Гендерные аспекты макиавеллизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 00:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: на основании экспериментального исследования изучить гендерные аспекты макиавеллизма в подростковой группе. Объект исследования: макиавеллизм в подростковой группе. Предмет исследования – гендерные аспекты макиавеллизма в подростковой группе. Теоретический анализ литературы по данному вопросу позволил сформулировать гипотезы: 1. Мальчики и девочки подросткового возраста в равной степени склонны к манипулированию. 2.Склонность к манипулированию оказывает влияние на удовлетворенность отношениями, повышая удовлетворенность у манипуляторов. 3. Склонные к манипулированию мальчики и девочки подросткового возраста обладают рядом специфических личностных черт.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
ГЛАВА I. ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАКИАВЕЛЛИЗМА В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ……………………………………………………..8
I.1. Подростковый возраст и его психологические особенности………………...8
I.1.1. Подростковый возраст в свете разных концепций………………………….8
I.1.2. Индивидуально-психологические особенности подростков……………...17
I.1.3. Развитие психических функций в подростковом возрасте………………..20
I.2. Сущность, понятие «макиавеллизм»………………………………………….22
I.2.1. Манипуляция как вид психологического воздействия у подростков…….22
I.2.2. Исторические аспекты изучения макиавеллизма………………………….26
I.2.3. Манипулятивные качества как фактор ценностно-смыслового самоопределения личности………………………………………….……………..28
I.3. Гендерные исследования в психологии………………………………………32
I.3.1. Предпосылки возникновения и развития гендерных исследований в психологии……………………………………………………………………….…32
I.3.2. Проблема гендерной психологии…………………………………………...34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I…………………………………………………….…….37
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ АСПЕКТОВ МАКИАВЕЛЛИЗМА В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ ……....39
II.1. Программа констатирующего эксперимента…………………………....39
II.1.1. Цель, предмет и гипотезы исследования…………………………….........39
II.1.2. Организация констатирующего эксперимента…………………………....41
II.1.3. Методы исследования……………………………………………………....43
II.1.3.1. Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера..45
II.1.3.2. Методика ценностные ориентации М.Рокича…………………………..48
II.1.3.3. Шкала макиавеллизма Р. Кристи, Ф. Гейси……………………………..51
II.2. Общая психолого-педагогическая характеристика детей…………..…53
II.2.1. Половозрастные соотношения в группах испытуемых………………......53
II.2.2. Особенности психического развития в группах испытуемых…………...55
II.3. Анализ экспериментальных данных………………………………...........60
II.3.1. Результаты исследования уровня субъективного контроля по методике Дж. Роттера…………………………………………………………………………60
II.3.2. Результаты исследования ценностно-мотивационной сферы подростков по методике М. Рокича «Ценностные ориентации»…………………………..…62
II.3.3. Результаты исследования склонности к манипуляции другими людьми в межличностных отношениях по шкале макиавеллизма Р. Кристи, Ф. Гейси.…64
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II…………………………..……………………………..66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….....………..67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...………..………....69

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Gendernye_aspekty_makiavellizm.doc

— 308.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, исследование ценностно-мотивационной сферы подростков  по методике М. Рокича «Ценностные ориентации» позволяет сделать следующие выводы:

  1. В ходе исследования, было выявлено, что по значимости жизненных ценностей, девочками первые места были отведены таким ценностям как «счастливая семейная жизнь», «интересная работа», «любовь».

2) Мальчики показали большую ориентированность на «интересную работу» и «хороших и верных друзей».

 3) В целом в иерархии инструментальных ценностей абсолютно доминируют следующие ценности: жизнерадостность (чувство юмора); образованность; честность; рационализм.

Экспериментальные данные по методике М. Рокича «Ценностные ориентации» представлены в таблице базовых данных (см. приложение 14 таб 5). Сравнительная характеристика показателей ценностных ориентаций подростков по методике М. Рокича «Ценностные ориентации» представлена в соответствующей диаграмме (см. приложение 15 рис. 4).

 

 

II.3.3. Результаты исследования склонности к манипуляции другими людьми в межличностных отношениях по шкале макиавеллизма Р. Кристи, Ф. Гейси

Анализ экспериментальных данных, полученных по Шкале макиавеллизма, позволяет сделать вывод о том, что в гендерном отношении мальчики-подростки делают большее число попыток доминирования (74%) — и над детьми, и над взрослыми и считают себя более доминантным полом. Девочкам в подростковом возрасте свойственна просоциальная доминантность, доминирование в однополых парах и более тонкая форма макиавеллизма (69%). Девочки проявляют и «контрдоминантность» (нежелание подчиняться) (71%), но только по отношению к сверстникам обоего пола, а не к взрослым.

Половые различия по агрессивности  относятся к наиболее устойчивым. Мальчики превосходят девочек по открытой физической агрессии (76%), а девочки чаще прибегают к скрытой вербальной агрессии (82%). Половые различия в агрессивности объясняются двумя категориями факторов: биологическими (наличие подобных половых различий у животных, связь агрессивности с доминантностью и сексуальностью, гормональный фактор) и социальными (формирование гендерных стереотипов и различных гендерных норм поведения, культура, в которой сформированы эти стереотипы и нормы).

Девочки обладают большей общей (77%), а мальчики — социальной (63%) тревожностью. Фактор культуры оказывает существенное влияние на проявление тревожности у обоих полов.

Данные по локусу контроля противоречивы: по одним личностным шкалам большая интернальность обнаруживается у мальчиков (78%), по другим — у девочек (66%).

Комплексная характеристика заботливости включает три главные  составляющие: забота о потомстве, альтруизм  и эмпатию. По этой характеристике обнаружено значительное превосходство девочек (89%), но по заботе о потомстве и альтруизму различий нет.

Экспериментальные данные исследования склонности к манипуляции другими людьми в межличностных отношениях по шкале макиавеллизма Р. Кристи, Ф. Гейси представлены в таблице базовых данных (см. приложение 16-18, таб. 6). Сравнительная характеристика склонности к манипуляции другими людьми в межличностных отношениях в гендерном аспекте по шкале макиавеллизма Р. Кристи, Ф. Гейси представлена в соответствующей диаграмме (см. приложение 19, рис. 5,6).

 

Выводы ПО ГЛАВЕ ii

Проведенное исследование позволяет  сделать вывод, что девочки и мальчики подросткового возраста мало отличаются друг от друга по количественным показателям доминантности, но для них характерны разные способы ее достижения: мальчики демонстрируют более грубые и более индивидуалистические формы доминантности, а девочки — более тонкие и более «социализированные», т. е. принятые в обществе.

Значительных различий локуса контроля мальчиков и девочек не обнаружено, прослеживается лишь слабая тенденция, которая несколько отличает мальчиков от девочек.

Можно отметить, что мальчики часто проявляют определенную форму поведения, которая была свойственна девочкам в более раннем возрасте и от которой девочки уже отказались, поэтому целый ряд данных может быть объяснен более ранним (заметим — и более успешным) социальным созреванием девочек.

Девочки обладают большей общей, а мальчики — социальной тревожностью. Фактор культуры оказывает существенное влияние на проявление тревожности у обоих полов.

Мальчики и девочки в равной степени склонны к манипулированию. Склонность к манипулированию оказывает влияние на удовлетворенность отношениями, повышая удовлетворенность у манипуляторов.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная курсовая работа посвящена экспериментальному изучению гендерных аспектов макиавеллизма в подростковой группе.

Проблема предпочтения манипулирования и факторов его  определяющих становится наиболее актуальной для подросткового возраста.

Манипуляция — это  вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет  к скрытому возбуждению у другого  человека намерений, не совпадающих  с его актуально существующими  желаниями.

Одним из свойств личности, которое в наибольшей степени  связано с манипуляцией является макиавеллизм. Макиавеллизм в современной психологии описывается двумя главными характеристиками: во-первых, убеждением субъекта в том, что при общении с другими людьми ими можно и даже нужно манипулировать и, во-вторых, навыками, умениями манипулирования.

Отличие макиавеллизма  от манипуляции:

- манипуляция может  быть неосознаваемой. Макиавеллизм  – это убеждение в том, что людьми нужно манипулировать: такова природа человека.

- манипуляция может  совершаться из лучших побуждений. Макиавеллист всегда совершает действия ради собственной выгоды, имея корыстный интерес.

В настоящее время  обнаружено мало данных о гендерных  аспектах склонности к манипулированию. Вопрос о гендерных различиях  часто ставится как вопрос о соотношении  прямого и косвенного влияния в поведении мальчиков и девочек в подростковом возрасте.

В первой главе данной курсовой работы  были описаны теоретические основы понятия «макиавеллизм», изучены различные подходы и теории природы макиавеллизма как социально-психологического явления. Была дана подробная характеристика подросткового возраста, как особого периода в становлении личности человека.

Во второй главе курсовой работы был организован и проведен констатирующий эксперимент. В нем приняли участие 60 человек: 30 мальчиков и зо девочек 13 - 15 лет, учащиеся 7-9 классов средней общеобразовательной школы.

При проведении эксперимента использовался комплекс психологических  методик: методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера;

методика «Ценностные  ориентации» М. Рокича; шкала макиавеллизма Р. Кристи, Ф. Гейси.

Результаты проведенного экспериментального исследования, позволили  сделать вывод о том, что девочки и мальчики подросткового возраста в равной степени склонны к манипулированию. Склонность к манипулированию оказывает влияние на удовлетворенность отношениями, повышая удовлетворенность у манипуляторов.

Склонные к манипулированию  мальчики и девочки подросткового  возраста обладают рядом специфических  личностных черт.

В ходе проведенного экспериментального исследования гендерных аспектов макиавеллизма в подростковой группе выдвинутые гипотезы подтвердились, поставленные перед работой задачи были выполнены.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб.пособие для ВУЗов. -Екатеренбург.: Деловая книга, 1999. 621 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПБ.: Питер, 2001а. - 282 с.

3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 20016.-288 с.

4. Асмолов А.Г. Психология личность: Принципы общепсихологического анализа. — М.: Смысл, 2001. 416 с.

5. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: «Смысл», 2002. - 480 с.

6. БабюкМ.И. Социальная манипуляция: философский анализ: Автореф. дис. . канд. философ, наук. М., 2004. - 24 с.

7. Бердяев Н.А. Н.А. Бердяев о русской философии. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991.-238 с.

8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Пер. с англ.; Худ. обл. М.В. Драко. Мн.: ООО «Попурри»,1999. - 512 с.

9. Волков Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога. 2002. - №6.

10. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 2.

11. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 512 с.

12. КлимовЕ.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во Московского ун-та, 1988.-197 с.

13. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2000. 153 с.

14. Лисова С.Ю. Манипуляция массовым сознанием в политической рекламе: 15. Автореф. дис. . канд. полит, наук. М., 2004. -24 с.

16. Макаренко А.С. Собр. соч в 4 т. М.: Правда, 1987.

17. Макиавелли Н. Государь. Минск: Современный литератор, 1999. 703 с.

18. Марголина Е.Л., Рюмшина Л.И. Манипуляция как психологический феномен // Прикладная психология. 1999. - №4. - С.65-74.

19. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях// Вопросы психологии 1997.-№4. С. 28-38.

20. Муравьева О.И. Стратегии общения в структуре коммуникативной компетентности. Томск: Томский государственный университет, 2003. -118с.

21. Мухина B.C. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия. Учеб. пособие. М.: Академия, 2003. 623 с.

22. Николаева В.В. О психологической природе алекситимии // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991. - С. 80-89.

23. О некоторых перспективных исследованиях смысловых образований личности / А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, Б.В.Зейгарник, В.А.Петровский и др. // Вопросы психологии. 1979. - № 4. - С. 35-47.

24. Обухова Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития // Вопросы психологии. 1996. - №5. - С. 30-38.

25. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1999. - 939 с.

26. Орлов А.Б. Психологическое насилие в семье определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи // Психолог в детском саду. - 2000. - № 2-3. - С. 183-195.

27. Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Журнал практического психолога. 1998. - №1. - С.55-64.

28. Першина Л.А. Возрастная психология Учеб. пособ. для вузов. М.: Академический проект, 2004. — 256 с.

29. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности: уч.пособие. Ростов н/Дону: Феникс, 1996. - 510 с.

30. Поливанова К.Н. Психология возрастнбых кризисов: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. зав. М.: Изд-ий центр «Академия», 2000. - 184 с.

31. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности / Под ред. Г.У.Солдатовой, Л.А.Шайгеровой. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 2003. - 112 с.

32. Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств: методическое пособие. М: ИП РАН. 1997. — 50 с.

33. Руслина А.О.Возрастные, половые и профессиональные различия в понимании манипуляции: Автореф.дис. . канд.психол.н. М., 2008. -24 с.

34. Эммонс Р. Психология высших устремлений / Пер. с англ.; Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. - 416 с.

35. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Речь, 2002. - 416 с.

36. Юсим М.А. Этика Макиавелли. М.: Наука, 1990. - 158 с.

37. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М., 1976.

38. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. М.Воронеж, 1998.

 

 



\


Информация о работе Гендерные аспекты макиавеллизма