Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 21:20, курсовая работа
ому данная тема представляет особый интерес для исследования.[8]
Цель курсовой работы: выявить основные закономерности развития и диагностики мышления в подростковом и юношеском возрасте.
При этом поставлены следующие задачи:
Обобщить материал по проблеме мышления в психологии.
Рассмотреть возрастные особенности мышления у подростков и юношей.
Исследовать особенности операций мышления в подростковом и юношеском возрасте.
Введение
Глава I. Основные положения в изучении мышления
1.2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ
1.3 ПСИХОЛОГИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ЕГО ФАЗЫ
1.4 ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
Глава 2. Возрастные особенности мышления
2.2 ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.3 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС – МЫШЛЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.4 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.5 ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.6.ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС – МЫШЛЕНИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
Глава 3. Исследование особенностей мышления школьников подросткового и раннего юношеского возраста
3.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДУЕМЫХ ГРУПП
3.2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.3 АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Выводы
ЛИТЕРАТУРА
Часть 3 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО И РАННЕГО ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
3.1.Психологическая характеристика исследуемых групп.
При оценке мышления у
Главной
задачей развития в
По
сравнению с подростковым
Исследуемая группа юношей школьного возраста отличалась стремлением не только быстрого решения вопросов того или иного задания, но и его правильности, четко выражен критерий самомнения, нежелания «делиться своими ответами». Исследуемая группа данной категории учеников четко имела представление о цели выполнения своего задания, при определяющей роли учителя, чью точку зрения подвергали сомнению, вызывая дискуссии на темы.
Так
как в подростковом и юношеском возрасте
появляется возможность логически рассуждать,
совершая в уме более сложные действия
и операции, я решила исследовать именно
данные особенности мышления, для чего
применялись нижеуказанные методы.
3.2. Методы и организация исследования
В работе использованы пять методик, направленные на исследование как общего уровня развития подростков, их способности к обучению, так и отдельных мыслительных операций, анализируя которые можно охарактеризовать отдельные особенности мышления ребёнка. Это следующие методики:
В каждом исследовании принимало участие 15 учеников различного возраста от 13 до 18 лет. Ниже приводится описание всех методик и анализ полученных результатов. Результаты тестирований и ответы отдельно взятого ребёнка.
1.Методики исследования познавательных процессов
1.1.Методики исследования мышления
1.1.1. Методика «Недостающие буквы в словах»
Цель данной методики: исследовать скорость протекания мыслительного процесса в подростковом и юношеском возрасте (динамическая характеристика мышления)
Данная методика проводилась индивидуально, начиная с подросткового возраста.
При проведении методики использовалось следующее оборудование: секундомер, бланки с рядами слов, последователь предъявляемых ученику.
Стимульный материал,
предъявляемый ученику в
1.
ключ к опыту:
1.
Ученикам предлагалось вписать недостающие буквы. Мною отмечалось время, потраченное на обдумывание отдельного слова и на работу со всем рядом в отношении каждого ученика! Листы с рядами слов каждому ученику предъявлялись последовательно от 1 до 5, работа проводилась индивидуально с каждым учеником.
Результаты проведения данной методики оформлялись в виде таблицы. Согласно полученным общим данным была составлена водная таблица и график, указывающий на развитие динамичности мышления, отражающий процесс протекания динамичности мышления и его показатели в зависимости от возраста испытуемого.
1.1.2. Методика «Вербальный лабиринт»
Если в предыдущей методике был рассмотрен критерий динамичности мыслительного процесса, то цель следующей методики: исследовать гибкость, пластичность мышления и способность к быстрому переключению при решении мыслительных задач. При выполнении данной методики использовалось следующее оборудование: секундомер, карандаш, специальные бланки.
Стимульный материал, предъявляемый к исследуемому в строгой последовательности
НЕОСРО НАРСНА ЫМЮЯТВ ИНЕЕЫПУ
ЕСВИБК ЕАИНОП ЕНИЛКА НЕЛЗАК
АНЗОКЫ МИРЕПС ИНЕВАР ЕЫПУТС
КВОБУЗ НЕТОЗК ТИКСУП ЛТУТСЫ
НИБОКЯ
ЫМАЗКЭ
НИАРКУ
ПУТСЫВ
ТИЕЛИК ОИЕЖЕА АБАИКЛ ЫЕОИНЕ
СНИИРС НЗНОИД МАТРОЮ МИКЖОЛ
ОЕНТАД ОКОЛДЕ ТЕЬЛУК ИТАТСО
НЖИВДО МАРГОР АКЦУКА ЧЫРКИР
БАКШДП
ЕПСОРП
ИСЬЛИФ
ОРАДОП
САВИЧЮ ВИТАГО
ИКЫДАЛ ТСЕБИР
АВЫЗАК САЖУРД
ВЫСИПО ЕШУРКО
СЬТАРД
ЖУРДОС
Без объяснения цели работы исследуемым была зачитана инструкция: «Перед вами 10 вербальных лабиринтов. В каждом случае вам необходимо начинать «продвижение по лабиринту из правого нижнего угла и двигаться вверх ( в левый верхний угол) так, чтобы в результате продвижения из пройденных букв образовалось слово. Изменять направление движения можно только под прямым углом. Работать нужно как можно быстрее, так как учитывается время выполнения каждого из 10 заданий».
На примере было показано решение задания под номером 1:
ЕИНАНЗ
НЕОСРО
ЕСВИБК
АНЗОКЫ
КВОБУЗ
НИБОКЯ
Правильный ответ – ЯЗЫКОЗНАНИЕ, путь был начат от нижнего правого угла, согласно методике до верхнего левого угла.
После этого
были даны указания начать работу и
включен секундомер. Результаты данной
методики были оформлены в виде таблицы,
при получении определенных данных
и выяснению их средних параметров,
был определен уровень
При выполнении следующей методики моей целью было выяснить уровень испытуемых выделять существенные признаки предметов, как один из показателей развития мышления.
1.1.3. Методика «Выделение существенных признаков»
при выполнении
данной методики преследовалась следующая
цель: выявить способности
При выполнении данной методики использовалось следующее оборудование: карандаш, специальные бланки
Стимульный материал:
Перед началом
выполнения методики испытуемым была
зачитана инструкция: «В каждой строчке
одно слово находится перед
Затем испытуемым были розданы бланки и дано указание приступить к работе. Методика была использована при групповом обследовании вышеуказанных учеников. При выполнении данной методики и получении результатов, составлении таблицы, учитывались следующие показатели: правильность отбора слов – качественный показатель, число правильно выполненных заданий – количественный показатель.