Налоговый учет. Лекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 19:26, курс лекций

Описание работы

Основные темы.

Файлы: 1 файл

налоговыйУчет.doc

— 281.00 Кб (Скачать файл)

Сущность  и принципы налогового учета

Понятие «нал. учет»  введено в Гл.25 НКРФ и применяется к формированию налоговой базы по налогу на прибыль.

До вступления в действие Гл.25 нал. база для расчета  налога на прибыль формировалась  на основе данных бух. учета. Налогооблагаемая прибыль представляла собой бух. прибыль орг-ции, уменьшенная или увеличенную в соответствии с требованиями нал. законодательства.

 К  2001 году корректировка показателей  осущ-сь более чем по 40 пунктам.  Осуществлять такую корректировку стало сложно и нецелесообразно и с 1 янв. 2001 года было введено обязательное ведение нал. учета.

Налоговым законодательством (313 ст.) установлено, что система нал. учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, следовательно каждая орг-ция имеет право выбирать варианты ведения нал. учета, конечной целью кот. явл-ся определение нал. Базы по налогу на прибыль.

Цель  нал. учета опр-ся интересами пользователей инф-ции, кот. делятся на 2 осн. группы: внутренние и внешние.

Внутренними пользователями явл-ся администрация орг-ции, а внешними прежде всего явл-ся налоговая служба, а также консультанта по налоговым вопросам.

С учетом потребностей пользователей инф-ции целью нал. учета явл-ся формирование полной и достоверной инф-ции о суммах доходов и расходов налогоплательщика, определяющих размер нал.базы, а также обеспечение внутренних пользователей для контроля за правильность, полной и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

В нал.учете  д.б. сформирована след. инф-ция:

-о суммах  доходов и расходов в текущем периоде;

- доля  расходов, кот. учитываются для  целей налогообложения в текущем  периоде;

- о сумме  расходов буд.периодов, подлежащих  отнесению на расходы в след.периодах;

- о создаваемых  резервах;

- о сумме  задолженности по расчетам с  бюджетом по налогу на прибыль.

Таким образом, объектами налогового учета  являются доходы и расходы организации, которые учитываются для целей налогообложения. Путем сопоставления доходов и расходов организации определяется её прибыль (убыток). Согласно ст.247 НК РФ, прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

При этом расходы для целей налогообложения  должны подразделяться на расходы. которые учитываются в текущем налоговом периоде и расходы, которые учитываются в будущих периодах.

Согласно  требованиям налогового законодательства, к расходам, которые учитываются  в будущих периодах, относятся  убытки, полученные при реализации объектов основных средств. К такого же рода расходам относятся также  расходы на научные исследования, опытно-конструкторские разработки, расходы на освоение природных ресурсов и т.д.

     Задачи налогового учета заключаются в определении доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем периоде. Для этих целей расходы делятся на расходы, связанные с производством и реализацией, и  внереализационные расходы, а также на прямые и косвенные расходы.

     Косвенные расходы относятся к расходам текущего периода, а прямые подлежат распределению на остатки незавершенного производства (НЗП), готовой продукции на складе и отгруженной, но нереализованной продукции. Поэтому необходимо установить методы оценки на конец текущего периода остатков НЗП, готовой продукции и отгруженной, но нереализованной продукции.

     С учетом требования гл. 25 НК  РФ налогоплательщик вправе формировать резервы предстоящих расходов:

  • на гарантийный ремонт и обслуживание;
  • на предстоящий ремонт объектов основных средств;
  • на оплату отпусков;
  • на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет.

     Организация самостоятельно определяет порядок их формирования и сумму расходов, связанных с производством и реализацией, которые относятся к текущему периоду.

     В налоговом учете организацией  должен быть установлен порядок  формирования резервов по сомнительным долгам, суммы отчислений в которые являются внереализационными расходами организации.

Одной из главных задач нал.учета явл-ся определение суммы платежей в  бюджет и задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль.

Принципы  нал. учета отличаются от принципов  бух.учета. Например, главным принципом  в бух. учете явл-ся принцип двойной записи, кот. в нал. учете не применяется.

В 25гл. НКРФ указаны след. принципы:

1) принцип  ден. измерения;

2) принцип  имущественной обособленности;

3) принцип  непрерывности деятельности орг-ции;

4) принцип  временной определенности фактов  хоз. деятельности;

5) принцип  последовательности применения  норм и правил нал. учета;

6) принцип  равномерности признания доходов  и расходов;

Принцип ден. измерения сформулирован в  ст.249 и ст.252 НКРФ.

Согласно  ст. 249 денежная выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары, либо услуги, выраженные в ден. форме.

В нал. учете отражается инф-ция о доходах  и расходах, выраженная прежде всего  в ден. измерении (крайне редко в натуральном).

Доходы, стоимость кот. выражена в иностранной  валюте, пересчитываются в рубли  по официальному курсу ЦБ РФ, установленному на дату признания этих расходов.

В соответствии с принципом имущественной обособленности имущества явл-ся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества др. юр. лиц, находящегося у данной орг-ции (256 ст.).

Согласно  принципы непрерывности деятельности организации учет ведется непрерывно с момента ее регистрации в  качестве юр. лица до реорганизации или ликвидации. Этот принцип в налоговом учете применяется прежде всего к амортизируемому имуществу (259 ст.).

Принцип временной определенности фактов хоз. деятельности явл-ся главным в нал.учете. согласно ст.271 доходы признаются в  том нал. периоде, в кот. они имели место, независимо от того когда они фактически поступили.

Ст.272 определено, что расходы, принимаемые для  целей налогообложения, признаются таковыми в том налоговом периоде, к кот. они относятся независимо от времени факт. выплаты ден. средств.

В ст313 НКРФ установлен принцип последовательности применения норм и правил нал. учета, согласно кот. нормы и правила  должны применятся последовательно  от одного нал.периода к другому. Этот принцип распространяется на все  объекты нал. учета.

Принцип равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов отражен в ст.271 и 272 НКРФ. Ст.271 установлено, что по доходам, относящимся к нескольким отчетным периодам и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно. 

Регистры  налогового учета

Регистры  налогового учета – это док-ты, в кот. заносится вся инф-ция, необходимая  для расчета налога на прибыль (ст.314). на основании этой оинф-ции, обобщенной и систематизированной в регистрах составляют расчет налоговой базы.

Единой  формы регистров не установлено, а в связи с этим каждая организация  самостоятельно разрабатывает их. Затем эти регистры утверждаются и прилагаются к приказу об учетной политике для целей налогообложения.

Каждый  регистр должен содержать обязательные реквизиты:

1) наименование;

2) период  или дату составления;

3) измерители  инф-ции в ден. выражении, а  если возможно, то и в натуральном;

4) наименование  хоз. операции;

5) подпись  и расшифровка подписи лица, ответственного  за составление регистра;

Если  собственные регистры по какой-либо причине нет возможности составить, можно воспользоваться  уже готовыми, кот. предлагает ФСН. Перечень этих регистров  выглядит след. образом:

1) регистр-расчет  «Формирование стоимости объекта  учета»;

2)  регистр-расчет  амортизации нематериальных активов;

3) регистр-расчет  списания стоимости сырья (материалов), товаров;

4) регистр  учета сомнительной и безнадежной  дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату;

5) расчет  резерва сомнительных долгов;

6) акт  инвентаризации кредиторской задолженности  на отчетную дату;

7) регистр  учета договоров на добровольное  страхование работников;

8) регистр  расходов на добровольное страхование работников;

9) регистры  учета расходов на текущий  ремонт;

10) регистр  учета расходов будующих периодов;

11) регистр  учета расходов с бюджетом;

12) регистр  учета поступлений ден. ср-в;

13) регистр  учета расходов ден. ср-в;

14) регистр  учета расходов по оплате труда;

15) регистр  учета поступлений целевых средств  и т.д.

В настоящее  время разработаны примерные  регистры налогового учета. Их можно  объединить в 5 групп: 1) регистры промежуточных расчетов; 2) регистры учета состояния единицы учета; 3) регистры учета хозяйственных операций; 4) регистры формирования отчетных данных; 5) регистры направления на учет целевых средств некоммерческих организаций.

Регистры  промежуточных расчетов. Их основная задача состоит в помощи при переходе от одного этапа заполнения регистров налогового учета к другому. В состав этой группы регистров входят след. регистры-расчеты:

- формирования  ст-ти объекта учета;

- учета амортизации  НМА;

- стоимости списания  сырья, материалов;

- стоимости списания  товаров;

- ст-ти сырья (материалов), спис. в отчетном периоде;

- учета сомн. и безнад. ДЗ по рез-там инвент-ции  на отч. дату;

- резерва по  сомнительным долгам текущего периода;

- учета КЗ  по рез-там инвентаризации;

- учета договоров  на добров. страх-ние работников;

- учета расходов по добров. страхованию работников;

- расходов на  ремонт по текущему отчетному периоду;

- расходов на  ремонт по будущим отчетным периодам …

Регистры  учета состояния  единицы учета. Их основная задача – накопление сведений об имуществе предприятия, т.е. стоимости ОС, НМА … В этих регистрах указывается их первоначальная стоимость и ее изменение в течение налогового периода. К таким регистрам относятся регистры:

- информации  об объекте ОС;

- информации  об объекте НМА;

- информации  о приобретенных партиях товаров;

- информации  о приобретенных партиях сырья;

- учета расходов  будущих периодов;

- аналитического  учета операций по движению  КЗ;

- аналитического  учета операций по движению  ДЗ;

- учета расчетов  с бюджетом …

Регистры  учета хозяйственных  операций должны содержать информацию о поступлении (выбытии) активов организации. Они заполняются непосредственно из первичных учетных документов организации. В этой группе относятся регистры:

Информация о работе Налоговый учет. Лекции