Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 00:45, курсовая работа
Цель работы: на основании экспериментального исследования изучить гендерные аспекты макиавеллизма в подростковой группе. Объект исследования: макиавеллизм в подростковой группе. Предмет исследования – гендерные аспекты макиавеллизма в подростковой группе. Теоретический анализ литературы по данному вопросу позволил сформулировать гипотезы: 1. Мальчики и девочки подросткового возраста в равной степени склонны к манипулированию. 2.Склонность к манипулированию оказывает влияние на удовлетворенность отношениями, повышая удовлетворенность у манипуляторов. 3. Склонные к манипулированию мальчики и девочки подросткового возраста обладают рядом специфических личностных черт.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
ГЛАВА I. ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАКИАВЕЛЛИЗМА В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ……………………………………………………..8
I.1. Подростковый возраст и его психологические особенности………………...8
I.1.1. Подростковый возраст в свете разных концепций………………………….8
I.1.2. Индивидуально-психологические особенности подростков……………...17
I.1.3. Развитие психических функций в подростковом возрасте………………..20
I.2. Сущность, понятие «макиавеллизм»………………………………………….22
I.2.1. Манипуляция как вид психологического воздействия у подростков…….22
I.2.2. Исторические аспекты изучения макиавеллизма………………………….26
I.2.3. Манипулятивные качества как фактор ценностно-смыслового самоопределения личности………………………………………….……………..28
I.3. Гендерные исследования в психологии………………………………………32
I.3.1. Предпосылки возникновения и развития гендерных исследований в психологии……………………………………………………………………….…32
I.3.2. Проблема гендерной психологии…………………………………………...34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I…………………………………………………….…….37
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ АСПЕКТОВ МАКИАВЕЛЛИЗМА В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ ……....39
II.1. Программа констатирующего эксперимента…………………………....39
II.1.1. Цель, предмет и гипотезы исследования…………………………….........39
II.1.2. Организация констатирующего эксперимента…………………………....41
II.1.3. Методы исследования……………………………………………………....43
II.1.3.1. Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера..45
II.1.3.2. Методика ценностные ориентации М.Рокича…………………………..48
II.1.3.3. Шкала макиавеллизма Р. Кристи, Ф. Гейси……………………………..51
II.2. Общая психолого-педагогическая характеристика детей…………..…53
II.2.1. Половозрастные соотношения в группах испытуемых………………......53
II.2.2. Особенности психического развития в группах испытуемых…………...55
II.3. Анализ экспериментальных данных………………………………...........60
II.3.1. Результаты исследования уровня субъективного контроля по методике Дж. Роттера…………………………………………………………………………60
II.3.2. Результаты исследования ценностно-мотивационной сферы подростков по методике М. Рокича «Ценностные ориентации»…………………………..…62
II.3.3. Результаты исследования склонности к манипуляции другими людьми в межличностных отношениях по шкале макиавеллизма Р. Кристи, Ф. Гейси.…64
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II…………………………..……………………………..66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….....………..67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...………..………....69
В случае с флорентийским мыслителем, приписываемые ему взгляды зажили самостоятельной жизнью и обросли такими легендарными ответвлениями, как “макиавеллизм”, “антимакиавеллизм”.
Так, в макиавеллизме, как совокупности политических взглядов, можно выделить в качестве основных следующие идеи:
1. Положение о постоянстве и несовершенстве человеческой природы, которая определяющим образом воздействует на характер и динамику жизни общества.
2. Мысль о том, что государство с его интересами является самоцелью.
3. Утверждение о решающей роли в политике фактора силы.
4. Положение о разделённости политики и морали.
В наше время понятие “макиавеллизм” нередко используется в различных гуманитарных науках. Макиавеллизм как научная категория широко распространен в зарубежных психологических исследованиях, но практически не используется в отечественной психологии.
I.2.3. Манипулятивные качества как фактор ценностно-смыслового самоопределения личности
Применительно к отдельному человеку макиавеллизм представляет собой общую стратегию поведения в межличностном общении, тенденцию манипулировать другими людьми ради своей выгоды.
В 60-х годах американские ученые провели контент-анализ трактата Н. Макиавелли “Государь” и на его основе были созданы две шкалы макиавеллизма Mach 4 и Mach 5. Психологический опросник под названием “Мак-шкала” активно используется в западной социальной психологии и психологии личности.
Макиавеллизмом называют склонность человека манипулировать другими людьми в межличностных отношениях. Речь идет о таких случаях, когда субъект скрывает свои подлинные намерения вместе с тем с помощью ложных отвлекающих маневров он добивается того, чтобы партнер, сам того не осознавая, изменил свои первоначальные цели. Макиавеллизм обычно определяется как склонность человека в ситуациях межличностного общения манипулировать другими тонкими, едва уловимыми или не агрессивными способами, такими, как лесть, обман, подкуп или запугивание. Макиавеллизм следует рассматривать как количественную характеристику. Каждый в разной степени способен к манипулятивному поведению, но некоторые люди к нему более склонны и способны, чем другие.
Выявлена связь макиавеллизма личности с такими характеристиками, как подозрительность, враждебность, негативизм, ориентация на Я в общении, низкая альтруистичность и отрицательная самооценка нравственных качеств. Показано, что субъекты с высоким уровнем макиавеллизма лучше владеют манипулятивными навыками, умением нравиться окружающим и в целом успешнее влияют на их поведение. Обнаружено, что средние показатели по Мак-опроснику выше у мужчин, а у женщин, у молодых испытуемых до 25 лет, чем у людей более зрелого возраста.
По мнению одного из создателей
МАК-шкалы Р. Кристи и его ученицы
Ф. Гейс, макиавеллизм представляет собой
психологический синдром, основанный
на сочетании взаимосвязанных
1) убеждение субъекта в том, что при общении с другими людьми ими можно и даже нужно манипулировать;
2) навыки, конкретные умения манипуляции. Последние включают в себя способность убеждать других, понимать их намерения и причины поступков.
Интересно, что макиавеллистские убеждения и навыки могут не совпадать и реализоваться в поведении “автономно”. Как показано в исследованиях, посвященных развитию макиавеллизма личности в онтогенезе, одни дети перенимают от родителей систему убеждений, которая не прямо, а косвенно влияет на их поведение. Другие – непосредственно копируют у родителей успешные способы манипулирования людьми, но не перенимают у них макиавеллистские убеждения. Существует обоснованное предположение о сходстве показателей по шкале макиавеллизма в супружеских парах.
Макиавеллизм как личностная характеристика в целом отражает неверие субъекта в то, что большинству людей можно доверять, что они альтруистичны, независимы, обладают сильной волей. Высокие оценки по МАК-шкале обычно говорят о подозрительности, враждебности. Такие субъекты более эффективно обманывают других, в межличностном общении они чаще используют лесть и в целом успешнее влияют на других людей.
Люди, демонстрирующие высокие показатели по МАК-шкале, при вступлении в контакт с другими, склонны держаться эмоционально отчужденно, обособленно, ориентироваться на проблему, а не на собеседника, испытывать недоверие к окружающим. Такие субъекты в отличие от испытуемых с низкими показателями имеют более частые, но менее глубокие контакты со своими друзьями и соседями. Например, в одном исследовании обнаружена обратная зависимость между уровнем макиавеллизма и сочувствием, проявляемым студентами, когда они дают совет и помогают друг другу. Кристи и Гейс назвали высокий уровень макиавеллизма “синдромом эмоциональной холодности”, потому что социальная отстраненность является основной характеристикой подобных людей.
Вместе с тем результаты экспериментов ясно показывают, что в отличие от людей с низкими показателями по шкале макиавеллизма люди с высокими значениями оценок по МАК-шкале более коммуникабельны и убедительны независимо от того, говорят они собеседнику правду или лгут. По сравнению с испытуемыми, получившими низкие оценки по шкале макиавеллизма, субъекты с высокими оценками более точны и честны в восприятии и понимании себя и других. Существует много данных, что люди с высоким уровнем макиавеллизма имеют безразличное мнение о других, циничный взгляд на людей вообще и на отдельных личностей. Высокие макиавеллисты лучше замечают слабые места других людей и успешно пользуются этим.
Низкие макиавеллисты в большей степени строят своё поведение по идеальному образцу взаимодействия с другими, где отношения построены по субъектно-субъектному принципу в противовес субъектно-объектному. У взрослых мужской макиавеллизм качественно отличается от женского как на уровне установок, так и на уровне конкретного поведения. Это проявляется, в частности, в готовности и склонности к самораскрытию в общении: как в конкретных высказываниях, содержащих сведения о личной жизни, так и в общей предрасположенности рассказывать о себе другим людям.
Психологические исследования показали, что у мужчин высокий уровень макиавеллизма соотносится с закрытостью, а у женщин с аналогичным уровнем, наоборот, с открытостью. Одна из причин этого заключается в том, что склонность мужчин к раскрытию не влияет на то, нравятся они окружающим или нет. Психологи отмечают, что в западном обществе от мужчины ожидают, что он достигнет успеха благодаря собственным усилиям, а доверительные отношения с другим мужчиной рассматриваются как слабость и стремление к подчинению. Вследствие этого самораскрытие является для мужчин малоэффективной манипулятивной тактикой. Цели женщин явно социально направлены: популярность, умение ладить с другими людьми, понимание – более ценятся женщинами, чем мужчинами. Очевидно, что установление доверительных отношений, необходимых для достижения этих целей, невозможно без значительного самораскрытия. Неудивительно, что самораскрытие как манипулятивная стратегия весьма эффективно для женщин-макиавеллисток.
Цели манипуляции могут быть не только прагматичными, но и защитными: она может играть роль психологического защитного механизма, предохраняющего личность от утраты самоуважения, снижения самооценки и т.п. Как утверждают западные психологи, женщины традиционно считаются более покорными и уступчивыми, они лучше приспосабливаются и менее склонны к манипуляции.
I.3. Гендерные исследования в психологии
I.3.1. Предпосылки возникновения и развития гендерных исследований в психологии
В развитии гендерных исследований на Западе условно можно выделить три этапа.
Первый этап (примерные временные границы — 70-е годы) — это период появления первых гендерно ориентированных научных работ, связанных с интенсивным развитием на Западе феминистского движения либеральной ориентации. Либеральный феминизм провозглашает равенство полов, которого можно достигнуть посредством реформ. Законодательные акты и политические решения должны (с либеральной точки зрения) учитывать аспект гендерной нейтральности, отражать идею сходства полов.
В теории структурного функционализма, которая доминировала в рассматриваемый период в социальных науках, отношения между полами определялись через концепцию полоролевого разделения на примере семьи (Т. Парсонс). В концепции Т. Парсонса акцентирован вопрос о соотношении частной и публичных сфер жизни. Именно публичная сфера, в которой безраздельно доминируют мужчины, включающая мир политики, юридические права и обязанности, рыночные институты, признается сферой «реальной» власти, престижа и могущества. Приватная, частная сфера жизни, где «правят» женщины, является вторичной, дополнительной, не престижной и малозначимой с позиций общественного сознания.
Гендер — это повседневный мир взаимодействия мужского и женского, воплощенный в практике; это системная характеристика социального порядка, от которой невозможно отказаться, она постоянно воспроизводится и в структурах сознания, и в структурах действия. Когда социальное производство гендера становится предметом исследования, обычно рассматривают, как гендер конструируется через институты социализации, разделение труда, через культуру (гендерные роли и стереотипы, массмедиа), а также проблемы гендерной стратификации и неравенства.
В 60—70-е годы ХХ века в
социальных науках получил широкое
распространение полоролевой
Рассмотрим развитие гендерной психологии в контексте направления — парадигмы половых различай. Анализ результатов многочисленных исследований, посвященных изучению различий, психологических характеристик мужчин и женщин, особенностях их поведения, показал, что психологических различий между представителями мужского и женского пола не так много, как кажется. У мужчин более развиты пространственные и математические способности, а у женщин — вербальные способности. В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины — дружелюбие и контактность. Что касается социальных ролей мужчин и женщин, то для женщин более значимыми являются семейные роли, а для мужчин — профессиональные. Женская роль в семье больше связана с заботой и уходом за членами семьи; профессиональный статус играет центральную роль в мужской самоидентификации.
I.3.2. Проблемы гендерной психологии
В последнее время гендерная проблематика все активнее стала заявлять о себе в различных отраслях научного знания. Эта тенденция коснулась и психологии, в психологических публикациях все чаще можно встретить такие понятия, как «гендер», «гендерный», «гендерные исследования». Какая реальность стоит за использованием этих терминов: дань моде или новые тенденции в развитии отечественной психологии? Все более остро актуализируется задача теоретического осмысления феномена гендерной психологии и разработки соответствующего гендерного подхода в ней. В рамках решения этих задач рассмотрим следующие вопросы: 1) предпосылки возникновения и развития гендерных исследований в психологии; 2) специфика гендерных исследований в западной психологии; 3) гендерная проблематика в отечественной психологии.
В отечественной научной литературе понятие «гендер» впервые появилось в 1992 году в сборнике статей под названием «Женщины и социальная политика». По замыслу авторов сборника введение этого термина должно было способствовать решению ряда стратегических задач: формированию новой научной парадигмы анализа социальных отношений и социально-культурных различий в жизни мужчин и женщин; привлекая к изменению социополовых отношений в условиях социальной трансформации; стимулированию проведения научных исследований, направленных на выявление гендерной асимметрии в общественной жизни. Кроме этого, активное использование исследователями понятия «гендер» должно создавать ситуацию, «когда людям будет интересно содержание нового слова» [10].
Само слово «гендер» не имеет однозначного перевода на русский язык, а написание его и произношение представляют собой кальку английского «gender». В Американском словаре наследия английского языка одно из значений слова «gendег» определяется как «классификация пола, пол», то есть «gender»— это категория, ссылающаяся на пол. Другое значение слова «gendег» - «представление», есть гендер понимается как представление отношений, показывающее принадлежность к классу, группе, категории.
Общепринятого определения термина «гендер» нет ни в зарубежной, ни в отечественной литературе, однако, попытки проанализировать и раскрыть содержание данного понятия предприняты многими исследователями [3]. По мнению отечественных исследовательниц феминисток О. Ворониной и Т. Клименковой, термин «гендер» употребляется для обозначения пола «как социального понятия и явления в отличие от биологического понимания пола как определенной совокупности морфологических и физиологических особенностей. Иными словами, быть женщиной или мужчиной — вовсе не значит просто быть человеком с женской или мужской анатомией. Это значит следовать определенным содиокультурным экспектациям, предъявляемым обществом по отношению к человеку на основании принятых там правил пола». С. Айвазова, анализируя понятие «гендер», отмечает, что поскольку в русском языке нет аналогичного термина, то это понятие можно переводить смысловой фразой «социальные отношения полов» или «социально организованное, социально закрепленное разделение ролей на мужские и женские» [40].