Характеристика личности тренеров и спортсменов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 10:20, научная работа

Описание работы

Целью работы является изучение личностных особенностей успешных спортсменов.
Задачами исследования выступили:
1. Рассмотреть теоретические особенности взаимоотношения тренера и спортсмена.
2. Изучить закономерности взаимоотношений в системе тренер- спортсмен в легкой атлетике.
3. Подобрать методики направленные на изучение личностных предпосылок успешности деятельности спортсмена и тренера.
4. Провести сравнительный анализ личностных особенностей «успешных» и «неуспешных» спортсменов.
5. Выявить различия между личностными предпосылками между «успешными» и «неуспешными» спортсменами и тренером.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. Характеристика личности тренеров и спортсменов
1.1 Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности. Формирование личности спортсмена
1.2 Личностные особенности спортсменов в индивидуальных и командных видах спорта
1.3 Личностные особенности спортсменов различной квалификации
1.4 Личность тренера
1.5 Формы психологического воздействия тренера на спортсмена
1.6 Индивидуализация педагогического воздействия тренеров на спортсменов
1.7 Особенности секундирования тренером спортсменов на соревнованиях
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование личностных предпосылок успешности спортивной деятельности
2.1 Программа исследования личностных предпосылок успешности спортивной деятельности
2.2 Обсуждение результатов исследования личностных предпосылок успешности спортивной деятельности
2.3. Результаты исследования личностных особенностей тренера и спортсмена
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Диплом Шапетиной.docx

— 145.68 Кб (Скачать файл)

В таблице 4 представлен уровень значимости различия по U-критерию Манна-Уитни.

Таблица № 4

«Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т.Элерса»

параметры

Группы сравнения

Значения критерия

Значимо \ не значимо

Уровень значимости

Успех-неуспех

«Успешные»

«I разряд»

«Не успешные»

Vx =19  Vo = 7;

Vx = 17 Vo=8

Vx =25  Vo = 10;

значимо

значимо

значимо

р ≤ 0,05


 

Различия в оценках успеха и неуспеха представлены в группах ориентированных на успех-неуспех и значимы на уровне a = 0,05.

Таким образом, спортсмены групп «успешные» и «I разряд»  оценивают успех с прагматичной точки зрения, спортсмены группы «неуспешные» оценивают их с помощью представлений успеха, по самоощущениям. Успех в любой деятельности спортсменов зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают их к деятельности, тем больше усилий спортсмены склоны прикладывать. Высокомотивированный спортсмен больше работает и, как правило, достигает лучших результатов в деятельности, чем другие.

Далее представлен анализ данных по методике «Личностный опростник» Г.Айзенка, направлен на выявление личностных свойств. Исследуются факторы экстра-интроверсии и нейротизма. Для интроверта определяющую роль играет мир представлений, для экстраверта - мир ощущений. 

 В Таблице  № 5 Представлены  результаты по группе «успешные»  спортсмены.

Таблица №5

Результаты  группы «успешные» спортсмены по методике «Личностныйопростник» Г.Айзенк

Испытуемые

А (искренность ответов)

Б (экстраверсия)

В (нейротизм)

+

-

+

-

+

-

1. Ш. С.Е. 16 лет (М)

0

0

10

3

1

 

2. К. Д.К.  25 лет (М)

0

1

10

1

6

 

3. А. А.А. 20 лет (М)

0

0

18

10

2

 

4. М. Р.А. 20 лет (М)

0

0

15

3

3

 

5. К. Е.Н.17 лет (М)

3

1

16

3

17

 

6. П. А.А. 17 лет (М)

0

0

18

2

0

 

7. П. Ю.С. 25 лет (М)

0

0

16

9

8

 

8. Л. А.Г. 25 лет  (М)

0

0

16

3

7

 

9. Л. П.В. 20 лет (М)

0

1

15

7

6

 

10. К. Н.Д.21 лет (М)

0

0

14

3

6

 

11. Н. Н.Н. 18 лет  (М)

2

1

17

5

8

 

12. С. Г.А. 18 лет (М)

0

3

16

5

5

 

13.  С. Д.В.  19 лет(М)

2

1

17

4

8

 

14. К. И.А. 19 лет (М)

2

0

18

5

5

 

 

Выше представленной таблицы видно, что в группе «успешные» спортсмены из них 40% спортсменов экстраверты-сангвиники. Типичный экстраверт социален, коммуникабелен, общителен, нуждается в людях, имеет много друзей, не любит читать или изучать что-то самостоятельно. Стремится к ярким впечатлениям, риску, часто «высовывается», действует под влиянием момента, импульсивен.  
Он любит грубые шутки, находчив в разговоре, любит перемены, беззаботен, беспечен, оптимистичен, любит «смеяться и быть весёлым».  
Экстраверт предпочитает действовать, склонен быть агрессивным и быстро теряет терпение, его чувства в целом не находятся под высоким контролем, и он не всегда надёжная личность.

Сангвиник  – повышенная активность, возбудимость. Живо и с большим энтузиазмом откликается на всё, привлекшее его внимание. Живая мимика и выразительные движения. По его лицу легко угадать, каково его настроение, каково его отношение к предмету или человеку. Быстро сосредоточивает внимание, при выполнении какого-либо дела работает быстро, может долго работать, не утомляясь, энергично принимается за новое дело. Быстрота ума, находчивость. Чувства, настроения, интересы и стремления очень изменчивы. Он легко сходится с новыми людьми. Легко привыкает к новым требованиям и обстановке. Азартен, склонен к риску. Может быть лидером и вести за собой, умеет увлекать других своими идеями. Не всегда чувствителен к переживаниям и проблемам окружающих, хорошо справляется лишь с той работой, которая для него интересна и важна. Не всегда ответственно выполняет то, что ему не очень нужно или неинтересно.

7% спортсменов имеют тип «экстраверты-флегматики», который характеризуется малой эмоциональностью, т.е. его трудно рассмешить, разгневать или опечатать. Когда все смеются по какому-либо поводу, остаётся невозмутимым. При больших неприятностях остаётся спокойным. Мимика и движения не выразительны. Энергичен, отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Медленный темп движений и речи, ненаходчив. Медленно сосредоточивает внимание. С трудом переключает внимание, приспосабливается к новой обстановке и перестраивает навыки и привычки. С трудом сходится с новыми людьми и откликается на внешние впечатления.

Распределение полученных результатов по нашему мнению повлияло то, что в данной группе собрались спортсмены похожего характера. Им комфортно общаться между собой, они понимают друг друга, своих тренеров.  Анализ результатов группы «I разряд» спортсменов показав в Таблице 6. 

Таблица № 6

Результаты  группы «Iразряд» спортсмены по методике «Личностный опростник» Г.Айзенк

Испытуемый

А (искренность ответов)

Б (экстраверсия)

В (нейротизм)

+

-

+

-

+

-

1. Н. Б.Э. 16 лет (М)

1

2

12

5

3

 

2. С. З.Н. 16 лет (М)

2

2

14

8

5

 

3. С. К.А. 17 лет(М)

0

0

10

9

14

 

4. К. Д. Н. 17 лет (М)

2

1

16

10

9

 

5. Щ. М.А.  16 лет (М)

0

3

17

8

10

 

6. Ш. М.Н. 19 лет (М)

2

0

19

3

5

 

7. М. Д.О. 19 лет (М)

0

0

20

6

6

 

 

Как видно из выше приведенной  таблицы спортсменов 20% спортсменов экстраверты – сангвиники, которые характеризуются  общительностью и обращенностью индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Типичный экстраверт действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться. 4% спортсменов обладают типом «нейротизм  - сангвиник», что представляет собой континуум от «нормальной эффективной стабильности» до выраженной эмоциональной лабильности. Высокий показатель по этой шкале не является показателем невроза, однако у таких лиц в ситуациях неблагоприятных (стрессовых) может развиваться невроз.

В таблице 7 представлены результаты по группе «неуспешные» спортсмены.

Таблица№ 7

Результаты  группы «не успешные» спортсмены по методике «Личностный опростник» Г.Айзенк

 

Испытуемый

А (искренность ответов)

Б (экстраверсия)

В (нейротизм)

+

-

+

-

+

-

1.С. В.В. 17 лет (М)

4

0

9

2

10

 

2.К. В.С. 17 лет (М)

2

6

15

6

22

 

3.В. Д.Ф. 19 лет (М)

3

0

4

13

16

 

4.З. А.В. 19 лет (М)

0

0

10

0

8

 

5.П. А.Р. 16 лет (М)

3

6

15

3

10

 

6.К. М.А. 16 (М)

4

0

6

18

17

 

7.Л. П.А. 20 (М)

1

0

12

8

4

 

8.С. Н.В. 20 (М)

6

1

8

19

10

 

9. С. Д.В.  19 (М)

3

2

10

15

7

 

 

В группе «неуспешные» спортсмены поровну распределились 10% спортсменов обладающие типами «нейротизм – сангвиник»   и «экстраверт-халерик», при этом 4% спортсменов имеют тип экстраверт-холерик и 7% –  экстраверт-сангвиник.

Таким образом, результаты по методике «Личностный опростник» Г. Айзенк нами получены следующие. Большая часть спортсменов группы «успешные» и «I разряд» это экстраверты-сангвиники, сними легко работать, они быстро  приспосабливается к новым  условиям,  быстро  сходится  с людьми,  общительны, сильны,  уравновешенны,  подвижны.

 Так же есть спортсмены  с характеристикой экстраверты-холерики, спортсмены  отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты, им свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует.   В группе «неуспешные» спортсмены имеются  нейротизм  - сангвиник, спортсмены характеризуются эмоциональной устойчивостью или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность).

Рассмотрим данные полученые по тест-опроснику самоотношения В.В. Столина, направленный на изучения выявления трех уровней самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: глобальное самоотношение; самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».

Для начала представим результаты по первой группе «успешные» спортсмены. Результаты по данной группе представлены в Таблице №8.

Таблица № 8

Результаты по группе «успешные» спортсмены

S(глобальное самоотношение)

I(самоуважение)

II(аутосимпатия)

III(ожидаемое отношение от других)

IV(самоинтерес)

с

%

с

%

с

%

с

%

с

%

1.Ш. С.Е. 16 лет (М)

15

69.33

8

58.67

9

69.67

10

53.00

4

29.00

2. К. Д.К.  25 лет (М)

17

80.00

10

80.00

10

77.33

13

91.33

6

71.33

3.А. А.А. 20 лет (М)

18

85.00

9

71.33

10

77.33

11

72.33

4

29.00

4. М. Р.А. 20 лет (М)

20

90.67

12

91.3

14

98.33

12

91.33

5

49.67

5. К. Е.Н.17 лет (М)

25

98.33

14

99.67

12

90.67

12

91.33

4

29.00

6. П. А.А. 17 лет (М)

22

96.00

9

71.33

8

58.00

10

53.00

5

49.67

7. П. Ю.С. 25 лет (М)

26

98.67

14

95.64

15

99.67

12

91.33

7

92.33

8. Л. А. Г. 25 лет  (М)

14

62.67

8

58.67

8

58.00

9

59.67

6

71.33

9. Л. П.В. 20 лет (М)

15

69.33

8

58.67

9

69.67

12

91.33

5

49.67

10. К. Н.Д.21 лет (М)

15

69.33

9

71.33

9

69.67

6

9.00

6

71.33

11. Н. Н.Н. 18 лет  (М)

16

74.33

11

86.61

11

86.00

10

53.00

7

92.33

12. С. Г.А. 18 лет (М)

18

85.00

9

71.33

10

77.33

11

72.33

4

29.00

13. С. Д.В.  19 лет (М)

24

98.00

13

96.67

10

77.33

11

72.33

6

71.00

14. К. И. А. 19 лет (М)

18

85.00

12

91.33

11

86.00

9

39.67

6

71.33


 

Как видно из приведенной таблицы результаты по Шкале « глобальное самоотношение», котрая измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого у 30% спортсменов признак ярко выражен, а у 16.6% признак выражен слабо. По шкале «самоуважения», которая отражает оценку собственного «Я» по отношению к  социально-нормативным критериям моральности, успеха, воли, социального одобрения и т.д. у 24 %признак ярко выражен, а у 20 % признак выражен слабо.

По шкале «аутосимпатия», в которой отражено эмоциональное отношение к своему «Я»  у 30 % признак ярко выражен, а у 20% признак выражен слабо. По шкале ожидание положительного отношения от других» у 17% спортсменов признак ярко выражен, у 24% спортсменов признак выражен, но у 7% спортсменов признак не выражен свойственно ожидание положительного отношения от других, у них нет острой необходимости в эмоциональной и моральной поддержке.

Данные следует рассматривать как информативный показатель устойчивости психического состояния спортсменов.

По шкале «самоинтерес» у 10% спортсменов признак ярко выражен, а у 24% спортсменов признак выражен,  при этом   у 14 % признак не выражен.

Исходя из полученных нами данных, можно видеть, что спортсмены данной группы более склоны к положительной оценке, к вере в свои силы, к уверенности в собственном интересе для других, что объясняется тем, что эти спортсмены более открыты, верят в себя, принимают себя такими, какие они есть. У них отсутствует противоречие и разбалансировка между шкалами. Можно сделать заключение, что спортсмены имеют целостный и устойчивый «Образ Я».

Представим результаты по второй группе «I разряд». Полученные данные мы свели в таблицу. Они показаны в Таблице №9.

Представим результаты по второй группе «I разряд». Полученные данные мы свели в таблицу 9.

Таблица № 9

Результаты по группе «I разряд» спортсмены

S (глобальное самоотношение)

I (самоуважение)

II(аутосимпатия)

III(ожидаемое отношение от других)

IV(самоинтерес)

c

%

c

%

c

%

c

%

c

%

1. Н. Б.Э. 16 лет (М)

23

96.67

8

58.67

8

58.00

12

91.33

4

2.00

2. С. З.Н. 16 лет (М)

21

93.33

11

86.67

11

86.00

11

72.33

7

92.33

3. С.К.А. 17 лет(М)

13

55.33

8

58.67

8

58.00

9

39.67

7

92.33

4. К. Д.Н. 17 лет (М)

14

62.67

9

71.33

8

58.00

9

39.67

5

49.67

5. Щ.М.А.  16 лет (М)

14

62.33

9

71.33

8

58.00

10

53.00

3

16.00

6. Ш. М.Н. 19 лет (М)

16

74.33

9

71.3

7

47.00

12

91.33

5

49.67

7. М. Д.О. 19 лет (М)

14

62.67

9

71.33

6

37.33

12

91.33

5

49.67

Информация о работе Характеристика личности тренеров и спортсменов