Характеристика личности тренеров и спортсменов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 10:20, научная работа

Описание работы

Целью работы является изучение личностных особенностей успешных спортсменов.
Задачами исследования выступили:
1. Рассмотреть теоретические особенности взаимоотношения тренера и спортсмена.
2. Изучить закономерности взаимоотношений в системе тренер- спортсмен в легкой атлетике.
3. Подобрать методики направленные на изучение личностных предпосылок успешности деятельности спортсмена и тренера.
4. Провести сравнительный анализ личностных особенностей «успешных» и «неуспешных» спортсменов.
5. Выявить различия между личностными предпосылками между «успешными» и «неуспешными» спортсменами и тренером.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. Характеристика личности тренеров и спортсменов
1.1 Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности. Формирование личности спортсмена
1.2 Личностные особенности спортсменов в индивидуальных и командных видах спорта
1.3 Личностные особенности спортсменов различной квалификации
1.4 Личность тренера
1.5 Формы психологического воздействия тренера на спортсмена
1.6 Индивидуализация педагогического воздействия тренеров на спортсменов
1.7 Особенности секундирования тренером спортсменов на соревнованиях
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование личностных предпосылок успешности спортивной деятельности
2.1 Программа исследования личностных предпосылок успешности спортивной деятельности
2.2 Обсуждение результатов исследования личностных предпосылок успешности спортивной деятельности
2.3. Результаты исследования личностных особенностей тренера и спортсмена
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Диплом Шапетиной.docx

— 145.68 Кб (Скачать файл)

Формирование основ поведения, этических норм и навыков, предусматривают следующие задачи:

1.   формирование нравственного сознания, идейной убежденности и мотивов деятельности, согласующихся с идеалами высокой морали;

2.   воспитание моральных чувств, характерных для передовых членов общества и мирового сообщества (любви к Родине, чувств дружбы, товарищества, коллективизма, общественного долга, миролюбия, гуманизма и т.п.);

3.   формирование нравственного опыта, твердых привычек соблюдать этические нормы;

4.   развитие навыков общественно оправданного поведения, в том числе и конкретных норм спортивной этики [25].

Таким образом формирование личности спортсмена не возможно без воспитания   интеллектуальных, эстетических и волевых качеств.

 

    1. Личностные особенности спортсменов в индивидуальных и командных видах спорта

 

Учеными предпринимались попытки экспериментально проверить обоснованность широко распространенного представления о том, что интроверты обычно занимаются индивидуальными видами спорта, экстраверты - командными. Общепринятый стереотип, однако, не всегда подтверждался, как это нередко бывает при строгой научной проверке.

В ранее рассмотренных исследованиях А. Кролла и Д. Креншоу было обнаружено, что важное значение имеет не вид спорта, а функции, которые выполняет спортсмен. Оказалось, что в видах спорта, где требовался физический контакт (американский футбол и борьба), были выявлены сходные профили личности у спортсменов, несмотря на то, что в первом случае спортсмен действует в команде, в другом – один. [26]

Г. Д. Сингер обследовал спортсменов с помощью шкалы А. Эдвардса и обнаружил, что по четырем показателям (склонность к доминированию, автономия,  стойкость  в достижении целей,  агрессия) достоверные различия между теннисистами и членами бейсбольной команды. При этом у теннисистов более выраженной оказалась склонность к доминированию. Недостатком этого исследования, однако, был небольшой размер и неоднородность выборки, а также специфические факторы регионального характера.

В работах С. Шрекенгауста  не было обнаружены существенных различий в личностных особенностях спортсменок - студенток колледжа, специализировавшихся в командных и индивидуальных видах спорта.

В работе К. Петерсон и коллег, которые с помощью 16-факторного теста Р. Кеттела изучали личностные особенности спортсменов-любителей и спортсменов-профессионалов. В целом оказалось, что спортсменки – представительницы индивидуальных видов спорта были более склонны к доминированию, к риску, более чувствительными (эмоционально менее устойчивыми), интровертированными, решительными и самостоятельными по сравнению со спортсменками, занимающимися командными видами [28].

Обобщенный портрет спортсменки в командном виде спорта включает в себя такие черты, как уравновешенность, практичность, надежность и интерес к текущим событиям. Кроме того, в командных видах спорта, как было установлено что, женщины реже следуют своим прихотям и более искушены в житейских делах, чем представительницы индивидуальных видов спорта.

В исследовании В. Икегами не было обнаружено каких-либо выраженных различий в личностных особенностях (включая, в частности, и показатели экстра- и интроверсии) у спортсменов, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта [30].

Таким образом, при сравнительном изучении спортсменов этих двух больших групп обнаруживаются лишь различия в их личностных особенностях, которые действительно соответствуют сложившемуся стереотипу, замкнутого спортсмена в индивидуальном виде и общительного, открытого спортсмена в командных видах спорта. В целом же спортсмены, занимающиеся индивидуальными видами спорта, более самостоятельны, менее тревожны и обладают качествами, позволяющими им успешно действовать независимо от влияния окружающей среды. Эта совокупность личностных черт, которую можно считать характерной для достаточно независимой и самостоятельной личности, обнаруживается как у мужчин, так и у женщин.

 

    1. Личностные особенности спортсменов различной квалификации

 

Результаты исследований, в которых сопоставлялись личностные особенности неуспешно, средне и успешно выступающих спортсменов, трудно оценить из-за большой разнородности и недостаточной репрезентативности выборки испытуемых. В большинстве случаев между группами спортсменов с различными возможностями и уровнем показанного результата, как правило, обнаруживались лишь небольшие различия.

Л. Кнолланд и К. Петерсон с помощью 16-факторного теста Р. Кэттелла обследовали игроков пяти успешно выступавших и пяти неудачно выступавших футбольных команд. Исследование показало, что в выигрывающих командах игроки были увереннее в себе и успешнее выполняли задания на абстрактное мышление. Кроме того, они были эмоционально устойчивы и более склонны к риску. Однако М. Рашэлл, используя предложенную схему исследования, не обнаружил существенных различий между успешно и неуспешно выступающими членами одной и той же команды. [35]

Часто не удается выявить личностных различий между спортсменами и не спортсменами лишь потому, что последние нередко являются физически активными людьми, которые просто по тем или иным причинам не занимаются организованным спортом. Д. Флетчер в результате использования шкалы А. Эдвардса не обнаружил достоверных различий в личностных особенностях спортсменов и не спортсменов.

Достаточно продуктивными могли бы быть сравнительные исследования изменения личностных особенностей в течение сезона, например, у игроков основного состава и запасных, а также у неудачно и успешно выступающих спортсменов. По данным некоторых наблюдений, психическое состояние и установки первых претерпевает довольно серьезные изменения, особенно во время треволнений на скамье для запасных, однако объективных данных, подтверждающих это, пока очень мало [37].

Также небезынтересно было бы выяснить характер личностных изменений, которые происходят у спортсменов во время выступлений на соревнованиях более высокого или, наоборот, более низкого уровня. Клинические наблюдения, в работах А. Бейссера, показывают, что прекращение активных выступлений спортсмена на высоком уровне может нередко сопровождаться довольно серьезными нарушениями в структуре его личности. По-видимому, получение объективных данных, которые подтверждали бы подобные изменения у спортсменов, не представит особых трудностей.

Как уже неоднократно подчеркивалось, имеющиеся данные о личности спортсмена несколько поверхностны и часто представляют весьма ограниченную практическую ценность. Различия между спортивными группами могут быть связаны с действием целого ряда факторов - возрастных, этнических, культурных, экономических, мотивационных. Большая часть информации, получаемой с помощью личностных тестов, при условии ее правильной интерпретации компетентными и профессиональными психологами может принести ощутимую пользу, прежде всего отдельному спортсмену (спортсменам), чем всей команде в целом.

Например, у тренера могут возникнуть трудности в работе со спортсменами, у которых наряду с выраженной самостоятельностью и высокой самоуверенностью обнаруживается недостаточная самокритичность. Такие спортсмены не всегда прислушиваются к советам тренера. Своевременная информация о таких спортсменах, получаемая с помощью личностных тестов, может помочь предупредить появление межличностных конфликтов, помочь взаимодействию тренера со спортсменом. [39]

Однако спортсменов, как и всех людей, невозможно «разложить по полочкам» на основании каких-то ведущих черт личности. Поскольку в большинстве имеющихся шкал предполагается не только оценка широкого диапазона качеств, но и различной степени выраженности каждой черты, то количество личностных профилей у членов достаточно большой команды может быть практически бесконечным [40].

Таким образом, непосвященные могут впасть в заблуждение, если будут делать какие-либо выводы о личности спортсмена на основании только одного качества или черты, не учитывая его общего личностного профиля. Например, высоко тревожный спортсмен может успешно выступать и в условиях стресса, если включены его другие компенсаторные механизмы - потребность в достижении, эмоциональная устойчивость и т. п. Общий неблагоприятный личностный профиль спортсмена может быть скомпенсирован за счет его хороших физических данных, высокой мотивации к достижению или благодаря эмоциональной поддержке со стороны его тренера или товарищей по команде. Более того  успех в этом случае также  может быть достигнут, однако только ценой больших эмоциональных и личностных затрат.

 

1.4. Личность тренера

 

Не может быть окончания в обучении тренерскому мастерству. Тренер учится всегда. Он всегда сосредоточен на группе и на том, что он делает. Невозможно вести тренинг по одинаковому шаблону, каждый раз повторяя теорию, анекдоты и набор упражнений. В этом случае тренер уподобляется лектору, оторванному от реальной группы. Тренер и группа начинают жить отдельно, теряется смысл тренинга. Остается выхолощенное построение этапов и не более того. Есть тренеры, которые считают себя в чем-то несовершенными. Они хотят избавиться от того, что, по их мнению, мешает им стать великими тренерами. Они хотят сделать свою личность близкой к идеалу. Зачастую это происходит из ложного убеждения, что тренер должен быть эталоном для подражания, а, следовательно, он должен быть идеальной личностью, или близкой к этому. Это заблуждение, так как оно является ограничивающим в развитии членов группы. Члены группы перестают перенимать опыт жизни от других участников. Они начинают считать себя несовершенными, а, следовательно, ограничивают себя в попытках сделать что-либо реальное в изменении своей жизни. Для некоторых дистанция от себя до идеального тренера кажется такой огромной, что у них опускаются руки и они перестают хотеть изменений. Это путь к поклонению идеалам, но не путь изменений. [10]

Конечно, тренер должен совершенствоваться, как личность. Но зачем? С какой целью?  Если целью является понимание себя во всем разнообразии проявлений и в связи с этим и понимания других людей и жизни в целом, то этот путь ведет и к совершенствованию его взаимодействия с членами группы. Если цель – сделать себя идеалом, эталоном для подражания, то этот путь к секте, а не к тренингу. Он ограничивает как тренера, так и членов группы в их развитии и восприятии жизни во всем ее разнообразии. [15]

Не все идеально в самом хорошем тренере. Вопрос, как относиться к тому, что тренеру в себе не нравится. Если что-либо в себе у вас вызывает недовольство и неприятие, то задумайтесь, насколько вы принимаете себя? Легко принять в себе любимые качества, помогающие в жизни. Но принимаете ли вы свои недостатки? Ведь без них это уже будете не вы. Зачем нужны вам эти недостатки? Зачем Ваше бессознательное защищает и оберегает их от вашего желания их изничтожить? Если вы считаете себя излишне застенчивым и это мешает вам в общении с людьми и в работе с группой, то где, в каких обстоятельствах это качество становится для вас необходимым? Возможно, оно нужно в общении с подобно вам застенчивыми людьми и вы в этих случаях хорошо понимаете друг друга. Возможно, оно выбивает почву из-под ног у агрессивных и настырных людей, так как они своим агрессивным поведением не вызывают у вас такую же ответную реакцию. Наверное, есть и еще ситуации, где ваша застенчивость просто необходима… И вы можете вспомнить их.. 
А теперь, когда вы хоть немного полюбили свою застенчивость, найдите то качество, которое будет ее уравновешивать в ситуациях, когда она вам мешает. Это может быт уверенность. Добавьте себе уверенности во время ведения тренинга и вы заметите, что вашей застенчивости стало меньше.  
Подобным образом можно проанализировать любое качество, которое, по вашему мнению, мешает вам по жизни и в ведении тренингов. 
Старайтесь не удалять мешающие вам в работе и жизни качества, а увеличивать те качества, которые их дополняют. Тогда процесс работы над собой, как над личностью тренера, пойдет быстрее.[17]

Работа тренера – это постоянное сотрудничество с другими людьми. Важно окружить себя профессиональными, компетентными, преданными делу специалистами. Сложно вариться в собственном соку. Тренер обязательно должен побывать на других тренингах в качестве участника группы. Он должен прочувствовать все то, что будут чувствовать его слушатели внутри группы. И только это даст возможность ему лучше понять их состояния. Важно присутствовать на других тренингах и в качестве супервизора. Через эту роль тренер развивает в себе аналитика и наблюдателя. [22]

И роль включенного в процессы группы – тренер как участник группы. И роль наблюдателя и аналитика – тренер как супервизор. Это важные моменты создания у тренера двух позиций – эмоциональной, включенной и одновременно отстраненной, аналитической. [25]

Старайтесь на других тренингах принимать все происходящее. Уходите от оценки. Оценка убивает восприятие. Если даже тренинг вам не нравится и не укладывается в ваши представления и ожидания – это тоже обучение. Это обучение разнообразию опыта, а также упрочение своих позиций по отношению к своему тренингу. [27]

Обращайся внимание на личные цели тренеров. Есть тренеры, которые через свою работу тешат свое самолюбие, возвышают себя в глазах других. Эти тренеры пытаются привязать к себе членов группы, вызвать у них чувства восхищения. Как правило, за этим скрывается посредственность и глубинная неуверенность в себе. Такие тренеры более озабочены личным положением, чем делом. Для них тренинги являются всего лишь средством для материальной обеспеченности, положения в обществе, приобретения «поклонников». Для таких тренеров сам процесс обучения и развития теряет свое значение, так как он является продуктом продажи, а, следовательно, становится формализованным и повторяемым. Конечно, есть выдающиеся тренеры, которые одновременно и богаты и знамениты. Здесь важны приоритеты. Тренер – это путь духовных, а не материальных богатств. В конечном итоге власть и деньги подобны отпечаткам наших ступней на прибрежном песке: мгновение – и их смывает вода.  
Не приучайте себя к похвалам. Слишком много похвал приносят такой же вред, как и критика. Если вы считаете, что уже чего-то добились, значит, вам предстоит еще больше работы. [30]

Если вы ведете тренинги только ради денег (славы, карьеры и т.п.), то через некоторое время тренинги становятся для вас обременительной работой, а группа – надоевшим элементом воздействия. Поищите себе другое место для реализации. Возможно, что работа тренера – это не для вас. 
Важно, если вам нужен наставник, найти тренера, для которого важен сам тренинг и группа. А его личные проблемы являются для него материалом для развития, но вне группы. Такие тренеры с удовольствием проходят группы личностного роста, участвуют в других тренингах как слушатели, постоянно совершенствуются. Для них группа – это возможность расширения жизненного опыта слушателей для их дальнейшей жизни вне группы. [3]

Информация о работе Характеристика личности тренеров и спортсменов