Гендерные аспекты макиавеллизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 00:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: на основании экспериментального исследования изучить гендерные аспекты макиавеллизма в подростковой группе. Объект исследования: макиавеллизм в подростковой группе. Предмет исследования – гендерные аспекты макиавеллизма в подростковой группе. Теоретический анализ литературы по данному вопросу позволил сформулировать гипотезы: 1. Мальчики и девочки подросткового возраста в равной степени склонны к манипулированию. 2.Склонность к манипулированию оказывает влияние на удовлетворенность отношениями, повышая удовлетворенность у манипуляторов. 3. Склонные к манипулированию мальчики и девочки подросткового возраста обладают рядом специфических личностных черт.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
ГЛАВА I. ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАКИАВЕЛЛИЗМА В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ……………………………………………………..8
I.1. Подростковый возраст и его психологические особенности………………...8
I.1.1. Подростковый возраст в свете разных концепций………………………….8
I.1.2. Индивидуально-психологические особенности подростков……………...17
I.1.3. Развитие психических функций в подростковом возрасте………………..20
I.2. Сущность, понятие «макиавеллизм»………………………………………….22
I.2.1. Манипуляция как вид психологического воздействия у подростков…….22
I.2.2. Исторические аспекты изучения макиавеллизма………………………….26
I.2.3. Манипулятивные качества как фактор ценностно-смыслового самоопределения личности………………………………………….……………..28
I.3. Гендерные исследования в психологии………………………………………32
I.3.1. Предпосылки возникновения и развития гендерных исследований в психологии……………………………………………………………………….…32
I.3.2. Проблема гендерной психологии…………………………………………...34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I…………………………………………………….…….37
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ АСПЕКТОВ МАКИАВЕЛЛИЗМА В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ ……....39
II.1. Программа констатирующего эксперимента…………………………....39
II.1.1. Цель, предмет и гипотезы исследования…………………………….........39
II.1.2. Организация констатирующего эксперимента…………………………....41
II.1.3. Методы исследования……………………………………………………....43
II.1.3.1. Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера..45
II.1.3.2. Методика ценностные ориентации М.Рокича…………………………..48
II.1.3.3. Шкала макиавеллизма Р. Кристи, Ф. Гейси……………………………..51
II.2. Общая психолого-педагогическая характеристика детей…………..…53
II.2.1. Половозрастные соотношения в группах испытуемых………………......53
II.2.2. Особенности психического развития в группах испытуемых…………...55
II.3. Анализ экспериментальных данных………………………………...........60
II.3.1. Результаты исследования уровня субъективного контроля по методике Дж. Роттера…………………………………………………………………………60
II.3.2. Результаты исследования ценностно-мотивационной сферы подростков по методике М. Рокича «Ценностные ориентации»…………………………..…62
II.3.3. Результаты исследования склонности к манипуляции другими людьми в межличностных отношениях по шкале макиавеллизма Р. Кристи, Ф. Гейси.…64
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II…………………………..……………………………..66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….....………..67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...………..………....69

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Gendernye_aspekty_makiavellizm.doc

— 308.50 Кб (Скачать файл)

В современной отечественной психологии молодежь является наиболее широко изучаемой  социальной группой российского населения, а психология молодежи вполне может быть причислена к наиболее интенсивно развивающейся сфере современной социологической теории. Активное исследование молодежных проблем предпринималось на протяжении последних десятилетий. Однако на разных этапах исторического развития социология молодежи акцентировала свое внимание на различных качественных доминантах развития молодого поколения нашей страны. Так, в социалистическом обществе на фоне идеолого - практического стремления к социальному единству, молодое поколение советских людей было принято рассматривать как достаточно монолитное, синкретичное явление. Социалистическая общественная система многие годы своего существования обладала достаточно высокой социальной прочностью, практически тотальной обобщенностью стандартов образа жизни, стремилась к идеологической и культурной однородности. Генеральная линия в государственной политике заключалась в уравнении социокультурных различий между классами, слоями и группами. Поэтому естественно, что в социологических исследованиях отражались эти доминирующие тенденции, при этом внимание более акцентировалось на интегрирующие социальные признаки, а в русле данной традиции ученые обращали внимание на выявление общего в развитии различных групп советской молодежи.

 

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I

Основными психическими особенностями второй ступени обучения являются выраженные изменения в  психофизическом развитии, смена  ведущего типа деятельности, стремление к самоутверждению, формированию самосознания, появление «чувства взрослости» в сочетании с трудностями в социально-психологической адаптации, на возникновение которых влияют неблагоприятные социальные условия, психофизические и характерологические особенности личности.

В первой главе мы рассмотрели  понятие «Макиавеллизм». В психологии понятие «макиавеллизм» стали применять американские психологи Р. Кристи и Ф. Гейз, разработавшие специальную «Шкалу макиавеллизма».

Смысл понятия заключается  в трех ключевых психологических  составляющих (факторах):

- Поведение. Использование манипулятивных техник в процессе межличностного взаимодействия. Важно отметить, что макиавеллист манипулирует всегда осознано с целью достижения выгоды для себя, применяя утонченные техники лести, обмана, подкупа, подлога.

- Отношение. Циничное  отношение к другим людям как к слабым и зависимым от социального давления. Макиавеллисты относятся к другим людям с подозрением, эмоционально отчужденно, ориентируясь не на партнера, а на свою выгоду, которою они могут получить через него. То есть в процессе манипуляции партнер по взаимодействию выступает для макиавеллиста не более чем инструмент, благодаря которому можно достичь желаемого результата.

- Игнорирование социальной  морали, когда она мешает достичь  желаемого результата.

Макиавеллист — это  «субъект, который манипулирует другими на основе кредо, определенных жизненных принципов, которые служат ему оправданием манипулятивного поведения».

 

Проведенный анализ литературы показал, что для получения более полного материала при изучении аспектов макиавеллизма у подростков, необходимо использовать совокупность различных диагностических методик.

Подбор диагностических  и коррекционных методик должен осуществляться целенаправленно и  иметь индивидуализированный характер. Поэтому, при диагностико-коррекционной  работе с подростками важен учет гендерных особенностей подростков.

Гендерное направление  психологии, которое находится в  стадии становления. Исследования в  области гендерной психологии позволят создать более эффективные способы  психологической помощи детям, а полученные результаты будут основой для создания практических рекомендаций по повышению эффективности психолого-педагогической работы с данной категорией детей.

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ АСПЕКТОВ МАКИАВЕЛЛИЗМА В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ

 

II.1. Программа констатирующего эксперимента

 

II. 1.1. Цель, предмет и гипотезы исследования

Целью данного исследования является экспериментальное изучение гендерных аспектов макиавеллизма в подростковой группе.

Объект исследования: макиавеллизм в подростковой группе.

Предмет исследования – гендерные аспекты макиавеллизма в подростковой группе.

В экспериментальном  исследовании принимали участие учащиеся 7-9 классов (13-15 лет) средней общеобразовательной школы №117 Сормовского района г. Нижнего Новгорода в количестве 60 человек. Из них мальчики – 30 человек, девочки – 30 человек.

Теоретический анализ литературы по данному вопросу позволил сформулировать гипотезы:

1. Мальчики и девочки  подросткового возраста в равной  степени склонны к манипулированию.

2.Склонность к манипулированию  оказывает влияние на удовлетворенность  отношениями, повышая удовлетворенность  у манипуляторов.

3. Склонные к манипулированию  мальчики и девочки подросткового  возраста обладают рядом специфических  личностных черт.

Поставленная цель и выдвинутые гипотезы определили следующие задачи исследования:

1.Теоретически изучить основные подходы к проблеме макиавеллизма в подростковом возрасте.

2.Дать психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста.

3.Проанализировать общие и специфические особенности личности подростков, склонных к макиавеллизму

4.Экспериментально исследовать гендерный аспект макиавеллизма в подростковой группе.

 

 

II.1.2. Организация констатирующего эксперимента

Эксперимент – это активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими факторами и регистрацию собственных изменений в поведении изучаемого объекта. В этой работе использовался один из видов педагогического эксперимента – констатирующий эксперимент (диагностирующий), который по своему исследовательскому назначению применяется для проверки имеющихся знаний или определенных предположений, для констатации фактов, определенных связей между педагогическим воздействием и результатом [14].

Констатирующий эксперимент основан  на соблюдении общих принципов психодиагностики:

  • Принцип соблюдения тайны предполагает неразглашение ее результатов без персонального согласия на это того лица, на котором проводилась психодиагностика.
  • Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она была валидной и надежной.
  • Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому лицу, которое подвергается психодиагностике.
  • Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, то есть вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик.
  • Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того лица, которому даются.

Также очень важен индивидуальный характер проведения эксперимента для  получения наиболее объективной  оценки результатов [6].

Эксперимент является одним из основных методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. В его процедуре выделяют этап подготовки, проведения эксперимента, анализа результатов эксперимента и этап выработки практических рекомендаций и программы их внедрения.

Под проблемой эксперимента понимается некоторый глобальный, еще не решенный в науке или в практике вопрос, целями эксперимента называются те промежуточные и конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.

Задачи в отличие от целей представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начала до конца.

Объект исследования – материальный или идеальный объект, который в данном случае изучается, то есть с которым проводиться эксперимент. Всякий материальный и идеальный объект обладает большим количеством свойств. Из них для теоретического анализа и эксперимента выбирают не больше трех. Они и составляют предмет. Определение предмета исследования по объему и содержанию всегда немного уже, чем детальная характеристика объекта исследования в совокупности всевозможных его свойств. Предмет исследования должен соответствовать его теме и тому, что далее утверждается в гипотезах и проверяется в самом эксперименте.

Гипотеза – это утверждение предположительного характера, научное суждение, для выдвижения и экспериментальной проверки которого требуется веские основания научного и практического характера.

Процедура проведения эксперимента – совокупность и последовательность действий, предпринимаемых исследователем для реализации принятой программы. Этот этап включает обеспечение настроя у испытуемых, составление текста и выбор формы предъявления инструкции, определение характера взаимодействия испытуемого и исследователя, способов контроля [11].

 

II.1.3. Методы исследования

Методы научного исследования представляют собой приемы и средства, с помощью которых исследователи получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Одним из распространенных методов психодиагностики является наблюдение – относительно длительное, целенаправленное восприятие явлений и предметов окружающей действительности. Наблюдение может осуществляться в естественных условиях, когда наблюдаемый не знает, что он является объектом исследования. Такое скрытое наблюдение применяется главным образом в исследовании поведения детей.

Другим наиболее часто используемым методом изучения является опрос. В ходе опроса сведения могут сообщаться как самим объектом исследования, так и окружающими его людьми.

Разновидностью метода опроса является анкетирование, которое заключается в получении информации об испытуемом на основании ответов на поставленные вопросы, касающиеся определенных черт его характера или его непосредственного опыта, связанного с поведением других. Такие опросники являются разновидностью личностных тестов.

Беседа обычно проводится с целью установления контакта с ребенком, а также для получения первичной информации о нем. В ходе беседы узнавались его данные, отношение ребенка к сверстникам, к воспитателям, к родителям, чем он занимается в свободное время, что его интересует. Цель этого метода – установление контакта с детьми и расширение представлений о них.

Нередко для изучения особенностей детей среднего и старшего школьного возраста применяются проективные методики, с помощью которых исследователь выявляет данную форму поведения косвенным образом. Испытуемые интерпретируют некоторый стимульный материал способом, в котором отражаются их мотивы, потребности и конфликты. Задача психолога при этом – объяснить данные проекции.

Однако одна из главных проблем  заключается в том, что методы могут быть довольно трудны для интерпретации. Это порождает серьезные вопросы  о надежности этого метода изучения младших подростков. Таким образом, все методы имеют свои достоинства и недостатки. Поэтому наиболее эффективным представляется использование комплекса методов, которые гармонично дополняют друг друга, способствуя формированию целостного представления об изучаемом явлении [33].

Для реализации поставленных цели и  задач использовался комплекс методов:

1.Беседа, направленная на установление доверительных отношений и получение первичной информации.

2.Метод наблюдения для первичного изучения гедерных аспектов макиавеллизма в подростковой группе.

3.Психодиагностические методики для исследования гендерных аспектов макиавеллизма в подростковой группе:

- методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера;

- методика «Ценностные ориентации» М. Рокича;

- шкала макиавеллизма Р. Кристи, Ф. Гейси.

Выбор конкретных методик для проведения экспериментального изучения гендерных аспектов макиавеллизма в подростковой группе производится с расчетом на получение с помощью этих средств данных, позволяющих проверить выдвинутые гипотезы.

 

 

II.1.3.1. Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера.

Методика представляет собой модифицированный вариант опросника американского  психолога Дж. Роттера. С его помощью  можно оценить уровень субъективного  контроля над разнообразными ситуациями, другими словами, определить степень ответственности человека за свои поступки и свою жизнь. Люди различаются по тому, как они объясняют причины значимых для себя событий и где локализуют контроль над ними. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний локус) и интернальный (внутренний локус). Первый тип проявляется, когда человек полагает, что происходящее с ним не зависит от него, а является результатом действия внешних причин (например, случайности или вмешательства других людей). Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своих собственных усилий. Рассматривая два полярных типа локализации, следует помнить, что для каждого человека характерен свой уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями. Локус же контроля конкретной личности более или менее универсален по отношению к разным типам событий, с которыми ей приходится сталкиваться, как в случае удач, так и в случае неудач [7].

Информация о работе Гендерные аспекты макиавеллизма