Г. |
16 |
0,80 |
5 |
11 |
0,55 |
1 |
Игорь Н. |
18 |
0,90 |
5 |
16 |
0,80 |
4 |
Сергей Ш. |
17 |
0,85 |
5 |
12 |
0,60 |
2 |
Среднее |
4,88 |
3,13 |
Анализ табл. 6 показал, что для
группы торговых представителей характерен
средний уровень
Таблица 7
Коммуникативные и организаторские склонности, студенты-товароведы
Испытуемый |
Кх |
Кк |
Шк. оц. |
Ох |
Ко |
Шк. оц. |
Юлия В. |
13 |
0,65 |
3 |
14 |
0,70 |
3 |
Ольга Д. |
17 |
0,85 |
5 |
14 |
0,70 |
3 |
Вера К. |
11 |
0,55 |
2 |
13 |
0,65 |
2 |
Мария С. |
13 |
0,65 |
3 |
15 |
0,75 |
4 |
Наталья У. |
9 |
0,45 |
2 |
12 |
0,60 |
2 |
Алексей Б. |
17 |
0,85 |
5 |
14 |
0,70 |
3 |
Павел С. |
10 |
0,50 |
2 |
12 |
0,60 |
2 |
Виктор Т. |
12 |
0,60 |
3 |
16 |
0,80 |
4 |
Среднее |
3,13 |
2,88 |
Как видно из табл. 7, для группы
студентов-товароведов
Общий анализ данных табл. 5, 6 и 7 показал, что в первой группе (менеджеры) преобладают организаторские склонности, во второй и третьей – коммуникативные склонности. При этом самый высокий уровень коммуникативных склонностей выявлен в группе торговых представителей (консультантов).
На третьем этапе исследования нами были проанализированы стили конфликтного поведения с помощью методики К.Н. Томаса, адаптированной Н.В. Гришиной. Были выявлены типичные способы реагирования на конфликтные ситуации. Результаты обследования каждой группы (менеджеры, торговые представители, студенты-товароведы) представлены соответственно в табл. 8, 9 и 10. Там же приведены средние арифметические показатели по каждому типу реагирования.
Таблица 8
Стиль конфликтного поведения, менеджеры
Испытуемый |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
Светлана А. |
4 |
5 |
7 |
8 |
6 |
Ирина Г. |
6 |
7 |
8 |
4 |
5 |
Людмила Н. |
5 |
10 |
7 |
5 |
3 |
Елена С. |
7 |
8 |
8 |
4 |
3 |
Оксана Т. |
5 |
7 |
8 |
5 |
5 |
Николай К. |
6 |
7 |
9 |
4 |
4 |
Дмитрий Л. |
9 |
7 |
6 |
4 |
4 |
Евгений С. |
7 |
10 |
6 |
3 |
4 |
Среднее |
6,3 |
7,6 |
7,4 |
4,6 |
4,3 |
Как видно из табл. 9, наиболее характерный тип поведения в конфликтной ситуации в группе менеджеров – это установка на сотрудничество (7,6 баллов), когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон (подход «Выигрыш – Выигрыш»). Если такое решение невозможно, они готовы пойти на компромисс (7,4 балла), т.е. учесть интересы обеих сторон. В меньшей степени развита установка на соперничество (6,3 балла).
Таблица 9
Стиль конфликтного поведения, торговые агенты (консультанты)
Испытуемый |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
Елена А. |
7 |
8 |
6 |
5 |
4 |
Анна В. |
5 |
6 |
9 |
6 |
4 |
Галина М. |
8 |
8 |
7 |
3 |
4 |
Наталья Р. |
7 |
6 |
8 |
4 |
5 |
Татьяна П. |
8 |
7 |
7 |
4 |
4 |
Михаил Г. |
4 |
7 |
6 |
5 |
8 |
Игорь Н. |
10 |
8 |
6 |
3 |
3 |
Сергей Ш. |
6 |
7 |
7 |
5 |
5 |
Среднее |
7,0 |
7,1 |
6,9 |
4,4 |
4,6 |
Анализ данных табл. 9 показал, что в группе торговых представителей (консультантов) также присутствует установка на сотрудничество в решении вопросов, однако в меньшей степени, чем в группе менеджеров (7,1 балла). Другой типичный стиль поведения в конфликтной ситуации – соперничество (7,0 баллов), – более выражен, чем в группе менеджеров. Однако в сложной ситуации они также готовы пойти на компромисс (6,9 балла).
Таблица 10
Стиль конфликтного поведения, студенты - товароведы
Испытуемый |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
Юлия В. |
7 |
8 |
7 |
4 |
4 |
Ольга Д. |
6 |
6 |
8 |
5 |
5 |
Вера К. |
6 |
7 |
8 |
5 |
4 |
Мария С. |
7 |
8 |
8 |
3 |
4 |
Наталья У. |
4 |
6 |
6 |
7 |
7 |
Алексей Б. |
5 |
6 |
8 |
6 |
5 |
Павел С. |
4 |
7 |
6 |
8 |
6 |
Виктор Т. |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
Среднее |
5,9 |
6,9 |
7,1 |
5,4 |
4,9 |