Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 10:20, научная работа
Целью работы является изучение личностных особенностей успешных спортсменов.
Задачами исследования выступили:
1. Рассмотреть теоретические особенности взаимоотношения тренера и спортсмена.
2. Изучить закономерности взаимоотношений в системе тренер- спортсмен в легкой атлетике.
3. Подобрать методики направленные на изучение личностных предпосылок успешности деятельности спортсмена и тренера.
4. Провести сравнительный анализ личностных особенностей «успешных» и «неуспешных» спортсменов.
5. Выявить различия между личностными предпосылками между «успешными» и «неуспешными» спортсменами и тренером.
Введение
ГЛАВА 1. Характеристика личности тренеров и спортсменов
1.1 Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности. Формирование личности спортсмена
1.2 Личностные особенности спортсменов в индивидуальных и командных видах спорта
1.3 Личностные особенности спортсменов различной квалификации
1.4 Личность тренера
1.5 Формы психологического воздействия тренера на спортсмена
1.6 Индивидуализация педагогического воздействия тренеров на спортсменов
1.7 Особенности секундирования тренером спортсменов на соревнованиях
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование личностных предпосылок успешности спортивной деятельности
2.1 Программа исследования личностных предпосылок успешности спортивной деятельности
2.2 Обсуждение результатов исследования личностных предпосылок успешности спортивной деятельности
2.3. Результаты исследования личностных особенностей тренера и спортсмена
Заключение
Литература
С другой стороны, желая вселить веру в себя, не нужно внушать спортсмену представление о слабости соперника, о легкости победы над ним. Встретив вопреки наставлению тренера достойное сопротивление, спортсмен может растеряться и проиграть борьбу.
Поэтому если тренер хочет реально помочь воспитаннику, он должен давать конкретные указания об основных сильных и слабых сторонах соперника. Но и эти сведения надо сообщать осторожно, учитывая индивидуальные особенности и опыт спортсмена [95].
Советы-подсказки, даваемые тренером в ходе соревновательной борьбы, тоже надо использовать осторожно, поскольку они также могут привести к отрицательному эффекту. Чаще всего это связано с тем, что подсказки не дают спортсмену сосредоточиться, отвлекают его от анализа меняющейся соревновательной ситуации, мешают самостоятельно решать соревновательные задачи. Систематическое применение подсказок делает спортсмена беспомощным, когда ему приходится выступать без тренера или когда условия соревнований не позволяют тренеру "суфлировать". Кроме того, подсказка тренера может вступать в противоречие с имеющимся у спортсмена замыслом, что создает у него внутренний мотивационный конфликт, разрешение которого при дефиците времени на принятие решения весьма затруднительно. Как правило, подсказки полезны лишь в критических ситуациях. Следует учитывать, что в пылу соревновательной борьбы спортсмен может вообще не воспринимать подсказки тренера или воспринимать их искаженно. [16]
Выявлены индивидуальные способности общения тренера со спортсменами во время соревнования. Одни тренеры ведут себя эмоционально, другие сдержанно. [10]
Эмоциональным тренерам свойственна высокая интенсивность общения: за игру они обращаются к игрокам в среднем 61 раз. Их речь сопровождается богатой мимикой и жестами. По направленности общение ограничено тремя-четырьмя сильнейшими игроками команды. В обращениях к игрокам преобладает повышенный и резкий тон голоса. Содержание обращений характеризуется преобладанием технической, оценочной и организационной информации. Успокаивающие и дисциплинарные обращения встречаются редко. Среди форм обращений преобладают указания, побуждения и неодобрения (за игру они используются в среднем 36 раз), замечания. Одобрения и требования используются реже. [6]
Эмоциональные реакции у таких тренеров носят нервозный, почти конфликтный характер и вызываются неудачными действиями игроков.
Общение сдержанных тренеров значительно отличается от общения эмоциональных коллег. Интенсивность общения составляет у них в среднем 35 обращений за игру. Их речь небогата мимикой и жестами. Тон обращения несколько повышенный, но резкий тон встречается редко. В содержании обращений часто встречается техническая, оценочная и тактическая информация. Почти отсутствуют организационные, успокаивающие и дисциплинарные обращения. В формах обращений преобладают побуждения, указания, неодобрения и замечания. Редко встречаются одобрения и почти никогда требования. [16]
Причинами обращений наиболее часто служат реакции на технические моменты; эмоциональные реакции на неудачные действия игроков внешне почти не проявляются. Чаще всего наблюдается нормальное, спокойное проявление эмоций [100].
У эмоциональных тренеров интенсивность общения на соревнованиях выше, чем на тренировках, а у сдержанных тренеров – меньше, чем на тренировках. [5]
Восприятие спортсменами замечаний и советов тренера страдает, если спортсмены находятся в состоянии эмоционального напряжения, поскольку ослабляются смысловая обработка и анализ запечатлевшейся в памяти информации. При выступлении без секунданта (тренера) состояние тревоги повышается у спортсменов за счет возникновения дополнительных трудностей (недостаточно качественная разминка, не с кем заполнить паузы, возникающие в ходе соревнований, и т.п.). Отсутствие желаемой эмоциональной поддержки, общения создает для спортсмена дискомфортные условия, так как из стереотипа его представлений о соревновании выпадает одна из существенных деталей. Знание того, кто будет секундировать на соревнованиях, создает у спортсмена специфическую эмоциональную пред настройку, вызывает состояние комфорта или тревоги. [11]
Взаимоотношения тренера и спортсмена в процессе соревнований во многом отличаются от таковых во время тренировок. Во время соревнований тренер должен быть предельно внимателен и корректен. Спортсмены из-за эмоциональной напряженности иногда очень остро реагируют на замечания тренера, тяжело переживают его упрек. Иногда это может стать причиной поражения. Специфика общения тренера со спортсменами на соревнованиях заключается и в том, что корригирующие воздействия тренера на спортсмена в случае неблагоприятного хода борьбы последним либо с трудом, либо совсем не воспринимаются. Осознаваемость указаний тренера на качество выполнения тактических и технических приемов колеблется от 25 до 44% случаев [102].
Естественно стремление тренера уделять спортсмену в процессе соревнований большее внимание. Однако заботливость может быть воспринята спортсменом неадекватно. Во-первых, она расценена как выражение чувства жалости к нему, и спортсмен начинает судить трудности своего положения. Во-вторых, эта заботливость может быть воспринята как неискренняя ("Ведь раньше этого не было!"). В результате спортсмен может на будущее сделать неправильные выводы и начнет злоупотреблять этим, думая, что тренер должен относиться к нему мягко и нетребовательно. В итоге это приведет к снижению дисциплины.
При секундировании тренер не должен обнаруживать перед спортсменом свое эмоциональное состояние (ведь для тренеров характерны те же предстартовые состояния, что и для спортсменов), имеющиеся сомнения, неуверенность в исходе спортивного соревнования. Следует иметь ввиду, что эмоции обладают заразительностью, передаются от тренера к спортсмену. Иногда сам тренер индуцирует свое эмоциональное состояние и свою неуверенность спортсмену, даже не подозревая об этом [116].
Таким образом секундирование является важным аспектом в общении тренера со спортсменом и может напрямую влиять на достижения подопечного. Это требует от тренера внимательного и взвешенного отношения к данной области и грамотности в его (секундирования) использовании.
Мастерство спортсмена во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с тренером, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями. Все это приобретает особую остроту в спорте высших достижений. В этой сфере деятельности наиболее важно знать, как сформировать позитивные межличностные отношения с другими спортсменами, как избежать конфликта или выйти из него, как создать такой социально-психологический климат, который способствовал бы успешному формированию мотивации спортсмена, его готовности переносить предельные нагрузки и стремлению к достижению высоких результатов. Профессионально важные качества личности тренера и пути формирования этих качеств.
Цель: изучение личностых особенностей успешных спортсменов
Задачами эмпирического исследования являются:
Объектом исследования были спортсмены по легкой атлетике и тренеры,
Предметом исследования - личностные особенности успешных и не успешных спортсменов.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что личностные особенности успешных и неуспешных спортсменов будут различны.
В качестве испытуемых выступили спортсмены по легкой атлетике и их тренеры.
Выборка составила 30 спортсменов от 16 до 25 лет различной категорией и 18 тренеров по легкой атлетике от 30 до 45 лет.
Методами исследования были выбраны:
В ходе исследования мы разделили спортсменов на группы: «Успешные спортсмены», в группу были отнесены спортсмены с категориями мастера спорта и кандидаты в мастера спорта, «I разряд», спортсмены, которые имеют первый разряд и «неуспешные», спортсмены без категорий.
Мы представим результаты по методике «Мотивация к достижению успеха» Т.Элерс. Результаты группы «успешные» спортсмены представлены в Таблице №1.
Таблица №1
Результаты группы «успешные» спортсмены по методика диагностики мотивации к достижению успеха Т.Элерса
Испытуемый |
Баллы |
1 |
2 |
1. Ш. С.Е.16 лет (М) |
7 |
2. К. Д.К.25 лет (М) |
13 |
3. А. А.А.20 лет (М) |
12 |
4. М. Р.А.20 лет (М) |
16 |
5. К. Е.Н.17 лет (М) |
13 |
6. П. А.А.17 лет (М) |
15 |
7. П. Ю.С.25 лет (М) |
19 |
8. Л. А.Г. 25 лет (М) |
11 |
9. Л. П.В.20 лет (М) |
19 |
10. К. Н.Д.21 лет (М) |
19 |
11. Н. Н.Н. 18 лет (М) |
17 |
12. С. Г.А.18 лет (М) |
10 |
13.С. Д.В. 19 лет(М) |
18 |
14. К. И.А.19 лет (М) |
16 |
Как видно из таблицы спортсмены группы «успешные» ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска. Полученные данные можно объяснить средний уровень риска свидетельствует об адекватном отношению к не удачам и готовности к определенному риску для достижения успехов в спортивной деятельности.
Таблица №2
Результаты группы «первый разряд» спортсмены по методике диагностики мотивации к достижению успеха Т.Элерса
Испытуемый |
Баллы |
1. Н. Б.Э.16 лет (М) |
9 |
2. С. З.Н.16 лет (М) |
8 |
3. С. К.А.17 лет(М) |
8 |
4. К. Д.Н. 17 лет (М) |
17 |
5. Щ. М.А.16 лет (М) |
17 |
6. Ш. М.Н.19 лет (М) |
15 |
7. М. Д.О. 19 лет (М) |
16 |
Спортсмены группы «I разряд» ориентированы средний уровень мотивации к успеху. Это спортсмены предпочитаю средние по трудности и слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат.
Результаты методики «Мотивация достижению к успеху» спортсменов группы «неуспешные» спортсмены представлены в Таблице 3.
Таблица № 3
Результаты группы «неуспешные» спортсмены по методике диагностики мотивации к достижению успеха Т.Элерса
Испытуемый |
Баллы |
1. С. В.В. 17 лет (М) |
10 |
2. К. В.С. 17 лет (М) |
9 |
3. В. Д.Ф. 19 лет (М) |
15 |
4. З. А.В. 19 лет (М) |
16 |
5. П. А.Р. 16 лет (М) |
17 |
6. К. М.А. 16 (М) |
10 |
7. Л. П.А. 20 (М) |
10 |
8. С. Н.В. 20 (М) |
10 |
9. С. Д.В.19 (М) |
25 |
Большая часть спортсменов группы «неуспешные» 16.6% имеют низкую мотивация к достижению успеха. 10.0% спортсменов обладают средним уровнем мотивации к достижению успеха. 3.3% спортсменов обладают высоким уровнем мотивации к достижению успеха.
Мы полагаем, что спортсмены, которые имеют высокий и средний уровень мотивации избегания неудач, предпочитают малый или высокий уровень риска.
Таким образом, результаты по методике диагностики мотивации на успех Т. Элерса продемонстрировали, что большая часть испытуемых с умеренно высоким и средним уровнями мотивации на успех предпочитают средний уровень риска. Эти спортсмены предпочитаю средние по трудности и слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат. При этом спортсмены со слишком высоким уровнем мотивации склонны ставить перед собой заниженные цели. А спортсмены с низким уровнем мотивации на успех, наоборот, ставить завышенные цели иногда переоценивая собственные возможности. Методика диагностики мотивации к избеганию неудач помогла выявить спортсменов, более ориентированные на процесс, менее задумываются над достижением результата, их процессуальная направленность препятствует их результативности. Спортсмены, ориентирующиеся на результат, могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам.
Информация о работе Характеристика личности тренеров и спортсменов