Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 10:20, научная работа
Целью работы является изучение личностных особенностей успешных спортсменов.
Задачами исследования выступили:
1. Рассмотреть теоретические особенности взаимоотношения тренера и спортсмена.
2. Изучить закономерности взаимоотношений в системе тренер- спортсмен в легкой атлетике.
3. Подобрать методики направленные на изучение личностных предпосылок успешности деятельности спортсмена и тренера.
4. Провести сравнительный анализ личностных особенностей «успешных» и «неуспешных» спортсменов.
5. Выявить различия между личностными предпосылками между «успешными» и «неуспешными» спортсменами и тренером.
Введение
ГЛАВА 1. Характеристика личности тренеров и спортсменов
1.1 Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности. Формирование личности спортсмена
1.2 Личностные особенности спортсменов в индивидуальных и командных видах спорта
1.3 Личностные особенности спортсменов различной квалификации
1.4 Личность тренера
1.5 Формы психологического воздействия тренера на спортсмена
1.6 Индивидуализация педагогического воздействия тренеров на спортсменов
1.7 Особенности секундирования тренером спортсменов на соревнованиях
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование личностных предпосылок успешности спортивной деятельности
2.1 Программа исследования личностных предпосылок успешности спортивной деятельности
2.2 Обсуждение результатов исследования личностных предпосылок успешности спортивной деятельности
2.3. Результаты исследования личностных особенностей тренера и спортсмена
Заключение
Литература
Как видно из вышеприведенной таблицы, что у спортсменов группы «I разряд» по шкале S у 7% спортсменов признак ярко выражен, а у 17% спортсменов признак выражен.
По шкале «самоуважения» у 4% спортсменов признак ярко выражен; 20% спортсменов показатели признак выражен. По шкале «аутосимпатия» 4% спортсменов показатель признак ярко выражен; у 14% спортсменов показатели - признак выражен, при этом у 7% спортсменов признак не выражен. По шкале «ожидание положительного отношения от других» у 10% спортсменов показатели признак ярко выражен; а у 7% спортсменов – признак выражен; 7% спортсменов признак не выражен.
По шкале «самоинтерес» у 7% спортсменов признак ярко выражен; 20% спортсменов признак выражен; 7% признак не выражен.
По результатам данной группы спортсменов о видно, что по следующим шкалам S, «аутосимпатия» и «самоинтерес» получены низкие показатели. Показатели по другим шкалам выражены или ярко выражены. Это говорит о том, что не которые спортсмены группы «I разряд» верят в подвластность «Я» внешним обстоятельствам, недовольство к себе у них сочетается с демонстративной уверенностью. Представление данных спортсменов о себе можно сравнить с маятником, т.к. имеется, например, существенное противоречие между оценками по шкалам, т.е. для них характерна некоторая неустойчивость «образа Я».
Далее представим результаты по третьей группе «неуспешные» спортсмены.
Таблица № 10
Результаты по группе «неуспешные» спортсмены
Испытуемые |
S (глобальное самоотношение) |
I (самоуважение) |
II (аутосимпатия) |
III(ожидание положительного отношения от других) |
IV (самоинтерес) | |||||
c |
% |
c |
% |
c |
% |
c |
% |
c |
% | |
1. С. В.В. 17 лет (М) |
12 |
49.00 |
9 |
71.33 |
7 |
47.00 |
6 |
9.00 |
3 |
16.00 |
2. К. В.С. 17 лет (М) |
11 |
38.33 |
8 |
58.67 |
9 |
69.67 |
12 |
91.33 |
2 |
5.33 |
3. В. Д.Ф. 19 лет (М) |
13 |
55.33 |
8 |
58.67 |
8 |
58.00 |
10 |
53.00 |
4 |
29.00 |
4. З. А.В. 19 лет (М) |
12 |
49.00 |
8 |
58.67 |
7 |
47.00 |
5 |
6.00 |
4 |
29.00 |
5. П. А.Р. 16 лет (М) |
13 |
55.33 |
9 |
71.33 |
8 |
58.00 |
5 |
6.00 |
5 |
93.67 |
6. К. М.А. 16 (М) |
14 |
62.67 |
8 |
58.67 |
7 |
47.00 |
4 |
3.33 |
7 |
92.33 |
7. Л. П.А. 20 (М) |
11 |
38.33 |
8 |
58.67 |
6 |
37.33 |
6 |
9.00 |
2 |
5.33 |
8. С. Н.В. 20 (М) |
10 |
32.33 |
7 |
44.67 |
7 |
47.00 |
4 |
3.33 |
1 |
2.00 |
9. С. Д.В. 19 (М) |
13 |
55.3 |
9 |
71.33 |
8 |
58.00 |
5 |
6.00 |
0 |
0.67 |
По шкале S у 14%4 спортсменов признак выражен; 17% спортсменов признак не выражен. По шкале «самоуважения» 27% спортсменов показатели от 71.33% до 58.67%, что говорит о выраженности признака; 45% спортсменов признак не выражен.
По шкале «аутосимпатия» у 14% спортсменов показатели 69.67%, 58.00%, можно сказать, что признак выражен; у 17% спортсменов показатели признак не выражен
По шкале «ожидание положительного отношения от других» 4% спортсменов признак ярко выражен; 4% спортсмен - признак выражен; 20% спортсменов - признак не выражен.
По шкале «самоинтерес» у 7% спортсменов показатели 93.67%, 92.33%, что говорит о том, что признак ярко выражен; 24% спортсменов – признак не выражен.
По результатам данной группы можно сказать о том, что по сравнению с другими спортсменами данной группы отличаются низкой уверенностью в себе, низкой самооценкой, т.е. у них прослеживается вера в подвластность своего «Я» внешним обстоятельствам. Это можно объяснить тем, что данные люди предпочитают быть зависимыми от кого-либо, они не принимают и не понимают себя, подавляют себя из-за своей неуверенности в себе, в своих силах, это, может выражаться в том, что они создают впечатление более спокойных и менее эмоциональных людей.
Таблица № 11
«Статистическая значимость критерия Манна-Уитни по тесту-опроснику самоотношения В.В. Столина»
Интегральные показатели |
Значения критерия |
Значимо \ не значимо |
Уровень значимости | |
Успех-неуспех |
S «успешные» I разряд «не успешные» I «успешные» I разряд «не успешные» II «успешные» I разряд «не успешные» III «успешные» I разряд «не успешные» IV «успешные» I разряд «не успешные» |
Vx = 18, Vo =26; Vx = 16, Vo=23 Vx=12, Vo=14
Vx = 18, Vo =26; Vx = 16, Vo=23 Vx=12, Vo=14
Vx = 18, Vo =26; Vx = 16, Vo=23 Vx=12, Vo=14
Vx = 18, Vo =26; Vx = 16, Vo=23 Vx=12, Vo=14
Vx = 18, Vo =26; Vx = 16, Vo=23 Vx=12, Vo=14 |
значимо незначимо незначимо
значимо незначимо незначимо
значимо незначимо незначимо
незначимо незначимо незначимо
незначимо незначимо значимо |
0,05
0,05
0,05
0,05 |
Из таблицы видно, что различия в самоотношении значимы на уровне a = 0,05.
2.3. Результаты исследования личностных особенностей тренера и спортсмена
В данном параграфе представлены данные, как спортсмены оценивают деятельность тренера.
Далее опишем полученные результаты по методике «Социально- перцептивная оценка личностно- деятельных особенностей тренера», направленная на изучение взаимоотношений между тренером и спортсменами
Таблица №12
Результаты по группе «успешные спортсмены»
№ |
Гностический |
Эмоциональный |
Поведенческий |
Итого |
1. Ш. С.Е. 16 лет (М) |
9 |
5 |
6 |
20 |
2. К. Д.К. 25 лет (М) |
8 |
7 |
8 |
23 |
3. А. А.А. 20 лет (М) |
10 |
5 |
5 |
20 |
4. М. Р.А. 20 лет (М) |
7 |
6 |
7 |
20 |
5. К. Е.Н.17 лет (М) |
6 |
6 |
6 |
18 |
6. П. А.А. 17 лет (М) |
7 |
8 |
6 |
21 |
7. П. Ю.С. 25 лет (М) |
8 |
7 |
5 |
20 |
8. Л. А.Г. 25 лет (М) |
5 |
5 |
6 |
16 |
9. Л. П.В. 20 лет (М) |
7 |
5 |
5 |
17 |
10. К. Н.Д.21 лет (М) |
6 |
6 |
4 |
16 |
11. Н. Н.Н. 18 лет (М) |
8 |
7 |
7 |
22 |
12. С. Г.А. 18 лет (М) |
9 |
5 |
6 |
20 |
13. С. Д.В. 19 лет(М) |
8 |
8 |
7 |
23 |
14. К. И.А. 19 лет (М) |
6 |
7 |
8 |
21 |
Средняя арифметическая |
13.8% |
13.9% |
6.1% |
19.7% |
На основании полученных данных исследования мы получили следующие результаты. В группе «успешные» спортсмены наибольшую оценку получил «Гностический параметр». Спортсмены оценивают уровень компетентности тренера как специалиста высоко. На втором месте стоит по оценке спортсменов деятельности тренера «эмоциональный параметр», это говорит о том, что тренер симпатичен спортсменам больше как личность. Его личностные качества определяют успешность тренировочного процесса. Создана благоприятная психологическая атмосфера, атмосфера взаимопонимания и уважения, эмоциональной поддержки, о чем и свидетельствуют результаты опроса. На последнем месте расположен«поведенческий параметр», можно судить о реальных взаимодействиях тренера и спортсмена. Поведенческий параметр в данном случае находится на уровне выше среднего. Это хороший показатель благоприятных межличностных отношений в системе тренер – спортсмен.
Таблица №13
Результаты по группе спортсмены I разряда
Испытуемый |
Гностический |
Эмоциональный |
Поведенческий |
Итого |
1. Н. Б.Э. 16 лет (М) |
10 |
8 |
5 |
23 |
2. С. З.Н. 16 лет (М) |
7 |
9 |
5 |
21 |
3. С. К.А. 17 лет (М) |
6 |
4 |
5 |
15 |
4. К. Д.Н. 17 лет (М) |
9 |
5 |
4 |
18 |
5. Щ. М.А. 16 лет (М) |
5 |
4 |
6 |
15 |
6. Ш. М.Н. 19 лет (М) |
7 |
7 |
9 |
23 |
7. М. Д.О. 19 лет (М) |
6 |
6 |
7 |
19 |
Средняя арифметическая |
7.1 |
6.1 |
5.8 |
19.1 |
Как видно из представленной таблицы на первом месте по оценке спортсменов группы «I разряд» находится «Гностический параметр». Даннаягруппа так же хорошо оценивает компетенцию тренера как специалиста. На втором месте расположен по оценке респондентов деятельности тренера «эмоциональный параметр», это свидетельствует о том, что тренер симпатичен спортсменам которых их тренирует. На последнем месте стоит «поведенческий параметр», в свою очередь говорит, что в данной группе сложились хорошие межличностные отношения.
Таблица № 14
Результат по группе «не успешные спортсмены»
Испытуемый |
Гностический |
Эмоциональный |
Поведенческий |
Итого |
1. С. В.В. 17 лет (М) |
4 |
6 |
5 |
14 |
2. К. В.С. 17 лет (М) |
2 |
6 |
4 |
12 |
3. В. Д.Ф. 19 лет (М) |
2 |
4 |
5 |
11 |
4. З. А.В. 19 лет (М) |
3 |
5 |
4 |
12 |
5. П. А.Р. 16 лет (М) |
3 |
5 |
6 |
14 |
6. К. М.А. 16 (М) |
8 |
6 |
6 |
20 |
7. Л. П.А. 20 (М) |
9 |
3 |
5 |
17 |
8. С. Н.В. 20 (М) |
8 |
4 |
6 |
18 |
9. С. Д.В. 19 (М) |
6 |
5 |
4 |
15 |
Средняя арифметическая |
5.00 |
4.9 |
4.6 |
14.8 |
Из выше приведенной таблице видно, что в группе «неуспешные» спортсмены так же высоко оценили «гностический параметр», что свидетельствует о том, что спортсмены оценивают уровень компетентности тренера как специалиста не слишком высоко. На втором месте находится «эмоциональный параметр», это говорит о том, что спортсменам трудно установить взаимопонимание тренером и эффективно тренироваться у него. На последнем месте «поведенческий параметр»,низкие оценки по этому параметру говорят о том, что межличностные отношения в данной группе сложились не благоприятно, личностные особенности спортсменов не совпадают с особенностями их тренера.
Из устного опроса спортсменов выяснилось, что несколько спортсменов данной группы хотят перейти тренироваться к другому тренеру, т.к. считают что с данным тренером они не могут достичь того уровня что хотели бы.
Далее представим результаты по анкете «Самооценка профессионально важных качеств и умений тренеров», направленная на изучение профессионально важные качества личности тренера
Таблица №15
Результата по группе тренеров «успешных» спортсменов
№ |
1 нравственный качества |
2 педагогическая направленность |
3 профессионально важные знания |
4 умение общаться с учащимися |
5 культура речи |
Итого |
Спортсмены |
1. Г. О.И. |
4 |
10 |
12 |
10 |
7 |
43 |
45 |
2. К. В.Ю. |
4 |
11 |
12 |
12 |
7 |
46 |
46 |
3. Б. А.Л. |
5 |
8 |
10 |
9 |
8 |
40 |
41 |
4. С. А.Н. |
5 |
10 |
9 |
10 |
6 |
40 |
42 |
5. Ф. В.С. |
4 |
8 |
8 |
8 |
5 |
33 |
33 |
6. Б. А.Л. |
4 |
10 |
13 |
10 |
4 |
41 |
40 |
7. М. Ю.К |
5 |
10 |
12 |
11 |
3 |
41 |
40 |
8. Ш. А.В. |
4 |
8 |
9 |
11 |
4 |
36 |
36 |
9. К. Н.Д. |
3 |
9 |
10 |
9 |
4 |
40 |
40 |
Информация о работе Характеристика личности тренеров и спортсменов