Характеристика личности тренеров и спортсменов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 10:20, научная работа

Описание работы

Целью работы является изучение личностных особенностей успешных спортсменов.
Задачами исследования выступили:
1. Рассмотреть теоретические особенности взаимоотношения тренера и спортсмена.
2. Изучить закономерности взаимоотношений в системе тренер- спортсмен в легкой атлетике.
3. Подобрать методики направленные на изучение личностных предпосылок успешности деятельности спортсмена и тренера.
4. Провести сравнительный анализ личностных особенностей «успешных» и «неуспешных» спортсменов.
5. Выявить различия между личностными предпосылками между «успешными» и «неуспешными» спортсменами и тренером.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. Характеристика личности тренеров и спортсменов
1.1 Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности. Формирование личности спортсмена
1.2 Личностные особенности спортсменов в индивидуальных и командных видах спорта
1.3 Личностные особенности спортсменов различной квалификации
1.4 Личность тренера
1.5 Формы психологического воздействия тренера на спортсмена
1.6 Индивидуализация педагогического воздействия тренеров на спортсменов
1.7 Особенности секундирования тренером спортсменов на соревнованиях
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование личностных предпосылок успешности спортивной деятельности
2.1 Программа исследования личностных предпосылок успешности спортивной деятельности
2.2 Обсуждение результатов исследования личностных предпосылок успешности спортивной деятельности
2.3. Результаты исследования личностных особенностей тренера и спортсмена
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Диплом Шапетиной.docx

— 145.68 Кб (Скачать файл)
  1. контроль за результатами тренировочного процесса и воспитательных воздействий (что является обратной связью, говорит об эффективности работы тренера);
  2. управление поведением и деятельностью учеников;
  3. получение спортсменами информации о правильности их действий и поступков (обратная связь для учащихся).

Чтобы оценка имела воздействие, она должна удовлетворять следующим требованиям:

    • осуществляться систематически, но не слишком часто, так, как большое количество текущих оценок сковывает самостоятельность учеников, не позволяет развиться самоконтролю;
    • быть объективной, непредвзятой;
    • носить дифференцированный характер в зависимости от прилежания, способностей и характера учеников;
    • быть разнообразной по форме.

Оценки могут быть прямыми и опосредованными, положительными (одобрение) и отрицательными (порицание). [40,43]

Порицание (упрек, осуждение) может оказывать на спортсмена двоякое действие. Если оно раскрывает перспективу перед учеником, то является положительной стимуляцией спортсмена, если же порицаются его способности, интересы, то это вызывает отрицательный эффект, а именно снижение активности и уровня притязаний ученика.

Не следует упрекать спортсмена сразу после неудачного выступления. Надо выдержать определенное время, чтобы схлынули негативные эмоции, спокойно поискать причины неудачи. Иначе тренер может наговорить спортсмену много обидных слов, порой и несправедливых. Лучше проводить разбор на следующий день после соревнований [66].

Отсутствие оценки оказывает отрицательное влияние на ученика, снижает его активность, поскольку не оценивание одного ученика на фоне оценивания других воспринимается как отрицательное отношение тренера. Не оценивание ведет к формированию у спортсмена представления о собственной неполноценности, неуверенности в собственных силах.

Отсутствие оценки является самым худшим способом оценки, поскольку это не ориентирует спортсмена, вызывает у него снижение активности и целеустремленности. В этом случае он вынужден строить сам оценку на субъективном истолковании намеков, ситуации, поведения тренера и товарищей. Интонация, жест, мимика тренера приобретают при этом для спортсмена особое смысловое значение. [14]

Поощрение и наказание. Действенными способами воздействия тренера на детей, занимающихся спортом, являются поощрение и наказание.

Поощрение может осуществляться морально – похвала, благодарность, проявление доверия и материально – награждение грамотой, призом и т.д. Поощрением является и привлечение тренером ученика себе в помощники или назначение его дежурным.

Еще одной формой поощрения является одобрение. Одобрять можно разными способами: словом, интонацией, мимикой (улыбкой), пантомимикой (кивком головы), аплодисментами. [88]

При разработке системы поощрений важно правильно объяснить ее спортсменам и применять те награды, которые имеют действительную для них ценность, исключив те, которые не соответствуют уровню и возрасту спортсменов. Использовать эту систему нужно очень осторожно, чтобы поощрения распределились справедливо, а награды и призы соответствовали уровню достижений спортсменов.

Оказалось, что спортсмен может заметно улучшить свой результат, если он сам определит и рост своего мастерства, и когда его следует поощрить. Ранее ошибочно предполагалось, что награждающий знает, какая форма поощрения представляет интерес для спортсменов, и может правильно оценить его достижения. Исследования показали, что спортсмены, которые разрешают поощрять себя за улучшение своей спортивной деятельности по своему усмотрению, в большей степени мотивированы на дальнейшее улучшение своих результатов, чем в случае, когда такое решение принимают другие. [7]

Наказание ученика за проступки осуществляется тренером только в моральной форме: в виде замечания, изменения отношения к ученику, отстранения от выполнения задания, выполнения внеочередных работ.

Устные замечания должны делаться с глазу на глаз. Нет смысла делать замечания одному и тому же ученику несколько раз подряд: они утрачивают свою действенность уже после третьего раза.

Убеждая в чем-то спортсменов, целесообразно апеллировать к их лучшим чувствам. Разговаривая, например, с провинившимся спортсменом, необходимо дать ему почувствовать, что веришь в него, что он – достойный член коллектива, но на этот раз допустил проступок (нагрубил, сошел с дистанции, опоздал на старт), не достойный его. В подобной ситуации, обращаясь к коллективу, следует передать его членам веру в то, что спортсмен обязательно найдет в себе силы исправить ошибки, не допускать их в дальнейшем. [5]

В эксперименте, проведенном в бассейне Фрунзенского Дворца пионеров Москвы, позитивная апелляция привела к улучшению результатов в проплывании дистанции 100 м вольным стилем на 5,9 с, негативная – на 2,7 с. Наблюдения показали, что обращение к лучшим чувствам спортсмена особенно эффективны, если в обыденной жизни он чаще сталкивается с осуждением и, видимо, адаптируется к нему. Часть спортсменов улучшила свой результат и тогда, когда преподаватель указывал на изъяны в их нравственном облике. Как показало изучение личности молодых людей (методом независимых характеристик), в работе с ними эффективнее прямо было говорить об их недостатках, так как в повседневной жизни они не привыкли к осуждению. Опрос показал, что большинство юных спортсменов считают, что ласковый, доброжелательный упрек значительно скорее оказывает воздействие на них (85%), чем резкий, жесткий выговор (15%). [3]

Юмор, шутка. Юмор является эффективным средством воздействия на учеников. Он поднимает тонус, снимает напряжение в отношениях, помогает преодолеть усталость и монотонность выполнения упражнений. В арсенале тренера всегда должны быть шутка, веселый рассказ, остроумная пословица или поговорка. [4]

Однако неумелая шутка сама может вызвать конфликт между тренером и учеником. Чтобы этого не произошло, тренеру нужно руководствоваться следующими правилами:

  1. не подвергать осмеянию личность ученика. И шутя, надо соблюдать этику;
  2. не смеяться над тем, чего ученик не может исправить (по поводу фамилии и, его физической слабости и т.д.);
  3. не смеяться первым над своей шуткой;
  4. не допускать пошлой шутки, зубоскальства;
  5. не высмеивать неловкость, невольный промах ученика [70].

Таким образом следует, что моральные, этические и профессиональные качества тренера напрямую влияют на психологическое состояние спортсменов и могут способствовать более высокому уровню их достижений.   

    1. Индивидуализация педагогического воздействия тренеров на спортсменов

 

Регулирующие воздействия тренера на спортсменов могут быть разнообразными. Различны и реакции на них спортсменов, одни из которых более внушаемы (это чаще спортсмены со слабой нервной системой и высокой тревожностью), поэтому легче подвергаются регулирующим воздействием извне, а другие менее внушаемы (в основном это спортсмены с сильной нервной системой) и труднее подвергаются воздействиям извне, но более эффективно используют приемы само регуляции, например, занимаясь психорегулирующей тренировкой. [2]

Поэтому выбор того или иного средства воздействия требует от тренера учета психологических особенностей учеников. Люди с низким уровнем чувства собственного достоинства  острее реагируют на то, что затрагивает их самооценку, они сильнее реагируют на смех, критику, порицание, чем люди с более развитым чувством собственного достоинства. Они реже участвуют в спорах, избегают ответственных соревнований, что мешает им проверить свои возможности. Спортсменов такого психологического склада надо чаще поощрять, замечая даже незначительные их успехи. Порицание же следует высказывать в осторожной форме и в отсутствие посторонних. [9]

Спортсмены со слабой нервной системой имеют меньший порог фрустрированности, чем спортсмены с сильной нервной системой. Кроме того, у первых фрустрация выражается в интрапунитивной форме, при которой спортсмен испытывает подавленность, тревожность, обвиняет себя в неудаче, считая себя бездарным, бестолковым и т.п., а у вторых – в экстрапунитивной форме, при которой спортсмен видит причину своих неудач в окружающих, в сложившейся ситуации. У первых может пропасть желание тренироваться и выступать, у вторых появляется стремление во что бы то ни стало доказать свою правоту и случайность неудач [90].

Похвалой от спортсменов, имеющих слабую нервную систему, можно добиться большего результата, чем порицанием и наказанием, поэтому их рекомендуется чаще поощрять, а на их неудачи не реагировать остро. Это придаст им уверенность в своих силах. Спортсменов с сильной нервной системой, если они не проявили полностью своих возможностей, отнеслись легкомысленно к заданию, можно и критиковать, не боясь вызвать у них упадническое настроение. Если у них и возникнуть при этом отрицательные эмоции (досада, злость), то они будут лишь стимулировать их работоспособность, спортсменам захочется доказать несправедливость упреков тренера. [60]

Соответственной должна быть и тактика общения спортсменов в команде. Нельзя набрасываться на спортсмена со слабой нервной системой при всей команде после его неудачного выступления, так же как и нецелесообразно бросать ему упреки в процессе игры: это лишь вызовет у него дополнительное психическое напряжение, нервозность, неуверенность в себе. Наоборот, после неудачного действия его надо успокоить, подбодрить [см. Таблица 1]. [47]

На независимого спортсмена лучше действуют внушение и убеждение, чем простые указания. Такой спортсмен негативно реагирует на распоряжения или приказы тренера. Целесообразно объяснить и аргументировать необходимость тех или иных действий, даваемой нагрузки. По возможности ему следует создавать условия для проявления независимости, свободы творчества, сохраняя тем самым у него высокий уровень самооценки. Слишком резкие переходы и изменения стиля взаимоотношений с таким спортсменом могут иметь нежелательные последствия [74].

 

 

 

 

Таблица 1

Программа индивидуально-воспитательной работы по оптимизации психического состояния спортсменов в соревнованиях в зависимости от силы нервной системы

Типичные недостатки деятельности

Пути психолого-педагогического воздействия

1

2

Спортсмены с сильной нервной системой

Склонность к недооценке важности соревнований и личной ответственности за выступления в них

Вызывать активность мотивации и интерес к тренировочному занятию, к данному соревнованию

Предрасположенность к переоценке своих сил и завышению уровня притязаний, особенно в соревнованиях с низкой мотивацией или слабой степенью стресса

Повышать чувство личной ответственности за каждое выступление в соревнованиях

Склонность к планированию на тренировках завышенного объема нагрузки, с которым спортсмен не всегда справляется

Предупреждать излишнюю самоуверенность путем снижения завышенного уровня притязаний до адекватного уровня

Избегать частой положительной оценки при удачном исполнении упражнения

Замечать малейшую ошибку и акцентировать на ней внимание (дозировать похвалу и порицание)

Постоянно требовать подробного анализа качества выполнения упражнения в тренировке и в соревнованиях

Ставить конкретные задачи на тренировке и соревнованиях, требовать их выполнения

Спортсмены со слабой нервной системой

Чрезмерная ответственность за выступления в соревнованиях

Снижать чувство ответственности за выступления в соревнованиях путем установки не на достижение высокого результата, а на технику, чистоту исполнения, его оригинальность и т.д.

Неуверенность в своих силах и занижение уровня притязаний

Вселять уверенность в своих силах, повышать уровень притязаний, завышая оценку положительных качеств спортсмена, и т.д.

Преобладание мотива избегания неудачи над мотивом достижения успеха

Трезво оценивать силы и возможности свои и противника

Болезненные реакции на неудачи, ошибки, критические замечания тренера, судей, партнеров и т.д.

Ставить на тренировках и на соревнованиях трудные, но выполнимые цели и задачи

Акцентировать внимание на малейшем успехе

Не заострять внимание на возможных ошибках и неудачах

Вежливо, внимательно, тактично относиться к спортсмену (особенно перед стартом)

Организовать межличностные отношения с партнерами по команде, предупреждающие возникновение конфликтов в связи с низкой оценкой ими личности и деятельности спортсмена

Обучать методам психорегуляции (ПРТ). Чаще моделировать соревновательную обстановку в условиях тренировки


 

Таким образом, от тренера требуется индивидуальный подход к каждому спортсмену, вне зависимости от целей и задач этого спортсмена.  

 

    1. Особенности секундирования тренером спортсменов на соревнованиях

 

Контакт тренера со спортсменами в процессе соревнований имеет большое значение. Не каждый спортсмен может правильно оценить особенности соревновательной обстановки, наметить пути достижения высокого результата. У спортсмена, как уже говорилось выше, могут возникнуть паническое состояние, неуверенность в своих возможностях. Спортсмен ждет от тренера поддержки, помощи советом. Важна в этом случае, очевидно, не столько словесная стимуляция, сколько само присутствие тренера. Именно поэтому тревожность у спортсменов при секундировании их тренером меньше, чем при отсутствии его или замене. Секундирование обычно осуществляется в двух формах: советов-наставлений, даваемых перед началом соревнования, и советов-подсказок, даваемых в ходе соревнования. [15]

Советы-наставления имеют цель сформировать у спортсмена положительное отношение к предстоящему соревнованию, укрепить его уверенность в своих силах, мобилизовать его. Однако пользоваться наставлениями тренеру надо очень продуманно, не превращая их в "накачку". В противном случае наставления могут вызвать либо излишнее возбуждение спортсмена, либо торможение как реакцию на сверхсильный раздражитель, то есть вызвать либо предстартовую лихорадку, либо апатию [90].

На международных выступлениях, - говорит мастер спорта М., - ясно понимаешь, что нужно выиграть во что бы то ни стало. Навряд ли есть такой спортсмен, который бы не стремился к победе на любых соревнованиях. Там не менее часто в этот момент, когда и так напряжен до предела, тебя начинают подстегивать и напоминать об ответственности выступления. Это приводит к тому, что спортсмен выходит на лед в нервозном, взвинченном состоянии, игра не клеится, игроки допускают грубые тактические и технические ошибки, теряют контроль над собой, хаотически мечутся по полю, в результате терпят поражение. [14]

Советы тренера, призывающие к осторожности, могут, с одной стороны, способствовать более продуманному, сдержанному ведению соревновательной борьбы, а с другой – вызвать у спортсмена сомнение в благоприятном итоге соревнования, сменить установку «одержать победу» на установку «не проиграть». Не следует, давая наставления, подчеркивать силу соперника, тем более не указывая конкретно, в чем состоит эта сила. Это ставит перед спортсменом новую задачу: разобраться самому, в чем силен соперник. Не обладая достаточной информацией, спортсмен может снизить вероятность достижения победы, у него может возникнуть страх перед соперником. [55]

Информация о работе Характеристика личности тренеров и спортсменов