Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:58, курсовая работа
Цель исследования: изучить современные подходы к повышению успешности делового общения.
Задачи исследования:
раскрыть понятие общения, его структуры и функций;
провести теоретический анализ литературы, посвященной проблемам повышения эффективности общения;
провести эмпирическое исследование общения;
дать рекомендации по повышению успешности делового общения.
Анализ литературы, посвященной вопросам повышения эффективного делового общения торговых агентов, консультантов, продавцов показал, что наиболее популярным является использование методов и техник нейролингвистического программирования (Бендлер Р., Лавалль Дж., 4; Дилтс Р., 7; Рай Л., 16).
Нейролингвистическое программирование (НЛП) – это одна из самых современных технологий коммуникации и изменения человека или группы, представляющая собой оригинальный синтез уже известных теоретических и практических разработок: эпистемологии, когнитивной психологии, лингвистики, неврологии, кибернетики. Его основатели – американцы Дж. Гриндер и Р. Бендлер.
Сущность НЛП отражают его основные положения: гармония и согласованность, гибкость, выбор, открытость и толерантность, ориентированность на результат, точность и позитивное видение мира. Термин «модель мира» («ментальная карта», «референтная рамка») означает наше видение мира. Модель мира, или структура субъективного опыта личности, описывает состав и взаимосвязь базовых элементов, на которых строится система человеческой коммуникации.
Процесс коммуникации начинается с восприятия, которое для каждого человека носит свой, уникальный характер. Восприятие и мышление определяют наш процесс общения. Движения глаз, слова, темп и тембр голоса, дыхание, поза зависят от того, какую систему восприятия – визуальную, аудиальную или кинестетическую, – мы используем. Переводя наши мышление и общение на язык, соответствующий системе восприятия собеседника, мы можем усилить взаимопонимание с ним.
Изучение структуры
Дж. Гриндер и Р.Бендлер изучили и описали набор достаточно сложных инструментов: определение целей, установление позитивного контакта, сбор информации, наблюдение, гибкость, ресурсное состояние, конгруэнтность. Они создали их модели и поделили процесс овладения этими средствами на шаги, освоив которые, можно добиться значительных улучшений в процессе коммуникации. Авторы выделили 5 шагов к достижению цели:
1) уточнить цель;
2) сформулировать ее в
3) вычленить сенсорные
4) согласовать свои цели с партнером по общению;
5) учесть при этом ближние и дальние перспективы (Горянина В.А., 6, с.217).
НЛП позволяет стать преуспевающим продавцом, который предлагает каждому клиенту именно то, что ему нужно. Важнейшие приемы общения с покупателями: искренность, легкость, непредсказуемость, виртузное владение языком, умение по-настоящему смотреть и слушать, завладевать вниманием собеседника, безошибочно определять его потребности и выстраивать тем самым победную стратегию торговли.
Выводы к главе 2
Успешность общения проявляется в достижении и сохранении психологического контакта с партнером в целях стабилизации межличностных отношений на их оптимальной стадии развития через достижение совместимости согласие, взаимной приспособленности и удовлетворенности путем гибкой корректировки целей, умений и состояний, способов воздействия в соответствии с меняющимися обстоятельствами. При этом уровень успешности общения определяется как интегративный показатель контактности, коммуникативной совместимости и адаптивности.
Наиболее популярными
Объект исследования: деловое общение.
Предмет исследования: личностные качества (коммуникативные и организаторские склонности), общий уровень общительности и стили поведения в конфликтных ситуациях общения.
Целью данного эмпирического исследования было изучить влияние личностных качеств и стилей поведения в конфликтных ситуациях на успешность делового общения.
Гипотеза исследования: деловое общение в той или иной профессии имеет свою специфику (цели, задачи, формы), следовательно, успешность делового общения определяется наличием у субъекта общения личностных качеств и навыков, соответствующих специфике общения.
Задачи исследования: провести исследование коммуникативных и организаторских склонностей, общего уровня общения, изучить стратегии поведения в конфликтной ситуации представителей различных профессий.
Выборка. В исследовании приняли участие 3 группы по 8 человек в каждой (из них 3 юношей, 5 девушек), всего 24 человека. В первую группу вошли менеджеры (возраст 22-25 лет). Во вторую группу вошли торговые представители (консультанты) косметической фирмы «Фаберлик» (возраст 20-25 лет). В качестве контрольной группы выступили студенты 5 курса (Московский университет потребительской кооперации, специальность товаровед; возраст 21-24 года.). В ходе предварительной беседы все испытуемые признали себя субъективно успешными в общении. Таким образом, все три группы сходны по половозрастному составу, профессиональной сфере (торговля), но различны по специфике ситуаций делового общения.
Методы исследования: беседа, тестирование.
Методика для оценки уровня общительности
Тест, оценивающий общий уровень общительности, разработан В.Ф. Ряховским. Он содержит 16 вопросов, на которые предлагается выбрать ответ «да», «нет» или «иногда».
Оценка ответов:
«Да» – 2 очка, «иногда» – 1 очко, «нет» – 0 очков.
Полученные очки суммируются, и
по классификатору определяется, к
какой категории людей
Таблица 2
Шкала оценок уровня общительности
Сырой балл |
Шкальная оценка |
Уровень |
30-32 |
1 |
очень низкий (до патологии) |
25-29 |
2 |
низкий |
19-24 |
3 |
ниже среднего |
14-18 |
4 |
средний |
9-13 |
5 |
выше среднего |
4-8 |
6 |
высокий |
0-3 |
7 |
очень высокий (до патологии) |
Текст опросника и классификатор приводятся в приложении 1.
Методика «КОС» (коммуникативные и организаторские склонности)
Методика КОС была разработана Б.А. Федоршиным для оценки коммуникативных и организаторских склонностей.
Коммуникативность как черта характера развивается на основе общительности, которая, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, социальная перцепция, рефлексия, эмпатия. Все эти качества можно считать необходимыми для работы в сфере профессии «человек – человек», а также в других сферах, где работа связана с руководством и общением. Не менее важны и организаторские склонности, которые проявляются в способности к самостоятельному принятию решений, особенно в сложных ситуациях, в инициативности и деятельности в общении, в планировании деятельности.
Данная методика позволяет выявить
наличие коммуникативных и
Методика содержит 40 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ «да» или «нет». Время выполнения методики 10-15 мин. При этом отдельно определяется уровень коммуникативных и организаторских склонностей.
Текст опросника и образец бланка приведены в приложении 2.
Обработка результатов
Подсчитывается количество совпадений ответов по коммуникативным склонностям (Кх) и организаторским склонностям (Ох) с ключом (каждое совпадение оценивается в 1 балл):
Коммуникативные склонности
(+) Да 1, 5 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37
(–) Нет 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39
Организаторские склонности
(+) Да 2, 6, 10, .14, 18, 22, 26, 30, 34, 38
(–) Нет 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40
Затем необходимо вычислить оценочные коэффициенты коммуникативных (Кк) и организаторских (Ко) склонностей как отношения количества совпадающих ответов по коммуникативным склонностям (Кх) и организаторским склонностям (Ох) к максимально возможному числу совпадений (20):
Кк = Кх/20;
Ко = Ох/20.
Для качественной оценки результатов необходимо сопоставить полученные коэффициенты со шкальными оценками (табл. 3). Рекомендации по анализу шкальных оценок приведены в приложении 2.
Таблица 3
Шкала оценок коммуникативных и организаторских склонностей
Кк |
Ко |
Шкальная оценка / уровень |
0,10-0,45 |
0,20-0,55 |
1 / низкий |
0,45-0,55 |
0,56-0,65 |
2 / ниже среднего |
0,56-0,65 |
0,66-0,70 |
3 / средний |
0,66-0,75 |
0,71-0,80 |
4 / высокий |
0,75-1,00 |
0,81-1,00 |
5 / очень высокий |
Методика для оценки стиля конфликтного поведения
С помощью адаптированной Н.В.Гришиной методики американского социального психолога К.Н.Томаса (1973) определяются типические способы реагирования на конфликтные ситуации. Можно выявить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в группе, стремится ли он к компромиссам, избегает ли конфликтов или, наоборот, старается обострить их.
Текст методики и образец бланка приведены в приложении 3.
По каждому из пяти разделов опросника (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление) подсчитывается количество ответов, совпадающих с ключом:
Соперничество: 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а.
Сотрудничество: 2б, 5а, 8б, 11а, 14а 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б.
Компромисс: 2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а.
Избегание: 1а, 5б, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 21а, 23б, 27а, 29б.
Приспособление: 1б, 3б, 4б, ба, 11б, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б; 30а.
Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений в сложных условиях. При этом соперничество – наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах; компромисс – вполне приемлемо в ряде случаев; избегание (уход) – в случае желания уклониться от конфликта; приспособление – возможно в тех случаях, когда оппонент действительно прав; сотрудничество – наиболее оптимальный стиль взаимодействия.
На первом этапе исследования нами была проведена беседа с испытуемыми, в которой они субъективно определили свой уровень общения как хороший. Далее был проведен опрос с помощью методики В.Ф. Ряховского с целью определить уровень общительности. Результаты тестирования представлены в сводной таблице 4 (сырые данные и шкальные оценки по всем трем группам, а также средние арифметические показатели сырых баллов и шкальных оценок уровня общительности).
Таблица 4
Общий уровень общительности (по методике В.Ряховского)
Группа 1 |
Балл |
Уровень |
Группа 2 |
Балл |
Уровень |
Группа 3 |
Балл |
Уровень |
Светлана А. |
14 |
4 |
Елена А. |
9 |
6 |
Юлия В. |
11 |
5 |
Ирина Г. |
9 |
5 |
Анна В. |
12 |
5 |
Ольга Д. |
9 |
6 |
Людмила Н. |
8 |
6 |
Галина М. |
7 |
6 |
Вера К. |
13 |
4 |
Елена С. |
5 |
6 |
Наталья Р. |
6 |
6 |
Мария С. |
12 |
5 |
Оксана Т. |
12 |
5 |
Татьяна П. |
6 |
6 |
Наталья У. |
16 |
4 |
Николай К. |
9 |
5 |
Михаил Г. |
11 |
5 |
Алексей Б. |
8 |
6 |
Дмитрий Л. |
11 |
5 |
Игорь Н. |
5 |
6 |
Павел С. |
17 |
4 |
Евгений С. |
10 |
5 |
Сергей Ш. |
10 |
5 |
Виктор Т. |
12 |
5 |
Среднее |
9,9 |
5,1 |
8,1 |
5,6 |
12,3 |
4,9 |