Диагностика налогового поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 10:47, реферат

Описание работы

Целью данной статьи является представление результатов разработки опросника для оценки налогового поведения. В отношении налогового поведения рядом авторов (например, Дейнека, Липатова, Гребенчук) уже накоплен теоретический и эмпирический материал, на основании которого можно сделать следующие выводы. В России добросовестно платят налоги лишь небольшое количество граждан, большинство же стараются минимизировать свои налоговые обязательства всеми законными и чаще незаконными способами или вообще не платят налоги.

Файлы: 1 файл

ДИАГНОСТИКА НАЛОГОГО ПОВЕДЕНИЯ.docx

— 29.81 Кб (Скачать файл)

ДИАГНОСТИКА НАЛОГОВОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Гагарина М.А.

Канд.психол.н., доцент кафедры Прикладная психология,

Финансовый университет при Правительстве РФ

Россия, Москва

 

Ключевые слова: налоговое поведение, ценностные ориентации, доверие налоговой системе, налоговый менталитет.

 

Целью данной статьи является представление результатов разработки опросника для оценки налогового поведения. В отношении налогового поведения рядом авторов (например, Дейнека, Липатова, Гребенчук) уже накоплен теоретический и эмпирический материал, на основании которого можно сделать следующие выводы. В России добросовестно платят налоги лишь небольшое количество граждан, большинство же стараются минимизировать свои налоговые обязательства всеми законными и чаще незаконными способами или вообще не платят налоги. По данным Федеральной налоговой службы, добросовестно платят налоги примерно 16–17% налогоплательщиков. Около 60% налогоплательщиков налоги платят, но в то же время пытаются минимизировать свои налоговые обязательства всеми законными и чаще незаконными способами. Остальные налогоплательщики налоги не платят. (Чирков, 2012) Проблема уклонения от уплаты налогов в полном объеме, к сожалению, связана не с экономическими факторами (например, размером налоговой ставки), а с факторами социально-психологическими. То есть, большое значение имеет отношение и доверие государству, отношение к налоговым органам, уплате налогов и налогоплательщикам. (Липатова, 2013) Понятие «налоговый менталитет», по результатам исследований О.С. Дейнеки (Дейнека, 1999), у россиян имеет следующие особенности. Система налогообложения представляется как несправедливая, хотя люди выражают высокую степень согласия с тем, что налоги - неизбежное и разумное явление экономической жизни. Согласие с мыслью о праве каждого гражданина на информацию об использовании налоговых средств, сочетающихся с невысоким показателем знания о принципах нынешней системы налогообложения. В механизм формирования отношения к налогам в контексте их справедливости включаются: механизм сравнения в разных его проявлениях, механизм идентификации собственной экономической ситуации с экономической ситуацией в стране. Крушение мифа о пропорциональной справедливости рынка и представление, что справедливость - это своего рода «общественный договор» между людьми с различным доходом. Наличие у людей «механизма подравнивания вкладов и отдач», когда через уклонение от налогов люди «добирают» то, что не дает им государство. Лица в большей степени удовлетворенные своим потреблением, в такой же степени согласны с неизбежностью и разумностью налогов. Те, кто в меньшей степени довольны экономической ситуацией как потребители, чаще считают налоги кормушкой для чиновников (Дейнека, с.86-87).

Следует констатировать, что уровень налоговой культуры в России достаточно низкий, это проявляется, в частности, в терпимом и даже положительном отношении к уклонению от уплаты налогов; а ведь именно ценностные и морально-нравственные ориентации налогоплательщиков являются одним из важнейших факторов налогового поведения. В связи с этим нами был разработан и апробирован опросник Налогового поведения1, в основе которого было положено представление, что налоговое поведение во многом определяется представлениями, ожиданиями и доверием налоговой системе. В опросник вошли пять шкал: эффективность налоговой системы; ожидание и перспективы налогообложения в будущем; принятие налогообложения; налоговое поведение и доверие налоговой системе. Кроме того, опросник позволяет рассчитать общий индекс отношения к налогообложению. Разработанный автором опросник налогового поведения включал 20 утверждений, характеризующих отдельные аспекты налогового поведения и отношения к налоговой системе. Респондентам предлагалось выразить степень своего согласия с утверждениями по 5-ти балльной шкале. В каждую шкалу вопросы согласие и опровержение которых, наполняет шкалу, поэтому при обработке часть пунктов переводились их восходящей шкалы в нисходящую.

После проведения пилотажного исследования на выборке 70 человек, для определения внутренней согласованности нами были проведены расчеты коэффициентов корреляции пунктов опросника с соответствующей шкалой. Значения коэффициентов корреляции Спирмена приведены в таблице 1.

Таблица 1. Значения коэффициентов Спирмена (*p<0,05) шкал и пунктов опросника долгового поведения.

№ пункта в шкале

Оценка эффективности налоговой системы

Ожидания и перспективы в будущем

Установки по отношению к налоговой системе

Налоговое поведение

Доверие налоговой системе

1

0,66*

0,65*

0,70*

0,73*

0,71*

2

0,72*

0,53*

0,65*

0,85*

0,68*

3

0,79*

0,63*

0,66*

0,74*

0,73*

4

0,65*

0,66*

0,53*

0,51*

0,61*


Как можно видеть из Таблицы 1, все шкалы состоят только из валидных пунктов. Коэффициенты альфа-Кронбаха составили: Оценки эффективности налоговой системы 0,65; Ожидания и перспективы в будущем 0,50; Установки по отношению к налоговой системе 0,51; Налоговое поведение 0,67; Доверие налоговой системе 0,60; Общий индекс 0,80.

Рассмотрим описательную статистику полученную для каждой шкалы опросника. Для всех шкал опросника (кроме общего отношения к налогам) интервал значений составляет от 4 до 20. Результаты, полученные эмпирическим путем приведены в таблице 2.

Таблица 2. Описательная статистика результатов для шкал опросника налогового поведения.

 

N

Mean

Med

Min

Max

SD

M-SD

M+SD

Оценка эффективности налоговой системы

70

12

11

5

19

3

9

15

Ожидания и перспективы в будущем

70

12

12

5

18

2

9

14

Установки по отношению к налоговой системе

70

16

16

11

20

2

14

18

Налоговое поведение

70

15

15

5

20

3

11

18

Доверие налоговой системе

70

10

10

4

16

3

7

12

Налог общ

70

63

65

33

90

10

54

73


Из таблицы мы видим, что по шкалам Оценка эффективности налоговой системы, Ожидания и перспективы в будущем интервалы соответствуют тем, которые предполагают баллы опросника. По шкалам Установки по отношению к налоговой системе и Налоговое поведение – значения смещены в сторону положительных значений, а по шкале Доверие налоговой системе – в сторону негативного отношения.

Далее все испытуемые были разделены на лиц с положительным (значение больше М+SD), отрицательным (значение меньше M-SD) и нейтральным (от M+SD до M-SD) отношением к налоговой системе. Большинство (65% и выше по каждой шкале) респондентов попадают в категорию с нейтральным отношением к налоговой системе, то есть они не имеют четких представлений о том является ли налоговая система эффективной или неэффективной, каковы перспективы развития в будущем, не уверены какое поведение законопослушное или незаконопослушное они выберут, принимают ли они налоговую систему и не знают, доверяют ей или нет.

Обсуждение результатов.

Рассмотрим интервалы, характерные для высоких средних и низких значений по каждой шкале. По шкалам Установки по отношению к налоговой системе и Налоговое поведение смещение в сторону более высоких (положительных оценок), что свидетельствуют о принятии налоговой системы и необходимости платить налоги, а так же о склонности к законопослушному налоговому поведению в нашей выборке. По шкале Доверие налоговой системе нормы смещены в сторону более низких значений, что свидетельствует о низком доверии граждан налоговой системе, данный результат согласуется, например с результатами других исследователей (например Липатова, Дейнека). При рассмотрении соотношения лиц с различным отношением к налоговой системе, нами получены результаты, свидетельствующие о том, что большинство испытуемых имеют нейтральное отношение, то есть равнодушны к развитию системы налогообложения в нашей стране и не проявляют какую-либо позицию.

Данные, полученные при апробации опросника налогового поведения, позволяют рассматривать данную методику как средство для измерения оценки эффективности налоговой системы, ожидания и перспектив в будущем; установок по отношению к налоговой системе; налоговое поведение и доверие налоговой системе.

Литература.

  1. Гребенчук А.О. Налоги как инструмент социального взаимодействия органов государственной власти и общества // Журнал: Социология власти, М., 2008. - №5.
  2. Дейнека О. С. Экономическая психология. Социально-политические проблемы. - СПб.: СПбГУ, 1999. - 240 с.
  3. Динамика финансовой активности населения России 1998-2011 гг. Выпуск 11. Аналитический доклад (версия от 20.05.11) http://www.zircon.ru/upload/iblock/d6a/MFAN-2011.pdf
  4. Липатова И.В. Платить налоги с удовольствием: философия реальной жизни / Экономическая психология в современном мире: материалы Международной научно-практической конференции 22-24 ноября 2012 / Отв. ред. д. пс. н. А.Н. Лебедев. - М.: Экон-информ, 2012. - С.163-169.
  5. Чирков, 2012 Инновационные подходы к формированию моделей поведения налогоплательщиков http://izvestia.asu.ru/2012/2-1/econ/TheNewsOfASU-2012-2-1-econ-21.pdf

 

 

Научной интернет-конференции  «психологические барьеры социально-экономических изменений в российском обществе»

 

11-25 ноября 2013 года http://epsy.fa.ru

1 Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Финуниверситета 2013года.


Информация о работе Диагностика налогового поведения