Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 14:11, курсовая работа
Пoэтому для многих родителей проблема адаптации маленького ребенка к детскому саду стоит достаточно остро. Так как ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специального психолого-педагогического сопровождения данного процесса может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.
Воспитатель должен установить контакт с ребенком в первый же день. Но если у ребенка не сформирован опыт общения с незнакомыми людьми, на все действия воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук, стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Ему нужно более длительное время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед воспитателем. Нервозность, слезы мешают ему правильно и быстро воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя.
В таком случае целесообразно разрешить маме побыть в группе. В ее присутствии ребенок успокаивается, страх перед незнакомым взрослым исчезает, ребенок начинает проявлять интерес к игрушкам. Мать должна побуждать его обратиться к воспитателю, попросить игрушку, сказать, какая тетя хорошая, добрая, как она любит детей, играет с ними, кормит. Воспитатель подтверждает это своими действиями: ласково обращается к малышу, дает игрушку, хвалит его костюм, показывает что-то интересное в группе и т.п. [81,С 19-20].
Воспитателю необходимо знать, что содержание потребности детей в общении в процессе привыкания к детскому саду качественно изменяется. Поэтому именно знание содержания потребностей ребенка в общении является тем ключиком, с помощью которого можно определить характер педагогических воздействий на него в адаптационный период.
Изменение содержания потребности в общении в период привыкания протекает примерно в рамках трех этапов:
I этап – потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем;
II этап – потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем;
III этап – потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях.
От того, насколько правильно воспитатель определит потребность, обуславливающую поведение ребенка, создаст необходимые условия, способствующие удовлетворению потребности, будет зависеть характер и продолжительность адаптации ребенка. Если воспитатель не принимает во внимание, какие потребности определяют поведение ребенка, педагогические воздействия его будут бессистемными, случайными по характеру.
К сожалению, воспитатель иногда не придает значения организации общения, поэтому часто оно протекает стихийно. Воспитатели учат ребенка играть, учиться, трудиться и очень редко учат его общаться.[82].
Расширение содержания общения тесно связано с развитием предметно-игровой деятельности у детей. В процессе сотрудничества со взрослым ребенок овладевает сначала отдельными действиями с предметами, а в дальнейшем, при многократном упражнении в них под руководством взрослого, формируется самостоятельная предметная деятельность. В игре ребенок учится соответствовать определенным требованиям, осознает смысл игровых действий, обретает способность к проявлению игровой инициативы; именно в игре дошкольник начинает предъявлять определенные нормативные требования к самому себе и другим детям[83].
Таким образом, воспитатель должен учитывать уровень сформированности предметно-игровых действий детей, как и их готовность к общению в действии со взрослыми и с детьми в группе.
Возрастные особенности, возможности детей, показатели, определяющие, необходимо знать. Но следует учитывать и индивидуальные особенности ребенка.
Игнорирование воспитателем особенностей типов нервной системы ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению может привести к осложнению в его поведении. Например, строгость к детям не уверенным, малообщительным вызывает у них слезы, нежелание находиться в детском саду. Резкий тон обращения вызывает у легко возбудимых детей излишнее возбуждение, непослушание.
В разных ситуациях один и тот же малыш может повести себя по-разному, особенно в период адаптации. Бывает, даже спокойный и общительный ребенок при расставании с близкими начинает плакать и проситься домой, нелегко привыкает к новым требованиям.
Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек также приобретает индивидуальный характер. Незнание привычек ребенка значительно осложняет работу воспитателя. Его педагогические воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не дают необходимого результата. Все привычки и навыки каждого вновь поступившего ребенка сразу узнать трудно, да они и не всегда проявляются в новых условиях. Воспитателю необходимо помнить, что ребенок раннего возраста, имеющий необходимые навыки, не всегда может перенести их в новую обстановку, ему необходима помощь взрослого.
В домашних условиях ребенок привыкает к характеру применяемых педагогических воздействий, выраженных не только спокойным ровным тоном, но и в тоне строгой требовательности. Тем не менее, строгий тон воспитателя или няни может вызвать испуг. И наоборот, ребенок, привыкший к громким раздраженным указаниям, не всегда выполнит тихие спокойные указания воспитателя.
Несмотря на то, что режимы дня для детей разного возраста, рекомендуемые “Программой воспитания в детском саду”, научно обоснованы, все же так называемый возрастной режим дня отдельных детей необходимо изменять. Показателем к этому является поведение и самочувствие малыша [84,С 16-17].
Иногда срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности – неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения [85,С 9-10].Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.
Следовательно, условиями успешности адаптации детей дошкольного возраста к детскому саду являются:
Опираясь на результаты анализа по проблеме адаптации детей к условиям детского сада, мы выделили основные причины и их составляющие, влияющие на психологическую дезадаптацию к новым условиям. указанные в таблице 2.
Таблица №2
Причины и их составляющие влияющие на психологическую дезадаптацию детей к условиям детского сада
Причина |
Составляющие |
Нейропсихологические причины |
Повреждение нервной системы, возникающих еще в утробе матери или во время родов, психические заболевания у родителей и близких родственников, перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга, неблагоприятная наследственность. |
Педагогические причины |
Воспитание в неблагополучной семье, режим дня, гиперопека родителей или чрезмерно строгое воспитание, особенности внутрисемейных отношений; уровень владения этическими эталонами, личность воспитателя, неправильная организация процесса адаптации детей к условиям ДОУ. |
Психологические причины |
ЗПР, психологические травмы, стрессы, индивидуально-психологические особенности (особенности познавательной, мотивационной, эмоциональной сфер и т.д.), уровень сформированности опыта общения. |
Таким образом, проведенный анализ по проблеме психологической адаптации детей к условиям детского сада позволил сделать следующие выводы: поступление ребенка в детский сад связано с изменением социальной ситуации развития, расширением круга общения, появлением новых требований - все это создает стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к различным психическим и соматическим заболеванием. В дезадаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада мы выделили следующие причины: нейропсихологические, педагогические и психологические. В процессе адаптации ребенок не только приспосабливается к новой ситуации, но и на основе сформированных ранее психологических качеств трансформирует воздействие среды и вырабатывает определенную внутреннюю позицию по отношению к ней. Критерием адаптированности ребенка является «психологическое благополучие». Различают три степени адаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада: легкую, среднюю и тяжелую. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций. Важным условием успешности адаптации детей к ДОУ является совместное сотрудничество семьи и детского учреждения.
II Экспериментальное исследование по изучению психологических причин дезадаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада
2.1. Организация и методы исследования
Предпосылкой проведения исследования по теме «Психологические причины дезадаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада» послужило отсутствие системного изучения проблемы дезадаптации детей к новым условиям.
Теоретический анализ по проблеме дезадаптации детей к новым условиям показал, что поступление ребенка в детский сад связано с изменением социальной ситуации развития, расширением круга общения, появлением новых требований - все это создает стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к различным психическим и соматическим заболеванием.
Психологические причины, лежащие в основе дезадаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада, большинство исследователей связывают с задержкой психического развития.
Однако, существующие исследования носят в основном выраженную одностороннюю концептуальную направленность, поскольку выполняется в контексте определенной психологической концепции.
Многие трудности в адаптации к условиям детского сада образуют своего рода «порочный круг», в котором каждый нежелательный фактор вначале вызывается внешними обстоятельствами, а затем порождает другие нежелательные факторы, поэтому мы считаем, что нужно искать не одну, а несколько причин дезадаптации каждого конкретного ребенка и стремиться устранить каждую из них. Нужно помнить, что нормальному, здоровому ребенку всегда можно помочь, его можно и нужно научить адаптироваться к новым условиям.
В соответствии с поставленной целью и задачами, направленными на исследовании психологических причин дезадаптации детей к условиям детского сада, была составлена следующая программа исследования:
На первом этапе исследования – выделение
двух групп: контрольной и экспериментальной,
по признакам адаптированности/
В контрольную группу – вошли дети, в количестве 15 человек с легкой степенью адаптации.
А в экспериментальную – дети, с тяжелой степенью адаптации.
На втором этапе – исследование психологических причин дезадаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада. Для проверки гипотезы исследования была использована организационная схема, в которой экспериментальная и контрольная группы подверглись тестированию в ходе адаптационного процесса. Использование тестирования позволило выделить психологические особенности испытуемых экспериментальной и контрольной групп, а также позволило определить влияние индивидуально-психологических особенностей у испытуемых на процесс адаптации.
Третий этап – анализ полученных результатов, их интерпретация.
Четвертый этап – разработка конкретных адресных рекомендаций по результатам теоретического анализа и собственно эмпирического.
Экспериментальное исследование проводилось нами в течении педагогической практики (включая период пилотажного исследования).
Объект исследования: процесс дезадаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада.
Предмет исследования: психологические причины дезадаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада.
Мы придерживались рабочей гипотезы, что дезадаптация детей дошкольного возраста к условиям детского сада обуславливается уровнем психического развития ребенка.
База исследования: ГККП «Детский сад ?
I этап исследования – Цель: выделить две группы исследования контрольную и экспериментальную, по признакам адаптированности и дезадаптированности.
В процессе данного
этапа нами было проведено
исследование по выявлению дете
1. Изучение документов – при изучении документов нами особое внимание уделялось таким сведениям как: психические заболевания у родителей, перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга, наблюдение в психоневрологическом диспансере, недержание мочи, воспитание в неблагополучной семье, наличие задержки психического развития. Это позволило нам получить косвенные причины дезадаптации.
2.Наблюдение – этот
метод предполагает целенаправленное
систематическое изыскание и
фиксацию проявлений
Информация о работе Исследование психологических причин дезадаптации детей к условиям детского сада