Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 10:20, научная работа
Целью работы является изучение личностных особенностей успешных спортсменов.
Задачами исследования выступили:
1. Рассмотреть теоретические особенности взаимоотношения тренера и спортсмена.
2. Изучить закономерности взаимоотношений в системе тренер- спортсмен в легкой атлетике.
3. Подобрать методики направленные на изучение личностных предпосылок успешности деятельности спортсмена и тренера.
4. Провести сравнительный анализ личностных особенностей «успешных» и «неуспешных» спортсменов.
5. Выявить различия между личностными предпосылками между «успешными» и «неуспешными» спортсменами и тренером.
Введение
ГЛАВА 1. Характеристика личности тренеров и спортсменов
1.1 Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности. Формирование личности спортсмена
1.2 Личностные особенности спортсменов в индивидуальных и командных видах спорта
1.3 Личностные особенности спортсменов различной квалификации
1.4 Личность тренера
1.5 Формы психологического воздействия тренера на спортсмена
1.6 Индивидуализация педагогического воздействия тренеров на спортсменов
1.7 Особенности секундирования тренером спортсменов на соревнованиях
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование личностных предпосылок успешности спортивной деятельности
2.1 Программа исследования личностных предпосылок успешности спортивной деятельности
2.2 Обсуждение результатов исследования личностных предпосылок успешности спортивной деятельности
2.3. Результаты исследования личностных особенностей тренера и спортсмена
Заключение
Литература
По результатам анкетирования тренеров и спортсменов нами полученные результаты. В группе «успешные» спортсмены идет совпадение оценок тренеров и спортсменов, что говорит о хорошем взаимоотношении между тренерами и спортсменами и эффективности их работы, а также об адекватном оценивании себя и своих профессиональные качеств и умений.
Таблица №16
Результата по группе тренеров спортсменов I разряда
№ |
1 нравственный качества |
2 педагогическая направленность |
3 профессионально важные знания |
4 умение общаться с учащимися |
5 культура речи |
Итого |
Спортсмены |
1. В. С.А. |
5 |
10 |
10 |
10 |
4 |
39 |
39 |
2. Е. А.М. |
5 |
10 |
10 |
12 |
5 |
42 |
42 |
3. Ш. П.П. |
4 |
12 |
13 |
9 |
4 |
42 |
38 |
4. М. К.М. |
4 |
10 |
10 |
10 |
5 |
39 |
37 |
В группе «I разряд» спортсмены при сопоставлении оценок, не сколько тренеров дали себе не много завышенные оценки чем их ученики. Это говорит о том, что есть не большие разногласия которые нужно выяснить и уладить между собой.
Таблица № 17
Результата по группе тренеров « не успешных спортсменов»
№ |
1 нравственный качества |
2 педагогическая направленность |
3 профессионально важные знания |
4 умение общаться с учащимися |
5 культура речи |
Итого |
Спортсмены |
1. К. А.К. |
3 |
11 |
10 |
9 |
4 |
37 |
37 |
2. М. Д.В. |
5 |
10 |
9 |
12 |
5 |
41 |
41 |
3. С. П.П. |
5 |
10 |
10 |
12 |
5 |
42 |
38 |
4. К. А.В. |
4 |
9 |
11 |
10 |
4 |
38 |
38 |
5. А. А.А. |
4 |
9 |
10 |
10 |
5 |
38 |
37 |
В данной группе при рассмотрении оценок тренеров и спортсменов, выявилось, что многие спортсмены оценивают своего тренера не так высоко как они себя. В этой группе много не довольны своей работой с данным тренером и хотят перейти к другому, т.к. они считают, что данный тренер не может привести их к желанным результатам и победам.
Проанализировав полученные данные можно сказать что группа «успешных» спортсменов в хороших взаомоотношениях стренером, что говорит о их успешных показателях на соревнованиях. В группах I разряда и «не успешных» спортсменов есть разноглася между тренерами и спортсменами, для плодотворной работы и получения достижений в спорте им нужно пересмотреть свои взаиоотношения
Далее мы рассмотрим распределение личностных особенностей спортсменов, в зависимости от их успешности. Нами был выбран 16-ти факторный личностный опросник Д. М. Кеттелла, ФЛО-105 С направленный на изучение оценки индивидуально-психологических особенностей личности. Данный вариант опросника Д. М. Кеттелла (форма С) адаптировался с 1972 года в исследовательской группе Э.С.Чугуновой.
Для нашего эмпирического исследования, мы выбрали следующие факторы: Фактор С: «эмоциональная нестабильность –эмоциональная стабильность».
Фактор Е: «подчиненность-доминантность».
Фактор F: «сдержанность – экспрессивность».
Фактор G: «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения».
Фактор Н: «робость – смелость».
Фактор L: «доверчивость – подозрительность».
Фактор М: «практичность – мечтательность».
Фактор М: «практичность – мечтательность».
Фактор О: «спокойствие – тревожность».
Фактор Q4: «расслабленность – напряженность».
Полученные нами данные по личностному опростнику Р.Б. Кеттела, мы представим данные виде психологического портрета выделенных групп. Данное представление результатов по методике позволит увидеть дифференциация личностных особенностей спортсменов.
Психологический портрет группы «Успешные» спортсмены. «Успешные» спортсмены обладают следующими личностными качествами, такими как открытость, экспрессивность, импульсивность в межличностном общении. Трудность в установлении социальных контактов, проявление застенчивости в новых, незнакомых обстоятельствах, затруднения при принятии социальных решений, при этом в поведении проявляются экспрессивность, импульсивность, социальную смелость, склонность к риску, готовность к вступлению в новые группы, быть лидером, а также направленность вовне, на людей. Отличительными личностными особенностями успешного спортсмена являются независимость характера, склонность к доминантности, авторитарности, настороженность по отношению к людям, противопоставление себя группе, склонность к лидерству, развитое чувство ответственности и долга, принятие правил и норм, самостоятельность в принятии решений, инициативность, активность в социальных сферах, гибкость и дипломатичность в межличностном общении, умение находить нетривиальные решения в практических, житейских ситуациях. При этом у представителей группы «успешные» спортсмены в характере проявляется мягкость, податливость. Данные особенности компенсируются в социальном поведении противопоставлением себя группе, настороженностью по отношению к людям, гибкостью и дипломатичностью в общении, развитым чувством долга и ответственностью, принятием общепринятых моральных правил и норм. Эмоциональные характеристи личности представлены сильной нервной системой, природной эмоциональной устойчивостью, сниженной волевой активностью, повышенной тревожностью, мнительностью, низким контролем эмоций и поведения, зависимость от настроений, фрустрированносгь, низкая стрессоустойчивость. Во внешнем поведении может производить впечатление достаточно уравновешенного человека (импульсивность проявляется в стрессовых ситуациях). Эмоциональная пластичность и склонность к импульсивности компенсируются развитой волевой регуляцией: умением контролировать свои эмоции и поведение, уверенностью в себе, стрессоустойчивостью. В поведении проявляются уравновешенность, направленность на реальную действительность, эмоционально гибкий. Адекватная самооценка, социальная нормативность, эмоционально значимая ответственность поведения, самодисциплина, самоконтроль эмоций и поведения.
Опишем психологический портрет группы «I разряд». В данной группе представителей представлены следующие личностные особенности такие как сдержанность в непосредственных межличностных контактах, активность, экспрессивность в социальном общении, склонность к лидерств и склонность к экстраверсии. Сдержанность и рассудительность в установлении межличностных контактов, активность в социальной сфере, может проявляться деловом лидерстве. Независимость характера, по отношению к людям – открытость, доверчивость и прямолинейность. Развитое чувство долга, ответственности приверженность общепринятым правилам и нормам, зависимость от мнения и требования группы. В экстремальных ситуациях может проявляться доминантность. Мягкость, по отношению к людям – настороженность, прямолинейность, стремление к противопоставлению себя группе. Развитое чувство долга и ответственности, принятие общепринятых моральных правил и норм, стремление к лидерству. Эмоциональная стабильность, высокий контроль эмоций и поведения, стрессоустойчивость, определенное недовольство собой, некоторая неудовлетворенность, что обеспечивает стремление к самоактуализации, можно предположить завышенный уровень притязаний. В поведении – уравновешенный, стабильный, устремленный на реальную действительность и социальный успех. Однако в экстремальных ситуациях проявляются природные качества, обеспечивающие стрессоустойчивость и достаточную уравновешенность поведения. Адекватная самооценка, социальная нормативность, эмоционально значимая ответственность поведения, самодисциплина, самоконтроль эмоций и поведения.
Далее представим психологический портрет группы «не успешные» спортсмены. В данной группе представлены следующие личностные качества такие как сдержанность в установлении как межличностных, так и социальных контактов. В поведении – на экспрессивность, импульсивность, в характере проявляются застенчивость и внешняя активность, склонность к индивидуальной деятельности и склонность к интроверсии. Мягкость, по отношению к людям проявляют настороженность, прямолинейность, стремление к противопоставлению себя трениру. Развитое чувство долга и ответственности, принятие общепринятых моральных правил и норм, стремление к лидерству. Эмоциональная пластичность, неустойчивость эмоций и низкая волевая регуляция: неумение контролировать свои эмоции и поведение, зависимость от настроений, импульсивность, эффективность. При этом может быть стрессоустойчивым, при этом наблюдается низкая мотивационность, довольство собой, внутреннюю расслабленность. Низкая эффективность в профессиональной деятельности, но может наблюдаться низкая ситуативная стрессоустойчивость, излишняя эмоциональная напряженность, однако это касается только сложных значимых ситуаций и может поддаваться контролю.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у все спортсменов адекватная самооценка, направлены на достижения поставленных целей, а также в значимых ситуациях могут контролировать ситуацию. При этом «успешные» спортсмены открыты для тренеры и нового, а «I разряд» и «неуспешные» сдержаны в эмоциях, готовы отстаивать свое мнения перед тренером.
Таким образом, наша гипотеза подводилась. Результаты исследования показывают, что личностные качества спортсменов, их характер и отношения с тренером влияют на достижения в спорте. Сравнив три группы спортсменов: «успешных», «I разряд» и «не успешных», мы выяснили какие личностные предпосылки преобладают в группах «успешных» спортсменов «I разряда», в основном они характеризуется адекватностью самооценки, знанием самих себя, своих качеств и адекватной оценкой своих поступков. Открытость, общительность, активность в установлении как межличностных, так и социальных контактов. У них хорошее взаимоотношения с тренером, о котором можно судить по их эффективной работе. У группы «не успешных» спортсмены, которые бы хоти бы добиться положительных результатов в спорте, это спортсмены с эмоциональной устойчивостью, выдержанностью; эмоционально зрелые, спокойные, устойчивы в интересах, работоспособны. В основном спортсмены не довольны своими тренерами, у них конфликты и многие считают, что тренер не смог настроить их на победу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из важнейших факторов
победы в спорте является психологический
фактор. Наряду с техникой, тактикой и
физической выносливостью спортсмен должен
целенаправленно работать над развитием
своего психологического ресурса. Но каждый
ли тренер и спортсмен настолько хорошо
знакомы с особенностями функционирования
психики, чтобы в полной мере использовать
этот фактор в процессе подготовки к соревнованию
и в ходе соревнования.
В спортивной деятельности
проявляются и развиваются различные
психические свойства: интеллектуальные,
обеспечивающее качество принятых спортсменом
решений; психомоторные, определяющие
качество двигательных действий и операций;
эмоциональные, влияющие на энергетику
и экспрессивные характеристики деятельности;
волевые, обеспечивающие преодоление
возникающих в спортивной деятельности
препятствий; коммуникативные, направленные
на осуществление взаимодействия с другими
людьми; нравственные, определяющие мотивацию
деятельности и соответствие целей, средств,
результатов определенным моральным нормам.
Наличие у спортсмена набора определенных
психических свойств, отвечающих данному
виду спорта, обеспечивает высокую результативность
тренировочной и соревновательной деятельности
спортсмена.
Задачей тренера, воспитателя
является не только обучение спортсмена
тем или иным техническим действиям, соответствующим
данному виду спорта, но и формирование
личностных качеств спортсмена, способствующих
достижению им высоких результатов в его
соревновательной деятельности. Тренер,
воспитатель наряду с чисто профессиональными
знаниями должен хорошо владеть знанием
психологических особенностей воспитуемых,
умением проводить первичную диагностику
профессионально необходимых спортсмену
психологических свойств и качеств, знанием
психологических законов формирования
необходимых психических качеств у спортсмена.
Да и сам спортсмен, будучи компетентным
в тех психологических процессах, которые
обеспечивают ему достижение необходимого
спортивного результата, сможет повысить
результативность своих выступлений,
контролировать процесс подготовки к
соревнованию на осознанном уровне.
В дипломной
работе были рассмотрены
личностные предпосылки
Результаты исследования показывают, что личностные качества спортсменов, их характер и отношения с тренером влияют на достижения в спорте. Сравнив три группы спортсменов: «успешных», I разрядников и «не успешных», мы выяснили какие личностные предпосылки преобладают в группах «успешных» спортсменов «I разряда», в основном они характеризуется адекватностью самооценки, знанием самих себя, своих качеств и адекватной оценкой своих поступков. Открытость, общительность, активность в установлении как межличностных, так и социальных контактов. У них хорошее взаимоотношения с тренером, о котором можно судить по их эффективной работе. У группы «не успешных» спортсмены, которые бы хоти бы добиться положительных результатов в спорте, это спортсмены с эмоциональной устойчивостью, выдержанностью; эмоционально зрелые, спокойные, устойчивы в интересах, работоспособны. В основном спортсмены не довольны своими тренерами, у них конфликты и многие считают, что тренер не смог настроить их на победу.
Таким образом, наша гипотеза, что личностные особенности успешных и неуспешных спортсменов будут различны подтвердилась.
ЛИТЕРАТУРА
Информация о работе Характеристика личности тренеров и спортсменов