Гендерные аспекты макиавеллизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 00:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: на основании экспериментального исследования изучить гендерные аспекты макиавеллизма в подростковой группе. Объект исследования: макиавеллизм в подростковой группе. Предмет исследования – гендерные аспекты макиавеллизма в подростковой группе. Теоретический анализ литературы по данному вопросу позволил сформулировать гипотезы: 1. Мальчики и девочки подросткового возраста в равной степени склонны к манипулированию. 2.Склонность к манипулированию оказывает влияние на удовлетворенность отношениями, повышая удовлетворенность у манипуляторов. 3. Склонные к манипулированию мальчики и девочки подросткового возраста обладают рядом специфических личностных черт.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
ГЛАВА I. ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАКИАВЕЛЛИЗМА В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ……………………………………………………..8
I.1. Подростковый возраст и его психологические особенности………………...8
I.1.1. Подростковый возраст в свете разных концепций………………………….8
I.1.2. Индивидуально-психологические особенности подростков……………...17
I.1.3. Развитие психических функций в подростковом возрасте………………..20
I.2. Сущность, понятие «макиавеллизм»………………………………………….22
I.2.1. Манипуляция как вид психологического воздействия у подростков…….22
I.2.2. Исторические аспекты изучения макиавеллизма………………………….26
I.2.3. Манипулятивные качества как фактор ценностно-смыслового самоопределения личности………………………………………….……………..28
I.3. Гендерные исследования в психологии………………………………………32
I.3.1. Предпосылки возникновения и развития гендерных исследований в психологии……………………………………………………………………….…32
I.3.2. Проблема гендерной психологии…………………………………………...34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I…………………………………………………….…….37
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ АСПЕКТОВ МАКИАВЕЛЛИЗМА В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ ……....39
II.1. Программа констатирующего эксперимента…………………………....39
II.1.1. Цель, предмет и гипотезы исследования…………………………….........39
II.1.2. Организация констатирующего эксперимента…………………………....41
II.1.3. Методы исследования……………………………………………………....43
II.1.3.1. Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера..45
II.1.3.2. Методика ценностные ориентации М.Рокича…………………………..48
II.1.3.3. Шкала макиавеллизма Р. Кристи, Ф. Гейси……………………………..51
II.2. Общая психолого-педагогическая характеристика детей…………..…53
II.2.1. Половозрастные соотношения в группах испытуемых………………......53
II.2.2. Особенности психического развития в группах испытуемых…………...55
II.3. Анализ экспериментальных данных………………………………...........60
II.3.1. Результаты исследования уровня субъективного контроля по методике Дж. Роттера…………………………………………………………………………60
II.3.2. Результаты исследования ценностно-мотивационной сферы подростков по методике М. Рокича «Ценностные ориентации»…………………………..…62
II.3.3. Результаты исследования склонности к манипуляции другими людьми в межличностных отношениях по шкале макиавеллизма Р. Кристи, Ф. Гейси.…64
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II…………………………..……………………………..66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….....………..67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...………..………....69

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Gendernye_aspekty_makiavellizm.doc

— 308.50 Кб (Скачать файл)

С осознанием взрослости связана, образно  названная А. Е. Личко, реакция эмансипации  – стремление к самостоятельности, желание освободиться от опеки взрослых. Любые негативные реакции этого возраста могут выступать как защитный механизм или средство изменения прежнего типа отношений с взрослыми. [21]

Ведущий вид деятельности в подростковом возрасте – общение со сверстниками (по А. Е. Личко - реакция группирования).   Вхождение в группу сверстников на правах равенства, стремление занять среди них достойное место являются доминирующими мотивами поведения и деятельности в этом возрасте. [2]

Именно в подростковом возрасте отношения между мальчиками и девочками претерпевают существенные изменения. Появляется интерес друг к другу, желание нравиться, хотя поведение подростков в этот период характеризуется амбивалентностью: интерес друг к другу сосуществует с обособленностью мальчиков и девочек. [2]

И все же интерес к  сверстникам противоположного пола имеет немалое значение, так как становится одним из мотивов самосовершенствования. [31]

Характерной особенностью детей подросткового  возраста является бурное развитие самосознания. Потребность осознать свои особенности возникает из необходимости выполнить предъявляемые другими людьми и собственные требования, урегулировать отношения с окружающими. Здесь размышления подростка о себе уже носят преднамеренный характер, становятся самостоятельным внутренним процессом.

В начале подросток обращен на свои недостатки и испытывает потребность  в их устранении. Позднее он приобретает  способность анализировать свои реальные способности и возможности. [14]

Именно в этом возрасте впервые возникает ориентировка личности на самооценку. У многих самооценка некоторых качеств завышена и уровень притязаний выше реальных возможностей. Нередко на этой основе у подростка возникает представление о несправедливом отношении к нему, например, учителя. Эта ситуация чревата возникновением у подростка аффекта и комплекса специфических особенностей: появляются обидчивость, подозрительность, недоверчивость, нередко агрессивность и всегда — чрезвычайно повышенная чуткость к любым оценочным суждениям. [17]

Как уже говорилось, подростковый возраст характеризуется специалистами как переломный и кризисный.

 

I.1.3. Развитие психических функций  в подростковом возрасте

        В подростковом возрасте продолжает  развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формальнологическими операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, т.е. рассуждает гипотетико-дедуктивно.

Подросток умеет  оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Кроме того, он способен на системный поиск решений. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные возможные подходы к ее решению, проверяя логическую эффективность каждого из них. Им находятся способы применения абстрактных правил для решения целого класса задач. [17]

        Развиваются такие операции, как  классификация, аналогия, обобщение и др.

        Особенности теоретического рефлексивного  мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. С интеллектуальным развитием тесно связано начинающееся в этот период становление основ мировоззрения.[6]

        Подросток приобретает взрослую  логику мышления. Происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти. Этот процесс зависит от усложняющегося в средних классах обучения. [16]

        Развиваются различные формы  речи, в том числе письменная.

        С общим интеллектуальным развитием  связано и развитие воображения.. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т.п. Воображение подростка, конечно, менее продуктивно,

чем воображение  взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка.[15]

        В подростковом возрасте существует  и вторая линия развития воображения. Далеко не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата, но все они используют возможности своего творческого воображения, получая удовлетворение от самого процесса фантазирования. Как считал Л.С. Выготский, игра ребенка перерастает в фантазию подростка.[7]

        Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. Неудовлетворенные в реальной жизни желания легко исполняются в мире фантазий: замкнутый подросток, которому трудно общаться со сверстниками, становится героем, и ему рукоплещет толпа; невзрачная девочка превращается в первую красавицу на балу, и в нее сразу же влюбляется то ли принц, то ли мальчик из соседнего класса. В свой мир фантазий подросток никого не допускает, он может рассказать о них только самому близкому другу.[1]

Таким образом, в подростковом возрасте происходит интенсивное развитие всех психических функций.

     

 

I.2. Сущность, понятия «макиавеллизм»

I.2.1. Манипуляция как вид психологического воздействия

Психологическое воздействие  заключается в воздействии одной  личности или группы на психику другой группы, на их мышление, воображение, чувства, волю и т.п. Целью и результатами психологического воздействия является перестройка психики объекта  воздействия, достижения определенных психических сдвигов и изменений, влияющих на деятельность и поведение.

Манипуляция как вид  психологического воздействия –  скрытое от адресата побуждение его  к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения целей инициатора. При этом для манипулятора важно, чтобы адресат считал эти мысли, чувства, решения и действия своими собственными, а не навязанными извне и признавал себя ответственным за них. [9]

 Средства влияния: 

- Нарушение личного  пространства, выражающееся в слишком  тесном приближении или даже  касании;

- Резкое ускорение,  или наоборот, замедление темпа  беседы;

- Поддразнивающее высказывание (например: «Тебя, что, так легко  расстроить?»);

- Подзадоривающие высказывания (например: «Вряд ли ты сможешь  это сделать»);

- «Невинный обман», введение  в заблуждение;

- Замаскированные под  малозначительные и случайные  высказывания оговор и клевета,  которые могут быть принятые  за таковые якобы лишь по недоразумению;

- Преувеличенная демонстрация  своей слабости, неопытности, неосведомленности,  «глупости» для того, чтобы пробудить  у адресата стремление помочь, сделать за манипулятора его  работу, передать ему ценную или  даже секретную информацию, научить его делать что-либо и т.п.;

- «Невинный» шантаж: «дружеские» намеки на ошибки, промахи, нарушения, допущенные  адресатом в прошлом; шутливые  упоминания «старых грехов» или  личных тайн адресата [9]

Грецов А.Г. в своей  книге «Психологические тренинги с  подростками» выделяет следующие способы манипуляций:

1. Преувеличение типичности  поведения. Большинству людей  свойственно присматриваться к  окружающим и стараться вести  себя также как они, делать  то, что принято. Мало кто хочет  быть белой вороной. Поэтому  когда человека хотят склонить к определенному поведению, ему обычно представляют данное поведение как типичное для многих.

2. Ссылка на авторитеты. Людям свойственно прислушиваться  к мнению тех, кто хорошо  известен, достиг определенного  веса в обществе, обладает какими-то важными знаниями и т.п. Манипуляторы злоупотребляют этим: демонстрируют ложный авторитет или просто покупают публичное заявление авторитета.

3. Создание спешки, ажиотажа. Чтобы основательно обдумать  свои поступки, человеку требуется  некоторое время. Но времени-то его и стремятся лишить, когда хотят склонить к сомнительным действиям. Создав у человека ощущение спешки, его куда легче заставить действовать под влиянием сиюминутного импульса, а не разума.

4. Злоупотребление правилом  взаимного обмена. Правила хорошего тона предписывают нам отвечать взаимностью в тех ситуациях, когда нам помогают, оказывают услугу, делают подарок. Но порой нам могут сделать «подарок» или оказать непрошенную услугу специально – с целью оказать влияние, добиться от нас чего-нибудь.

5. Навязывание обязательств. Когда человек принимает на  себя какие-либо обязательства,  хотя бы в общих чертах, потом  его гораздо легче убедить  принять и те детали, о которых  он не знал, потому что человек  стремится к последовательности  своего поведения.

Основными составляющими  манипулятивного воздействия являются: целенаправленное преобразование (искажение, утаивание) информации; сокрытие воздействия; мишени воздействия, т.е. те психические  структуры, на которые оказывается  влияние; роботизация [10].

Манипуляция является видом  психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к открытому  возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его  актуально существующими желаниями. Манипулирование как вид психологического воздействия помогает добиться поставленной цели. Однако неадекватное и неграмотное применение методов влияния может привести к нежелательным последствиям – обезличиванию индивида – объекта влияния, стиранию его индивидуальных психологических особенностей или даже уничтожению как в психическом так и в физическом плане. [19]

Манипуляция является компонентом  межличностных отношений, и не проявляется  сама по себе. Есть люди, которые активизируют условия возникновения манипуляции. В связи с этим выделяют черту  личности, которая способствует успешному манипулированию – макиавеллизм. В отечественной психологии понятие «макиавеллизм» часто подменяется способностью и склонностью к манипуляции.

В настоящее время  понятие «макиавеллизм» достаточно часто используется в различных гуманитарных науках. В большей степени оно распространено в западной психологии и практически не используется в отечественной, где макиавеллизм часто подменяется способностью или умением манипулировать людьми.

Западные психологи  макиавеллизмом называют склонность человека манипулировать другими людьми в межличностных отношениях, т.е. в данном случае подразумевается сокрытие субъектом своих истинных намерений при применении ложных отвлекающих маневров для того, чтобы партнер по взаимодействию, сам того не замечая, изменил свои личные, истинные цели, либо способы действия.

Макиавеллизм обычно определяется как склонность человека в ситуации межличностного общения  манипулировать другими людьми с  помощью тонких, едва уловимых или  нефизически агрессивных способов, таких как лесть, обман, запугивание или подкуп. Также макиавеллизмом может называться стратегия социального поведения, включающая манипуляцию другими людьми в личных целях. Каждый индивид в разной степени способен к манипулятивному поведению, но у некоторых людей эти склонности и способности более явно выражены, чем у других.

Вероятно, нам всем хотелось бы не только уметь влиять на людей, но и успешно противостоять влиянию  на нас со стороны. Развитию этого  умения способствует проведение определенных тренинговых программ, направленных на формирование навыков влияния и противодействия ему. А прежде чем составлять тренинг и проводить его, необходимо выявить уровень выраженности желания влиять на людей, для чего и проводится обследование.

 

 

I.2.2. Исторические аспекты изучения макиавеллизма

Макиавеллизм является одним из понятий, характеризующих  отношение к другому человеку как к средству, которым можно  пренебречь в погоне за личным благом.

Своим происхождением макиавеллизм обязан учению итальянского мыслителя и государственного деятеля флорентийца Николо ди Бернардо Макиавелли (1469-1527), но далеко не тождественен его учению. Известно, что в богатом, ярком, многогранном, но не систематизированном должным образом учении Макиавелли содержатся положения, которые в последующие четыре с половиной века получили противоречивую интерпретацию.

Исторически термину  “макиавеллизм” предшествовал термин “макиавеллист”, который, как считают, впервые в печатном виде появился в 1581 году в произведении французского политического писателя Н. Фрументо “Финансы”, а затем в 1589 году в Англии в одном из трактатов Т. Нэша. В 17-м веке начали употреблять термин “макиавеллизм”, а итальянский социалист-утопист Т. Кампанелла написал сочинение под названием “Антимакиавеллизм”.

Содержание понятия “макиавеллизм” формировалось и видоизменялось на основе отдельных положений из произведений флорентийского писателя, их толкований и последующих напластований на них идей многих мыслителей. В данном контексте наиболее интересным представляется такое его произведение, как “Государь”, посвящённое Лоренцо де Медичи. Здесь, выступая в качестве советчика для правителя, желающего продержаться на своём месте долго и успешно, Макиавелли допускает во имя великих целей возможность пренебрегать законами морали и применять любые средства, быть может, жестокие и вероломные, в борьбе за власть. “Все вооружённые пророки одержали победу, все безоружные погибли”, – пишет Макиавелли.

Информация о работе Гендерные аспекты макиавеллизма