Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 00:45, курсовая работа
Цель работы: на основании экспериментального исследования изучить гендерные аспекты макиавеллизма в подростковой группе. Объект исследования: макиавеллизм в подростковой группе. Предмет исследования – гендерные аспекты макиавеллизма в подростковой группе. Теоретический анализ литературы по данному вопросу позволил сформулировать гипотезы: 1. Мальчики и девочки подросткового возраста в равной степени склонны к манипулированию. 2.Склонность к манипулированию оказывает влияние на удовлетворенность отношениями, повышая удовлетворенность у манипуляторов. 3. Склонные к манипулированию мальчики и девочки подросткового возраста обладают рядом специфических личностных черт.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
ГЛАВА I. ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАКИАВЕЛЛИЗМА В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ……………………………………………………..8
I.1. Подростковый возраст и его психологические особенности………………...8
I.1.1. Подростковый возраст в свете разных концепций………………………….8
I.1.2. Индивидуально-психологические особенности подростков……………...17
I.1.3. Развитие психических функций в подростковом возрасте………………..20
I.2. Сущность, понятие «макиавеллизм»………………………………………….22
I.2.1. Манипуляция как вид психологического воздействия у подростков…….22
I.2.2. Исторические аспекты изучения макиавеллизма………………………….26
I.2.3. Манипулятивные качества как фактор ценностно-смыслового самоопределения личности………………………………………….……………..28
I.3. Гендерные исследования в психологии………………………………………32
I.3.1. Предпосылки возникновения и развития гендерных исследований в психологии……………………………………………………………………….…32
I.3.2. Проблема гендерной психологии…………………………………………...34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I…………………………………………………….…….37
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ АСПЕКТОВ МАКИАВЕЛЛИЗМА В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ ……....39
II.1. Программа констатирующего эксперимента…………………………....39
II.1.1. Цель, предмет и гипотезы исследования…………………………….........39
II.1.2. Организация констатирующего эксперимента…………………………....41
II.1.3. Методы исследования……………………………………………………....43
II.1.3.1. Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера..45
II.1.3.2. Методика ценностные ориентации М.Рокича…………………………..48
II.1.3.3. Шкала макиавеллизма Р. Кристи, Ф. Гейси……………………………..51
II.2. Общая психолого-педагогическая характеристика детей…………..…53
II.2.1. Половозрастные соотношения в группах испытуемых………………......53
II.2.2. Особенности психического развития в группах испытуемых…………...55
II.3. Анализ экспериментальных данных………………………………...........60
II.3.1. Результаты исследования уровня субъективного контроля по методике Дж. Роттера…………………………………………………………………………60
II.3.2. Результаты исследования ценностно-мотивационной сферы подростков по методике М. Рокича «Ценностные ориентации»…………………………..…62
II.3.3. Результаты исследования склонности к манипуляции другими людьми в межличностных отношениях по шкале макиавеллизма Р. Кристи, Ф. Гейси.…64
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II…………………………..……………………………..66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….....………..67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...………..………....69
В современной отечественной
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I
Основными психическими особенностями второй ступени обучения являются выраженные изменения в психофизическом развитии, смена ведущего типа деятельности, стремление к самоутверждению, формированию самосознания, появление «чувства взрослости» в сочетании с трудностями в социально-психологической адаптации, на возникновение которых влияют неблагоприятные социальные условия, психофизические и характерологические особенности личности.
В первой главе мы рассмотрели понятие «Макиавеллизм». В психологии понятие «макиавеллизм» стали применять американские психологи Р. Кристи и Ф. Гейз, разработавшие специальную «Шкалу макиавеллизма».
Смысл понятия заключается в трех ключевых психологических составляющих (факторах):
- Поведение. Использование манипулятивных техник в процессе межличностного взаимодействия. Важно отметить, что макиавеллист манипулирует всегда осознано с целью достижения выгоды для себя, применяя утонченные техники лести, обмана, подкупа, подлога.
- Отношение. Циничное отношение к другим людям как к слабым и зависимым от социального давления. Макиавеллисты относятся к другим людям с подозрением, эмоционально отчужденно, ориентируясь не на партнера, а на свою выгоду, которою они могут получить через него. То есть в процессе манипуляции партнер по взаимодействию выступает для макиавеллиста не более чем инструмент, благодаря которому можно достичь желаемого результата.
- Игнорирование социальной морали, когда она мешает достичь желаемого результата.
Макиавеллист — это «субъект, который манипулирует другими на основе кредо, определенных жизненных принципов, которые служат ему оправданием манипулятивного поведения».
Проведенный анализ литературы показал, что для получения более полного материала при изучении аспектов макиавеллизма у подростков, необходимо использовать совокупность различных диагностических методик.
Подбор диагностических
и коррекционных методик должен
осуществляться целенаправленно и
иметь индивидуализированный
Гендерное направление
психологии, которое находится в
стадии становления. Исследования в
области гендерной психологии позволят
создать более эффективные
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ АСПЕКТОВ МАКИАВЕЛЛИЗМА В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ
II.1. Программа констатирующего эксперимента
II. 1.1. Цель, предмет и гипотезы исследования
Целью данного исследования является экспериментальное изучение гендерных аспектов макиавеллизма в подростковой группе.
Объект исследования: макиавеллизм в подростковой группе.
Предмет исследования – гендерные аспекты макиавеллизма в подростковой группе.
В экспериментальном исследовании принимали участие учащиеся 7-9 классов (13-15 лет) средней общеобразовательной школы №117 Сормовского района г. Нижнего Новгорода в количестве 60 человек. Из них мальчики – 30 человек, девочки – 30 человек.
Теоретический анализ литературы по данному вопросу позволил сформулировать гипотезы:
1. Мальчики и девочки
подросткового возраста в
2.Склонность к
3. Склонные к манипулированию
мальчики и девочки
Поставленная цель и выдвинутые гипотезы определили следующие задачи исследования:
1.Теоретически изучить основные подходы к проблеме макиавеллизма в подростковом возрасте.
2.Дать психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста.
3.Проанализировать общие и специфические особенности личности подростков, склонных к макиавеллизму
4.Экспериментально исследовать гендерный аспект макиавеллизма в подростковой группе.
II.1.2. Организация констатирующего эксперимента
Эксперимент – это активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими факторами и регистрацию собственных изменений в поведении изучаемого объекта. В этой работе использовался один из видов педагогического эксперимента – констатирующий эксперимент (диагностирующий), который по своему исследовательскому назначению применяется для проверки имеющихся знаний или определенных предположений, для констатации фактов, определенных связей между педагогическим воздействием и результатом [14].
Констатирующий эксперимент
Также очень важен индивидуальный характер проведения эксперимента для получения наиболее объективной оценки результатов [6].
Эксперимент является одним из основных методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. В его процедуре выделяют этап подготовки, проведения эксперимента, анализа результатов эксперимента и этап выработки практических рекомендаций и программы их внедрения.
Под проблемой эксперимента понимается некоторый глобальный, еще не решенный в науке или в практике вопрос, целями эксперимента называются те промежуточные и конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.
Задачи в отличие от целей представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начала до конца.
Объект исследования – материальный или идеальный объект, который в данном случае изучается, то есть с которым проводиться эксперимент. Всякий материальный и идеальный объект обладает большим количеством свойств. Из них для теоретического анализа и эксперимента выбирают не больше трех. Они и составляют предмет. Определение предмета исследования по объему и содержанию всегда немного уже, чем детальная характеристика объекта исследования в совокупности всевозможных его свойств. Предмет исследования должен соответствовать его теме и тому, что далее утверждается в гипотезах и проверяется в самом эксперименте.
Гипотеза – это утверждение предположительного характера, научное суждение, для выдвижения и экспериментальной проверки которого требуется веские основания научного и практического характера.
Процедура проведения эксперимента – совокупность и последовательность действий, предпринимаемых исследователем для реализации принятой программы. Этот этап включает обеспечение настроя у испытуемых, составление текста и выбор формы предъявления инструкции, определение характера взаимодействия испытуемого и исследователя, способов контроля [11].
II.1.3. Методы исследования
Методы научного исследования представляют собой приемы и средства, с помощью которых исследователи получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Одним из распространенных методов психодиагностики является наблюдение – относительно длительное, целенаправленное восприятие явлений и предметов окружающей действительности. Наблюдение может осуществляться в естественных условиях, когда наблюдаемый не знает, что он является объектом исследования. Такое скрытое наблюдение применяется главным образом в исследовании поведения детей.
Другим наиболее часто используемым методом изучения является опрос. В ходе опроса сведения могут сообщаться как самим объектом исследования, так и окружающими его людьми.
Разновидностью метода опроса является анкетирование, которое заключается в получении информации об испытуемом на основании ответов на поставленные вопросы, касающиеся определенных черт его характера или его непосредственного опыта, связанного с поведением других. Такие опросники являются разновидностью личностных тестов.
Беседа обычно проводится с целью установления контакта с ребенком, а также для получения первичной информации о нем. В ходе беседы узнавались его данные, отношение ребенка к сверстникам, к воспитателям, к родителям, чем он занимается в свободное время, что его интересует. Цель этого метода – установление контакта с детьми и расширение представлений о них.
Нередко для изучения особенностей детей среднего и старшего школьного возраста применяются проективные методики, с помощью которых исследователь выявляет данную форму поведения косвенным образом. Испытуемые интерпретируют некоторый стимульный материал способом, в котором отражаются их мотивы, потребности и конфликты. Задача психолога при этом – объяснить данные проекции.
Однако одна из главных проблем
заключается в том, что методы
могут быть довольно трудны для интерпретации.
Это порождает серьезные
Для реализации поставленных цели и задач использовался комплекс методов:
1.Беседа, направленная на установление доверительных отношений и получение первичной информации.
2.Метод наблюдения для первичного изучения гедерных аспектов макиавеллизма в подростковой группе.
3.Психодиагностические методики для исследования гендерных аспектов макиавеллизма в подростковой группе:
- методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера;
- методика «Ценностные ориентации» М. Рокича;
- шкала макиавеллизма Р. Кристи, Ф. Гейси.
Выбор конкретных методик для проведения экспериментального изучения гендерных аспектов макиавеллизма в подростковой группе производится с расчетом на получение с помощью этих средств данных, позволяющих проверить выдвинутые гипотезы.
II.1.3.1. Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера.
Методика представляет собой модифицированный
вариант опросника