Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 14:11, курсовая работа
Пoэтому для многих родителей проблема адаптации маленького ребенка к детскому саду стоит достаточно остро. Так как ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специального психолого-педагогического сопровождения данного процесса может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.
Введение
Актуальность темы «Исследование психологических причин дезадаптации детей к условиям детского сада»», обусловлена тем, что в последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольное учреждение в раннем возрасте.
Пoэтому для многих родителей проблема адаптации маленького ребенка к детскому саду стоит достаточно остро. Так как ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специального психолого-педагогического сопровождения данного процесса может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.
Процесс адаптации к детскому саду все дети переживают по-разному, но в большинстве случаев малышам все же удается адаптироваться к новой обстановке за 3-6 месяцев. Однако случается, что адаптация ребенка к детсадовским условиям затягивается, а то и вовсе терпит крах, что называется дезадаптацией. Поэтому воспитателям, родителям важно знать ее признаки, причины, чтобы суметь заметить первые тревожные сигналы в поведении ребенка и своевременно принять необходимые меры для устранения возникшей проблемы. Игнорирование этой проблемы грозит нарушениями в темпах развития ребенка и целым комплексом серьезных психологических травм.
Изучению проблемы адаптации и дезадаптации детей к условиям детского сада в последнее время уделяют все большее и большее внимание, как врачи, так и психологи, педагоги и социологи. Проблемами адаптации и дезадаптации детей к условиям ДОУ занимались многие казахстанские, российские и зарубежные психологи Мамайчук И.И., Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г., Данияров С.Б., Ватутина Н.Д. и многие другие. Учеными-исследователями раскрыты механизмы процесса адаптации и дезадаптации детей к условиям ДОУ, факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода; разработаны рекомендации для педагогов и родителей по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение и организации адаптационного периода в ДОУ.
Анализ литературы по проблеме дезадаптации детей к условиям детского сада позволил выявить противоречие между необходимостью повышения адаптационных возможностей у детей к стенам ДОУ и недостаточной разработанностью детерминант успешности их протекания.
На основании вышеизложенного нами определена проблема: каковы же психологические причины, обеспечивающие дезадаптацию у детей в процессе привыкания к условиям детского сада?
Актуальность исследуемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Психологические причины дезадаптации детей к условиям детского сада».
Цель: исследовать психологические причины дезадаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада.
Объект исследования: процесс дезадаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада.
Предмет исследования: психологические причины дезадаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада.
Гипотеза: дезадаптация детей дошкольного возраста к условиям детского сада обуславливается уровнем психического развития ребенка.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
Теоретико-методологической основой исследования являются принципы системного подхода к психике (Ломов Б.Ф., Ананьев Б.Г.), личностно-деятельностный подход Леонтьева А.Н., а также исследования по проблемам дезадаптации детей дошкольного возраста к новым социальным условиям (Д.Н.Исаев, В.И.Гарбузов, А.И.Захаров, Е.О.Смирнова, Р.В.Тонкова-Ямпольская и др.).
Теоретическая значимость: опираясь на научные труды, посвященные дезадаптации детей дошкольного возраста, в нашем исследовании мы рассматриваем особенности психического развития детей дошкольного возраста. Даем анализ поведения детей в период адаптации, определяем факторы, влияющие на дезадаптацию детей; а также выявляем условия успешности адаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада.
Практическая значимость: Определение личностных детерминант детей дошкольного возраста, оценка познавательно-эмоциональной сферы личности, условия успешности адаптации и разработка методических рекомендаций по организации процесса адаптации детей к новым условиям - рассчитаны в помощь детским психологам, а также воспитателям детского сада для повышения знаний по работе детьми в период адаптации.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
«Найди и вычеркни», «Проставь значки», «Запомни и расставь точки», «Придумай рассказ», «Узнай фигуры», методика «Нелепицы», «Назови слова», методика «Какой Я?», «Запомни и воспроизведи рисунок», методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми ?»
Структура дипломной работы определена задачами исследования, их последовательностью и взаимосвязанностью. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
В процессе своего психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей. Это движение онтогенеза, по мнению В.С. Мухиной, соединено с развитием внутренней позиции, которая отличает ребенка от других и одновременно несет в себе возрастные и общечеловеческие внутренние черты. Именно целостное психическое развитие ребенка содержит потенциал общечеловеческих и индивидуальных свойств [1].
При характеристике личности ребенка нужно различать врожденные (психодинамические) черты, связанные с динамикой работы нервной системы, и приобретенные качества личности, которые формируются в процессе общения с окружающими[2].
Врожденные индивидуальные особенности во многом определяют уникальный путь развития личности и лежат в основе индивидуального стиля деятельности и общения. Большинство исследователей, занимающихся проблемой индивидуальности, относят к психодинамическим качествам импульсивность — рефлексивность, пластичность — ригидность, экстравертность — интровертность, экстрапунитивность — интрапунитивность, эмотивность и способности.
Импульсивность — рефлексивностьу детей проявляется, прежде всего, в соотношении ориентировочной и исполнительной частей деятельности: у импульсивных преобладает исполнение, у рефлексивных — ориентировка. Для импульсивных дошкольников характерен высокий темп деятельности и повышенная динамика движений. Ориентировочная фаза деятельности у таких детей практически отсутствует, они берутся за выполнение задания, зачастую не вникнув в условия и пропустив важные детали, тем самым увеличивая вероятность ошибок и неуспеха.
В целом импульсивность является возрастной особенностью: у дошкольников еще недостаточно сформированы функции контроля за поведением. При нормальном развитии такая форма импульсивности достаточно оптимально корректируется в совместных играх детей, в которых исполнение ролевых правил требует сдерживания непосредственных побуждений и учета интересов других играющих, а несколько позднее — в учебной деятельности. Для импульсивных детей характерны стремление принимать поспешные решения, слабая выраженность предварительной ориентировки, трудности в усвоении инструкции, бездоказательные объяснения, трудности в антиципации последующих шагов. Как правило, такие дошкольники обращают внимание только на отдельные условия. Рефлексивные дети отличаются низким темпом деятельности, напряженностью, усидчивостью, развернутой ориентировочной частью деятельности и быстрым исполнением. Им трудно выполнять задания при дефиците времени и невозможности получить достаточные сведения о ситуации.
С возрастом меняется степень проявления тех или иных врожденных индивидуальных особенностей. Младшие дети в целом импульсивнее старших. На протяжении детства и юности уровень рефлексивности постепенно возрастает, а импульсивности — падает. С возрастом затраты времени на выполнение какого-либо задания в среднем увеличиваются, а количество ошибок уменьшается. При этом наблюдается тенденция к сохранению типа реакции. Иначе говоря, ребенок, демонстрировавший ярко выраженную импульсивность в дошкольном возрасте, в подростковом возрасте останется импульсивным, хотя и в меньшей степени.
Пластичность — ригидность связана со скоростью переключения с одной деятельности или объекта на другой. Пластичные дети легко переходят от одного вида деятельности к другому, быстро меняют способы мышления в процессе взаимодействия с предметной средой, стремятся к разнообразию форм предметной деятельности. В социальном плане пластичность обеспечивает легкость в общении с людьми, склонность к разнообразию коммуникативных программ и имеющихся у ребенка социальных навыков.
Ригидность характеризуется трудностью переключения с одной деятельности или объекта на другой, вплоть до полной невозможности перейти к новому делу, не завершив предыдущего. Ригидность многими авторами определяется как тенденция к сохранению своих установок, принципов, способов мышления и неспособность к изменению своей точки зрения и рассматривается как основа догматизма, авторитарности и других сходных явлений [3]. Особенно неблагоприятна ригидность в эмоциональной сфере. Ригидные дети склонны фиксироваться на отрицательных переживаниях, долго помнят обиды, их трудно успокоить, отвлечь.
Экстравертность — интровертностьхарактеризует степень открытости человека миру и контактность. Экстраверты доверчивы и открыты, у них широкий круг общения, которое, однако, носит несколько поверхностный характер. Экстравертные дети легко и быстро приобретают новые двигательные навыки, меньше подвержены эмоциональному стрессу, склонны к риску. Они спокойнее переносят насмешки и критику, чем отсутствие внимания. Экстраверты, как правило, более внушаемы и зачастую принимают чужую точку зрения. Они легко ориентируются в новой ситуации, быстро реагируют и действуют.
Интроверты, наоборот, настороженно относятся к любым изменениям, они с трудом привыкают к новым людям, в целом более пессимистично смотрят на мир. Для них характерна избирательность в общении. У интровертных детей обычно два-три близких друга, к которым они очень привязаны и мнением которых дорожат. Такие ребята производят впечатление чувствительных и застенчивых. За их внешней сдержанностью часто скрывается неуверенность в себе. Они скрытны, замкнуты, не любят делиться своими секретами, чаще всего играют в одиночку.
Ребенок-интроверт предпочитает деятельность, требующую сосредоточенного внимания и малой подвижности. Для него значимы прежде всего переживания, стремления, мысли и чувства, а не действия и поступки. Из-за склонности сдерживать свои эмоции взрослые часто считают интровертных детей неподатливыми и сложными. Особенно неблагоприятно для дошкольников этого типа, когда окружающие добиваются от них экстравертированного поведения. В этом случае увеличиваются тревожность и замкнутость, а экстравертность не развивается. При характеристике данного качества следует помнить, что врожденной является только степень открытости миру, а общительным или замкнутым ребенок становится под влиянием условий жизни. Немаловажную роль в формировании экстравертности (интровертности) играют индивидуальность родителей и их отношение к ребенку.
Экстрапунитивность — интрапунитивностьхарактеризует способ реакции человека на трудную ситуацию. Экстрапунитивные дети считают причиной своих неудач внешние обстоятельства и склонны полагаться на судьбу, а интрапунитивные люди, наоборот, рассчитывают только на себя и причины неуспеха видят в себе, а не в других. На базе этих психодинамических черт в течение жизни формируются такие качества личности, как агрессивность (на основе экстрапунитивности) и тревожность (на ос-новеинтрапунитивности), которые являются безоценочными и характеризуют не только самого человека, но и обстоятельства его жизни.
К приобретенным качествам личности относятся агрессивность, тревожность, эмотивность, самооценка и уровень притязаний.
Информация о работе Исследование психологических причин дезадаптации детей к условиям детского сада