Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 21:20, курсовая работа
ому данная тема представляет особый интерес для исследования.[8]
Цель курсовой работы: выявить основные закономерности развития и диагностики мышления в подростковом и юношеском возрасте.
При этом поставлены следующие задачи:
Обобщить материал по проблеме мышления в психологии.
Рассмотреть возрастные особенности мышления у подростков и юношей.
Исследовать особенности операций мышления в подростковом и юношеском возрасте.
Введение
Глава I. Основные положения в изучении мышления
1.2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ
1.3 ПСИХОЛОГИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ЕГО ФАЗЫ
1.4 ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
Глава 2. Возрастные особенности мышления
2.2 ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.3 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС – МЫШЛЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.4 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.5 ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.6.ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС – МЫШЛЕНИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
Глава 3. Исследование особенностей мышления школьников подросткового и раннего юношеского возраста
3.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДУЕМЫХ ГРУПП
3.2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.3 АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Выводы
ЛИТЕРАТУРА
Работа по данной методике была закончена как только один из испытуемых закончил решение последнего ряда. В отношении остальных – по числу выполненных заданий.
При правильном выполнении каждого ряда испытуемый получал 3 балла, при невыполнении – 0. Наивысшая оценка – 30 баллов с поправкой на время. Для подведения итогов данной методики использовалась формула:
А=В+Т, где А – итоговая оценка
В- результат подсчета баллов без учета времени
Т- прибавляемый балл с учетом времени
И использовалась
нижеприведенная таблица для
выведения конечных результатов. При
составлении итоговых таблиц, учитывалось
мною время, потраченное на выполнение
задания.
Время (сек) | Оценка, Т при В >23 | Время (сек) | Оценка Т, при В < 24 |
85 и менее | 3 | 200 и менее | 0 |
86-200 | 0 | 201-270 | -3 |
201 и более | -3 | 271 и более | -6 |
При выполнении данной методике требовалось изучить уровень процессов обобщения и отвлечения, способность выделять существенные признаки предметов и явлений.
Необходимое оборудование для выполнения данной методики : карандаш, специальные бланки
Стимульный материал:
Перед началом проведения методики испытуемым была зачитана инструкция: «Вы получили бланки, на которых написаны серии слов. Каждая серия состоит из 5 слов. Четыре из них являются в некоторой степени однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Вы должны просмотреть каждую серию, подчеркнуть или выписать из нее слово, подлежащее исключению»
Были розданы бланки и начата работа. Методика была использована при групповом исследовании.
При обработки
результатов анализировалось пр
При правильном выполнении каждого ряда испытуемый получал 2 балла, при неправильном – 0. наивысшая оценка 30 баллов с поправкой на время. При подсчете результатов была использована нижеприведенная формула:
А=В+Т, А – итоговая оценка
В- результат подсчета баллов без учета времени
Т- прибавляемый балл с учетом времени
А также данная таблица.
Время (сек) | Оценка, Т при В >23 | Время (сек) | Оценка Т, при В < 24 |
90 и менее | 3 | 250 и менее | 0 |
91-250 | 0 | 251-330 | -3 |
251 и более | -3 | 331 и более | -6 |
Цель: исследовать
способность к выделению
Оборудование: карандаш, специальные бланки
Стимульный материал:
испуг-бегство
физика-наука
правильно-верно
грядка-огород
похвала-брань
пара-два
слово-фраза
бодрость-вялость
десять-число
праздность-безделье
глава-роман
покой-движение
прохлада-мороз
обман-недоверие
пение-искусство
свобода-независимость
Испытуемым была зачитана следующая инструкция: « В верхней части бланка расположены 6 пар сов, каждой из которых присущи определенные отношения. Например, «овца-стадо» - часть и целое, «малина-ягода» - определение, «море-океан» - различаются в количественном отношении. В нижней части бланка расположены пары слов, связь которых вы должны сопоставить с одним из образцов, находящихся в верхней части бланка. Против каждой пары указаны номера образцов. Рядом с каждой парой вы должны обвести номер, соответствующий паре образцу». При этом вариант решения был показан следующим образом: «поджог является следствием мести, аналогично тому, как смерть-следствие отравления, следовательно пары «месть-поджог» нужно ставить номер 5, что соответствует паре-образцу: «отравление-смерть».
После зачтения инструкции были розданы испытуемым бланки и дано указание начать работу. Время выполнения задания не засчитывалось.
При обработки
полученных результатов учитывался
качественные характеристики. Обсуждение
допущенных ошибок испытуемого дало
возможность оценить логический строй
мышления испытуемого, целенаправленность
и критичность его мышления. Также была
осуществлена количественная
обработка результатов: 16 заданий этого
теста оцениваются каждое по 2 балла при
выполнении и 0 баллов при невыполнении.
При подведении итогов выполнения задания
использовалась нижеприведенная формула:
А=В+Т, А – итоговая оценка
В- результат подсчета баллов без учета времени
Т- прибавляемый балл с учетом времени
А также таблица подсчетов баллов:
Время (сек) | Оценка, Т при В >23 | Время (сек) | Оценка Т, при В < 24 |
114 и менее | 3 | 370 и менее | 0 |
114-370 | 0 | 371-505 | -3 |
371 и более | -3 | 506 и более | -6 |
3.3. Анализ и интерпретация результатов
Методика «Недостающие буквы в словах»
Все полученные результаты были оформлены в соответствующих подробных таблицах, которые располагаются в строгом порядке по мере выполнения методики.
Таблица № 1
Результаты выполнения (столбец № 1)
ФИО ученика, возраст | Номер слова в данном столбце, время выполнения каждого слова в секундах | Общее время на выполнение одного столбца | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
1.Кушнерев Александр, 13 лет | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 6 | 4 | 3 | 44 секунд |
2.Данилина Дарья, 15 лет | 3 | 4 | 6 | 5 | 4 | 4 | 5 | 6 | 2 | 3 | 42 секунды |
3.Кирпичев Алексей, 16 лет | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 3 | 3 | 3 | 33 секунды |
4.Мирошников Валерий, 16 лет | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 44 секунды |
5.Еременко Марина, 15 лет | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 35 секунд |
6.Сулейманов Ренат, 15 лет | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 6 | 4 | 4 | 4 | 4 | 49 секунд |
7.Тихонов Денис, 13 лет | 4 | 3 | 3 | 3 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 40 секунд |
8.Черкашин Сергей, 16 лет | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 6 | 5 | 5 | 4 | 48 секунд |
9.Тенизбав Никита,17 лет | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 22 секунды |
10.Питимко Артем, 17 лет | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 3 | 3 | 25 секунд |
11.Коренева Светлана, 18 лет | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 3 | 3 | 21 секунда |
12.Мурзина Татьяна, 18 лет | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 22 секунды |
13.Богатырева Светлана, 17 лет | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 24 секунды |
14.Лукъянова Людмила, 17 лет | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 20 секунд |
15.Шевцова Ольга, 18 лет | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 25 секунд |
При составлении
данной таблицы и занесения в нее результатов
проведения данной методики по столбцу
№ 1 выявлено, что колебания скорости
выполнения задания происходит от
49 секунд до 20 секунд, при этом чем старше
испытуемый, тем меньше ему необходимо
время на обдумывание каждого слова и
выполнение всего ряда. Кроме того, при
выполнении данного столбца играет фактор
сложности, который в данном случае наименьший,
т.е. не представляет особых трудностей
при выполнении данного задания.
Таблица
№ 2
Результаты выполнения
(столбец № 2)
ФИО ученика, возраст | Номер слова в данном столбце, время выполнения каждого слова в секундах | Общее время за выполнение одного столбца | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
1.Кушнерев Александр, 13 лет | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 6 | 4 | 5 | 49 секунд |
2.Данилина Дарья, 15 лет | 4 | 4 | 6 | 5 | 5 | 4 | 5 | 6 | 3 | 4 | 46 секунд |
3.Кирпичев Алексей, 16 лет | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 44 секунды |
4.Мирошников Валерий, 16 лет | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 44 секунды |
5.Еременко Марина, 15 лет | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 49 секунд |
6.Сулейманов Ренат, 15 лет | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 6 | 4 | 4 | 4 | 4 | 49 секунд |
7.Тихонов Денис, 13 лет | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 49 секунд |
8.Черкашин Сергей, 16 лет | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 6 | 5 | 5 | 4 | 50 секунд |
9.Тенизбав Никита,17 лет | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 25 секунд |
10.Питимко Артем, 17 лет | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 27 секунд |
11.Коренева Светлана, 18 лет | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 23 секунд |
12.Мурзина Татьяна, 18 лет | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 24 секунды |
13.Богатырева Светлана, 17 лет | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 4 | 26 секунды |
14.Лукъянова Людмила, 17 лет | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 22 секунд |
15.Шевцова Ольга, 18 лет | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 27 секунд |