Характеристика личности тренеров и спортсменов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 10:20, научная работа

Описание работы

Целью работы является изучение личностных особенностей успешных спортсменов.
Задачами исследования выступили:
1. Рассмотреть теоретические особенности взаимоотношения тренера и спортсмена.
2. Изучить закономерности взаимоотношений в системе тренер- спортсмен в легкой атлетике.
3. Подобрать методики направленные на изучение личностных предпосылок успешности деятельности спортсмена и тренера.
4. Провести сравнительный анализ личностных особенностей «успешных» и «неуспешных» спортсменов.
5. Выявить различия между личностными предпосылками между «успешными» и «неуспешными» спортсменами и тренером.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. Характеристика личности тренеров и спортсменов
1.1 Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности. Формирование личности спортсмена
1.2 Личностные особенности спортсменов в индивидуальных и командных видах спорта
1.3 Личностные особенности спортсменов различной квалификации
1.4 Личность тренера
1.5 Формы психологического воздействия тренера на спортсмена
1.6 Индивидуализация педагогического воздействия тренеров на спортсменов
1.7 Особенности секундирования тренером спортсменов на соревнованиях
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование личностных предпосылок успешности спортивной деятельности
2.1 Программа исследования личностных предпосылок успешности спортивной деятельности
2.2 Обсуждение результатов исследования личностных предпосылок успешности спортивной деятельности
2.3. Результаты исследования личностных особенностей тренера и спортсмена
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Диплом Шапетиной.docx

— 145.68 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

5

ГЛАВА 1. Характеристика личности тренеров и спортсменов

7

1.1 Личность спортсмена как субъекта  спортивной деятельности. Формирование  личности спортсмена

 

7

1.2 Личностные особенности спортсменов  в индивидуальных и командных  видах спорта

 

12

1.3 Личностные особенности спортсменов  различной квалификации

14

1.4 Личность тренера

16

1.5 Формы психологического воздействия  тренера на спортсмена

20

1.6 Индивидуализация педагогического  воздействия тренеров на спортсменов

 

31

1.7 Особенности секундирования тренером спортсменов на соревнованиях

 

35

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование личностных предпосылок успешности спортивной деятельности

 

40

2.1 Программа исследования личностных  предпосылок успешности спортивной  деятельности

 

40

2.2 Обсуждение результатов исследования личностных предпосылок успешности спортивной деятельности

 

42

2.3. Результаты исследования  личностных особенностей тренера  и спортсмена

57

Заключение

69

Литература

71

   

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Человек – существо социальное. Объединение отдельных людей в группу изменяет некоторые стороны их психической деятельности, существенно меняя скорость, силу и характер их реакций на внешнюю ситуацию.

Главную роль в обеспечении психологического поведения и деятельности спортсмена на различных этапах соревнований играет его тренер. Задача тренера в условиях нашего общества – это не только спортивные достижения спортсмена, но и воспитание всесторонне развитого, образованного человека, способного к использованию культурного достояния общества и саморазвитию.

Главного противоречия, лежащего в основе духовного развития человечества, противоречия между необходимостью усвоить спортивный опыт и знания предшествующих поколений, созданную ими культуру, научиться строить на их основе свою профессиональную деятельность и поведение, с одной стороны, и необходимостью их постоянно совершенствовать и, следовательно, не разрушать и отбрасывать, а обогащать и развивать – с другой.

В деятельности тренера это противоречие реализуется в двух его функциях.

Во-первых, он должен передать подрастающему поколению накопленную человечеством культуру в виде определенных знаний, навыков, привычек, умений в области физической культуры и спорта. Иначе говоря, добиться правильного поведения спортсмена и совершенствования его спортивных результатов.

Во-вторых, он не должен при этом лишить спортсмена его собственного индивидуального своеобразия. Более того, он постоянно на него опирается и развивает. Это означает, что тренер не может быть диктатором, навязывающим спортсмену имеющиеся нормы, не должен выступать инструментом подавляющей системы воздействия на формирование личности.

В данный период времени одной из важнейших психологических проблем, исследуемых психологами и педагогами спорта, является изучение личности спортсмена и тренера, а также структуры взаимоотношений в процессе длительной совместной деятельности.

Целью работы является изучение личностных особенностей успешных спортсменов.

Задачами исследования выступили:

  1. Рассмотреть теоретические особенности взаимоотношения тренера и спортсмена.
  2. Изучить закономерности взаимоотношений в системе тренер- спортсмен в легкой атлетике.
  3. Подобрать методики направленные на изучение личностных предпосылок успешности деятельности спортсмена и тренера.
  4. Провести сравнительный анализ личностных особенностей «успешных» и «неуспешных» спортсменов.
  5. Выявить различия между личностными предпосылками между «успешными» и «неуспешными» спортсменами и тренером.

Предмет исследования: личностные особенности успешных и не успешных спортсменов, а объект исследования: спортсмены по легкой атлетике и тренеры

Гипотеза исследования заключается в том, что личностные особенности успешных и неуспешных спортсменов будут различны

Выборка составила 30 спортсменов от 16 до 25 лет различной категорией и 18 тренеров по легкой атлетике от 30 до 45 лет.

Методами исследования являются тестирование, анкетирование и методы математической статистики.

 

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРСТИКА ЛИЧНОСТИ ТРЕНЕРОВ И СПОРТСМЕНОВ

 

    1. Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности

 

Личность – понятие многогранное и глобальное. Широким определением понятия «личность» – совокупности социальных и приобретенных качеств человека. В понятие «личность» включает в себя свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки [12].

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Структура личности состоит из  способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки А. Р. Лурия, У. Шелдон, И. П. Павлов.

Способности – индивидуальные устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Темперамент – качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.

Характер –  качества, определяющие поступки человека в отношении других людей.

Волевые качества – специальные личностные свойства, влияющие на стремление человека к достижению поставленных целей.

Эмоции и мотивация – переживания и побуждения к деятельности.

Социальные установки – убеждения и отношения людей [14].

Психология личности соотносится с учением о способностях, типах темперамента и их свойствах, типологии характеров и их формировании, теории воли и волевой регуляции поведения и развития воли у человека, психологической теории эмоций и роли эмоций в жизни человека, психологической теории мотивации и мотивах деятельности.

Невозможно обойтись без знания психологических основ личности человека в целом при решении психологических задач, касающихся личности спортсмена. Как любая частная ветвь науки опирается в своих изысканиях и решениях на фундаментальные положения общих основ научной мысли, теории и практики.

Личность – продукт социально-исторического развития и собственной деятельности человека. Она обладает сознанием и системой социальных качеств, выполняет определенные функции в обществе. В спорте, как и в других видах деятельности человека, большое значение имеет индивидуальность. Достижение успеха возможно лишь при правильном учете индивидуальных особенностей личности спортсмена и при формировании на этой основе специфического технико-тактического стиля его деятельности [16].

Зная индивидуальные особенности личности спортсмена, можно наиболее полно развить и эффективно использовать его возможности.

Личность характеризуется определенной системностью, единством и устойчивостью своих качеств.

К.К. Платонов анализируя общую систему личности, разделил на особенности и черты на четыре группы, образующие основные стороны личности:

1) социально-обусловленные  особенности (направленность, моральные  качества);

2) биологически обусловленные  особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности);

3) опыт (объем и качество  имеющихся знаний, навыков, умений  и привычек);

4) индивидуальные особенности  различных психических процессов.

Позиция, статус и социальные установки, ценностные ориентации, динамика отношений, мотивация поведения, — все это качества личности, характеризующие ее мировоззрение, общественное поведение, социальную направленность и основные тенденции развития.

В характере человека выражаются такие его наиболее устойчивые свойства, которые в значительной степени обусловливают поведение, отношения с другими людьми и с внешним миром. В структуре характера личности можно выделить: а) направленность; б) особенности взаимодействия с окружающим миром; в) уровень активности и устойчивости при выполнении различных видов деятельности; г) эмоционально-волевую динамику; д) уровень интеграции различных свойств личности. [18]

Характер человека приобретает свою социальную направленность в соответствии с разноуровневыми целями его основных видов деятельности.

Социальная направленность личности находит свое выражение в отношении:

1) к другим людям (доброта, отзывчивость, уважение, дружба, симпатия  и др.);

2) к своим видам деятельности (добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность);

3) к своей Родине (патриотизм, героизм, преданность идеалам);

4) к самому себе (достоинство, гордость, скромность, самолюбие);

5) к природе, вещам, различным  явлениям (бережливость, аккуратность).

Особо следует подчеркнуть, что личность обладает определенной целостностью, которая обеспечивается интегрирующей функцией эмоций, мотивов и воли. [20]

Эмоции и мотивы побуждают спортсмена к проявлению определенных черт характера, а воля (через волевые усилия) осуществляет реализацию деятельности с помощью этих черт характера.

В стрессовых ситуациях проявляется установка спортсмена на достижение успеха или избежание неудачи. Люди, у которых преобладает установка на достижение успеха, часто рискуют в острых ситуациях спортивного поединка. Спортсмены, у которых преобладает установка на избежание неудачи, более осмотрительны, ставят перед собой посильные цели, реже рискуют.

Спорт, по сути своей, хорошее средство для развития личностных качеств. Роль спортивной деятельности в формировании характера заключается в том, что она образует те своеобразные потенциальные основы действий, в которых выражается характер человека, его индивидуальные особенности, воля.  Но для того, чтобы выполняемые спортсменом действия в процессе тренировки стали устойчивыми, надежными, они должны сформироваться в систему навыков, благодаря которым в экстремальных условиях соревнований спортсмен проявляет бойцовский характер и способен совершать поступки без длительного размышления и колебаний [21].

Известно, что средства и методы физического воспитания способствуют решению нравственных, волевых, эстетических и интеллектуальных задач формирования личности человека. Но эти возможности остаются только возможностями, если не реализовывать их путем соответственно направленной деятельности. На современном этапе развития науки существует понятие «общее направление воспитания в физической культуре и спорте».

Интеллектуальное воспитание. В задачи умственного воспитания входят:

1.   обогащение специальными знаниями, относящимися к сфере физической культуры и спорта, систематическое расширение и углубление их, формирование на этой основе осмысленного отношения к физкультурной, спортивной деятельности, содействие формированию научного мировоззрения;

2.   развитие познавательных способностей, качеств ума, содействие творческим проявлениям личности, в том числе в самопознании и самовоспитании.

Эстетическое воспитание. Задачи состоят в том, чтобы:

1.   воспитывать способность чутко воспринимать, глубоко чувствовать и правильно оценивать красоту в сфере физической культуры и спорта и в других областях ее проявления;

2.   формировать эстетически зрелое стремление к физическому совершенству;

3.   формировать эстетику поведения и межличностных отношений в физкультурной, спортивной деятельности;

4.   вырабатывать активную позицию в утверждении прекрасного и непримиримость к безобразному в любых его проявлениях.

Воспитание воли. Известно, что воля есть внутренний источник деятельных проявлений человека и регулятор его активности. Основные задачи, относящиеся к воспитанию воли в процессе физического воспитания, состоят в том, чтобы обеспечить:

1.   формирование мотивационных, интеллектуальных и нравственных основ, которые обеспечат волевые проявления применительно к требованиям физкультурной, спортивной деятельности;

2.   всестороннее развитие волевых качеств, необходимых в каждом виде деятельности (целеустремленность, инициативность, решительность, смелость, самообладание, настойчивость, стойкость), формирование на этой основе стержневых черт характера, которые проявлялись бы не только в условиях физического воспитания, но и в многообразных ситуациях жизненной практики.

Информация о работе Характеристика личности тренеров и спортсменов