Исследование психологических причин дезадаптации детей к условиям детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Пoэтому для многих родителей проблема адаптации маленького ребенка к детскому саду стоит достаточно остро. Так как ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специального психолого-педагогического сопровождения данного процесса может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.

Файлы: 1 файл

Дипломная Неволько.doc

— 662.00 Кб (Скачать файл)

Воспитатель должен установить контакт с ребенком в первый же день. Но если у ребенка не сформирован опыт общения с незнакомыми людьми, на все действия воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук, стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Ему нужно более длительное время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед воспитателем. Нервозность, слезы мешают ему правильно и быстро воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя.

В таком случае целесообразно разрешить маме побыть в группе. В ее присутствии ребенок успокаивается, страх перед незнакомым взрослым исчезает, ребенок начинает проявлять интерес к игрушкам. Мать должна побуждать его обратиться к воспитателю, попросить игрушку, сказать, какая тетя хорошая, добрая, как она любит детей, играет с ними, кормит. Воспитатель подтверждает это своими действиями: ласково обращается к малышу, дает игрушку, хвалит его костюм, показывает что-то интересное в группе и т.п. [81,С 19-20].

Воспитателю необходимо знать, что содержание потребности детей в общении в процессе привыкания к детскому саду качественно изменяется. Поэтому именно знание содержания потребностей ребенка в общении является тем ключиком, с помощью которого можно определить характер педагогических воздействий на него в адаптационный период.

 Изменение содержания  потребности в общении в период привыкания протекает примерно в рамках трех этапов:

I этап – потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем;

II этап – потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем;

III этап – потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях.

От того, насколько правильно воспитатель определит потребность, обуславливающую поведение ребенка, создаст необходимые условия, способствующие удовлетворению потребности, будет зависеть характер и продолжительность адаптации ребенка. Если воспитатель не принимает во внимание, какие потребности определяют поведение ребенка, педагогические воздействия его будут бессистемными, случайными по характеру.

К сожалению, воспитатель иногда не придает значения организации общения, поэтому часто оно протекает стихийно. Воспитатели учат ребенка играть, учиться, трудиться и очень редко учат его общаться.[82].

Расширение содержания общения тесно связано с развитием предметно-игровой деятельности у детей. В процессе сотрудничества со взрослым ребенок овладевает сначала отдельными действиями с предметами, а в дальнейшем, при многократном упражнении в них под руководством взрослого, формируется самостоятельная предметная деятельность. В игре ребенок учится соответствовать определенным требованиям, осознает смысл игровых действий, обретает способность к проявлению игровой инициативы; именно в игре дошкольник начинает предъявлять определенные нормативные требования к самому себе и другим детям[83].

Таким образом, воспитатель должен учитывать уровень сформированности предметно-игровых действий детей, как и их готовность к общению в действии со взрослыми и с детьми в группе.

Возрастные особенности, возможности детей, показатели, определяющие, необходимо знать. Но следует учитывать и индивидуальные особенности ребенка.

Игнорирование воспитателем особенностей типов нервной системы ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению может привести к осложнению в его поведении. Например, строгость к детям не уверенным, малообщительным вызывает у них слезы, нежелание находиться в детском саду. Резкий тон обращения вызывает у легко возбудимых детей излишнее возбуждение, непослушание.

В разных ситуациях один и тот же малыш может повести себя по-разному, особенно в период адаптации. Бывает, даже спокойный и общительный ребенок при расставании с близкими начинает плакать и проситься домой, нелегко привыкает к новым требованиям.

Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек также приобретает индивидуальный характер. Незнание привычек ребенка значительно осложняет работу воспитателя. Его педагогические воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не дают необходимого результата. Все привычки и навыки каждого вновь поступившего ребенка сразу узнать трудно, да они и не всегда проявляются в новых условиях. Воспитателю необходимо помнить, что ребенок раннего возраста, имеющий необходимые навыки, не всегда может перенести их в новую обстановку, ему необходима помощь взрослого.

В домашних условиях ребенок привыкает к характеру применяемых педагогических воздействий, выраженных не только спокойным ровным тоном, но и в тоне строгой требовательности. Тем не менее, строгий тон воспитателя или няни может вызвать испуг. И наоборот, ребенок, привыкший к громким раздраженным указаниям, не всегда выполнит тихие спокойные указания воспитателя.

Несмотря на то, что режимы дня для детей разного возраста, рекомендуемые “Программой воспитания в детском саду”, научно обоснованы, все же так называемый возрастной режим дня отдельных детей необходимо изменять. Показателем к этому является поведение и самочувствие малыша [84,С 16-17].

Иногда срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности – неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения [85,С 9-10].Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.

Следовательно,  условиями успешности адаптации детей дошкольного возраста к детскому саду являются:

  1. Взаимное сотрудничество семьи и детского учреждения;
  2. Правильный режим дня;
  3. Учет потребностей ребенка в общении;
  4. Правильная организация деятельности ребенка;
  5. Учет индивидуальных особенностей личности ребенка:
  6. Учет возрастных особенностей ребенка;
  7. Состояние психического здоровья ребенка;
  8. Состояние физического здоровья ребенка;
  9. Личность воспитателя(заботливость, внимание к людям, доброту).
  10. Морально-психологическая атмосфера в детском коллективе.

Опираясь на  результаты анализа по проблеме адаптации детей к условиям детского сада, мы выделили основные причины и их составляющие, влияющие на психологическую дезадаптацию к  новым условиям. указанные в таблице 2.

 

Таблица №2

Причины и их составляющие влияющие на психологическую дезадаптацию детей к условиям детского сада

Причина

Составляющие

Нейропсихологические причины

Повреждение нервной системы, возникающих еще в утробе матери или во время родов, психические заболевания у родителей и близких родственников, перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга, неблагоприятная наследственность.

Педагогические причины

Воспитание в неблагополучной семье, режим дня, гиперопека родителей или чрезмерно строгое воспитание, особенности внутрисемейных отношений; уровень владения этическими эталонами, личность воспитателя, неправильная организация процесса адаптации детей к условиям  ДОУ.

Психологические причины

ЗПР, психологические травмы, стрессы, индивидуально-психологические особенности (особенности познавательной, мотивационной, эмоциональной  сфер и т.д.), уровень сформированности опыта общения.


 

Таким образом, проведенный анализ по проблеме психологической адаптации детей к условиям детского сада позволил сделать следующие выводы: поступление ребенка в детский сад связано с изменением социальной ситуации развития, расширением круга общения, появлением новых требований  - все это  создает стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к различным психическим и соматическим заболеванием. В дезадаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада мы выделили следующие причины: нейропсихологические, педагогические и психологические.  В процессе адаптации  ребенок не только приспосабливается к новой ситуации, но и на основе сформированных ранее психологических качеств трансформирует воздействие среды и вырабатывает определенную внутреннюю позицию по отношению к ней. Критерием адаптированности ребенка является «психологическое благополучие». Различают три степени адаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада: легкую, среднюю и тяжелую. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций. Важным условием успешности адаптации детей к ДОУ является  совместное сотрудничество семьи и детского учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

II Экспериментальное исследование по изучению психологических причин дезадаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада

 

2.1. Организация  и методы исследования

Предпосылкой проведения исследования по теме «Психологические причины дезадаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада» послужило отсутствие системного изучения проблемы дезадаптации детей к новым условиям.

Теоретический анализ по проблеме дезадаптации детей к новым условиям показал, что поступление ребенка в детский сад связано с изменением социальной ситуации развития, расширением круга общения, появлением новых требований  - все это  создает стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к  различным психическим и соматическим заболеванием.

Психологические причины, лежащие в основе дезадаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада, большинство исследователей связывают с задержкой психического развития.

Однако, существующие исследования носят в основном выраженную одностороннюю концептуальную направленность, поскольку выполняется в контексте определенной психологической концепции.

Многие трудности в адаптации к условиям детского сада образуют своего рода «порочный круг», в котором каждый нежелательный фактор вначале вызывается внешними обстоятельствами, а затем порождает другие нежелательные факторы, поэтому мы считаем, что  нужно искать не одну, а несколько причин дезадаптации каждого конкретного ребенка и стремиться устранить каждую из них. Нужно помнить, что нормальному, здоровому ребенку всегда можно помочь, его можно и нужно научить адаптироваться к новым условиям.

В соответствии с поставленной целью и задачами, направленными на исследовании психологических причин дезадаптации детей к условиям детского сада, была составлена следующая программа исследования:

На первом этапе исследования – выделение двух групп: контрольной и экспериментальной, по признакам адаптированности/дезадаптированности.   Для решения задач исследования, связанных с дифференцированием характера процесса адаптации  и установлением психологических  причин в проявлениях у испытуемых с разной степенью адаптации, мы рассматриваем две категории испытуемых: дети, с тяжелой степенью адаптации и дети, с легкой степенью адаптации. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций.

В контрольную группу – вошли дети, в количестве 15 человек с легкой степенью адаптации.

А в экспериментальную – дети, с тяжелой степенью адаптации.

На втором этапе – исследование психологических причин дезадаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада.  Для проверки гипотезы исследования была использована организационная схема, в которой экспериментальная и контрольная группы подверглись тестированию в ходе адаптационного процесса. Использование тестирования позволило выделить психологические особенности испытуемых экспериментальной и контрольной групп, а также позволило определить влияние индивидуально-психологических особенностей у испытуемых на  процесс адаптации.

Третий этап – анализ полученных результатов, их интерпретация.

Четвертый этап – разработка конкретных адресных рекомендаций по результатам теоретического анализа и собственно эмпирического.

Экспериментальное исследование проводилось нами в течении педагогической практики (включая период пилотажного исследования).

Объект исследования: процесс дезадаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада.

Предмет исследования: психологические причины дезадаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада.

Мы придерживались рабочей гипотезы, что дезадаптация детей дошкольного возраста к условиям детского сада обуславливается уровнем психического развития ребенка.

База исследования: ГККП  «Детский сад ?

I этап исследования – Цель: выделить две группы исследования контрольную и экспериментальную, по признакам адаптированности и дезадаптированности.

 В процессе данного  этапа нами было проведено  исследование по выявлению детей с успешной адаптации и неуспешной. Для диагностики психологических причин дезадаптации у детей дошкольного возраста  применялись следующие методы:

1. Изучение документов – при изучении документов нами особое внимание уделялось таким сведениям как: психические заболевания у родителей, перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга, наблюдение в психоневрологическом диспансере, недержание мочи, воспитание  в неблагополучной семье, наличие задержки психического развития. Это позволило нам получить косвенные причины дезадаптации.

2.Наблюдение – этот  метод  предполагает целенаправленное  систематическое изыскание и  фиксацию проявлений психологических свойств и процессов. В качестве критериев индивидуально-личностных характеристик у дошкольников, мы разработали лист психологической адаптации ребенка, включающий следующие параметры: эмоциональное состояние, социальные контакты с детьми, социальные контакты со взрослыми, познавательная и игровая деятельность, реакция на изменение привычной реакции.(Приложение А).

Информация о работе Исследование психологических причин дезадаптации детей к условиям детского сада