Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:58, курсовая работа
Цель исследования: изучить современные подходы к повышению успешности делового общения.
Задачи исследования:
раскрыть понятие общения, его структуры и функций;
провести теоретический анализ литературы, посвященной проблемам повышения эффективности общения;
провести эмпирическое исследование общения;
дать рекомендации по повышению успешности делового общения.
Как видно из табл. 10, в группе студентов-товароведов наиболее часто используемый способ решения конфликтов – поиск компромисса (7,1 балла) или сотрудничество (6,9 балла). На втором месте по частоте встречаемости – противоположные стили поведения: соперничество как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому (5,9 балла) и избегание конфликта, связанное с отсутствием настойчивости в достижении своих целей (5,4 балла).
Общий анализ табл. 8, 9 и 10 показал, что наиболее плодотворный тип поведения в конфликтной ситуации – сотрудничество, – лучше всего развит в группе менеджеров. В группе студентов-товароведов наиболее высокий, по сравнению с менеджерами и торговыми представителями, уровень использования таких неконструктивных типов реагирования на конфликтные ситуации, как избегание и приспособление. В целом можно сказать, что испытуемые нуждаются в проведении работы по развитию навыков сотрудничества в деловом общении.
В процессе общения каждый человек испытывает свои индивидуальные трудности, которые зависят как от личностных характеристик человека, так и от степени владения им навыками эффективного общения. Вместе с тем некоторых общих затруднений можно избежать, если систематически использовать методы ведения беседы, ежедневно тренируя свои практические навыки в их использовании.
Проведенное нами эмпирическое исследование выявило при достаточно хорошем уровне общительности, наличии коммуникативных и организаторских склонностей недостаточное развитие навыков ведения делового общения с позиций сотрудничества, наличие таких неконструктивных стилей поведения, как соперничество и избегание. Для улучшения навыков общения можно рекомендовать социально-психологический тренинг, схема проведения которого приводится ниже.
Цель тренинга – научить участников эффективно общаться с партнером (клиентом), выработать свой личный стиль деловой беседы, совершенствовать умения, необходимые для эффективной коммуникации (освоение базовых техник НЛП, приемов аргументации и активного слушания, преодоления барьеров общения).
Схема проведения тренинга
Введение
• Процедура знакомства. Выявление ожиданий участников тренинга.
Модуль 1. Введение в технологию нейролингвистического программирования
• Средства общения человека: интеллект, эмоции, тело.
• Уровни презентации.
• Мотивационное пространство презентации и позиции восприятия.
• Сенсорные репрезентативные системы и калибровка.
• Подстройка, ведение, раппорт.
• Речь как репрезентативная система человека.
• Три основные позиции общения.
Модуль 2. Технологии эффективной коммуникации
• Как правильно слушать
• Как задавать вопросы для получения необходимой информации. Основные типы вопросов и их использование.
• Как выяснить потребности и мотивы клиента.
• Различные стратегии общения в зависимости от психологического типа клиента, его потребностей и мотивов.
• Выбор своего индивидуального имиджа общения, его гибкость.
• Установление контакта и формирование доверительной атмосферы. Техники убеждения.
• Управление собственным временем и беседой с клиентом. Завершение разговора.
• Как подтвердить достигнутые договоренности.
• После разговора: запись результатов разговора и его оценка.
Форма проведения: ролевые и деловые игры, групповая дискуссия – анализ конкретных случаев, работа в малых группах, упражнения в парах и индивидуальная тренировка.
В заключение дадим несколько простых рекоме
• стройте отношения как партнеры, а не как соперники; главное в общении – доброжелательность, открытость, непредвзятость;
• принимайте партнера таким, каков он есть; не смешивайте интересы дела и личность партнера;
• старайтесь воспринять сообщение партнера целиком, не вырывайте отдельные фразы из контекста;
• демонстрируйте свое внимание к говорящему (внимание во взгляде, междометия, уточняющие вопросы, выражение сопереживания и т.д.);
• обращайте внимание на невербальные проявления поведения партнера;
• старайтесь выражаться понятным языком;
• будьте настойчивы и уверенны; выберите разумную меру настойчивости, не переходящую в силовое давление;
• не ущемляйте достоинство
В ходе выполнения работы нами были выполнены поставленные цели и задачи.
1. Раскрыто понятие общения,
дана краткая характеристика
его структуры и функций. Показ
В общении как в процессе последовательных действий, поведенческих актов (как вербальных, так и невербальных) происходит обмен информацией, ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий и антипатий, характера взаимоотношений, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление и регулирование совместной деятельности. В деловом общении людей объединяют интересы дела и совместная деятельность, направленная на достижение общих целей. Основной принцип деловых взаимоотношений – рациональность, поиск средств повышения эффективности сотрудничества.
2. Проведен теоретический анализ
литературы, посвященной проблемам
успешности общения. Показаны
критерии успешности общения,
причины непродуктивного
3. Проведено эмпирическое
Анализ результатов
Полученные данные подтвердили гипотезу о том, что представителям различных профессий свойственны определенные личностные качества (в частности, наличие коммуникативных и организаторских склонностей) и стиль поведения в деловом общении, обусловленный спецификой этого общения и влияющий на его успешность. Для менеджеров большее значение имеет наличие организаторских склонностей, умение принимать решения и доносить их до подчиненных, деятельность на позициях сотрудничества. Для успешности делового общения торговых представителей (консультантов) необходимы хорошо развитие коммуникативные навыки, стремление расширять сферу контактов, умение убеждать и добиваться своих целей (в т.ч. с позиций соперничества).
4. Даны рекомендации по
Методика оценки общего уровня общительности (В.Ф. Ряховский)
Инструкция: «Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: “да”, “нет”, “иногда”».
1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
2. Вызывает ли у вас смятение
и неудовольствие поручение
3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?.
7. Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей», и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
9. В ресторане либо в столовой
Вам подали явно
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будет томиться в ожидании?
12. Боитесь ли Вы участвовать
в какой-либо комиссии по
13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?
14. Услышав где-либо в кулуарах
высказывание явно ошибочной
точки зрения по хорошо
15. Вызывает ли у Вас досаду
чья-либо просьба помочь
16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?
Классификатор к тесту В.Ф. Ряховского