Гендерные аспекты макиавеллизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 00:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: на основании экспериментального исследования изучить гендерные аспекты макиавеллизма в подростковой группе. Объект исследования: макиавеллизм в подростковой группе. Предмет исследования – гендерные аспекты макиавеллизма в подростковой группе. Теоретический анализ литературы по данному вопросу позволил сформулировать гипотезы: 1. Мальчики и девочки подросткового возраста в равной степени склонны к манипулированию. 2.Склонность к манипулированию оказывает влияние на удовлетворенность отношениями, повышая удовлетворенность у манипуляторов. 3. Склонные к манипулированию мальчики и девочки подросткового возраста обладают рядом специфических личностных черт.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
ГЛАВА I. ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАКИАВЕЛЛИЗМА В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ……………………………………………………..8
I.1. Подростковый возраст и его психологические особенности………………...8
I.1.1. Подростковый возраст в свете разных концепций………………………….8
I.1.2. Индивидуально-психологические особенности подростков……………...17
I.1.3. Развитие психических функций в подростковом возрасте………………..20
I.2. Сущность, понятие «макиавеллизм»………………………………………….22
I.2.1. Манипуляция как вид психологического воздействия у подростков…….22
I.2.2. Исторические аспекты изучения макиавеллизма………………………….26
I.2.3. Манипулятивные качества как фактор ценностно-смыслового самоопределения личности………………………………………….……………..28
I.3. Гендерные исследования в психологии………………………………………32
I.3.1. Предпосылки возникновения и развития гендерных исследований в психологии……………………………………………………………………….…32
I.3.2. Проблема гендерной психологии…………………………………………...34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I…………………………………………………….…….37
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ АСПЕКТОВ МАКИАВЕЛЛИЗМА В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ ……....39
II.1. Программа констатирующего эксперимента…………………………....39
II.1.1. Цель, предмет и гипотезы исследования…………………………….........39
II.1.2. Организация констатирующего эксперимента…………………………....41
II.1.3. Методы исследования……………………………………………………....43
II.1.3.1. Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера..45
II.1.3.2. Методика ценностные ориентации М.Рокича…………………………..48
II.1.3.3. Шкала макиавеллизма Р. Кристи, Ф. Гейси……………………………..51
II.2. Общая психолого-педагогическая характеристика детей…………..…53
II.2.1. Половозрастные соотношения в группах испытуемых………………......53
II.2.2. Особенности психического развития в группах испытуемых…………...55
II.3. Анализ экспериментальных данных………………………………...........60
II.3.1. Результаты исследования уровня субъективного контроля по методике Дж. Роттера…………………………………………………………………………60
II.3.2. Результаты исследования ценностно-мотивационной сферы подростков по методике М. Рокича «Ценностные ориентации»…………………………..…62
II.3.3. Результаты исследования склонности к манипуляции другими людьми в межличностных отношениях по шкале макиавеллизма Р. Кристи, Ф. Гейси.…64
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II…………………………..……………………………..66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….....………..67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...………..………....69

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Gendernye_aspekty_makiavellizm.doc

— 308.50 Кб (Скачать файл)

 

 

II.2.2. Общие и гендерные особенности психического развития в группах испытуемых

Подростковый возраст - этап онтогенеза, находящийся между  детством и ранней юностью. Это остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества [18]

В 12—14 лет в психологическом  развитии многих детей наступает  переломный момент, известный под  названием «подросткового кризиса». Внешне это проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, стремлении поступать наперекор  желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т. Д. [14]

Пиком переходного периода от детства к взрослости является подростковый кризис. Следует отметить, что бывают случаи бескризисного развития ребенка. Чаще всего это происходит тогда, когда взрослые чутко относятся к потребностям детей и при первых признаках изменения этих потребностей перестраивают свои отношения с детьми таким образом, чтобы последние могли удовлетворить свои новые потребности. Иногда же бескризисное развитие является лишь кажущимся, поскольку кризис может проходить в сглаженной форме, а также в силу тех или иных причин может смещаться во времени. Кризисный характер перехода от одного периода к другому периоду его развития показывает, что у ребенка появились новые потребности, удовлетворение которых серьезно затруднено [4].

Для подросткового возраста характерно стремление самоутвердиться, «что-то значить», проявить себя самым  неожиданным образом, обратить на себя внимание любой ценой. Многие психологи  и педагоги связывают это с  кризисом полового созревания, который часто проходит в душевных переживаниях, в честолюбивых устремлениях, в бурных фантазиях и самоуверенном поведении.

Этот возраст особенно благоприятен для педагогического  стимулирования и развития самосознания, самовоспитания [7].

Подростковый возраст  отличается способностью к творческому  воображению и фантазии, точностью  и глубиной мыслительной деятельности, повышенным интересом к любимым предметам.

Постепенно возрастает логичность его суждений, обобщений  и выводов, его речь становится более образной, выразительной и доказательной. Понимание материала порой идет не через конкретизацию и иллюстрацию, а через логическое рассуждение, доказательство, умозаключение.

Активно идет процесс  социализации подростка. В этот период происходит процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Хотя термин "социализация" обозначает процесс, продолжающийся в течение всей жизни (люди постоянно учатся и улучшают свои навыки), он чаще используется применительно к периодам детства и юности[26].

Формируется миропонимание  подростка, вырабатываются нравственные ориентиры, принципы поведения, которые еще не всегда устойчивы, но играют решающую роль в его поведении и поступках [2].

Говоря о гендерных  различиях подросткового возраста, остановимся на характеристики различий в коммуникативной сфере у подростков по следующим параметрам:

1). Спонтанное речевое  поведение.

Половые различия отсутствуют  по таким параметрам этого поведения, как вокализация, общение с матерью, эгоцентрическая речь и вербальные способности. Однако во время просмотра  кинофильмов девочки-подростки чаще издают возгласы, звуки и делают комментарии – в силу своей большей коммуникабельности. Им необходимо поделиться с окружающими теми эмоциями, которые они испытывают.

2). Речевые способности.

По способности правильно  произносить звуки и подражать  им, словарному запасу, декодированию и пониманию речи, вербальному поведению, лингвистическим способностям половые различия отсутствуют. Хотя в подростковом возрасте у мальчиков больший словарный запас, они быстрее читают и понимают прочитанное. Девочки подросткового возраста больше используют в речи существительных, дополнений; лучше понимают аудиозаписи речи учителя; у них меньшее количество ошибочных ассоциаций; большие способности к словообразованию; более высокие вербальные достижения и узнавание замаскированных слов.

3). Разговор.

Девочки - подростки более  охотно ведут «исповедальные» разговоры, особенно с близкими людьми, чаще говорят  о своих проблемах, о себе, о  своих делах, о своих взаимоотношениях с окружающими. Они в разговоре  в большей мере уделяют внимание паралингвистическим и невербальным средствам коммуникации. Девочки подросткового возраста по-другому воспринимают ситуацию коммуникации, нежели мальчики-подростки.  Девочки - подростки настроены на сопереживание, а мальчики - подростки ориентированы на практическое решение проблемы, практические советы. Девочки - подростки более склонны к переменам и разнообразию в общении. При дискуссии  у мальчиков подросткового возраста на первом месте темы физического здоровья, безопасности и денег. У девочек - подростков на первом месте вопросы личной привлекательности, режим дня, психическое здоровье, манеры, личностные качества, домашние и семейные взаимоотношения.

4). Восприятие вербальных  и невербальных сигналов.

Половые различия были обнаружены среди младших школьников и подростков. Девочки - подростки превосходят мальчиков - подростков в расшифровке и «чтении» невербальных сигналов. Женское превосходство оказывается наибольшим в чтении выражений лица, распознавании лиц, снижается в интерпретации телесных проявлений и сводится к минимуму в оценках тона голоса. Существуют различия в навыках различного реагирования на противоречивое сочетание вербальной и визуальной информации у мужчин и женщин их детьми. Дети привыкают к тому, что матери говорят им неприятные вещи, как правило, с улыбкой на лице. Отцы  же улыбаются, говоря приятное, и хмурятся, сообщая о неприятных вещах. Также, при наличии вербальной и визуальной информации девочки подросткового возраста больше доверяют визуальной информации.

5). Круг общения.

Мальчики - подростки в общении с представителями противоположного пола ориентируются в основном на сверстниц, то девочки - подростки, в значительной их части, на более старших представителей мужского пола и никого не выбирают моложе себя. При этом их позиция в отношении общения с лицами разного возраста крайне противоречива. Так, они охотно попечительствуют (помогают, наставляют, ухаживают) именно над младшими детьми. В подростковом возрасте девочки быстрее, чем мальчики устанавливают контакты друг с другом, но эти контакты у них менее прочные и легко разрушаются. Число «изгоев» среди школьников 7-8 классов значительно выше у девочек, хотя часто они не осознают своего положения в классе. Девочки - подростки отвергаются из-за особенностей интеллекта или темперамента, а мальчики - подростки – из-за особенностей характера. Конфликтные отношения между собой мальчики выясняют посредством силы, отвергая более слабого. Конфликтные ситуации между девочками подросткового возраста решаются на эмоциональном уровне, в спорах, бойкотировании. Они чаще «наговаривают» друг на друга. Среди них распространены нежные прозвища, тогда как мальчики - подростки за основу кличек берут физические особенности или фамилии.

6). Стили общения.

Мужской стиль общения  с раннего детства выглядит более активным и предметным, но в тоже время более соревновательным и конфликтным, чем женский. Женщины с раннего детства в большей степени социально ориентированы; ставят акцент на взаимозависимость; они склонны к партнёрской системе взаимодействий; они более ситуативны, привносят больше личного в свою интерпретацию этики; считают, что если кто-то нуждается в помощи, необходимо вмешаться. Мужчины же с детства имеют тенденцию к независимости и доминированию; они напористы, самоуверенны, сосредоточены на задаче, склонны к аналитическому и манипулятивному стилю общения; считают, что плохо вмешивать в чью-то жизнь, если их не просят.

Безусловно, гендерные  различия в коммуникативной сфере  существуют и большинство этих различий проявляются именно в подростковом возрасте. Кроме того, гендерные различия в коммуникативной сфере не являются генетически запрограммированными. В большей степени они обусловлены социальными факторами и потому могут поддаваться воспитательным воздействиям и социально-педагогической коррекции [16].

 

 

 

II.3. Анализ экспериментальных данных

 

II.3.1.Результаты  исследования уровня субъективного  контроля по методике Дж. Роттера

     Сравнивая и анализируя показатели уровня субъективного контроля, полученные в результате исследования подростков по методике Дж. Роттера, прежде всего, необходимо отметить, что среди испытуемых, обладающих интернальной направленностью преобладают девочки (61 %), они учатся прилежнее и добиваются больших результатов , нежели чем испытуемые с экстернальной направленностью в связи с их личностной характеристикой, среди которых преобладают мальчики (74%). 

    Кроме того, проанализировав  результаты исследования, можно  сделать вывод о групповой   характеристике испытуемых, их принадлежности  к интернальности или экстернальности в различных шкалах опросника УСК.

В ходе исследования уровня субъективного  контроля по методике Дж. Роттера для  наибольшего удобства анализа полученных данных было условно выделено три  уровня: низкий  - от 1% до 33%, средний  – от 34% до 66% и высокий уровень субъективного контроля – от 67% до 100%.

Проведённое исследование показало, что в группе мальчиков преобладает экстернальная направленность (67%) Экстернальность в группе девочек наблюдается на следующих шкалах Ио, Ин, Ис, Ип, а интернальность на Ид, Им, Из.

     В ходе  проведённого нами исследования  было выявлено, что в группе девочек 65% испытуемых имеют хорошие результаты в учебе, но тем не менее связь между показателями общей интернальности и достижениями в учебной деятельности в этой групе была выявлена в малых количествах – точнее 30%.

По шкале достижений и межличностных отношений усредненные  показатели мальчиков и девочек  являются наиболее высокими среди других шкал, но следует отметить то, что и здесь мальчики превышают по показателям девочек, что свидетельстует о большей их интернальности. По шкалам производственных отношений и неудач и девочки и мальчики являются экстернальными, причем их средние данные фактически не отличаются. Существенные различия обнаружены и по шкале здоровья – опять же, мальчики являются интерналами, а девочки – экстерналами.

Таким образом, анализ показателей уровня субъективного контроля по методике Дж. Роттера позволяет сделать следующие выводы:

1). В подростковом возрасте у мальчиков возрастает интернальность, а у девочек - экстернальность.

2) Интерналы разного пола по-разному проявляют свою высокую информационную потребность.

3) Значительных различий локуса контроля мальчиков и девочек не обнаружено, прослеживается лишь слабая тенденция, которая несколько отличает мальчиков от девочек.

Экспериментальные данные по методике уровня субъективного контроля Дж. Роттера представлены в таблице базовых данных (см. приложение 10 – 12, таб. 4). Сравнительная характеристика уровня субъективного контроля представлена в соответствующей диаграмме (см. приложение 13, рис. 3).

 

 

II.3.2. Результаты исследования ценностно-мотивационной сферы подростков  по методике М. Рокича «Ценностные ориентации»

Анализ данных, полученных М. Рокича  выявил определенные гендерные различия в определении жизненных ценностей подростков.

Девочками первые места были отведены таким ценностям как «счастливая  семейная жизнь (4,55), «интересная работа» (4,35), «любовь» (4,26).

Лидирующее положение занимают такие ценности, как «здоровье» (4,20), «хорошие и верные друзья» (4,00).

Средние места в иерархии ценностей  отведены: «активной жизненной деятельности» (3,80, «равенство» (3,75), «познание и  интеллектуальное развитие» (3,60), «материальное  обеспечение жизни» (3,45).

Наименее значимыми ценностями для девочек явились «творческая деятельность» (3,35), «общественное признание» (3,25).

Остальные ценности не определяют жизненную  позицию девочек.

Мальчики показали большую ориентированность  на «интересную работу» (4,55) и «хороших и верных друзей» (4,45).

Среди ведущих ценностей, определяющих ядро ценностей для мальчиков данной группы, отмечены «познание» (4,35), «здоровье» (4,28), «уверенность в себе» (4,23).

Также высоко оцениваются «счастливая семейная жизнь (3,75), «любовь» (3,65 ), «активная деятельная жизнь» (3,50 ).

Малоценными мальчикам представляются такие ценности как «красота природы» (3,20), «творческая деятельность» (3,10), «спокойствие в стране» (3,00).

В целом по группе подростков в  начале учебного года ценности распределились таким образом:

Наиболее значимые терминальные ценности - «интересная работа» (4,42), «счастливая семейная жизнь» (4,35), «наличие хороших и верных друзей» (4,22), «здоровье» (4,14).

Наименее значимые ценности – «  спокойствие в стране, мир» (3,15), «получение удовольствия» (3,12), «общественное признание» (3,10).

Анализ данных по «инструментальным  ценностям» показал, что у данной группы подростков высший ранг занимают «жизнерадостность, «образованность», «честность», «рационализм».

Информация о работе Гендерные аспекты макиавеллизма